Ольга Гусева: «Ищите простые радости в повседневной жизни»

В гостях у проекта «Дорогами Души» – старший комиссар Владимирского областного педагогического отряда «Родник» Ольга Гусева   

Ольга Гусева«Меня зовут Ольга Гусева, живу и работаю в городе Владимире.

Удивительно, моя профессия и любимое дело совпадают − Дворец детского юношеского творчества стал основной работой, педагогический отряд «Родник» − местом дружбы, творчества и вдохновения.

Это большое счастье − быть частью процесса: проектировать педагогически обоснованную реальность, поддерживать и вдохновлять комиссарский отряд, учиться вместе с детьми, быть причастным к той истории, которую годами создавали люди лагеря «Искателя» и отряда «Родник».

Видеть результат работы коллектива, быть вовлеченным в яркое творчество, погруженным в особую атмосферу искренности и дружбы. Это ли не то самое, что побуждает нас носить синюю форму и возвращаться в наши смены − летние, зимние, искательские?» 

Небольшое пояснение. Мы с Ольгой беседовали больше часа, поэтому интервью получилось достаточно объёмным. Договорились разделить его на две части и выложить в двух форматах − в аудиозаписи и в текстовой версии. 

В первой части мы затронули вопросы, связанные с воспитанием и дополнительным образованием современных детей. Вторая часть интервью, которая будет опубликована позже, посвящена работе педагогического отряда «Родник» и лагерю «Искатель». 

Некоторые вопросы и ответы тесно переплетаются с другими материалами нашего проекта. Поэтому в текстовой версии интервью сделаны вставки и даны ссылки на соответствующие тематические публикации. 

_____________________________

− Ольга, добрый день! Я рада приветствовать Вас на своем авторском проекте «Дорогами Души» в Международный день защиты детей. У вас огромный опыт работы с ребятами в самых разных сферах и форматах. Об этом мне и хотелось бы с Вами сегодня побеседовать.

Истоки

Аудиоверсия

Текстовая версия

1. Что повлияло на Ваш выбор стать педагогом?

Мне кажется, я хотела стать педагогом всегда. Но не могу сказать, чтобы кто-то мне говорил: «Ты обязательно станешь педагогом». Я из педагогической семьи: мои прабабушка и прадедушка были учителями. Прадедушка был директором школы, прабабушка – учителем русского языка и литературы. Моя тётя – воспитатель и всю жизнь проработала в этой сфере. Тётя моего папы была учителем начальных классов. Наверное, с детства я мечтала быть учителем. 

Школа

Но это, скорее, была не такая мечта, как «я полечу в космос», а просто внутреннее ощущение. После девятого класса я поступила в Педагогический лицей. Мне очень нравился гуманитарный цикл, но я не прошла по конкурсу на профиль «Русский язык и литература».

И я уговорила преподавателя, который набирал ещё одну группу, физико-математическую, дать мне шанс. Я написала контрольную на «четвёрку» − не знала только одну теорему по геометрии, мы её не проходили в школе, − и меня приняли в физико-математический класс. Поэтому старшую школу я заканчивала не по гуманитарному профилю, как мне хотелось, а по математическому. 

Обучение было классным, интересным. Помимо профильных предметов, мы посещали и занятия в школе, нам давали возможность побыть на уроках и часть уроков провести самим. Мы были также во Дворце творчества и здесь с нами занимались педагоги по танцам, по декоративно-прикладному творчеству, по навыкам общения. Это была целая суббота! 

В Педагогическом лицее были творческие вечера, «Посвящение в лицеисты». Там работали замечательные педагоги. Мне кажется, атмосферу школы и учебного заведения создают всё-таки педагоги. И после окончания нашего лицея уже окончательно было принято решение о том, куда пойти дальше.   

2. Вы окончили Владимирский государственный педагогический университет по специальности «Социальная педагогика». Чем Вас привлекла именно эта сфера педагогики?

Вы знаете, она тоже вошла в мою жизнь случайно. Я готовилась поступать на факультет иностранных языков. После подготовительных курсов у нас была возможность сдать экзамен раньше основного потока. Иностранный язык сдала на «восьмёрку». Результат по русскому языку был очень хорошим, но тогда нужна была «девятка» или «десятка» для языкового факультета, поскольку был очень большой конкурс. 

И когда мой труд − очень серьёзный, очень весомый и большой − оказался таким неуспешным, я была весьма категорична. Все английские учебники были выброшены. Во второй раз я сдавать экзамены не пошла и осталась в Педагогическом лицее, потому что это была одна из ступеней Педагогического колледжа. Там открывался новый курс «Социальная педагогика и психология». 

Тогда я не очень хорошо понимала, что такое социальная педагогика и психология. Но осталась учиться, потому что у меня были сданы русский язык и литература в качестве выпускных экзаменов. И я не пожалела, поскольку социальная педагогика и психология это достаточно широкая сфера, которая мне интересна до сих пор. Она помогает ответить на многие вопросы, охватывает и социальную работу, и взаимодействие с организациями и учреждениями. 

Наставник

Вообще социальный педагог это проводник между ребёнком (или родителями, семьёй) и обществом. А проблематика, лежащая в этом взаимодействии, может быть самой разной. Это могут быть дети и одарённые, и оставшиеся без попечения родителей, и испытывающие сложности в общении со сверстниками. 

В нынешней школе таких ребят называют неблагополучными. Просто сегодня социального педагога воспринимают как человека, который взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних или решает судьбу неблагополучного ребёнка. 

Но за этими гранями лежит более серьёзная и многоаспектная работа. Она больше развита в зарубежных странах. У нас социальный педагог один, а проблем очень много. Поэтому он решает ту проблему, которая наиболее актуальна на данный момент. 

Так вот, я закончила обучение в Педагогическом колледже и поступила в университет на факультет социальной педагогики и психологии. Раньше была возможность пойти из колледжа сразу же на третий курс вуза. К сожалению, когда я заканчивала колледж, этой опции уже не было. Поэтому я поступила на первый курс на общих основаниях и сдавала математику, как все. Кстати, она мне тоже очень пригодилась. 

Представляете, тогда сдавали математику, писали контрольную, хотя факультет социальной педагогики и психологии. Почему мы сдавали этот предмет? Потому что была статистика. Кстати, классная дисциплина, сейчас она очень помогает в жизни. И студенты, которые учились на этом факультете, прекрасно понимают, как все тесты устроены. 

Учиться было очень интересно. Я до сих пор учусь. Кроме факультета социальной педагогики и психологии, я закончила Высшую школу экономики в Нижегородском университете. Там как раз был профиль «Дополнительное образование» и школа, то есть нас учили управлять качеством образования в этих направлениях. Было здорово, интересно, содержательно. 

Ольга Гусева (магистр)

И я рада, что иностранный язык мне тоже пригодился. Он не ушёл от меня, потому что, будучи студенткой, я участвовала во многих международных проектах, изучала социальную работу за границей. Пообщаться с экспертами Совета Европы, увидеть Лондон, Ливерпуль, Берлин − это здорово! 

Иностранный язык мне в этом очень помогал, потому что все реалии, которые есть в нашей стране, я могла легко объяснить на иностранном языке, сохраняя наши ценностные смыслы. Без знания языка это невозможно.  Когда ты чувствуешь язык, ты можешь достоверно перевести и «приюты», и «детские дома» − это же разные учреждения! И, возможно, за границей таких аналогов нет, и язык мне в этом помогал.  

Поэтому мой непростой путь к социальной педагогике и психологии через тернии привёл меня туда, куда привёл. Сегодняшних ребят, которые, возможно, готовятся поступать в университет, хочу приободрить. Не бойтесь, судьба она такая − неизвестно, куда приведёт. И все знания, которые у вас есть, вам обязательно пригодятся.

Вот уже много лет Ольга является старшим комиссаром во Владимирском областном педагогическом отряде «Родник». Отряд работает в «Искателе», профильном лагере для одарённых детей.

3. Когда и каким образом Вы сами познакомились с «Искателем»?  

А вот тогда, в Педагогическом лицее, где я училась в 10-11 классах, нас отправляли на профильную смену в профильную Школу педагогики и психологии. Я была участницей этой смены и познакомилась с миром «Искателя». 

Смена а в лагереПубликация в газете

Тогда в «Искатель» можно было поехать только до 16 лет.  Поэтому у меня в качестве ребёнка была всего лишь одна смена. Это сегодня у ребят есть возможность приезжать в «Искатель» до 18 лет.

О детях и для детей 

Аудиоверсия

Текстовая версия

4. На Ваш взгляд, в чём основная разница между современными подростками и их сверстниками, которые жили лет 10-15 тому назад?

Мне кажется, современных детей очень сложно удивить. Они живут в мире, где есть всё. Они родились в нулевых, после нулевых, то есть уже в то время, когда был Интернет и достаточно широко открыты границы. Они путешествовали с родителями уже с малых лет. Они могут получить любую информацию. 

Мы раньше ходили в библиотеку, чтобы отксерокопировать страницу книги. Раньше мы в очереди за книгой стояли. Сегодня такое многообразие информации! Возможности, которые есть у нынешних детей, совершенно несоизмеримы с теми возможностями, которые были у ребят двадцать лет тому назад. 

Книги

А они по-прежнему дети − искренние, любознательные, они по-прежнему растут. Это их объединяет сегодня. Но, на мой взгляд, они более ранимые, требуют больше заботы о них. В прежние годы было больше риска и авантюризма, но и больше безопасности. Если раньше родители отпускали детей одних гулять, то сегодня это невозможно. 

Раньше дети бОльшую часть времени были предоставлены самим себе, могли сами себя развлекать и находить какое-то интересное дело. Если посмотреть советские детские фильмы, то мы увидим, сколько там происходит приключений у детей, начиная с возраста младшей школы. Сегодня такое просто невозможно в силу того, что изменился мир. 

И нам, взрослым, об этом необходимо помнить. Я уже не говорю о том, что есть личностные особенности детей. Сейчас выделяют «поколение Z», «поколение миллениалов» и так далее. Они все описаны, там есть очень много интересных моментов, которые больше интересны педагогам-практикам или психологам. 

И безопасности сегодня необходимо учиться. Её нужно широко рассматривать. Например, как не попасть на тех же мошенников. А от мошенничества идёт вопрос доверия к людям − кому можно доверять, а кому нельзя. Какому взрослому мы сегодня доверяем, а какому − нет?

Какую профессию выбрать в сегодняшнем мире? Раньше их было условно десять. А сегодня профессии настолько меняются, даже создан «Атлас новых профессий», который каждые три года обновляется. 

Советую почитать

Несколько лет тому назад мне довелось побывать в одном из детских профориентационных центров. У нас на проекте опубликован очерк, посвящённый детскому городу мастеров «Мастерславль» в Белгороде. Там создан самый настоящий мини-городок, где ребята могут попробовать себя в различных профессиях. 

Мастерславль

Мне кажется, сегодняшним детям, с одной стороны, легче, но, с другой стороны, сложнее. У нас всё было очень коротко и пути для выбора были более ограниченными. Сегодня это многообразие выбора заставляет быть сильным, уверенным. 

Наш лагерь «Искатель» как раз учит находить свой стержень, чтобы тебя с пути, который ты выбрал, ничто не могло увести. Чтобы ты не зависел от мнения окружающих. Чтобы ты знал, что ты хороший; хороший не в плане лучший, а в том, что ты веришь в себя и знаешь свою ценность для этого мира. Поэтому в «Искателе» мы и стараемся, чтобы ребёнок вот с этой «прививкой» шёл по жизни дальше. Так что лагерь это своеобразная профилактика для жизненных трудностей.  

5. Вы работаете заместителем директора во Дворце детского юношеского творчества во Владимире. У вас во Дворце представлена широкая палитра кружков и секций для детей. Какие увлечения сейчас особо популярны среди детей и подростков? Чем они занимаются, чем интересуются?

Дети, как и много лет назад, любят танцевать, петь, вышивать, создавать игрушки. Наверное, очень сложно выбрать популярные направления. Конечно же, они есть. 

На мой взгляд, мы должны говорить здесь о педагоге − насколько он Мастер, насколько он может увлечь своим предметом. Ведь педагог дополнительного образования это, скорее, призвание. У нас не учат на педагога дополнительного образования. Люди просто получают профиль, например, «Актёрское мастерство» или «Декоративно-прикладное творчество».

Палитра

Например, при обучении на программирование или инженерные специальности человека не учат преподавать эти дисциплины. Человека не учат тому, что он будет обучать конструированию дронов. Поэтому многие приходят сюда, получая дополнительное образование. У них в дипломе будет стоять, например, «Учитель математики» или «Педагог по театру», «Режиссёр» − и рядом «Педагог дополнительного образования». 

Люди, которые приходят в систему дополнительного образования, это как раз Мастера своего хобби, как бы это ни звучало. Плюс у них сильная педагогическая компетенция, потому что они должны увлечь ребёнка и научить самому предмету. 

Ты можешь быть классным резчиком по дереву. Но если у тебя нет коммуникации с детьми, если ты не можешь разложить свой предмет на шаги и проконтролировать его выполнение ребёнком, ты не получишь профессию «Педагог дополнительного образования» по факту нахождения в этой должности. Ты замечательный мастер, но научить и увлечь ты не можешь. 

Поэтому во Дворце сегодня работает коллектив людей, которые любят то, что они делают. К ним идут дети. И это самое главное и ценное, что у нас есть − Мастера своего дела. 

С коллегами

В качестве нового направления сейчас популярно техническое творчество. Мальчишки всегда любили конструировать, только сегодня у них игрушки поменялись: всё летает, всё двигается. Но здесь они собирают сами, поэтому во Дворце очень популярна робототехника. 

Наши ребята делают изумительный по своей преемственности проект. Они взяли из музея тестового робота, который был сделан когда-то и стоял, как макет из фанеры серого цвета. Мальчишки перенесли его в кабинет робототехники и сейчас он у них светится. У робота появился экран, а на экране может появляться всё, что угодно, от расписания автобусов до прогноза погоды. Мальчишки делают вот такой проект, для того, чтобы увидеть: оказывается, много лет назад ребята мечтали, чтобы роботы были, а сегодня мы уже можем их оживить.

Так же интересно и увлекательно работают педагоги в Зимнем саду. Они сделали интересный проект с павловопосадским платком: какие растения и почему художники изобразили на ткани? То есть, дети перенесли свои знания биологии в область художественного творчества. 

Можно долго рассказывать и про наши образцовые коллективы, которые идеально, красиво, очень эффектно поют на сцене, умеют танцевать и преподносить себя на многих конкурсных площадках.  

На мой взгляд, сегодня Дворец это место притяжения для школьников, где каждый может найти дело по душе. Именно Дворец должен стать популярным местом, где ты хочешь творить. И когда ты научился что-то делать, тебе легко даётся многое. 

ДТЮ

Любой творческий труд, как и спорт, это, прежде всего, дисциплина и характер. Здесь ребята учатся терпению. Ведь игрушка не сошьётся за одно занятие. Нужно сначала её придумать, потом раскроить, подобрать материалы. Этой терпеливости, трудолюбии учатся на занятиях дополнительного образования. 

А сегодняшние дети хотят всё сделать скорее, быстрее, чтобы получить результат. Как раз дар педагога и заключается в том, чтобы объяснить, что быстро мы можем только скомкать комочек из бумаги. Да, у тебя получилось, но тебе же это не нравится? А для того, чтобы это получилось, нужно приложить труд. 

Иностранные языки, программирование, шахматы − вот это любят дети, потому что педагоги очень талантливые. Ребята приходят к нам петь, рисовать. Мне даже сложно сказать, что у нас не популярно. Всё зависит от педагога, от его харизмы, от его предмета и желания коммуницировать с детьми, чтобы они бежали на занятия. Вот это самое ценное.      

Шахматы

6. В России неоднократно поднимался вопрос о создании или воссоздании общероссийской детской организации наподобие пионерской. Как Вы считаете, насколько это актуально? Какие смыслы и идеи эта организация должна нести, чтобы функционировать не просто формально, а поддерживать интерес ребят?

Мне кажется, организация для детей должна быть, потому что ребят нужно мотивировать. Им нужно показывать, что есть в мире и куда свою неуёмную энергию детского возраста можно направить. 

Кроме того, все дети разные. Один любит рисовать, другой − танцевать, третий − заниматься спортом. И вот такая организация, которая объединила бы все разноплановые направления творческого многообразия детства, сейчас есть. 

Это «Российское движение детей и молодёжи». Во Дворце первичное отделение этой организации открыто 11 мая. В каждой школе нашего города и региона открываются первичные отделения. О самой организации можно почитать на официальном сайте и в группах в социальных сетях. 

В ней запрограммирована большая преемственность опыта, который был в предыдущих детских и молодёжных организациях, в том числе и пионерской. Но также и возможность поучаствовать и найти дело по душе в глобальном всероссийском масштабе, начиная с малого. Внести свой вклад в то полезное дело, которое ты можешь сделать сегодня, как подрастающий маленький человек. 

Три полководца

Проектов и интересных форм работы − слёты, лагеря, программы, в том числе и обучающие, − как раз по линии «Российского движения детей и молодёжи» очень много. Конечно, нет смысла во всех них участвовать. Почему заложено такое многообразие? Чтобы все дети, которые чем-либо интересуются, могли найти себе дело по душе. 

Поэтому, если ты увлёкся медийным творчеством, там есть много интересных форм − от обучающих вебинаров «Как стать блогером» до возможности принять участие во всероссийском мероприятии, где можно вживую задать интересующие тебя вопросы и пообщаться с людьми, которые сегодня представлены в журналистике в более широком масштабе. 

Мне кажется, сегодня в нашей стране очень большое количество возможностей, которые открываются перед детьми через эту организацию. А вот точками входа для ребят в эту организацию как раз становятся педагоги. Они транслируют через самих себя свою внутреннюю позицию. Во-первых, это интерес к жизни. Во-вторых, своё отношение к тому, что происходит в обществе, в том числе в детской общественной организации. 

А дети это просто «считывают» и говорят, что нашему классному руководителю это нравится. Значит, и мне, возможно, понравится. А сам вопрос «нравится − не нравится» этот как раз вопрос первоначального принятия педагога. Если у педагога с ребёнком классный контакт, то ребёнка и легко воспитывать. 

С ребятами

Окружающим кажется, что воспитание идёт через увлечение ребёнка, через большое количество мероприятий, конкурсов и активностей. На самом деле, они лишь инструмент, потому что педагог и ребёнок это как раз взаимодействие тех душ или тех смыслов, которые возникают в простом привычном общении на уроке и за его пределами. А что мы дальше делаем и с помощью чего − это уже инструментарий. Самое главное это заинтересованность и желание быть с ребёнком искренним, настоящим, вместе думать и размышлять.        

7. Современная геополитическая ситуация чётко продемонстрировала важность исторического и патриотического воспитания. Однако ни для кого не секрет, что иногда выхолощенное, показательное патриотическое воспитание работает в обратную сторону. Те же дети моментально считывают фальшь, неискренность взрослых и желание что-то провести «для галочки». Как этого можно избежать?

Непростой вопрос. Если дело касается больших учреждений, таких, как школа, институт, учреждения дополнительного образования, то могу сказать, что мы работаем в огромном масштабе. У нас большое количество мероприятий, нормативных документов, планов, концепций. И это всё проходит через призму человека − директора, руководителя, учителя. 

А дальше идёт трансформация. Мы смотрим, как будем использовать эти документы в своей работе. И здесь возможность вдумчивого, грамотного проведения такого количества мероприятий позволяет многим детям принять в этих делах участие. Не обязательно вовлекать всех: кто-то принимает участие в одних мероприятиях, кто-то − в других. 

Георгиевская лента

Вообще воспитание и образование это же отложенные процессы. Мы не можем сказать, что сейчас мы воспитываем глубоко, широко, на сто процентов, на двести. Как это оценить? Это станет понятно, когда у человека появятся собственные дети или когда он станет взрослым. 

Не случайно говорят, что «учитель − профессия дальнего действия, самая главная на Земле». И не так просто жить в нынешних реалиях. Если ты, как человек, можешь сделать что-то хорошее, полезное и это зависит только от тебя, то сделай это. 

В лагере «Искатель» в короткой смене мы проводим творческие дела, как раз погружая ребёнка. Мы проводим подростка через его точку зрения, через его отношение. Мы вместе размышляем о том, что происходит. 

В этом году у нас будет творческое дело, которое так и называется − «Точка зрения». Оно будет идти вечером после военно-спортивной игры «Рубеж». Да, будет так называемая «война», будут играть «белые» или «красные». Ребята войдут в группы, которым нужно будет что-то «освободить». Сейчас игра разрабатывается и нет смысла говорить о её ходе. Есть просто сам факт, что она существует. 

Родина-Мать

А вечером после игры ребята как раз будут говорить о мире. Что такое мир? Что такое добро и справедливость? Что такое отношение человека к родному краю? Поэтому всё начинается с мелочей, которые в глобальном смысле ведут к пониманию того, как ты относишься к миру и к своей собственной жизни. 

Или в прошлом году мы проводили творческое дело «День города». И ребятам было предложено провести предполагаемый День города в своём родном городе. По жребию дети тянули названия городов Владимирской области − у нас же в лагере дети из области и городов Золотого кольца. 

И было задание: представьте, что вы выросли, стали мэром города и проводите День города. Мы посмотрели, как бы ребята сделали привлекательной территорию Петушков, Александрова, Мурома, Юрьев-Польского для тех, кто приехал к ним в качестве туриста. 

Предлагаю почитать

Памятник Илье МуромцуВ монастыре

У нас на проекте есть путевые очерки об интересных местах Владимирского края, в том числе о достопримечательностях Мурома и Юрьев-Польского

И наши дети, которым 15-16 лет, уже выдвигали достаточно креативные идеи. Например, у них был «Сад камней», в котором работал необычный человек, или достаточно нетривиальные площадки по активностям. Там были не только мастера, которые показывают своё искусство, но и очень любопытные активности, которые лежали за пределами обычной продажи украшений или игры «Дартс». Там сам «мэр», который был на Дне города и общался с горожанами, принимал активное участие в праздновании. 

Ведь вполне возможно, что через 15-20 лет эти ребята станут мэрами городов. И вот это заложенное в лагере − казалось бы, игровая программа, − заставляет задуматься: а в интересном ли месте я живу? Что мне хотелось бы в нём улучшить? Вот и есть то самое воспитание патриотизма.

Конечно, нам государство даёт нормативные документы и мы проводим большое количество мероприятий. Но до ребёнка «доходит» через простые вещи.

Дом ветерана

И уже потом, конечно, легко говорить, что, оказывается, есть такой документ, как Концепция воспитания в Российской Федерации, где все ценностные ориентиры и формулы заложены. «Мы это и так знаем» — говорят нам дети. Так ведь это всё воспитывается родителями, семьёй и школой. 

Любая история, любая философия должны где-то храниться. Это наследие, которое есть у нас. Пусть в формате заорганизованности, как мы говорим. Но, так или иначе, оно донесено до ребёнка. И вот как, с помощью чего мы будем жизненные ценности доносить − это задача педагогов и тех людей, которые работают в данной сфере.     

Позволю себе сделать небольшое отступление от вопросов интервью и привести пример из собственной преподавательской практики. 

Из личного опыта

Я работала преподавателем на историческом факультете Владимирского государственного педагогического университета. Вела базовые дисциплины и спецкурсы, связанные с методикой обучения истории. И студенты часто спрашивали: «Как объяснить детям, зачем им нужна история?».

Было понятно, что вопрос даже не о том, как мотивировать ребят. Скорее, самим студентам было важно уяснить, для чего они идут в школу преподавать историю. И однажды я им сказала: «Просто представьте, что в вашем классе сидит будущий президент России». 

Памятник во Владимире

В такие моменты приходит понимание, что наша задача, как учителей − заложить основы уже в пятом, в шестом, в девятом классе. Посадить «семена». Из них потом вырастут те самые ценности, на которые будет опираться целая страна под руководством этого человека. Мне кажется, данный пример очень созвучен тому, о чём мы только что говорили с Ольгой.

Да, это так. Мы же видим выпускников, которые прошли школу того же «Искателя». Мы видим, чем они сегодня занимаются, какими они стали людьми, что они транслируют. Они пишут в Интернете, как они делают свои проекты. Эта трансляция видна. 

Это взаимодействие друг с другом на абсолютно простых смысловых идеях доброты, честности, справедливости, высказывания своей точки зрения. Она может быть совершенно другой. Но ты уважительно относишься и к противоположной точке зрения; ты не конфликтуешь, а учишься аргументировать. Это тоже очень здорово.      

8. Вот уже более 70 лет ежегодно 1 июня мы отмечаем Международный день защиты детей. На Ваш взгляд, от чего сейчас в первую очередь нужно защищать наших детей?

От равнодушия взрослых. Мне кажется, это было во все времена. Вы не успеете оглянуться, а ребёнок уже займёт ваше место. Он перестанет быть ребёнком, потому что детство это очень короткий период времени. 

У нас рядом с Дворцом есть детская площадка. И часто можно наблюдать, что ребёнок играет на площадке, а мама сидит в телефоне. Конечно, это часть нашей жизни. А потом мама удивляется: почему нет контакта с ребёнком? Почему он мне перестал рассказывать, почему перестал доверять? И теперь он уже сам сидит в телефоне. 

Кстати, на эту тему много короткометражек. Вот это равнодушие и начинается с таких, казалось бы, пустяков. Или когда при любом плаче ребёнка ему дают в руки телефон – поиграй, только не плачь и не отвлекай меня от моей жизни. 

Cellulare

Неслучайно, многие психологи говорят (или я где-то прочитала в книге), что когда ребёнок приходит после школы домой, ему достаточно двадцати минут для полного погружения в искренность родителей. Чтобы ему не только задали дежурные вопросы «Ну, что там было в школе?», «Что нового?», а просто поговорили о том, как прошёл их день. 

Ведь родители не рассказывают, как прошёл их день, что у них было на работе или в том пространстве, где они проводят время, будь то проектная деятельность или рабочий коллектив. Возможно, даже в каком-то хобби – ведь у родителей наверняка есть хобби. 

Мы разговариваем достаточно часто на бытовые вещи. Ты поел? Ты уроки сделал? А вот это 20-минутное общение как раз даёт взаимообогащение друг другом. И это ощущение, что моим родителям до меня нет дела – самое страшное, что может сказать ребёнок, потому что это самый близкий круг. Это самые дорогие люди. И если такого общения нет, то родители потом могут удивляться, почему дети не звонят и не спрашивают «Как дела?».     

9. Во времена нашего детства была детская юмористическая программа «Ералаш». И там в песенной заставке шло обращение к зрителям: «Мальчишки и девчонки! А также их родители! Весёлые истории увидеть не хотите ли?». Чем бы Вы завершили эту фразу − «Мальчишки и девчонки! А также их родители!»?

Радуйтесь каждому дню! Радуйтесь сейчас – не завтра, не потом, потому что жизнь имеет тенденцию заканчиваться. Стоит поставить тире между датой вашего рождения и окончания жизни, то это и будет формулой жизни, которую мы имеем. И чтобы жизнь была не в «минусе», а в «плюсе», нужно понимать, что мы живём сейчас. Поэтому радуйтесь, цените каждый миг и ищите эти простые радости в нашей повседневной жизни.

Ольга Гусева ( у реки)

10. Что вы пожелаете проекту «Дорогами Души» и его читателям?

Пожелаю развиваться! Очень здорово, когда люди рассказывают о себе. И мы, слушатели, порой не знаем, какие интересные и содержательные люди находятся вокруг нас. В формате интервью интересно взглянуть на человека за его привычной ролью учителя, директора, инженера, актёра или музыканта; узнать, чем он живёт, какой он изнутри.

Поэтому желаю проекту новых классных интервью. Желаю интересных людей, которые, возможно, друг друга найдут благодаря тому, что послушают и узнают, какие близкие или схожие мысли звучат у того или иного героя.

Ольга, большое спасибо за такое интересное, содержательное, вдохновляющее и душевное интервью! Поздравляю Вас с Международным днём защиты детей. Желаю новых творческих идей, сил и времени для их успешной реализации. И вспомним девиз «Искателя»: продолжать «гореть самой и зажигать других»!

Спасибо большое, было очень интересно. И мне тоже хочется пожелать всем сохранить в себе эту искорку неутомимого желания жить. Жизнь у нас сейчас не очень простая. Но благодаря тому, что внутри у каждого есть своя искра, она позволяет творить и жить!

© Татьяна Трунова, май 2023

Вторая часть интервью с Ольгой Гусевой 

Другие очерки, в которых звучит тема детства     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваш комментарий будет опубликован на сайте после предварительной проверки модератором.

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда