Ольга Гусева: «Наш «Родник» − уникальный педотряд»

И вновь в гостях у проекта «Дорогами Души» − старший комиссар Владимирского областного педагогического отряда «Родник» Ольга Гусева   

Лига вожатых«Меня зовут Ольга Гусева, живу и работаю в городе Владимире.

Удивительно, моя профессия и любимое дело совпадают − Дворец детского юношеского творчества стал основной работой, педагогический отряд «Родник» − местом дружбы, творчества и вдохновения.

Это большое счастье − быть частью процесса: проектировать педагогически обоснованную реальность, поддерживать и вдохновлять комиссарский отряд, учиться вместе с детьми, быть причастным к той истории, которую годами создавали люди лагеря «Искателя» и отряда «Родник».

Видеть результат работы коллектива, быть вовлеченным в яркое творчество, погруженным в особую атмосферу искренности и дружбы. Это ли не то самое, что побуждает нас носить синюю форму и возвращаться в наши смены − летние, зимние, искательские?» 

Небольшое пояснение. Первая часть интервью с Ольгой Гусевой была опубликована на нашем проекте 1 июня 2023 года, в Международный день защиты детей. Мы обсудили целый ряд вопросов, связанных с воспитанием и дополнительным образованием подрастающего поколения. Ссылка на первую часть интервью находится под этой публикацией. 

Вторая часть интервью с Ольгой посвящена работе областного педагогического отряда «Родник» и лагеря для одарённых детей «Искатель». Думаю, многие родители, дети и даже сами комиссары педотряда найдут здесь исчерпывающие ответы на вопросы, связанные с работой лагеря. 

Интервью опубликовано в двух форматах − в аудиозаписи и в текстовой версии. Все фотографии из «Искателя» предоставлены для публикации Ольгой Гусевой. 

_____________________________

− Ольга, добрый день! Я рада вновь приветствовать Вас на страницах своего авторского проекта «Дорогами Души». Сейчас по всей стране дети отдыхают в загородных лагерях. И сегодня мне хотелось бы побеседовать с Вами о Владимирском областном педагогическом отряде «Родник» и лагере для одарённых детей «Искатель». 

Аудиоверсия

 

Текстовая версия

1. В чём основное отличие «Искателя» от других детских лагерей?

«Искатель» это программный лагерь, у него нет своей собственной базы. Каждый год мы ищем место для проведения смены. Точнее, ищем не мы, а Министерство образования, поскольку финансированием данной программы на сегодняшний день занимается Министерство образования и молодёжной политики Владимирской области.  

Лагерь «Искатель» был создан в 1966 году как лагерь комсомольского актива. Сейчас он трансформировался в лагерь для одарённых старшеклассников, поэтому у нас всего две смены — одна смена летом и одна зимой. Зимняя профильная смена тоже ориентирована на старшеклассников. 

Самое главное отличие заключается в том, что ребята сюда приезжают учиться. У нас лагерь профильный, работают более десяти программ, по которым занимаются ребята. Поэтому того, кто готов учиться, всегда ждёт «Искатель». 

Линейка

Более того, «Искатель» это лагерь для старшеклассников. Не нужно торопиться приехать к нам в 12-13 лет, потому что будет не совсем понятно, почему мы иногда плачем, почему на сцене идут не дискотеки и не весёлые развлекательные программы, а серьёзные, лирические, философские  дела и почему мы так трепетно относимся к вечерним «огонькам».

Дело в том, что в «Искателе» многие события принимаются ребятами как некий выбор между «хорошо» и «плохо», «белое» или «чёрное». Здесь старшеклассник становится тем, кем он станет в будущем, потому что отвечает на вопросы «кем быть?» и «каким быть»? Каким человеком ему нужно стать, какие ориентиры вобрать в себя – этому всему учит «Искатель». Сегодняшний «Искатель» это школа жизни для тех, кому 14-18 лет. 

2. Педагогический отряд «Родник» реализует в «Искателе» госзаказ или разрабатывает собственную программу?

Любая программа конструируется на основании чего-либо. Программа «Искателя» как раз создаётся на основе регионального заказа по созданию условий для становления и развития личности подростка. Этот подросток стремится к обучению по тому профилю, по которому он приехал в лагерь. 

Поэтому в основе нашей программы лежит региональный заказ на воспитание ребёнка. А перед нами, как комиссарами педагогического отряда «Родник», поставлена задача — создать игровую модель, оболочку. Погружаясь в неё, ребёнок абсолютно спокойно впитывает те смыслы и ценностные ориентиры, которые заложены данной программой. 

Это и есть великое искусство педагога: сделать так, чтобы через погружение, через работу, через участие в творческих делах ребёнок получил те компоненты, которые мы сегодня называем воспитанием.

Творчество

Кстати, эти компоненты имеют ценность во все времена. Быть честным, добрым, порядочным. Любить свою страну и место, в котором ты родился. Заботиться о близких, думать о младших. Создавать интересные творческие проекты, заниматься созиданием. То есть, те ориентиры, которые были всегда, сегодня актуальны, как никогда. Просто сегодня они трансформировались, скажем так, в проекты, в программы, нормативы, социальные заказы. 

Но идея «Искателя» как программного лагеря, как лагеря для одарённых старшеклассников, как бывшего лагеря для комсомольского актива – воспитать неравнодушных людей. Людей, которые «горят» сами и «зажигают» других. Людей с активной жизненной позицией, которые к чему-то стремятся.  

И в этом возрасте главное стремление это выбрать свою профессию, свой путь. Вот его-то мы вместе с ребятами и определяем на нашей программе.

Уже много лет Ольга является старшим комиссаром Владимирского областного педагогического отряда «Родник».

3. В профильных сменах «Искателя» органично переплетаются обучение (через профильные школы) и творчество (через подготовку и проведение общих дел). Каким образом вы приводите к общему знаменателю интересы и психологические особенности детей в разновозрастных отрядах?

«Искатель» это лагерь достаточно однородный. И это здорово, потому что в нём только старшеклассники, дети в возрасте от 14 до 18 лет. И нам, наверное, повезло, что у нас однородный возраст.

Однако однородность возраста не всегда сохраняется: кому-то 14 лет, кому-то – 15, кому-то уже 16-17. Получается, у нас формируются разновозрастные отряды, если смотреть в этом контексте. 

Вся методика коммунарского движения, которая лежит в основе работы лагеря «Искатель», «орлятская» педагогика – это названия одного и того же явления. Его придумал Игорь Петрович Иванов. В 2023 году исполняется сто лет со дня его рождения. Это значимая дата и многие педагогические отряды, лагеря, педагоги, работающие в данной плоскости, отмечают эту дату. Мы тоже будем говорить об этом в лагере. 

Иванов ИП

В «Искателе», благодаря тому, что мы используем данную методику, происходит погружение. И один из шагов коллективной творческой деятельности это как раз и есть забота старших о младших, участие на равных взрослых и детей. То есть все в процессе подготовки творческого дела имеют поручение. 

Задача педагога – увидеть ценность каждого ребёнка; понять, каким образом этот ребёнок, имея свои особенности, классно поможет в той или иной части коллективного творческого дела.    

И вот это ощущение «Всё творчески, иначе зачем?», «Наша радость – счастье других» как раз заложено в философии коммунарского воспитания. Поэтому проблем с тем, что кому-то четырнадцать, а кому-то пятнадцать лет, у нас не возникает. 

С другой стороны, если ребёнку двенадцать-тринадцать лет, или даже одиннадцать, ему «Искатель» будет непонятен. Здесь происходит первый выбор будущей профессии, здесь идут школы. И ребёнку в двенадцать-тринадцать лет думать о каких-то школах не нужно. У него летом отдых, оздоровление, велосипед, бабушка с дедушкой, игры, походы, приключения. Это другой лагерь, нацеленный на оздоровление и яркую досуговую жизнь. 

А у нас это даже не совсем лагерь, а программа. Мы не делаем из «Искателя» лагеря как поточного продукта на три месяца. Здесь всего лишь одна профильная смена, у которой есть чёткая конкретная цель и ограниченное количество времени. Этот момент тоже играет на то, что мы достигаем целей, ради которых «Искатель» и спланирован. 

В "Искателе"

Наш лагерь не круглогодичный, как в «Артеке» или в «Орлёнке». Кстати, многие дети, которые были в этих лагерях, говорят, что в «Искателе» лучше. Не потому, что в «Артеке» и «Орлёнке» плохо, а потому что здесь всего лишь 18 дней и повтора уже не будет. Здесь взрослые, которые работают только одно лето, вот эту смену. Они свежи, красивы, интересны. Они подготовили и прожили эту смену с ребятами. Здесь всё для детей. 

Представляете, если так будет в «Артеке» и в «Орлёнке»? Никакого эмоционального ресурса взрослого не хватит, чтобы каждый раз, принимая 300 детей, вкладываться в них эмоционально. Там другой подход, совсем другая методика. Да, она «орлятская», но там немного по-другому выстроен сам процесс. 

Поэтому мы детям всегда говорим: «Не надо нас сравнивать. У нас у каждого в лагере есть своя особенность». Поэтому, будучи в «Артеке» или в «Орлёнке», принимайте тот уклад, который там есть, и старайтесь впитать то, что вам необходимо. 

И вообще не надо сравнивать. Мы учим ребят, чтобы они и смены друг с другом не сравнивали – какая смена была лучше или хуже. Вы проживаете именно эту смену, и она вас тоже чему-то учит. Поэтому разновозрастные отряды это очень здорово. 

Хочу обратить внимание ещё на один момент. У нас в педагогическом отряде есть комиссары, у которых уже есть свои дети. И они приезжают с ними на смену. Детям —  кому шесть, кому пять, кому десять лет. Их немного, но они легко вписываются в жизнь «Искателя». Детишек приглашают выступить, когда нужно сыграть маленького ребёнка. О них заботятся. Им помогают. Им обязательно объясняют, что происходит. 

Для тех, кто постарше, это отличный опыт, чтобы учиться взаимодействовать с малышами и внутри воспитывать доброту и человечность. А для малышей это понимание того, чем занимаются их родители в лагере. Конечно, они учатся взаимодействию. Старшие всегда помогут, на них можно рассчитывать. 

Цветные карандаши

Поэтому разновозрастные отряды в «Искателе» это, всё-таки, старшеклассники, у которых есть общие интересы и цели. Мы к этому готовимся и много вкладываем сил, чтобы у нас каждому ребёнку было комфортно.      

4. Программа каждой смены очень разнообразная и насыщенная. Насколько комфортно чувствуют себя ребята-интроверты, которым приходится принимать участие во всех лагерных мероприятиях? Может, в силу психологических особенностей им хочется просто посидеть в тишине и почитать книжку?

Вообще лагерь «Искатель» создан для активных детей. Это не скрывается, об этом говорится. И когда дети едут к нам в первый раз, у них есть возможность узнать об «Искателе» на страничке в социальной сети «ВКонтакте». Родители могут получить информацию через Управление образования — что это за лагерь, какая там программа. 

И родители, и дети должны трезво оценить, что лагерь подразумевает, прежде всего, учёбу и активную жизненную позицию. Если родители почувствуют, что ребёнку будет некомфортно, то им лучше поискать программу, которая ему подойдёт. 

А иногда ребёнок сам говорит: «Да, я готов, я попробую». И если мы видим ребёнка, который немного зажат, не умеет коммуницировать, наши педагоги обязательно создадут те условия, в которых его способности, будь то игра на гитаре, программирование или написание стихов, обязательно раскроются.

Ребёнок почувствует нужность и необходимость своему отряду. И постепенно он будет учиться уверенности в себе. А уверенность в себе и принятие коллективом как раз дадут возможность тому самому интроверту общаться и находить контакты с обществом. Пускай не каждый день, пускай не всегда, как это делают наши экстраверты-холерики или сангвиники, которые очень любят общаться.

Мы учим и комиссаров, которые у нас работают, и ребят, которые приезжают в «Искатель». Учим тому, что дети все разные, и поэтому говорить «Он нам не подходит» мы не имеем права. Наша задача – психологическая безопасность, раскрытие творческих способностей каждого ребёнка и тот комфорт, который ребёнок получает в «Искателе». 

А сейчас предлагаю совершить мини-экскурс в историю и этимологию.

Кто такие комиссары 

В одной из советских песен есть такие строки:

Хоть седеют давно виски,
Для меня вы ещё не стары,
Замполиты, политруки,
А по-прежнему — комиссары.

Комиссары в армии

В русском языке слово «комиссар» имеет определенную идеологическую окраску. Раньше в армии так называли людей, которые отвечали за политическую и идеологическую подготовку бойцов. В педагогическом отряде «Родник» сохранилось именно это название − «комиссар», а не привычное нам «вожатый». 

5. По традиции в «Искателе» вожатых называют комиссарами. Давайте вспомним этимологию слова. Оно пришло в русский язык из французского и означает «человек, направленный с определённой миссией». Какова миссия комиссаров в «Искателе»?

Мы не случайно оставили слово «комиссар» для названия педагога в «Искателе». Для нас комиссар это, прежде всего, наставник, старший товарищ. На сборе в первый день смены мы ребятам говорим, что комиссар это не нянька. Это человек, который поможет вам стать лучше, интереснее. Сейчас есть такая модная расхожая фраза – стать лучшей версией себя. 

Мы для ребят наставники, поэтому просим называть нас на «Вы». Это нужно, чтобы ребята понимали, что мы старше, что мы взрослые и у нас есть собственные границы. Границы уважения к той профессии, которую мы в себе несём, к профессии педагога. А к педагогу принято обращаться на «Вы», в России это устоявшееся обращение.   

Вообще учительство всегда было почётной миссией. И вот эту миссию учительства мы тоже на себе несём. Дети это принимают. Но, кстати, мы несколько лет в этой области работаем. Ребёнку проще называть на «ты», потому что во многих лагерях вожатых называют на «ты». Мы же для ребят близки по возрасту. Например, если ребёнку семнадцать лет, то комиссару может быть двадцать. Ну, что такое три года? 

Педагогический отряд "Родник"

И вот это умение установить границу очень помогает в педагогической деятельности. В этом случае ребёнку легко сделать замечание, установить дисциплину. Есть граница – я педагог. И обращение на «Вы» помогает педагогу выстроить взаимоотношения с детьми. 

Для ребёнка будет понятнее, если мы ему скажем, что в лагере «Искатель» для старшеклассников мы не няньки, мы за них ничего не делаем. И дети учатся проигрывать.

Не подготовили выступление – смотрите, как другие выступили, а вы не смогли. Мы вас научим. Научим делать декорации, ставить выступления, держаться на сцене. Мы научим, как быть дисциплинированными и ценить своё время. Мы научим, поможем. Но ответственность лежит на вас, на вашем отряде. 

Вот этот конгломерат того, что мы, наставники, что не делаем за детей, выстраиваем границы и говорим о том, что профессия педагога очень почётна и мы идём с этой миссией учительства и воспитания ребёнка, ложится на очень хорошую базу, на нашу историю. 

История «Искателя» это история лагеря комсомольского актива. В те годы тоже были руководители, которые вели за собой. И мы из уважения к нашему педагогическому отряду, к его истории, оставляем звание «комиссар». 

Кстати, сегодня есть дорожные комиссары, которые «разруливают» ситуации на дорогах. То есть слово «комиссар» не ушло из нашего лексикона совсем. Поэтому комиссар это тот, кто помогает, направляет, ведёт за собой, но не делает ни за кого. То есть, он наставник для ребёнка. 

И вот эту версию, это объяснение, почему мы оставили слово «комиссар», оно есть и в наших песнях: «Комиссар – соратник мой, поделили мы с тобой наши общие отрядные заботы…». 

Комиссары

Мы встречались с нашими ветеранами, с нашими старшими товарищами, которые придумали и создали «Родник». 13 мая состоялась общая встреча «Родника» и это было здорово. И наши старшие товарищи подтвердили слова, что мы правы, выбрав и оставив это название, потому что это философия «Искателя». Человек, который неравнодушен, который «горит» сам и «зажигает» других, как раз и должен стать тем лидером, наставником, взрослым, ответственным человеком, который будет вести за собой. 

И не забываем, что «Искатель» это лагерь для старшеклассников. Если мы говорим о малышах, то это, конечно же, вожатые. Тот, кто ближе к ребенку, кто заботится о нём, заменяет маму и папу. А здесь у старшеклассников мы становимся не мамой и папой, а старшими друзьями, взрослыми, которые помогают им стать лучше.  

Как стать комиссаром «Родника»  

Не секрет, что стать комиссаром педагогического отряда «Родник» не так просто. Умения и навыки, способности и черты характера, интересы и увлечения, стиль общения, стрессоустойчивость, креативность – всё это учитывается при отборе кандидатов. А потом начинается серьёзная подготовка комиссаров.

6. Позволю себе кулинарную аналогию. На каких «дрожжах» вы делаете этот «замес» (я имею ввиду подготовку комиссаров) таким образом, что поднимается великолепное «тесто» в виде сплоченного педотряда и получаются «вкусные пироги», то есть запоминающиеся общелагерные дела?

Я бы сказала одним словом: труд и ещё раз труд. Школа «Родника» и еженедельные сборы отряда. «Родник» собирается каждый четверг независимо от погодных условий. Иначе невозможно создать коллектив, который сегодня решает, кто будет работать в «Роднике» дальше. 

Это коллектив людей, которые помнят об истории. О тех, кто был вчера. Это люди, которые знают свои силы и возможности сегодня и думают о будущем – о тех, кто придёт после них. Для того, чтобы не получилось так, что мы отработали, нам исполнилось двадцать пять или двадцать шесть и мы решили, что всё, уходим. А кто придёт после нас? 

Поэтому нам важны наши соискатели, если говорить о наборе. Кстати, у слова двоякий смысл: соискатели и со-«Искатели». Мы берём на Школу «Родника» и учим ребят-соискателей как раз из «искательской» среды. Из тех, кто прошёл «Искатель» и знает нашу работу, кто хочет быть комиссаром. 

Школа «Родника» проходит в двух форматах, дистанционном и очном. Дело в том, что многие ребята поступают в другие вузы, которые находятся не во Владимире. Но ребята эти наши, из нашего региона, поэтому у них есть возможность, учась в другом регионе, отработать смену во Владимирской области. Чтобы те знания, которые они получают там, отдать сегодняшним детям, которые живут здесь. 

Вуз

Наши соискатели, будучи жителями Владимирской области, когда-то были детьми и сегодня это взаимный обмен. Область подарила мне «Искатель», возможность туда попасть. И я сегодня отдаю нашей области то, чем владею – желанием работать с детьми и теми знаниями, которые я получаю сегодня в вузе. 

А отбираем мы не так много ребят, потому что смена состава должна быть 10%. Комиссары должны дополнять друг друга, расти. Обычно это 5-6 человек за смену. 

После смены большинство ребят остаётся, часть уходит. Кто-то не выдержал. Кто-то понял, что это не его. Кто-то создал семью, у кого-то переезд и новая работа, которая не позволяет работать летом, потому что нет отпуска или отпуск дают лишь в ограниченный период времени на всю смену. У кого-то ещё другие обстоятельства. Это нормально. 

По итогам смены мы всегда проводим анализ – как мы отработали, что было удачно, что неудачно. И, конечно же, «Родник» принимает решение о том, с кем ему работать дальше. Кто-то самостоятельно решает покинуть нас. Кто-то говорит: «Ребята, мне так нравится, однако на смену не поеду. Буду помогать делать костюмы и декорации на всех ваших мероприятиях. Я очень хочу быть с вами, но на смену не могу ездить в силу разных обстоятельств». 

Сбор комиссаров

Это тоже очень здорово, потому что комиссар однажды это комиссар навсегда. Это наша очень сильная позиция: отработал смену – ты уже комиссар «Родника», ты в летописи педагогического отряда. Это же очень почётно. Сегодня модно иметь какой-то мерч, грамоты, дипломы из престижного отряда.  

Но «Родник» это, скорее, не про внешний престиж, а про большую внутреннюю работу. Если ты понимаешь, что в «Роднике» нужно очень сильно работать, много тратить на него сил и времени, то ты остаёшься. Потому что в «Роднике» нельзя прийти и сказать, что у меня есть 20 минут времени, я с вами побуду и уйду. Так не бывает. «Родник» это круглогодичная работа и большой труд.

7. Когда я работала в университете, то руководила педагогической практикой студентов. Четверокурсники ходили на практику в классы среднего звена, а пятикурсники – в старшую школу. И время от времени в итоговых отчетах студентов появлялись ответы: «В ходе педпрактики я понял, что не хочу работать учителем и преподавание это не моё». Здорово, что человек осознавал это до того, как устраивался работать в школу. Здесь, наверное, похожая ситуация?

Да, похожая ситуация. Но, самое главное, как мне кажется, это взаимопонимание. Мы должны знать, почему человек остаётся работать в «Роднике» или почему он уходит из «Родника». И когда мы проговариваем это друг с другом, то не остаётся ни обид, ни разочарований, ни лишних ожиданий, ни иллюзий. 

Например, сегодня в «Роднике» кто-то не едет работать на смену по той причине, что он поступает в другой вуз. И мы прекрасно понимаем, что это приоритет – закончить магистратуру или бакалавриат здесь и пойти учиться дальше. Как раз август приходится на приёмную кампанию. И ребята делают выбор в пользу поступления, потому что боятся подвести нас. А вдруг, если там не получится, придётся менять или доносить документы, что-то досдавать и так далее? 

Комиссары педотряда

Здорово, когда есть такое понимание. При этом люди никуда не исчезают. Они так же ходят на «Родник» и так же помогают готовить смену. Бывает, кто-то говорит: «Я больше не поеду. Я понял, что это очень тяжёлая работа. Я не тяну». А другой сообщает: «Я ухожу в армию». И такое бывает.  

На мой взгляд, важно донести мысль отряда с человеком, как обратную связь. Что понравилось? Что не понравилось? Что было успешным? Мы же тоже смотрим за барометром своей души, то есть за тем, что мы транслируем детям. Мы же говорим, что должны быть добрыми, честными, справедливыми, что всё творчески, иначе зачем? 

А есть ли всё это в педагогическом отряде? Не лукавим ли мы себе? Вот такие встречи, в том числе и со старшим поколением, с анализом всех смен, в которых «Родник» участвует, позволяют нам двигаться вперёд и следить за тем, чтобы в нашей работе не было перекосов и недопонимания.

8. Я знаю некоторых комиссаров «Родника», которые работали в отряде 25-30 лет тому назад. На мой взгляд, это бесценный кладезь опыта для нынешних комиссаров. Наверняка в «Роднике» существует преемственность поколений. В чём это выражается?

«Родник» — уникальный отряд. Мне кажется, сложно найти педагогический отряд в России, в котором была бы такая преемственность поколений. Преемственность не в том смысле, что я ушёл, передал кому-то и больше не работаю, а наоборот. У педотряда есть брендбук, где в эмоциональных преимуществах указана такая особенность, как «old school». Это как раз и есть преемственность поколений.  

У нас работают люди, которым сейчас тридцать лет, сорок пять лет, пятьдесят лет. Они работают наравне с теми, кому двадцать. И никто из «стариков» не думает: «Ой, я, наверное, не пойду выступать на сцену», «Ой, я просплю линейку, мне же можно». Нет, никому нельзя. 

Все выступают на сцене, все ходят на линейку. Все работают в полном объёме. Все получают замечания. Каждый понимает, что он взрослый и должен быть примером. Недопустима ни скидка на возраст, ни мнение, мол, я опытный, я это знаю и слушать не буду. Такого в «Роднике» вообще нет. 

Во-первых, у нас нет «дедовщины» типа если ты пришёл только сейчас, значит, ты будешь вырезать буквы, а вот на сцену ты не пойдёшь. Нет, как раз буквы может вырезать тот, кто умеет это делать. А на сцену нужно идти, чтобы получать опыт, выступать, быть активными. 

Поэтому у нас одинаковое отношение и к тем, кто «стар», и к тем, кто «мал». Мы просто понимаем, что эти люди могут быть в разной степени успешными или неуспешными. Но благодаря тому, что они находятся в едином педагогическом отряде, как раз это и есть наша сила. Здесь работают люди разных поколений с разным опытом. И эти люди очень ценят «Родник», независимо от того, сколько им лет. 

Родник

Здорово, когда работают отцы и дети. Например, тот же Кирилл Ковалёв и его дочка Маша. Кирилл бессменно работает в «Роднике» и Маша здесь выросла. Или Людмила Владимировна Куликова и её дочь Вика. 

На самом деле, детям комиссаров сложнее. Во-первых, за их плечами родители. Во-вторых, они всегда должны соответствовать тому образу из детства, о котором рассказывали их родители. И нужно оправдать доверие: я же комиссар, у меня такие родители! Помните, была такая песня у Петрова и Васечкина? 

Это и трудно, и легко. С одной стороны, есть детские рассказы, да и папа с мамой всегда помогут и выручат. А вот Лизе Авербух родители не сказали, что они работали в педагогическом отряде. Девушка узнала об этом от нас, когда пришла в «Родник». Иногда родители так делают для того, чтобы их слава не мешала тебе в отряде; чтобы к тебе относились не с привилегией из-за того, что у тебя мама комиссар и ты будешь работать в «Роднике» априори. Нет, это право нужно заслужить. 

Все прекрасно знают, что ты должен играть на гитаре, быть человеком творческим, ответственным, выполнять поручения, держать слово. Если не можешь – скажи, тебе помогут. И начинающие комиссары этому тоже учатся.  

Кстати, о контингенте детей в «Искателе». У нас приезжает немало детей, родители которых работают главными терапевтами, прокурорами, работниками администрации. Но дети никогда не говорят о том, кто их родители. Это тоже воспитание в «Искателе». Ребята понимают, что они здесь равные. И мы этому учим, делаем на этом акцент, потому что, безусловно, стартовые возможности у всех разные. 

Поддержка

Но ты здесь, прежде всего, один на один с коллективом. Серёжа, Таня, Света – каким ты будешь? Разумеется, родители тебе помогут. А попробуй сейчас показать себя без оглядки на родителей. Безусловно, ты должен помнить, кто твои родители, но ни в коем случае не использовать родителей в своих корыстных целях. Поэтому мы честны и по отношению к детям «Искателя», и по отношению к детям комиссаров «Родника».    

9. Я уверена, что «Искатель» идёт в ногу со временем. Вошедшие в нашу повседневную жизнь цифровые технологии не мешают обычному общению ребят в лагере?

Скажу за наш лагерь, за «Искатель»: нам они не мешают. У нас очень содержательная и насыщенная жизнь. Мы даже напоминаем детям, что надо позвонить родителям. Ребенок не успевает общаться со своим телефоном. 

Сегодня дети привыкли к телефону. Главное, чтобы они его не потеряли. Он помогает сегодня в учёбе и работе. Ребята что-то фотографируют, делают заметки. Раньше дети приезжали с блокнотами и ручками. Сегодня многие делают записи в ноутбуках, им так удобно. Они записывают голосовые сообщения и лишать их этого нет никакого смысла. 

Нужно это обязательно включить в работу и договориться о правилах. В «Искателе» есть очень хорошая практика – организационный сбор. Там мы рассказываем о законах и традициях, которые существуют в «Искателе» и объясняем правила. В зале сидит 250 человек, поэтому трудно бывает задать вопрос. Вот почему мы ввели практику, когда традиции и законы мы обсуждаем ещё и в отрядах на сетке «Родника». И там уже легко спросить о том, что можно, что нельзя и почему нельзя.

Что касается телефонов, нужно просто объяснить правильно, почему нельзя ими злоупотреблять. Не из-за того, что это мы так хотим, а потому что ты просто не успеешь ни выступить на сцене, ни подготовиться к вечернему делу, ни слушать внимательно преподавателя профильной школы. 

Ведь профильная школа в «Искателе» это отдельный мир. Там нет профильной математики или истории в качестве натаскивания к олимпиаде. Там не решают под запись, там не дают даты. Там погружают в историю, там рассказывают истории. Ведь через обёртку от конфеты, которую ребёнок держит в руках, можно узнать целую историю промышленности Российской Федерации. И это талант педагога. 

Преподаватель профильной школы «Искателя»

Вот уже несколько смен в профильной школе «Искателя» историю ведёт Сергей Курасов, победитель Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: традиции и инновации-2020», учитель истории из Владимира. У нас на проекте есть интервью с Сергеем Курасовым. В нём Сергей как раз и рассказывает о том, что история раскрывается в повседневности.  

Сергей Курасов

Так же изучают и биологию. Её сначала найдут, посмотрят в живом мире, а потом всё это опишут через те составляющие, которые помогут сделать исследовательскую работу. Для «Искателя» это очень ценно, поэтому нам данные технологии очень помогут.

Или, например, работали мы в IT-смене. Там без этого вообще невозможно, поскольку ребята всё загружали на платформу. Или мы работали на региональной Школе вожатых. Чтобы всё успеть, мы уже в понедельник завели отрядную беседу, для того, чтобы будущие вожатые познакомились друг с другом. И уже придумали номера на концерт, название отряда, девиз. Так что эти технологии идут нам в помощь. 

А в обычном лагере, когда ребёнок приезжает, телефон больше нужен родителю, нежели ребёнку. Как он там? Поел? А ноги не сырые? Кстати, очень важно проговорить всё с ребёнком и подготовить его к приезду в лагерь. 

Наш психолог Настя Захарова в этом году специально для мам проводит встречу в Интернет-пространстве, как некий вебинар по теме «Как отправить ребёнка в лагерь». Не с точки зрения, что ему там нужно и можно ли дать с собой сухарики, а чисто психологическая помощь родителям, от которых уезжают их дети и уезжают надолго. Родители будут задавать Насте вопросы, и она будет на них отвечать. 

Когда спокоен ребёнок, когда спокоен родитель, то коммуникация происходит хорошо. И ребёнку важно подготовиться и понять, куда он едет. Сегодня все ходят с телефонами, это их норма жизни. Это как талисман, как часть руки, как часть твоей жизни. 

Cellulare

Мне кажется, нужно просто уметь объяснить, для чего нам в лагере нужен мобильный телефон. У нас творческие дела: найти картинку, скачать музыку, узнать какой-то интересный факт, записать видео. В сменах дети всегда монтируют, записывают голосовые сообщения. Например, когда делают газету, а интервью не всегда можно успеть записать, поэтому потом делается расшифровка. Телефон всегда идёт в помощь. 

На мой взгляд, в любых лагерях нужно знать правила: для чего тебе нужны те или иные информационные технологии. Хотя мы коснулись только одного аппарата, самого телефона. А ведь кроме него у нас есть ноутбуки и так далее.

Ольга, благодарю Вас от всей души за такое информативное интервью. Пусть новая смена «Искателя», которая пройдёт в августе 2023 года, станет незабываемой как для комиссаров «Родника», так и для ребят. Буду рада нашему дальнейшему сотрудничеству в самых разных форматах. Всего Вам самого доброго и до новых встреч!

© Татьяна Трунова, июль 2023

Первая часть интервью с Ольгой Гусевой 

Другие очерки, в которых звучит тема детства    

2 комментария к статье Ольга Гусева: «Наш «Родник» − уникальный педотряд»

  1. Искатель — человек с большим горячим сердцем…

    Спасибо Ольге за философию Искателя и Родника, а еще за умение делать яркие события со смыслом и красиво говорить.

    Комиссары создают иной мир, наполненный тем, что растворилось в обычной жизни. Неповторимые и незабываемые 18 дней августа делают счастливыми детей и взрослых.

    Остается пожелать не расплескать Родник души Искателя и зажигать товарищей сердца.

    И Вам, Татьяна Анатольевна, новых родников живительной силы.

    • Сергей, большое спасибо! Я правильно понимаю, что в Вашем отзыве есть строчки из «искательских» песен? :))) Мне не довелось ни разу побывать в самом лагере, но очень много о нём слышала от близких и коллег. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда