12 июня мы отмечаем День России. У нас на проекте уже стало традицией публиковать в этот день очерки, посвящённые России.
В июне 2023 года мне посчастливилось побывать на персональной выставке произведений народного художника России Василия Нестеренко. Через всю экспозицию красной нитью проходят образы России. Им и посвящён этот очерк.
Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате
Выставка произведений Василия Нестеренко открыта в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве.
Название выставки «Мы − русские, с нами Бог!» говорит само за себя.
Первое, что видишь после входа в выставочный зал, это огромный стенд. Он знакомит посетителей с творческой биографией народного художника России Василия Нестеренко.
Сама выставка занимает два этажа. На первом этаже представлены картины и огромные мозаичные полотна.
Рядом с некоторыми полотнами размещены пояснительные тексты. Они помогают понять замысел работы художника или даже целый этап его творческой биографии.
После осмотра основного зала можно спуститься в цокольный этаж. Там находятся и картины, и эскизы некоторых полотен, выставленных в основном зале.
Через всю выставку лейтмотивом идут несколько ключевых тем: доблесть русского воинства, слава русского оружия, божественная защита России.
Поражают монументальные полотна, посвящённые героическим подвигам русских войск. Здесь можно увидеть и картину, посвященную бесславной гибели наполеоновской армии, и мужество защитников Севастополя в годы Крымской войны.
А вот то самое полотно, которое дало название всей выставке. На картине изображена знаменитая «атака мертвецов» русской роты во время химической атаки со стороны немцев при обороне крепости Осовец в 1915 году.
Военную тему логично продолжает цикл произведений о советских солдатах и офицерах, сражавшихся на полях Великой Отечественной войны.
На картине «Победители» меня поразила многослойность сюжета и композиции. Я не художник и не искусствовед. Но если присмотреться внимательно, то видно, что это «картина в картине».
На внутренней чёрно-белой картине изображены советские солдаты на фоне рейхстага. И для этого изображения художник пишет цветовую рамку из винтовки и пулемёта, майских веточек цветущей яблони, сирени и Знамени Победы. На знамени − небольшой бюст И.В. Сталина и военные награды.
Василий Нестеренко расписал немало храмов, среди которых и Храм Христа Спасителя, и Главный храм Вооруженных Сил России. Поэтому на выставке представлены целые циклы произведений на темы Ветхого и Нового Завета.
В выставочных залах можно увидеть эскизы и проекты росписей главных храмов страны.
Мне откликнулось полотно «Крым – колыбель православия». Здесь переплетаются сразу несколько эпох, которые прописаны через героев картины: апостол Андрей Первозванный, князь Владимир-Креститель, Григорий Потёмкин-Таврический и даже «вежливые люди».
На выставке представлено немало картин с изображением русских храмов.
Василий Нестеренко расписывал Храм Христа Спасителя в Москве.
Репродукции росписей главного храма страны можно увидеть в цокольном этаже Манежа.
В экспозиции много картин с изображением известных русских обителей. Вот ансамбль Соловецкого монастыря.
А это картина «Осень в Печорах» из цикла «Времена года». У нас на проекте есть очерк, посвящённый Печорам и Псковско-Печерскому монастырю.
Василий Нестеренко на своих полотнах каким-то непостижимым для меня образом передаёт красоту природы разных регионов России. Я несколько раз обошла залы, где выставлены картины с видами Сибири и Дальнего Востока.
На картине «Алтай» взгляд зацепился за людей, идущих в по склону горы. Какой контраст между крохотными людьми и мощью седых гор! На картине справа − безмолвие и величие Сахалина.
Это Верхотурье, которое называют духовной столицей Урала.
А это природа средней полосы России − «Заокские дали».
Извечные русские дороги, по которым, как говорится, ни проехать, ни пройти. Но выходишь за околицу — и сердце замирает от неброской красоты русского простора, которому нет ни конца, ни края.
Картина «Забытое» тронула до глубины души. Бескрайние леса. Покосившийся от времени заброшенный дом. Сломанная непогодой берёза. И бегущие по небу тревожные облака.
На выставке есть произведения, героями которых стали наши современники. Вот триптих, посвященный Сирии. И ты прекрасно понимаешь, почему он оказался в экспозиции под названием «Мы русские!».
Рядом находится монументальное полотно «Письмо недругам России». Сразу же вспоминается картина Ильи Репина с запорожцами, которые пишут письмо турецкому султану. А это произведение посвящено российским военным, которые ведут борьбу с международным терроризмом в Сирии.
Лично для меня в этой серии картин вишенкой на торте стало полотно «Защитники Новороссии». Дата создания − 2023 год.
На центральном стенде приведена цитата из Библии: «Ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с небес приходит сила».
Тема Божественной защиты русского народа красной нитью проходит через всю экспозицию. Смотришь на картины и чувствуешь, что Пресвятая Богородица держит свой Покров не только над русским монастырём на горе Афон, но и над всей Россией. И сияет своим негасимым светом знаменитая рублёвская «Троица».
Огромное спасибо организаторам выставки за такую прекрасную экспозицию. Низкий поклон Василию Нестеренко, художнику мирового масштаба, с широкой русской душой и огромной любовью к нашей стране.
Дорогие соотечественники, с Днём России!
© Татьяна Трунова, июнь 2023
Другие очерки о России
- Взгляд из-за бугра: Россия глазами иностранцев − зарисовки из жизни о том, как иностранцы воспринимают Россию
- «Зову тебя Россиею» − мои самые атмосферные фотографии, сделанные в поездках по городам и весям нашей страны
- Русская культура в лицах или «наш ответ Чемберлену» − тематическая подборка фотографий с памятниками деятелям русской культуры
Танечка, какого гениального художника ты открыла! Просто чудо. Я представляю, какая радость видеть эти картины вживую. Мощные монументальные полотна. Даже фотографии оказывают сильное впечатление.
Лена, дорогая, спасибо! Художник, действительно, гениальный. Я прошла по выставке не один раз — и каждый раз в уже виденных полотнах открывала для себя что-то новое.