Не все знают, что в Нижнем Новгороде есть Технический музей. Я открыла его для себя совершенно случайно летом 2021 года.
В октябре 2022 года мы посетили музей вместе с Валерием Варовым и Альбиной Мастюгиной, гостями из Свердловской области. Мы пришли в восторг от увиденного, поэтому решили написать совместный очерк об этой удивительной экспозиции.
Кликайте по фотографиям − и они откроются в увеличенном формате
Экспозиция музея
Татьяна Трунова: Технический музей располагается на улице Большой Покровской в здании с надписью «Художественные промыслы».
Татьяна Трунова: Вход в Технический музей находится на торце здания, прямо под вывеской «Технический музей». Если этот проход закрыт, то нужно просто обойти здание со двора.
Татьяна Трунова: Чего только нет в экспозиции музея! Заходишь — и глаза разбегаются от количества и разнообразия экспонатов. Здесь представлены инструменты и приборы, станки и приспособления, механизмы, часы, средства передвижения и многое-многое другое.
Разумеется, в рамках очерка обо всём рассказать невозможно, да мы и не ставим перед собой такой цели. Просто поделимся впечатлениями о тех экспонатах, которые «зацепили» (в хорошем смысле слова), всколыхнули целый ворох воспоминаний, добавили щепотку грусти, восторга, восхищения и гордости за нашу страну.
Валерий Варов: Экспонаты начинаются уже с входной двери: на ней установлен старинный дверной замок.
Валерий Варов: Слева от входа располагается верстак столяра. Зажим верстака полностью деревянный. Это вызывает удивление, поскольку ранее мне приходилось видеть такой узел с ленточной резьбой, изготовленный из металла на токарном станке. Кстати, на верстаке лежит зажим, где составными деталями являются «болты» и «гайки» из дерева.
Валерий Варов: На верстаке лежат три рубанка. Один — 1876 года, второй — 1894 года, а третий наш ровесник, и у меня такой же есть. Подобными инструментами строгали доски, чтобы сделать поверхность гладкой. Когда рубанок находится в руках мастера, то сам процесс завораживает, особенно при вылетающей вверх вьющейся стружке.
Татьяна Трунова: Рядом с верстаком на подоконнике лежат инструменты. Понятно, что они каким-то образом помогают в столярных работах.
Без экскурсовода сложно понять, что это за приспособления, для чего они предназначены, как функционируют. К счастью, у нас был свой личный «экскурсовод», наш Валерий Владимирович, у которого за плечами многолетний опыт работы с подобными инструментами. Так что можно было задавать ему любые вопросы и получать исчерпывающие ответы.
Валерий Варов: Это измерительный инструмент. Его можно было использовать, например, для измерения диаметра дерева. Принцип работы прост и понятен – сделать так, чтобы между «лапами» был зажат ствол (бревно) и посмотреть результат по положению делений и цифр. Фактически это огромный штангенциркуль.
Валерий Варов: Ещё один столярный верстак находится у противоположной стены. Здесь есть рубанки, изготовленные полностью из металла. На верстаке выложены циркуль, угольник, уровень и корыто, в котором сечкой рубили капусту на зиму или готовили фарш для пельменей. Кстати, фарш, приготовленный рубленым способом, отличается особым вкусом и сочностью в отличие от крученого мясорубкой.
Татьяна Трунова: В одном из простенков можно увидеть огромный стенд с черно-белыми фотографиями. На снимках представлены кустарные промыслы Нижегородской губернии.
Валерий Варов: В этой витрине лежат челноки для вязания различных рыболовных снастей — сака, бредня, сети (невода). На внутреннюю часть наматывается нить, леска или капроновая нить, а вяжется снасть на деревянной планке, типа ученической линейки. Планку держат в одной руке, а челноком действуют другой: челнок проводится между нитями, делается петля и завершается простой узел. Чем шире планка и челнок, тем крупнее ячейка снасти. Мне приходилось в детстве вязать сак с ячейкой 10 х 10 мм, а как вяжут сеть — только видел со стороны. Там всё сложнее, поскольку есть и сетка, и режёвка.
Валерий Варов: Это метчики для нарезки резьбы по дереву. Ранее видел метчики только по металлу.
Валерий Варов: На одной из полок витрины можно увидеть старинные ложки из дерева и инструменты для их изготовления. Я помню, что пользовался такими ложками, когда приезжал в гости, но инструменты впервые увидел в музее.
Валерий Варов: В былые времена лапти считались самой лучшей обувью. Вместо носков на ноги (до колен) наматывались онучи – плотная, белая ткань. Легко, тепло, сухо. А что ещё нужно, чтобы ноги были здоровы?
Татьяна Трунова: В центре лежит кочедык — изогнутое шило для плетения лаптей. Сразу вспоминается известная скороговорка «Выдерни лычко из-под кочедычка».
Татьяна Трунова: В Техническом музее представлены не только мужские, но и женские ремесла. На фотографии слева — две старинных прялки и швейка.
Что такое швейка
Швейка это старинное приспособление для ручного шитья. Состояла она из деревянной основы с вертикальным столбиком, на конце которого была упругая подушечка из льняных очёсов. На снимке она обмотана тканью жёлтого цвета.
Женщина-мастерица садилась на донце швейки, чтобы зафиксировать её на месте. Булавкой прикалывала один конец ткани к подушечке, второй конец оттягивала левой рукой в сторону, а правой рукой шила. Благодаря натяжению ткани работа шла достаточно быстро.
Альбина Мастюгина: Было интересно посмотреть на шерстобитный станок с валами из колючих иголок (на фото справа). В 2021 году со мной произошла одна история. Я купила одеяло из верблюжьей шерсти и через некоторое время почувствовала, что оно «колется». Осмотрела одеяло и вытащила оттуда тонюсенькие иголочки. Я была изумлена: откуда они в верблюжьем одеяле? А увидела шерстобитный станок — и всё сразу стало понятно!
Татьяна Трунова: А вот так выглядел челнок для ткацкого станка.
Валерий Варов: Есть здесь и точило. На первый взгляд, примитивно и просто, но без подобного «агрегата» было бы трудно. Инструмент использовался, чтобы наточить сечку, топор, нож, зубило, пешню и прочие инструменты.
Валерий Варов: Этот сверлильный станок явно заграничный. Точно, на табличке указано, что это Германия, XIX век. Здесь нет электрического привода. Другими словами, можно вручную сверлить металл на очень малых оборотах с подачей снижения по доле миллиметра. На мой взгляд, работая на таком станке, надо очень постараться, чтобы «сжечь» сверло, то есть испортить его. Полагаю, по тем временам станок имел невероятную ценность, даже не в плане стоимости, а для решения конструкторских задач.
Валерий Варов: Наковальня. Кстати, розочка из металла свидетельствует о высоком кузнечном мастерстве. Для меня же это напоминание о предках, которые имели кузницу, а наковальню, закрепленную на одиноко стоящем чурбане, я видел в детстве. Никто её не трогал и не сдавал в металлолом. Удивительно.
Татьяна Трунова: В экспозиции очень много витрин с самыми разными инструментами, многие из которых я увидела впервые именно в этом музее.
Валерий Варов: Это коловороты и дрели, которые предназначены для сверления отверстий. Такими инструментами делали отверстия при изготовлении, например, оконных рам, поскольку для забивания шканта, разновидности деревянного гвоздя, не требуется особой точности.
Валерий Варов: Набор для нарезания (нарезки) резьбы и другие приспособления. Здесь и относительно современные плашки (лёрки), метчики и воротки, изготовленные на станках. Для слесаря-ремонтника такой набор просто необходим. Рядом инструменты, изготовленные вручную, причём много десятков лет тому назад.
Валерий Варов: Разновидности раздвижных ключей (некоторые из них назывались «шведики»). Если позволяют условия, таким ключом удобно пользоваться, поскольку есть возможность быстро изменить размер захвата под гайку.
Валерий Варов: Изделия высокой сложности, точности и особого применения. Кстати, много лет назад мне довелось с ними познакомиться не только в плане использования, но и ремонта подобных экспонатов. Фотоаппарат «ФЭД». Арифмометр, который служит механическим компьютером. Портативная печатающая машинка. Некоторые вещи вижу впервые, например, прибор «Польди» для измерения твёрдости металлов.
Времена детства напомнила «динамка», которая вырабатывала напряжение в пределах шести Вольт для фары велосипеда. А крепилась маленькая электромашина к вилке переднего колеса. Внизу лежит чёрный фонарик, особенность которого в том, что обычный свет можно было сменить на красный или зелёный. Поворачиваешь за блестящие ручки — и стекло перекрывается тем или другим цветным светофильтром.
Валерий Варов: Особое внимание привлекают линейки, которые очень похожи на логарифмические. Кстати, в нашей школьной программе были уроки по их применению и с ними всё понятно, это предшественник современного калькулятора. По длине линейки перемещается рамка бегунка со стеклом, на котором нанесена тонкая линия. Средняя часть в линейке легко передвигается для установки деления возле нужной цифры. Затем по линии на бегунке смотрим ответ, например, 5,2 х 6,3 = 32,76.
А вот эти вижу впервые, и, судя по надписям, созданы они для токаря. Здесь же есть линейки, где даже по две перемещающихся средние части. Всегда было интересно, каким образом производилась установка переключателей перед нарезкой резьбы. Теперь всё ясно: легко выбирается станок, твёрдость резца, коэффициент резания, диаметр прутка, угол резания в градусах, глубина резания, подача, крутящий момент, число оборотов шпинделя и другие параметры. Бегунки со стеклом, вероятно, утеряны, как это случалось и с логарифмическими линейками.
Валерий Варов: Измерительные инструменты типа «штангенциркуль». Точность измерения у них до десятых и сотых долей миллиметра. Мне довольно часто приходится измерять диаметры до десятых долей. Принцип понятен – зажать деталь между «лапками» и посмотреть результат по положению делений и цифр. Кстати, сейчас есть штангенциркули с электронным цифровым монитором, что значительно ускоряет процесс измерения.
Валерий Варов: Здесь и циркули-угломеры и простейшие циркули. Они нужны для тех случаев, когда особая точность не требуется, но диаметр изделия нужно быстро сравнить и зафиксировать.
Валерий Варов: Микрометры различных конфигураций и размеров. Эти инструменты незаменимы для точного измерения, например, волоса (провода). Мне приходилось перематывать ротор электробритвы, где толщина провода была 0,05 мм, то есть в двадцать раз меньше миллиметра. При этом понятно, что провод толщиной 0,07 мм уже не поместится на отведённом месте. Впрочем, и его сопротивление будет меньше, если отмерять по одинаковой длине.
Валерий Варов: Ещё один стол с множеством инструментов. Тут и струбцины, и ручные дрели, и гаечные ключи, и кусачки для дробления сахара, и маленький, относительно современный безмен до 200 граммов, и безмен старинный, которым можно было взвешивать десятки килограммов, и настольные тисочки, и кусачки, и выдерги (приспособления для вытаскивания гвоздей из дерева), и ножовка по металлу, и, судя по ключу, старинный дверной замок.
Валерий Варов: А это корабельная пушка. Тут и пояснять ничего не надо. Хотя для тех, кто не видел фильмы, где есть морские бои, можно отметить: на переднем плане — штурвал, правее него — борт корабля с бойницей, пушка на откатной площадке, а рядом корзины. Вот и засада: для чего кадушка? А для чего металлический чан, да ещё с какой – то спиралью снизу?
Татьяна Трунова: Внесу небольшое уточнение. Это не кадка, а ушат, то есть ведро с ушками. Обычно в них продевалась верёвка или ручка для переноски.
Валерий Варов: Слева — челнок рыбака и охотника, поскольку на виду рыболовная снасть типа «морда», а рядом лук для стрельбы по дичи. Справа — водяной насос для тушения пожара. Принцип работы понятен. Один пожарный разматывает рукав со стволом и идёт к рубежу огня, двое пожарных встают по обе стороны рычагов и неустанно работают, приводя в действие два поршня. Вода заливается в бак, который в середине качалки (вода постоянно подливается из подносимых вёдер). В детстве довелось видеть процесс тренировки пожарных и один раз реальное тушение пожара.
Татьяна Трунова: Есть в музее экспонаты, которые и я застала в детстве. Например, фонтанчики с питьевой водой.
Валерий Варов: А на фотографии справа — действующие часы. О, чудо! Вместо старинных грузов на верёвках подвешены три современные гири из спортивного магазина. Маятник раскачивается, я это видел собственными глазами. На табличке надпись: «Механизм башенных часов», имя мастера, Германия, 1829 год.
Валерий Варов: А вот и сам механизм поближе. Смешно вспоминать, но я остановил маятник наручных отцовских часов шесть десятков лет назад, когда ростом был чуть выше стола. Скажу больше: та поломка стала знаковой, поскольку в седьмом классе начал ремонтировать часы.
Много различных механизмов прошло через мои руки. Например, сломанный волосок маятника вставлял на прежнее место без оптики. Потом были электронные часы, где приходилось устанавливать частоту 32768 Гц. К удивлению владельца часы после ремонта ходили очень точно. Теперь устройство часов разглядывать очень кстати, поскольку без оптики не вижу чётко сам маятник, не говоря уже о волоске.
Татьяна Трунова: Тот же самый часовой механизм, но с другого ракурса.
Валерий Варов: На снимке слева — старинные карманные часы. Мне, кстати, нравились циферблаты с римскими цифрами. Такой три десятка лет тому назад нечаянно уронила дочь. Ремонтировать не стал, поскольку перед этим сын (ещё в двухлетнем возрасте) «помог» разобраться с наручными часами. Вообщем, «сапожник без сапог», не случайно люди придумали эту присказку. Кстати, кроме часов здесь мы видим и станки, на которых точили оси. Ювелирное мастерство!
На фотографии справа — костюм водолаза. Это изделие я до этого видел только по телевизору. Кстати, не ожидал, что костюм окажется таким огромным. На груди висит пудовая гиря (16 кг). Таких грузов к водолазу прицепляют несколько, чтобы его не поднимало от дна. Подобным образом добиваются баланса, при котором вес не должен влиять на передвижение. Понятно, что водолаз должен быть очень силён, а иначе работать на дне водоёма просто не сможет.
Валерий Варов: А это изобретение называется прибор учёта. Кстати, пломбы на нём нет. Вероятно, в те времена электроэнергию не крали. Ещё вижу отличие: это электросчётчик для постоянного тока, поскольку диск вращается влево. Мало кто знает, что у нас в стране поменяли напряжение с постоянного на переменное. Процесс этот был растянут во времени, поэтому точную дату назвать затруднительно. Соответственно, появились счётчики переменного тока.
Валерий Варов: Барабан с бумажной лентой, рядом катушка для создания электромагнитного поля для пишущего узла, ключ (замыкатель контактов). В детстве сам делал подобное устройство. Помню даже, что буква А – это «точка / тире», то есть если быстро замкнул и разомкнул контакты ключа, то на ленте отразится «точка», а чуть дольше задержал, то на ленте отразится «тире». Просто, как дважды два. Сигналы передавались по проводам.
Вскоре стало сложнее, поскольку вместо бумажной ленты с точками и тире, сигналы стали передавать звуком на наушники. Причём, скорость передачи была достигнута до десятков знаков в секунду. Соответственно, возросла и скорость приёма! Короче говоря, в эфире льются вереницы непонятных звуков, а по факту это слова, как будто читаешь книгу. Кстати, всё зашифровано.
Валерий Варов: А это фонограф. Я такой музыкальный инструмент тоже раньше не встречал. Как он устроен? Вижу, что, примерно, как шарманка в средние века: крутили ручку, совмещённую с цилиндром, и шли звуки отдельных нот, то есть частоты вибрации металлических пластинок. Во второй половине XIX века во Франции было предложено усовершенствование, когда воспроизводиться должны были слова. Чуть позже в США был создан и действующий образец такого устройства.
Валерий Варов: Стол с патефонами. Некоторые варианты из экспонатов мне довелось видеть и даже трогать. Два года назад нашёл выброшенный механизм от патефона и отдал человеку, который коллекционирует старинные изделия. Кстати, патефон — это усовершенствованный фонограф, только здесь можно услышать и песни, и музыку. Правда, с погрешностями в виде шуршания.
Татьяна Трунова: У одной из витрин прямо на полу лежит «жук-денщик». Это специальное приспособление для снятия обуви.
Альбина Мастюгина: Мы попробовали на практике, как работает «денщик». Опорную ногу ставишь на туловище жука, а заднюю часть обуви на другой ноге зажимаешь между усиками. Нога выходит из обуви очень легко!
Татьяна Трунова: Помимо станков, инструментов и приспособлений в Техническом музее есть несколько транспортных средств. Я обратила внимание, что в разные годы они стояли в разных частях зала. Вероятно, их перемещение связано с появлением новых экспонатов или с переоборудованием экспозиции.
Валерий Варов: Подобный велосипед я видел в кино и в другом музее чуть меньшего размера. Здесь я узнал, что это механическое средство передвижения называли «Костотрясом». Чудесное изобретение! Много лет кручу педали почти каждый день, а лет десять круглый год — на простом «китайском» велосипеде.
Валерий Варов: Справа от входа в музей представлены бричка и тарантас, пассажирские транспортные средства для конной упряжки.
Татьяна Трунова: Есть здесь и пролетка, и фаэтон, и даже полозья для замены колес в зимнее время.
Татьяна Трунова: В одном из транспортных средств встретилась необычная реклама — «Галоши с треугольником».
Все ли сейчас знают, что такое галоши?
Галоши
Это обувь из кожи или резины, которая защищает ноги от промокания. Раньше их ещё называли мокроступами (от «ступать по мокрому»).
Существуют две формы написания слова: галоши и калоши. Лингвисты выдвигают несколько версий происхождения этого термина. Однако все исследователи единодушны в том, что он пришёл из латыни. Об этимологии слова «галоша» я писала пару лет тому назад в очерке «Galoscia», который опубликован в моей лингво-студии «Подружись с итальянским!».
Валерий Варов: Красивая детская коляска, конструкция которой гениальна установкой колёс большого диаметра. На таких колёсах меньше трясёт. А чтобы коляска не была длинной, оси колёс сделаны разной длины. Благодаря этому техническому приему колесные пары перекрываются. Здорово!
Валерий Варов: В музее можно увидеть отрезки железнодорожных рельсов. Это образцы изделий уральских «Демидовских заводов» конца XIX века.
Татьяна Трунова: У нас на проекте есть очерк «Завод-музей в Нижнем Тагиле». Это музей под открытым небом, созданный на базе бывшего предприятия известных уральских горнозаводчиков Демидовых.
Валерий Варов: Этот трактор «Фордзон-путиловец» был выпущен в Ленинграде в 1928 году на заводе «Красный путиловец». Один из немногих экземпляров, которые сохранились за прошедшие сто лет. Ещё один трактор, созданный на этом же предприятии, мне довелось увидеть возле краеведческого музея в Белгороде.
Татьяна Трунова: Отдельный зал музея посвящен жизни в СССР. Заходишь в экспозицию — и словно погружаешься в детство и юность.
Валерий Варов: Это моё! Родился, учился, работал, армию отслужил, снова работал – в СССР было хорошо. Когда мне некоторые молодые люди начинают рассказывать, о том, что было тогда, то я удивляюсь: неужели они не понимают, что мне посчастливилось почти всё видеть своими глазами, а многое узнать не из «слухов», а лично?
Альбина Мастюгина: В зале мы видим предметы нашего детства 60-70-х годов ХХ века. Например, телефонную будку, из которой за 2 копейки можно было позвонить в любой конец города.
Также на стене представлены атрибуты советского школьника. В Советском Союзе первоклассников со второй четверти в школе посвящали в октябрята, ребята с гордостью носили октябрятский значок. В третьем классе происходил приём в пионеры и нам повязывали красный галстук. А в седьмом классе за хорошую учебу и примерное поведение принимали в комсомол — и мы тоже с гордостью носили комсомольский значок.
Школа была нашим вторым домом, мы в ней не только получали знания, но учились дружить, не давать друг друга в обиду. В летнем детском лагере у нас стояли столбы с подобными громкоговорителями. Через них нас оповещали обо всех событиях, которые происходили в лагере.
Татьяна Трунова: В моей авторской лингво-студии «Подружись с итальянским!» есть интервью с коллегой, преподавателем иностранного языка Анной Муравьевой. В интервью Анна рассказывает одну комичную ситуацию, как раз связанную с громкоговорителем.
Валерий Варов: На одной из стен зала — вымпел с прописью «Моральный кодекс строителя коммунизма». Эти строчки похожи на «десять божьих заповедей». Кстати, наше поколение воспитывали в духе атеизма, но про некоторые «божьи заповеди» мы почему-то знали.
Валерий Варов: Автомат газированной воды. Ассоциация более, чем положительная, поскольку такие «башни» стояли в активных местах, и за одну копейку можно было утолить жажду, а за три копейки получить стакан воды с сиропом.
На фото справа это вообще шедевр изобретателей. Сетка-авоська легко умещалась в кармане, пользоваться ей было удобно, стоила она копейки и выдерживала приличный вес. То есть её надёжность была гарантирована в отличие от некоторых современных полиэтиленовых пакетов, купленных за относительно «бешеные» деньги, и рвущихся через шесть метров от выхода из магазина.
Альбина Мастюгина: В этом же зале стоит детская коляска. Она удобная, но уж очень низкая. Правда, стоит вспомнить, что в 60-70 годы прошлого столетия на дорогах не было такого количества машин, как сейчас, следовательно, выхлопов бензина было гораздо меньше. Поэтому можно было возить детей на таких низких колясках.
Татьяна Трунова: Недалеко от коляски стоит кульман (это чертежный прибор в виде наклонной доски) с прикрепленным к нему чертежом.
Татьяна Трунова: На самом деле, экспонатов в залах музея гораздо больше, чем представлено здесь. Мы рассказали лишь о тех, которые запомнились больше всего.
Штрихи к портрету музея
Татьяна Трунова: Если внимательно присмотреться, то в музее, помимо станков, инструментов и механизмов, можно увидеть немало интересных мелочей. Допускаю, что не все посетители, которые идут без экскурсовода, обращают на них внимание. Например, те же плиты у входа в музей. Видите, на них написан год — 1819. Плитам более двухсот лет!
Татьяна Трунова: Справа от входа стоит стол, выполняющий роль кассы музея. Здесь продают входные билеты. Позади стола размещена огромная фотография. На ней видна металлическая табличка с надписью «Касса показывает уплаченную сумму». И точно такая же табличка стоит на столе.
Татьяна Трунова: У одного из предметов мебели ножки выточены в виде звериных лап. И на них даже есть когти!
Татьяна Трунова: На стенах очень гармонично смотрятся изящные старинные фонари. А что делать тем, кто из-за проблем со зрением не может увидеть всю эту красоту? Оказывается, музей проводит не только традиционные экскурсии, но и предлагает аудио-экскурсии для незрячих и слабовидящих посетителей.
Валерий Варов: Если ходить по музею и подробно рассматривать каждый экспонат, то понадобится, я думаю, несколько часов. Собственно, совсем небольшое помещение, а сколько предметов, сколько впечатлений!
Татьяна Трунова: Мне посчастливилось побывать в Техническом музее три раза. Обратила внимание, что экспозиция постоянно обновляется — появляются новые экспонаты, прежние передвигаются на другие места. Вот снимок, сделанный в августе 2021 года. А в октябре 2022 года на месте ножной швейной машинки уже стояли велосипеды.
Валерий Варов: Сто лет назад, в 1917 году, наша страна жила при «деревянной сохе и граблях». Возникает закономерная гордость, поскольку, несмотря на технические преимущества «Запада» и войны с захватчиками, уже в 1943 году в СССР был создан лучший в мире танк Т-34-85, а в 1957 году в космос был запущен первый в мире спутник. В 1961 году в космос первым полетел Юрий Алексеевич Гагарин.
Татьяна Трунова: Для меня в музее осталось немало загадок по поводу предназначения и функционирования тех или иных инструментов. Но количество и разнообразие экспонатов просто поражает. Вот она, мощь инженерной мысли на протяжении веков!
Татьяна Трунова: В Техническом музее через всю экспозицию красной нитью проходит идея времени. Ты словно окунаешься в прошлое. Ты смотришь на мир глазами людей, которые жили несколько десятков лет (или пару веков) тому назад. И понимаешь, сколько полезных приспособлений дошло до наших дней.
Валерий Варов: Выражаю благодарность основателю и директору Технического музея Вячеславу Викторовичу Хуртину, который при содействии друзей и товарищей 27 лет посвятил созданию экспозиции. Об этом я узнал случайно от сотрудницы. Фамилию директора я благополучно забыл, но по возвращении домой нашёл в Интернете.
Татьяна Трунова: Огромное спасибо сотрудникам музея и всем, кто создал, кто пополняет и поддерживает эту уникальную экспозицию.
Рекомендуем включить Технический музей в ваш маршрут во время посещения Нижнего Новгорода. Музей расположен в центре города, так что специально ехать никуда не надо. А если попасть туда пока не получается, то можно зайти на официальный сайт музея.
© Татьяна Трунова, Альбина Мастюгина, Валерий Варов (ноябрь 2022)
Очерки о музеях, посвященных ремёслам
- «Дом мастеров» (Тобольск, Тюменская область) — музей посвящен мужским и женским ремёслам. Экспозиции рассказывают о традиционных занятиях жителей Сибири в XVIII-XIX вв.
- Музей «Городская кузница XVII века» (Смоленск) — в экспозиции представлены инструменты, материалы и изделия смоленских кузнецов, работавших в городской кузнице
- «Этыр» (окрестности Габрово, Болгария) — архитектурно-этнографический музей под открытым небом в восьми километрах от Габрова. В одном месте собраны старинные болгарские дома с ремесленными мастерскими.
Татьяна и Альбина, мои поздравления. Совместное пребывание в музее подтвердило пословицу – «одна голова – хорошо, а … ещё лучше».
Кстати, тема про электросчётчик постоянного тока напомнила прикольную ситуацию: в ВУЗ, который заканчивала моя жена, приехал «покупатель» … его мотив агитации был прост … «вы представляете, с кем я работаю? … спрашиваю у своих специалистов – какое напряжения в розетке? … отвечают – постоянное … спрашиваю — почему? … отвечают — так постоянно же есть». Не потому ли наши бывшие «заморские друзья» так легко распространили своё влияние в бывших республиках СССР … не будут ли «перевёртыши» пытаться в скором времени укусить свой локоть …
Валерий, спасибо, что поделились историей из жизни.
Правда, я не совсем поняла смысл ситуации, которую Вы описали. Вуз, где училась жена — при чём здесь «покупатель»? Кто кого спрашивает? Что за «перевёртыши»? Для меня Ваш рассказ оказался немного сумбурным и полным недоговорок. Не исключаю вариант, что найдутся читатели, которым будет всё понятно.
Татьяна, тут всё просто, поскольку в пору призыва в армию мы называли «покупателями» офицеров, отбиравших в свои части нас — молодёжь. А этот человек и рассказал про свой контингент, где люди на полном серьёзе не знали, что в розетке переменное напряжение, зато было оно постоянно (без перебоев). Вот таков был таков уровень знаний у специалистов. Кстати, в настоящее время преподаватели рассказывают и более курьёзные случаи …
Спасибо, теперь понятно :).
Татьяна, насколько мне известно, Вы не любите обсуждать политические вопросы. А суть дела в информации от СМИ, что пора прекращать подачу электроснабжения в одну из прибалтийских стран. Действительно – это удивительно! Почему же в республике бывшего Советского Союза, которая стала нам даже враждебной, в розетках постоянно есть напряжение из РФ?
Валерий, в комментариях к очерку о Техническом музее, да и в целом на проекте мы не обсуждаем вопросы политического характера. Я думаю, несложно найти другие площадки, где можно свободно высказываться по любым вопросам в данной сфере. Спасибо за понимание.
А теперь про локоть … В результате недружественной работы, которую проводили «заморские друзья» среди населения с такой слабой грамотностью, республика бывшего Советского Союза легко стала «перевёртышем», и, даже враждебной для нас. Подрывная деятельность продолжает проводиться и других бывших республиках СССР, а это может закончиться аналогичным результатом. А там им недалеко уже и до попытки укусить свой локоть …
Благодарю за пояснение.
Спасибо!
Соня, благодарю!