Завод-музей в Нижнем Тагиле

Вид на завод-музейЕжегодно в третье воскресенье июля в России отмечают День металлурга. И в этом очерке я расскажу об одном из самых необычных «индустриальных» музеев России. 

В Нижнем Тагиле с 1989 года работает завод-музей под открытым небом. Это бывшее предприятие известных уральских горнозаводчиков Демидовых. 

В 1987 году завод был остановлен. Цеха и территорию вычистили от промышленных отходов. И вскоре Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» открыл на базе бывшего металлургического предприятия уникальную экспозицию, аналогов которой в России пока нет. Её полное название — «Завод-музей истории горнозаводской техники» или Эко-индустриальный технопарк «Старый Демидовский завод». 

Мне довелось побывать на заводе-музее в июне 2021 года. Впечатления и фотографии от того посещения как раз и легли в основу данного путевого очерка. 

Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате 

Страницы истории

Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод был запущен в 1725 году. Предприятие построил Акинфий Демидов, сын известного в России оружейника Никиты Демидовича Антуфьева (Демидова), которому Петр Первый пожаловал земли на Урале. Вот почему предприятие стали называть Демидовским заводом. 

Демидовский завод

Мемориальная доска на одном из зданий позволяет увидеть ключевые вехи в истории предприятия. Чугуноплавильный и железоделательный завод. Металлургический завод — сначала самостоятельный, а затем в составе металлургического комбината. И, наконец, завод-музей под открытым небом. 

Информационная доска

Экспонатами стали производственные площадки, здания, постройки и промышленное оборудование. Чтобы попасть на территорию завода-музея, нужно пройти по Зеленому мосту — и вы окажетесь прямо перед воротами «Старого Демидовского завода».  

Зеленый мост

Строительство нижнетагильского завода началось с возведения плотины. В первой четверти XVIII она считалась одной из крупнейших на Урале. Первоначально плотина была сделана из лиственницы и залита глиной. Однако во время наводнения 1927 года плотину смыло водой. Вот почему вскоре была возведена новая плотина уже из железобетона.  

Вид с моста

В теле плотины были сделаны прорезы. Вешнячный прорез помогал регулировать уровень воды в пруду. По двум другим прорезам вода проходила в огромные водоводы, так называемые «лари». 

Ларь

От «ларей» шла разветвленная система боковых отводов.

Переходы

Вода попадала на огромные водяные колёса, которые вращались и запускали соединённые с ними механизмы. Основным типом двигателей, которые применялись первоначально в Нижнем Тагиле, были верхнебойные колёса. 

Фрагмент вала

А теперь предлагаю сделать небольшой историко-лингвистический экскурс.

О происхождении слова «завод»

В современных этимологических словарях слово «завод» рассматривают как производное от глагола «завести» в значении «предпринять, оборудовать, устроить». Мне ближе точка зрения, которую я услышала во время экскурсии по заводу-музею. К сожалению, уже не помню ни имени-отчества, ни фамилии сотрудницы, которая проводила для меня экскурсию.

Слово «завод» образовалось от словосочетания «за водой». Раньше все крупные предприятия стояли вблизи воды. Почему? Потому что с помощью силы текущей (нижнебойное колесо) или падающей (верхнебойное колесо) воды приводились в действие основные механизмы.

И здесь, на мой взгляд, мы видим великолепную игру слов. Во-первых, предприятие находилось ЗА ВОДОЙ. Во-вторых, при помощи воды оно ЗАВОДИЛОСЬ, то есть запускалось. Отсюда и название — ЗАВОД. 

Водовод

Завод Демидовых в Нижнем Тагиле производил медь, сталь, чугун, железо. Продукция предприятия очень ценилась не только в России, но и на европейских рынках. 

Цеха завода-музея

На заводе-музее представлены несколько цехов — доменный, мартеновский, прокатный, — которые отражают основные стадии металлургического производства. 

Погрузочно-сортировочная зона. Давайте вспомним из школьного курса химии, что для выплавки чугуна используется шихта. Это смесь руды и угля, то есть исходных материалов. Шихту доставляли вагонами и сваливали через решетки в специальные накопители.

ВагонеткиПодъемник

После этого шихту поднимали вагонетками для загрузки в доменную печь.

Смотровая площадка

Рудная эстакада хорошо просматривается с прилегающей к заводу улицы Челюскинцев.

Вид снаружи

Доменный цех была запущен на заводе первым, в 1725 году. Тот цех, который мы видим сейчас, был построен в 1930 году во время реконструкции завода.  Он сохранился в том самом виде, в каком прекратил работу в октябре 1987 года. 

Доменный цех

В цеху много разноуровневых переходов и самых разных механизмов. 

Проход

Если не ошибаюсь, это форточка-«гляделка». Такие отверстия встречаются и на современных металлургических комбинатах. Опытные сталевары по цвету языков пламени могут определять готовность металла. 

Гляделка

В отдельном отсеке сбивали шлак, а чугун выпускали через желоба.  

Желоба

Это внутренний дворик, примыкающий к доменному цеху.  

Вагонетки_1

Для получения стали чугун отправляли в мартеновский цех, построенный в 1891 году. Вот так выглядит его разливочный пролёт.

Мартеновский цех

Слева видны так называемые завалочные окна мартеновских печей. В каждой мартеновской печи производилось три плавки в сутки. Красный резервуар справа я поначалу приняла за ванну. 

Цех_3

«Ванна» оказалась ложкой для загрузки руды в мартеновские печи. Сама ложка закреплена на завалочной машине Пруденко, которая использовалась на комбинате до конца 70-х годов ХХ века.

Ванна-ложка

Арочные перекрытия крыши цеха — самые настоящие шедевры промышленной архитектуры.

Арочные перекрытия

В прокатном цехе производили  листовое железо. Здесь же в 1924 году было налажено сутуночное производство.

Что такое сутунка

Это плоская стальная заготовка толщиной от 4 до 35 мм, шириной 80-400 мм и более и длиной до 1200 мм для поштучной и пакетной прокатки тонких листов жести, кровельной стали и т.д. Длину сутунки выбирают с учетом ширины готовых листов, так как она раскатывается в лист в поперечном направлении. Сутунку получают на полосовых станах или вырезают из толстых листов. 

Энциклопедический словарь по металлургии

В этой части экспозиции стоят маховик и привод стана «600». Именно этот стан катал узкую болванку-сутунку, которая поступала в Нижний Тагил с одного из близлежащих заводов. Сам стан и цех назывались сутуночными. 

Вал и фрагмент колеса

Вот так выглядят фермы (стержневые основы) кровли прокатного цеха. 

Небо

Здание механического цеха было построено в середине XIX века. В 1912 году механические мастерские были преобразованы в Нижне-Тагильский механический завод. Здесь функционировал один из лучших на Урале мостовых кранов.

Механический цех

Интересные факты 

В годы Великой Отечественной войны на Нижне-Тагильском металлургическом комбинате были созданы три спеццеха. Первый производил корпуса для авиабомб, второй — противотанковые гранаты, а третий — стабилизаторы хвостового оперения для реактивных снарядов. Все работы велись в условиях строжайшей секретности. 

Завод отливал сталь в слитках. Их прокатывали в листы на Чусовском металлургическом заводе, а затем отправляли на Нижне-Тагильский «Уралвагонзавод». До сих пор он считается крупнейшим в мире предприятием по производству танков. 

_________________________

И вспоминается Прохоровка, посёлок в Белгородской области. Именно там в июле 1943 года произошло самое масштабное танковое сражение времен Второй мировой войны. У нас на проекте есть отдельная публикация под названием «Прохоровка: третье ратное поле России»  о памятных местах на Танковом поле.

На железнодорожных путях шихтового двора при доменном цехе располагается ещё одна экспозиция завода-музея. Здесь представлен подвижной состав предприятия. 

Вагонетки_3

Железнодорожный транспорт появился на Нижне-Тагильском заводе в 1895 году, когда были проложены внутренние железные дороги. 

Вагоны

Здесь можно увидеть не только вагоны, но и специальное оборудование. 

Вагонетка внутри

Вот так выглядел шлаковоз, который транспортировал жидкий шлак от доменной или мартеновской печи на шлаковый отвал. 

Шлаковоз

На эстакаде рудного двора установлен маневровый паровоз 9П, что означает «девятый промышленный». У него была большая тягловая сила, поэтому паровоз использовался на рудниках и металлургических предприятиях.  

Паровоз на площадке

Паровозы данной серии производились на Муромском паровозостроительном заводе. 

О паровозах

У нас на проекте есть очерк, посвященный достопримечательностям Мурома. Одним из памятных событий в истории города стал выпуск бронепоезда «Илья Муромец». Он был собран рабочими паровозоремонтных мастерских в годы Великой Отечественной войны. Бригада, собравшая бронепоезд, стала его экипажем, и прошла боевой путь от Мурома до Берлина.

Штрихи к портрету завода-музея

Что меня изумило во время экскурсии? Во-первых, сама идея создать подобный музей под открытым небом на основе настоящего промышленного предприятия. Вероятность того, что я когда-нибудь попаду на действующий металлургический комбинат, ничтожно мала. Хотя кто знает. А здесь можно увидеть изнутри весь завод с его цехами и установками.

Во-вторых, я думаю, каждый посетитель видит музей через призму своего собственного мировосприятия. Одному интересен сам процесс выплавки и производственное оборудование, другому — так называемая промышленная архитектура, а третий восхищается красотой неуловимых деталей, на которые многие даже не обратят внимания. В своё время я писала об этом в очерке «Камертон для  путешествий или как сонастроиться с местом»

Кроме основных цехов, на территории бывшего металлургического завода сохранилось немало интересных сооружений. Например, здание электростанции, возведённое в 1913 году. Об этом гласит надпись из рельефных цифр на фасаде здания. 

Электростанция

На некоторых постройках можно встретить пояснительные таблички. Как видите, здесь есть и памятники техники, которые запрещено демонтировать.

Водонапорный бак

На территории музея немало переходов между цехами. Приходится внимательно смотреть под ноги, чтобы не поскользнуться, не оступиться и не упасть. Кстати, перед началом экскурсии каждому посетителю выдают каску, здесь это предусмотрено правилами техники безопасности. 

Переход

Даже обычное помещение из шифера, крытое листами железа, смотрится очень колоритно. 

Крыльцо из шифера

На территории бывшего завода встретился мост. И обратите внимание, сколько здесь зелени.

Мост на территории

Что меня совершенно очаровало, так это кирпичные кладки. Их здесь видимо-невидимо, самых разных — и по цвету, и по способу выкладки кирпича. 

Кладка_4

Упал на стену солнечный луч — и кладка засверкала совершенно новыми оттенками.  

Кладка_3

Здесь кирпичи разного размера, как говорится, от мала до велика. И сразу возникает тысяча вопросов. Кто, когда и с какой целью сделал вставку из мелких кирпичей? Почему эти кирпичи из разной глины? Почему не заложили проём такими же крупными кирпичами?  

Кладка_1

На этой стене тоже несколько разных кладок. 

Кладка_7

Привлекают взор даже полуразрушенные постройки. 

Градирня

Были на бывшем металлургическом заводе и смотровые площадки. 

Смотровая вышка

На территории музея немало интересных надписей. Правда, иногда приходится внимательно присмотреться, чтобы их увидеть. Например, этот указатель «Музей-завод» по цвету практически сливается со стеной.  

Указатель

Зато вот эту информационную доску точно не пропустишь! 

Цех-победитель

Вероятно, надпись на бетонном ограждении напоминает о том, что завод вошел в состав Нижнетагильского металлургического комбината. 

НТМК

И здесь стоит сделать небольшое уточнение. Это чтобы не запутаться в двух металлургических предприятиях, которые находятся в разных районах Нижнего Тагила.  

Металлургический завод и металлургический комбинат

Нижнетагильский металлургический завод имени В.В.Куйбышева это и есть нынешний завод-музей, которому посвящен данный очерк. Первоначально предприятие находилось на окраине города, однако со временем оно оказалось в центре жилого массива. Поэтому уже в конце 50-х годов ХХ века некоторые производства были переведены на металлургический комбинат. мартеновский цех был закрыт в 1980 году, а доменные печи завода были выключены лишь в октябре 1987 года.   

Вот такой вид открывается с расположенной рядом Лисьей горы: завод-музей, памятник металлургам, жилые кварталы Нижнего Тагила. 

Вид на город

Нижнетагильский металлургический комбинат имени В.И.Ленина (НТМК) был построен построен в другой части города и запущен в июне 1940 года. В 1957 году в его состав как раз и вошёл Нижнетагильский металлургический завод. Этот снимок сделан с той же самой Лисьей горы. Здесь видны пруд, жилые кварталы города и корпуса металлургического комбината.

НТМК

На одном из ограждений встретилось изображение орденов, которыми награжден Нижнетагильский металлургический комбинат: орден Ленина, орден Октябрьской революции, орден Отечественной войны первой степени. Не совсем понятно, почему здесь нет ордена Трудового Красного Знамени (комбинат получил эту награду в 1943 году). 

Ордена

На территории завода-музея можно увидеть памятник В.И.Ленину. 

Памятник Ленину

И очень неожиданно смотрятся на фоне огромных труб самые обычные скамейки.  

Скамейка

Рядом с музеем тоже немало интересного. Например, вот такая фигура сидящего человека. Видимо, это сталевар?

Скульптура у завода

Рядом разбиты цветочные клумбы. 

Клумбы у завода

У моста встретился даже крохотный заборчик. 

Частокол

Недалеко от входа в музей, в самом начале улицы Ленина, располагается здание бывшего заводоуправления. 

Заводоуправление

На мой взгляд, завод великолепен с любого ракурса. На фоне доменных печей прекрасно смотрятся даже городские фонари.  

Вид с фонарями

И застыли навечно башни, словно пионеры с поднятой рукой в традиционном приветствии «Будь готов! — Всегда готов!».

Две печи

Вместо заключения 

Нужны ли подобные музеи? На мой взгляд, очень нужны. Они помогают не только познакомиться с производственными процессом, что называется, изнутри, но и увидеть, какую роль играет металлургия в развитии страны в любую историческую эпоху — и при Петре Первом, и в годы Великой Отечественной войны, и в наши дни. 

Вид завода_1

От всей души благодарю сотрудников Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» за такую замечательную экспозицию. Советую зайти на официальный сайт завода-музея, там немало интересной и полезной информации. Кстати, попасть на завод-музей можно только по предварительной записи. Так что заказывайте экскурсию, чтобы совершить увлекательнейшее путешествие в историю.

Всех работников металлургической отрасли — с профессиональным праздником, с Днём металлурга!

© Татьяна Трунова, июль 2022

Что ещё почитать о Нижнем Тагиле

  • Театральный сквер — в очерке рассказывается о скульптурных композициях, установленных в одном из скверов Нижнего Тагила

«Промышленные» достопримечательности Урала

  • Гора Магнитная (Магнитогорск, Челябинская область) — легендарная «Магнитка», рядом с которой в 1931 году был построен знаменитый Магнитогорский металлургический комбинат
  • Чернушка (Пермский край) — достопримечательности одного из центров нефетдобычи на Среднем Урале 

2 комментария к статье Завод-музей в Нижнем Тагиле

  1. Интересный получился очерк, поскольку на территории Демидовского завода не был, хотя тридцать лет назад видел город Нижний Тагил, как на ладони, с высокого трамплина, что находится в нескольких километрах западнее. Вспомнились многие события той поры, например, тепловоз 9П напомнил мне ТГМ23, который выпускался на том же Муромском заводе и был маневровым на нашем заводе. А плитка, которой выложено пространство между железнодорожными ветками. Это здорово! Для составителя поездов удобно передвигается в таких местах. У нас же горы сырья подпирали шпалы. Художественно изготовленные из металла заборы смотрятся обалденно.! В сравнении с крохотным заборчиком у моста – это столетние великаны. Такое состояние, что чувствуется заводская атмосфера с дымом, шумом вентиляторов и специфической гарью. Зрелище, как наяву, когда завалочная машина вываливает в печь сырьё. Как ни крути, а пару десятков заводских лет не выбросить из жизни. Примечательно, что завод вошёл в состав НТМК в год моего рождения. Спасибо, Татьяна, за поздравление к дню металлургов.

    • Валерий, большое спасибо! Мне всегда приятно, когда мои публикации находят отклик у читателей проекта. Тем более, когда материал очерка тесно переплетается с личными воспоминаниями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда