В современном Смоленске немало достопримечательностей. Среди них – старейшая гражданская постройка города. Она находится рядом с краеведческим музеем, за бывшей евангелической кирхой.
С 1982 года в небольшом одноэтажном здании размещается «Городская кузница XVII века». Это одна из экспозиций Смоленского музея-заповедника.
Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате
Страницы истории
Историки считают, что строительство здания было связано с пожаром, который охватил центр Смоленска в 1715 году. Тогда сгорели храм, полковая комендатура, государев дворец, склады с провиантом и воинской амуницией. На выяснение причин пожара и составление описи поврежденного имущества понадобилось два года.
В 1717 году последовало распоряжение Сената о строительстве в Смоленске «для случая пожарного казенного погреба и канцелярии каменных, и чтоб небольшим коштом, а именно до тысячи рублей…». Так появилось это небольшое одноэтажное сооружение с двумя окошками на северной и южной сторонах. Первоначально в нём размещалась так называемая «архива»: постройку использовали для хранения документов губернской канцелярии.
В 1785 году на Блонье, бывшей плац-парадной площади города, построили здание Присутственных мест. Туда перенесли все документы, а здание стали называть «старой архивой». Через некоторое время постройку приспособили под кузницу стоявшего рядом Инженерного дома.
Во время Великой Отечественной войны здание неоднократно служило укрытием при бомбежках. В послевоенные годы постройку восстановили. И в 1982 году в ней открыли экспозицию «Городская кузница XVII века».
Среди экспонатов можно увидеть жестяное цеховое знамя смоленских кузнецов. Оно датируется 1839 годом. На знамени изображены святые Козьма и Дамиан, которые ещё в Древней Руси считались покровителями кузнецов и лекарей.
Внутри кузницы сохранились два квадратных помещения, в которых разместились залы этого удивительного музея.
Первый зал
В первой экспозиции представлены самые разные изделия кузнецов XVII-XIX веков. Здесь можно увидеть орудия труда, оружие, кухонную утварь, предметы быта.
На фото слева в витрине выставлены наконечник копья, деталь конской упряжи и подковы. На фото справа — черта, один из плотницких инструментов. Это своеобразная металлическая вилка с заостренными концами, которая использовалась для размётки брёвен при строительстве сруба.
Среди экспонатов музея можно увидеть огромное сверло по дереву (слева), оковку лопаты и распашник сохи. Раньше лопаты были деревянными и только по режущей кромке делалась железная оковка. А распашником называли «коронку», которую надевали на зуб сохи для того, чтобы лучше шла вспашка.
Вот так выглядела острога для ловли рыбы. Она была похожа на вилы: на палку насаживались несколько металлических наконечников. Обычно острогой ловили рыбу ночью при свете факелов.
На лавке в углу стоит небольшой железный ящик с прорезью в крышке.
На снимке слева — замок в виде секиры. В витрине справа — серпы, гвозди и другие изделия кузнецов.
Есть в музее настоящая кольчуга. Кстати, почему она так названа? Да потому что собрана из огромного количества соединённых друг с другом колец. На фото справа — средневековое оружие городского боя, бердыш и алебарда.
Вот так выглядел кочедык, инструмент для плетения лаптей. Он представлял собой плоское изогнутое шило. Помните скороговорку «Выдерни лычко из-под кочедычка»?
А это подковы и самый настоящий боевой топор. Обычно такие топоры применялись для ближнего боя. Кстати, именно на основе боевого топора были изобретены и бердыш, и алебарда.
На фото слева мы видим рогатину. Она служила и оружием в ходе войны, и орудием охоты. Если присмотреться повнимательнее, даже на снимке чётко виден орнамент.
На фото справа — светец, который служил для освещения помещений. Обычно в верхней части светец был рассечён на несколько «пальцев», в которые вставлялись лучины.
Есть в экспозиции и посуда, изготовленная смоленскими кузнецами. Братиной называли ковш или большую чашу круглой формы, из которой пили вино во время поминальных тризн и праздников. А ендова это одна из разновидностей братины, её использовали для разлива напитков по чаркам или стаканам.
В экспозиции воссоздан уголок крестьянской избы. Здесь есть полки с кухонной утварью, рукомойник, ступа, ушат, сито и даже сидящий на лавке домовой!
Второй зал
Во втором зале воссоздан интерьер кузнечной мастерской. На деревянной раме закреплены кожаные меха, которыми нагнетают воздух в горн.
В центре зала установлена наковальня. На ней лежат тяжелая кувалда и небольшой молоток на тонкой рукоятке, так называемый ручник.
Кувалда это большой молот, под ударами которого происходит деформация заготовки. Ручник представляет собой маленький молоток. Мастер-помощник бьёт им по заготовке, указывая направление удара для кузнеца. Этим же молотком-ручником задаётся ритм работы молотобойцев.
Рядом с мехами — макет кузнечного горна, простейшей металлургической печи.
И здесь позволю себе пару экскурсов в историю языка.
Горнило
У кузнечного горна есть и другое название — горнило. Сейчас это слово употребляется уже в переносном значении, когда речь идёт о суровых испытаниях, требующих большой выдержки и мужества. Например, говорят, что человек прошёл через горнило войны.
А ведь если вдуматься, то на войне можно увидеть те же самые действия и процессы, что и в кузнечной мастерской. Там наносят удары. Горят в огне, в прямом и переносном смысле. Куют Победу. Там человек закаляется и приобретает стойкость, которая позволяет выстоять в сложных ситуациях.
Ковать
Не секрет, что русские кузнецы считались колдунами и знахарями. Часто из технических терминов, связанных с ковкой металла, возникали новые слова. Они обозначали что-то опасное, связанное с хитростью. Например, от глагола «ковать» возникли слова оковы и ковник (мятежник, замышляющий что-то недоброе).
Отсюда же происходит и коварство. Раньше слово «коварный» означало умелый, разумный. Впоследствии оно приобрело другой смысл, который сохранился и по сей день.
А сам глагол «ковать» прочно закрепился в языке. Река скована льдом. Больной прикован к постели. Преступники закованы в цепи. Коллега хорошо подкован в этом вопросе. Часто ли мы вспоминаем кузнецов, когда употребляем эти глаголы?
Вместо заключения
Уже четыре десятка лет небольшая постройка в центре Смоленска приоткрывает нам дверь в прошлое. Оружие и орудия труда, предметы быта рассказывают о том, как жили люди несколько веков тому назад.
В музее представлены инструменты, приспособления и некоторые изделия кузнецов. Среди этих экспонатов мне удалось опознать только гвоздь и фрагмент подсвечника.
Если вы знаете, как называются эти инструменты и для чего они предназначены, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
© Татьяна Трунова, март 2022
Другие достопримечательности Смоленска
- Музей скульптуры С.Т.Конёнкова (Смоленск) — краткий очерк об экспозиции музея, в котором представлены работы известного российского скульптора
Музеи, посвященные ремёслам
- Музей истории камнерезного и ювелирного искусства (Екатеринбург) — один из трёх «каменных» музеев Екатеринбурга. В экспозиции представлены изумительные по красоте вещи из уральских самоцветов.
- Музей кружева (Вологда) — в музее можно проследить всю историю кружевоплетения. В восьми залах представлено около шести тысяч кружевных изделий.
Прекрасный очерк! Сколько интересного, Таня, узнаю из Ваших рассказов… А заметка о слове «ковать» поразила, особенно, происхождением слова «коварство». Спасибо.
Элени, большое спасибо! Вы знаете, мне нравится «фаршировать» свои путевые очерки интересными фактами из истории или этимологии. Вижу, что читателям это откликается.
Интересный материал! Сверло по дереву – это не просто по дереву, а по реальному дереву, поскольку можно просверлить бревно. На фотографии только металлическая часть, а действующий инструмент имеет деревянные ручки (палка, вставленная в проушину), и сверло походит на букву «Т». Было дело … приходится пропотеть.
Валерий, спасибо за уточнение!
Очерк интересен ещё и тем, что вернул в историческое прошлое, поскольку мои предки в XIX веке имели кузницу, а это место у речки, и пень с наковальней я видел своими глазами в детские годы! За десятки лет никто наковальню в металлолом не украл! Кстати, на заводе не раз приходилось видеть работу в кузнице. Главный мастер следит за нагреванием металла по цвету, поворачивая заготовку щипцами в горниле. В нужный момент кузнец кладёт заготовку на наковальню. Маленькую заготовку он обрабатывает сам, одной рукой удерживая щипцами заготовку, а в другой руке рабочий молоток. Кстати, молотки в наборе инструментов по весу и форме разные.
Бывает, что заготовку крупнее надо бить кувалдой. Тогда работают вдвоём: кузнец и помощник — молотобоец. Одной рукой кузнец держит заготовку щипцами, а в другой у него маленький молоток — ручник. Помощник – молотобоец должен ударить кувалдой в то место, куда кузнец указывает лёгким ударом молоточка — ручника. В следующий момент молотобоец уже заносит кувалду над головой, а кузнец ударяет по наковальне молотком – ручником, как бы разрешая нанести мощный удар. Таким образом, работа превращается в последовательную очерёдность ударов кузнеца и молотобойца. Движения в слаженной работе, как в часах — красиво и точно! Очередной цикл повторяется, когда заготовка перестаёт быть ковкой.
Бывает, что более крупную заготовку одной рукой кузнецу не удержать, тогда работают трое: кузнец и два помощника — молотобойца. Перезвон ударов, как на колокольне! Вот такую работу видел только по телевизору.
В настоящее время для ковки крупных заготовок в кузнице имеется мощный гидромолот. При его работе создаётся ощущение, что пол подпрыгивает, а зубы непроизвольно чакают.
Удивила этимология слова «коварный» – умелый, разумный. Неоднократно моя фамилия трактовалась от слова «варить». Говорили, что мои предки что – то варили. Вот и ответ – слог «вар» … предок кузнец.
Предметы, выложенные на столе служили для дверных запоров – накладки, задвижки, ледорубы, шпиль, скоба.
Ниже (на чурке, возле тисов) – щипцы, зубило, бородок.
Валерий, большое спасибо за такое подробное пояснение работы в кузнечной мастерской! Получается, что главным как раз является мастер, который ударяет ручником, а не кувалдой?
Скорее — да, чем … нет … это, Татьяна, мои предположения. Извините, если … что не так.
Валерий, всё так . Большое спасибо за такой классный мини-экскурс в кузнечную мастерскую! Сразу чувствуется, что пишет человек, который знает об этом не понаслышке.
Татьяна, тема меня зацепила … и, пришлось продвинуться. Рекомендую для расширения кругозора: https://www.youtube.com/watch?v=ouBE2cbUUMU
Валерий, большое спасибо!