Достопримечательности Самарканда. Шахи-Зинда

Общий видВ Самарканде на юго-восточном склоне древнего городища Афрасиаб находится комплекс мавзолеев Шахи-Зинда. Он по праву считается настоящей архитектурной «жемчужиной» Средней Азии.   

Приглашаю прогуляться по этому удивительному комплексу и полюбоваться бессмертными творениями средневековых зодчих и ремесленников.

Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате

Постройки комплекса Шахи-Зинда

Шахи-Зинда (в каждом слове ударение падает на последний слог) представляет собой  комплекс из 11 мавзолеев, которые постепенно пристраивались друг к другу в XIV-XV вв. 

Табличка

Шахи-Зинда в переводе с персидского означает «живой царь». Возведение мемориального комплекса связывают с именем Кусама ибн Аббасса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. Кусам ибн Аббасс был смертельно ранен у стен Самарканда во время одного из походов. Согласно легенде, воин укрылся под землей, где продолжает жить до сих пор. Поэтому архитектурный ансамбль и получил название «Живой царь».

«Никак не считай мёртвыми тех, кто убит на пути к Аллаху» — говорится в Коране. В X-XI вв. Кусам ибн Аббас уже был причислен к лику святых. В XII-XV вв. вдоль дорожки, которая ведёт к его предполагаемой могиле, была возведена цепь мавзолеев и поминальных мечетей. В отдельном мавзолее (машаде) находится небольшая усыпальница с трехступенчатым надгробием. Некоторые исследователи считают, что это и есть захоронение Кусама ибн Аббаса. 

Фасад

Сам комплекс застраивался постепенно, с севера на юг. Считается, что трехкратное посещение Шахи-Зинды приравнивается к паломничеству в Мекку. Причем, при посещении комплекса нужно обязательно считать ступени на входной лестнице. Если количество ступеней при входе и выходе не совпадет, то посещение не засчитывается. 

Кирпичная кладка

Внутренние здания ансамбля делятся на нижнюю, среднюю и верхнюю группы. Вот так выглядит центральная группа мавзолеев Шахи-Зинды. 

Вид комплекса

Отдельные группы построек соединены между собой чартаками или арочно-купольными проходами.

Двойная аркаАрки

Во время правления амира Тимура в Шахи-Зинде появился женский некрополь. Были возведены мавзолеи для Кутлуг-Туркан-ага (старшей сестры Тимура), её дочери Шади-Мульк и младшей сестры Тимура Ширин-бек-ага.

Комплекс мавзолеев

А теперь давайте посмотрим, как были украшены эти величественные постройки. 

Декор мавзолеев 

В комплексе Шахи-Зинда представлены самые разные виды декора: поливная резная терракота, расписная майолика, наборная мозаика, крупная мозаика из поливных кирпичей. В постройках четко прослеживаются основные цветовые гаммы — так называемый «бирюзово-голубой стиль» и тёмно-синий. 

Орнаментальные мотивы 

Средневековые архитекторы использовали три основных приема для украшения стен, колонн и порталов комплекса.

  • Гирих — сложный геометрический орнамент с сеточной или звездчатой структурой
  • Ислими – композиции из крупных и мелких спиралей, украшенных растительным узором 
  • Эпиграфика — священные тексты, вплетенные в орнамент

Все эти виды декора можно увидеть, как говорится, невооруженным глазом на фасадах мавзолеев Шахи-Зинды. На фото слева правый столбик заполнен ислими, левый — гирихом, а под каждым из них размещены надписи на арабском языке. 

Орнамент на полосахВход

Те же самые гирихи есть в интерьере мавзолеев. Это так называемые сталактиты-мукарнас, что в переводе с арабского означает «террасообразная кровля». Они представляют собой нависающие друг над другом ниши в виде ячеек или сот, которые образуют полусферические поверхности. Я видела подобный декор во многих храмах и постройках Узбекистана.

На фото справа четко просматривается синий фон. Мы прекрасно знаем, что у оседлого населения Центральной Азии синий был классическим цветом траура, печали и покаяния. Одежды и головные уборы синего цвета было принято надевать в дни похорон. 

ИнтерьерКупол и стена

В очерке о мавзолее Тимура Тамерлана я уже рассказывала о том, как в средние века получали разные цвета. Позволю себе процитировать здесь этот фрагмент.

«… Для придания керамике цвета использовались соли различных металлов. Один из самых популярных, голубой цвет, получали, благодаря использованию ишкоровой глазури, получаемой из золы степной травы гулоб, богатой поташем (карбонат натрия или соль калия). Для эффекта зелено-бирюзовых тонов к глазури добавлялись соединения окиси меди. Синий цвет — от фиолетового до голубого — давал оксид кобальта в соединении с калием, оксид кобальта с натрием и свинцом или оксид кобальта с цинком…». (Эльмира Гюль «Архитектурный декор эпохи Темуридов: символы и значения») 

Да здесь добрая половина таблицы Менделеева!

Кроме того, в архитектуре мавзолеев Шахи-Зинды четко просматриваются жёлтый и бежевый цвета. Жёлтый олицетворял тепло, огонь, солнце, а бежевый символизировал степные просторы. 

Майолика в арке

Очень интересен внутренний декор куполов и подкупольного пространства, которое ассоциируется с небесным сводом. Там те же самые гирихи. Чёткий геометрический орнамент воплощает гармонию и красоту божественного мира, его структурированность и упорядоченность.  

Люстра

Квадрат в разных культурах является символом устойчивости и незыблемости. Бирюзовый зигзаг олицетворяет воду, он является знаком текучести, изменчивости и непостоянства. Вот так через архитектуру отражается идея баланса противоположных сил Вселенной. 

Зеленый орнамент

В постройках Шахи-Зинды можно полюбоваться и резьбой по камню,

Треугольники

В этом уголке (фото слева) меня впечатлило гармоничное сочетание разных видов кладки и резьбы по камню. На фото справа — хорошо сохранившийся фрагмент резьбы по дереву.  

Разная кладкаФрагмент балки

Часто  при резьбе по дереву на изделие наносились геометрические или растительные узоры. 

Резьба по дереву

Отдельно стоит сказать об эпиграфическом орнаменте на постройках Шахи-Зинды. Дело в том, что в исламе надписи выполняют ту же функцию, что фигурные изображения в язычестве и иконы в христианстве. 

На стенах мавзолеев можно встретить самые разные надписи. В основном, это религиозные цитаты из Корана. Однако здесь немало фрагментов из светских источников: рубаи Омара Хайяма, выдержки из персидского эпоса «Шахнаме» и даже афоризмы известного греческого философа Сократа.

Примеры светских надписей 

  • «Поистине люди в этом мире подобны птицам радующимся…, а этот мир подобен силку с помещенной в нём приманкой»
  • «Земная жизнь – бремя для людей, а люди – бремя для земли»

Надписи можно увидеть на фасадах, стенах, арочных сводах построек. 

АркаВыставка журналов

Возникает вопрос: зачем на стены мавзолеев наносили поэтические и лирико-философские надписи? Дело в том, что подобные тексты как раз были связаны с поминанием ушедших в мир иной.

В Шахи-Зинде есть двухкупольный мавзолей. По одной из версий, он возведен над могилой известного астронома Казы-заде Руми, учителя Улугбека. На одном подкупольном барабане мы видим арабскую вязь, а на другом — суры. Считается, что они служат своеобразным магическим щитом по аналогии с кисвой — покрывалом на священном камне Кааба.  

Два купола

А теперь давайте посмотрим ещё на один интересный момент, связанный с арабским письмом.

Особенность арабской вязи

«Особенность арабского письма заключается в специфическом начертании букв, где господствовали строгие, словно отточенные пики вертикалей и криволинейные переходы-горизонтали… Визуальное восприятие такой надписи вызывало в воображении силуэт восточного города с устремленными ввысь стволами минаретов и плавными очертаниями куполов…».

Эльмира Гюль «Архитектурный декор эпохи Темуридов: символы и значения»

Присмотритесь к этой надписи: она полностью подтверждает мысль о сходстве арабской вязи с очертаниями восточного города. 

Арабская вязь

Штрихи к портрету Шахи-Зинды

При посещении Шахи-Зинды взгляд выхватывает массу интересных деталей. Возможно, многие туристы их даже не замечают. Но подобные штрихи добавляют новое звучание в восприятие этого архитектурного шедевра.

Казалось бы, обыкновенная табличка с правилами для посетителей. Стилизованная будка пункта полиции при входе в музейный комплекс. И сразу понятно, что они здесь установлены не просто так. 

Правила поведенияПункт полиции

Прямо у входа встретился изумительной красоты потолок, опирающийся на деревянные колонны.

Айван

Смотрите, здесь уже совершенно другая цветовая гамма. 

Потолок айвана

А это канализационный люк, на крышке которого изображена восьмилучевая звезда. Здесь же можно полюбоваться так называемой кирпичной мозаикой. 

Канализационный люк

Вот так выглядят постройки, располагающиеся за главным входом в музейный комплекс. Справа — та самая лестница, ступени которой нужно пересчитать паломникам. 

Лестница

Купола небесно-голубого цвета. Строгий портал. Фрагмент кирпичной стены. На одном снимке соединились мир земной и мир небесный.  

Голубой купол

Переплетение орнамента и цвета, архитектурных стилей и эпох, прошлого с настоящим — всё это можно увидеть в Шахи-Зинде. 

Орнамент с полосами

А ещё меня здесь просто восхитила геометрия пространства. Самые разные фигуры мастерски сгруппированы в великолепные композиции. 

Входная лестницаЯ под аркой

Я думаю, вы понимаете, почему комплекс Шахи-Зинда включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Низкий поклон всем, кто создал такую красоту!

© Татьяна Трунова, февраль 2022

Другие достопримечательности Узбекистана 

  • Крепость Куня-Арк (Хива) — цитадель внутри Ичан-Калы, исторического центра Хивы. Архитектурный комплекс считается старейшей сохранившейся резиденцией хивинских ханов.
  • Обсерватория Улугбека (Самарканд) — одна из крупнейших астрономических обсерваторий на Востоке в средние века. Находится на горе Кохак в окрестностях современного Самарканда. 
  • Махалля Хаст Имам (Ташкент) — махалля, которая находится рядом со Старым городом

Очерк в моей лингво-студии «Подружись с итальянским!»  

  • Mausoleo di Teodorico —  о мавзолее остготского короля Теодориха в Равенне 

2 комментария к статье Достопримечательности Самарканда. Шахи-Зинда

  1. Настолько красиво всё на фотографиях, что захотелось узнать тему подробнее. Кто строил? На какие средства? Пожалуй, несколько месяцев придётся изучать некоторые труды, например, встретился «Азимов А. Ближний Восток. История десяти тысячелетий»: Центрполиграф; М.; 2006 ISBN 5 9524 1135 В этой книге собраны ценнейшие научные данные об истории, политике, религии, науках, искусстве, сельском хозяйстве и ремеслах народов, живших на территории Среднего Востока. Судя по аннотации, можно получить полное и подробное представление о зарождении, развитии, расцвете и гибели могущественных цивилизаций шумеров, аккадян, амореев, халдеев, персов, македонян, парфян, арабов, тюрок, иудеев. Татьяна, спасибо за указанное направление.

    • Валерий, большое спасибо! Вижу, что публикация дала Вам своеобразный толчок к изучению истории стран Ближнего Востока. Поскольку это путевой очерк, я решила не перегружать его историческими фактами.

      В двух словах о том, кто создал эту красоту. Мавзолеи Шахи-Зинды возводили местные и приезжие мастера. Та же Википедия сообщает следующее: «…старейшие сооружения ансамбля, от которых сохранились только основания и надгробия, датируются эпохой тюркской династии Караханидов (XI—XII вв.). Подавляющее большинство построек относятся к эпохе Тимуридов (XIV—XV вв.)… Шахи-Зинда является единственным в Самарканде археолого-архитектурным памятником, в котором, включая культурные напластования Афрасиаба, отразилась почти 25-вековая история города…».

      А дальше Вы уже сами знаете, в каком направлении двигаться :))) 

       

       

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда