В 2024 году православная Пасха выпадает на 5 мая. И сегодняшний очерк посвящён одному из самых известных русских монастырей, который называли «второй Лаврой». Это Флорищева пустынь.
Мы с коллегами ездили в обитель в конце марта. Земля ещё была покрыта снегом, так что пусть он не удивляет вас на снимках, размещённых в майском очерке.
Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате
Страницы истории
Флорищева пустынь это действующий мужской монастырь. Он расположен на берегу реки Лух в селе Фролищи Выксунского района Нижегородской области. Фактически это граница Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей.
Давайте обратим внимание на название обители: почему она Флорищева и почему пустынь? По преданию, давным-давно в этих местах на берегу реки Лух проживал бортник Флор. По его имени один из близлежащих холмов стал Флорищевой горой. От неё и пошло название будущего монастыря.
Что такое пустынь
Слово «пустынь» (ударение ставится на первом слоге) является производным от слова «пустыня». Вот как объясняет этот термин одна из современных православных энциклопедий.
Пустынь − в широком смысле пустынное, труднодоступное, незаселенное место, синоним понятия «пустошь». В православной традиции келья, скит или целый монастырь располагающийся в пустынной, незаселенной области и/или значительно удаленный от основного монастырского поселения. В православной традиции насельник пустыни называется «пустынником».
Свято-Успенская Флорищева пустынь ведёт своё начало с XVII века. Её основание связано с именем схимника Мефодия, монахов Варлаама, Макария и Ионы, живших в этих местах. Согласно легенде, однажды Мефодий увидел невероятной красоты свет (по другой версии − услышал звон), который исходил из расположенной поблизости Флорищевой горы. Монахи-отшельники сочли это Божественным знаком и заложили здесь монастырь.
Главный храм обители, Свято-Успенский собор, помогали строить мастера из Гороховца. Своего расцвета монастырь достигает во второй половине XVII при святителе Иларионе, который впоследствии станет митрополитом Суздальским и Юрьевским.
Я не ставлю перед собой цель изложить в деталях историю Флорищевой пустыни. Мне хочется просто поделиться с вами красотой обители.
Постройки Флорищевой пустыни
Над входной аркой в монастырь располагается надвратная (то есть над воротами) церковь апостолов Петра и Павла.
Слева от центральной дорожки монастыря установлены стенды. Они рассказывают об основных периодах в истории Флорищевой пустыни. Достаточно бросить беглый взгляд на заголовок последнего стенда − и становится понятно, что обитель переживала непростые времена.
На центральном стенде на гравюре конца XIX века изображён план Флорищевой пустыни. Фактически территория монастыря представляет собой квадрат, центральной осью которого служит дорожка от церкви апостолов Петра и Павла до колокольни. Эта дорожка и основные монастырские постройки сохранились до нашего времени.
Вот так выглядит главный храм обители, пятиглавый Собор Успения Богородицы. Его возвели в 1680-1681 гг. на средства царя Федора Алексеевича, духовником которого как раз и был первый настоятель пустыни святитель Иларион.
Искусствоведы отмечают, что по своим архитектурным особенностям Успенский собор Флорищевой пустыни напоминает храмы Новгорода и Пскова. Под скатом крыши в полукружиях представлены двенадцать важнейших православных праздников (так называемые двунадесятые праздники). Золотые звезды на синих куполах позволяют безошибочно определить, что храм посвящён Богородице.
Обычно я крайне редко фотографирую интерьеры храмов, учитывая тот факт, что во многих местах съемка запрещена. Однако здесь нам разрешили пофотографировать внутри собора. Росписи великолепно смотрятся на гранях столпов на изумрудном «мраморном» фоне.
Купол и подкупольное пространство выдержаны уже в другой цветовой гамме.
Иконостас для Успенского собора был выполнен в иконописных мастерских Оружейной палаты Московского Кремля. Руководил работами известный иконописец XVII века, царский изограф Симон Ушаков, который в то время как раз стоял во главе Оружейной палаты.
На плитах, которыми выложен пол, можно увидеть надпись «1808 года».
На фото слева − монастырская шатровая колокольня с главкой-маковкой. Нижний ярус украшен глубокими оконными проёмами. На звонницу можно подняться по крутой лестнице, которая скрыта внутри стен колокольни.
Звонница украшена арочными окнами и изразцовыми вставками. Под ярусом звона находятся часы. Они служат великолепным дополнением и прекрасно вписываются в облик колокольни как по цветовой гамме, так и по форме.
Первоначально на колокольне находились старинные часы с боем, которые отбивали четверти часа. В конце XIX века настоятелем отцом Антонием были заказаны новые часы, которые, помимо четвертей, выбивали и некоторое канты (то есть песнопения).
На колокольне Флорищевой пустыни подвешено больше десятка колоколов.
С яруса звона открывается вид на обитель и окрестные сёла. Отсюда прекрасно виден главный вход в монастырь с надвратной церковью апостолов Петра и Павла, примыкающие к нему корпуса, купол храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. На переднем плане справа мы видим Троицкую церковь.
В книге «Флорищева пустынь. Историко-археологическое описание с рисунками», изданной в 1896 году, В.Т. Георгиевский так пишет о монастырских храмах: «Теплый храм во имя святой Троицы и другие два храма, выстроенные строителем Иринархом, в архитектурном отношении не представляют ничего замечательного, тем более, что они все затем были несколько раз перестроены».
Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (в нашем случае − прочитать). Смотрите, сколько изящества в Троицком храме и его пристройках!
Арки и полукружия. Зеленая кровля и белый кирпич. Ажурное каменное кружево под расходящимися веером скатами крыш. Троицкой церковью можно любоваться с самых разных ракурсов.
К храму примыкает Настоятельский корпус. На наружной стене между первым и вторым этажами выложена ветхозаветная «Троица».
Два монастырских корпуса сходятся под прямым углом. На вершине этого угла находится церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Справа от главного входа в обитель располагается двухэтажный Голицынский корпус. Он был построен на средства князя Бориса Алексеевича Голицына, одного из сподвижников Петра Первого.
Борис Алексеевич Голицын принял во Флорищевой пустыни постриг под именем инока Боголепа. Он прожил в обители всего несколько месяцев. Голицына похоронили за Успенским собором на территории монастыря. В специально выстроенной каменной палатке можно увидеть надгробную плиту с надписью о дне смерти инока Боголепа.
Летом 2009 года во время строительных работ по укреплению фундамента Успенского собора был обнаружен склеп и обретены мощи архимандрита Антония, одного из настоятелей Флорищевой пустыни. На западной паперти храма за оградой находится мемориальная плита.
Словно бессменный часовой, стоит на страже одна из угловых башен Флорищевой пустыни.
А это, по всей видимости, один из монастырских колодцев.
Штрихи к портрету обители
В любом месте, где мне доводится бывать, взгляд моментально выхватывает детали. Те самые мелочи, на которые другие люди, вероятно, даже внимания не обращают. А меня это просто завораживает. Разве не чудо − живой цветок в снегу прямо на территории монастыря?
Указатель на центральной дорожке помогает сориентироваться в храмах святой обители.
Есть на территории монастыря и другие указатели. В одни места − вход свободный, в другие − только по благословению.
У паперти Успенского собора сохранился фрагмент булыжной вымостки.
С колокольни можно любоваться до бесконечности изящными соборными куполами.
А это перила на лестнице, которая ведёт на ярус звона. Напротив окна перила прерываются и затем вновь тянутся вдоль стены. Символичный получился снимок: свет и тьма, а между ними − проход, как свобода выбора. И ведь у каждого из нас ежесекундно фоном идёт этот выбор: ты на стороне Света или Тьмы?
Выписывает петли нить орнамента на изразцах. Вот она, сама жизнь, с её спадами и подъемами, чётким ритмом и очерченными границами. А на фото справа − магическая геометрия пространства. Диагональ крыши. Горизонталь монастырской стены и тёмного леса. И чёткая вертикаль шпиля, увенчанного золочёной фигуркой трубящего ангела.
У Флорищевой пустыни есть свой официальный сайт. Там можно прочесть обо всех достопримечательностях монастыря. Но, если есть возможность, лучше приехать прямо туда, чтобы почувствовать вековую мощь и тихую красоту этой удивительной обители.
© Татьяна Трунова, май 2024
Другие очерки о монастырях
- Свято-Успенский Псковско-Печерский монастырь (Печоры, Псковская область) − один из самых крупных и известных в России мужских монастырей. На его территории находятся знаменитые пещеры с захоронениями иноков обители.
- Свято-Успенский Богородицкий монастырь (Старица, Тверская область) − один из самых древних мужских монастырей Северо-Западной Руси. Именно в нём первоначально находились мощи первого русского патриарха Иова.
Добрый день, Татьяна Анатольевна, теперь и на этой странице Вашего праздничного выпуска!
Завораживающее описание монастыря, о котором я никогда не слышала, и дороги мои рядом не проходили… и "детали" — как "вишенка на пасхальном куличе"…
Новых Вам дорог и ярких "мелочей"
Ольга Юрьевна, спасибо! Всегда рада поделиться красотой мест, в которые меня заносит давняя мечта, попутный ветер или внутренний зов.