В окрестностях Самарканда в кишлаке Конигил на берегу реки Сиаб есть очень интересное место. Это фабрика «Мерос». Там вручную по старинным технологиям изготавливают знаменитую самаркандскую писчую бумагу.
Я была на этой фабрике и собственными глазами видела, как из коры тутового дерева получаются настоящие шедевры.
Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате
Страницы истории
В средневековом Самарканде ремесленники-«когозгары» изготавливали особый сорт бумаги. Она была гладкой, прочной и поглощала мало чернил. Вот почему самаркандскую бумагу так высоко ценили на Востоке. Существовали технологии изготовления различных сортов бумаги, в том числе и с водяными знаками. Однако со временем секреты мастерства были утеряны.
В 1995 году ассоциация «Конигил-Мерос» начала возрождать древнее ремесло Самарканда. Конигил это название кишлака, где работали мастерские по изготовлению бумаги. А слово «Мерос» в переводе с узбекского означает «наследие».
Известные в городе мастера-керамисты братья Зариф и Ислам Мухтаровы купили земельный участок в кишлаке Конигил и построили там фабрику по производству бумаги. Было возведено здание мастерской и построена небольшая водяная мельница.
Как возрождалась традиция изготовления бумаги
- Мастера внимательно изучили в музеях и архивах старинные документы, а также сохранившиеся экземпляры бумаги.
- В течение 10 лет они проводили эксперименты, изготавливая бумагу из разного сырья.
- Опытным путем было выяснено, что сырьем для изготовления настоящей самаркандской бумаги служила кора балхи — тутового дерева, которое произрастает в Средней Азии.
А теперь давайте посмотрим на сам производственный процесс.
Технология изготовления бумаги
На фабрике полностью восстановлена старинная технология, по которой в средние века самаркандские мастера изготавливали писчую бумагу.
В качестве сырья берут кору шелковицы, тутового дерева. Мастер рассказал, что её заготавливают при определенной температуре воздуха, обычно в зимний период. Ножом нарезают тонкие прутья, а затем с них аккуратно снимают камбий, слой древесной ткани. На фотографии справа видна ванна, в которую как раз и складывают этот счищенный слой.
Затем камбий кипятят несколько часов в огромном чане с водой.
В процессе кипячения образуется волокнистая масса. Её перекладывают в отдельный резервуар и перемешивают при помощи деревянной лопаточки.
Затем массу перемещают в ступы и отбивают при помощи длинных палок. Это делается до тех пор, пока масса не станет однородной и по консистенции не будет напоминать тесто.
После этого «тесто» закладывают в кадку с водой, тщательно перемешивают, промывают и процеживают при помощи специального сита.
Полученную массу кладут на листы флизелина и помещают под пресс. Видите, что выполняет функцию пресса? Огромный камень!
После этого листы раскладывают для просушки. Через определенное время бумагу снимают с листов и сушат в вертикальном положении в течение суток. На фото справа — бумажный лист, который сушится на оконном стекле.
После сушки листы снимают и над ними «колдует» лощильщик. Он раскладывает листы на стол с мраморной поверхностью и начинает их полировать, чтобы убрать шероховатости. В качестве шлифовальных инструментов используются кусок мрамора, костяной рог и морская раковина. Благодаря такой шлифовке самаркандская бумага становится гладкой.
Мне тоже разрешили пошлифовать морской раковиной лист свежей бумаги. Скажу сразу, что процесс этот весьма монотонный и трудозатратный. Зато на выходе получается красота! И становится понятно, почему так ценилась самаркандская писчая бумага.
Сувениры из бумаги
В здании фабрики находится небольшой сувенирный магазинчик. Там просто глаза разбегаются от разнообразия вещей, сделанных из бумаги. Меня «зацепили» самые обычные листы, выкрашенные в разные цветы.
Поразили цветные халаты. Интересно, а как их стирать? Или халаты эти только «на выход»?
Есть здесь и симпатичные маски, и очаровательные пакеты, и обычные широкоформатные листы разноцветной бумаги.
А ещё сумки, куклы, портмоне, записные книжки на любой вкус и кошелек.
На отдельном столике представлены календари, конверты, закладки для книг и даже бумажные яйца.
Территория фабрики
На фабрике интересно посмотреть не только на сам процесс изготовления бумаги, но и на приспособления. Нечасто увидишь работающую водяную мельницу с нижнебойным колесом.
Водяное колесо
Это механическое устройство, которое преобразует энергию падающей или текущей воды в энергию вращательного движения. Если вода падает на колесо сверху, то оно называется верхнебойным. Если колесо крутится за счет текущей воды, то его называют называется нижнебойным.
На фотографии хорошо видно, что водный поток вращает лопасти колеса. Вместе с колесом вращается насаженный на него вал. Он приводит в движение четыре рычага, к которым приделаны длинные палки. Если не ошибаюсь, именно этими палками и толкут в ступах волокнистую массу.
Вот так выглядит здание фабрики. На фото хорошо видны открытые окна, на которых сушатся листы бумаги. К тутовому дереву приставлена переносная лестница, чтобы было удобнее срезать веточки.
С другой стороны здания пристроена лестница. Она ведет на крышу, которая используется для просушки листов на свежем воздухе.
По ступенькам можно спуститься к ручью.
Есть на фабрике и свои птицы, вот такие симпатичные аист и розовый фламинго. Честно говоря, даже не предполагала встретить в Узбекистане изображения аиста. Для меня эта птица всегда ассоциировалась с Беларусью. Однако в Узбекистане аист встретился на бумажной фабрике в Самарканде, на одной из центральных площадей Ташкента и на торговых куполах Бухары.
Не знаю, входит ли бумажная фабрика в традиционные туристические маршруты по Самарканду. Я попала туда совершенно случайно и ничуть не пожалела. И теперь я знаю, что Самарканд это не только мавзолей Гур-Эмир, площадь Регистан, обсерватория Улугбека и комплекс Шахи-Зинда.
Если будете в Самарканде, советую заехать в кишлак Конигил и полюбоваться работой настоящих Мастеров.
© Татьяна Трунова, февраль 2021
Другие достопримечательности Самарканда
- Мавзолей Гур-Эмир — очерк посвящен одному из самых знаменитых сооружений Средней Азии, усыпальнице Тимура Тамерлана и Улугбека
- Обсерватория Улугбека — в очерке рассказывается о том, что представляет собой обсерватория известного ученого
Советую почитать
- Школа каллиграфии «От Аза до Ижицы» (Санкт-Петербург) — очерк о самых незабываемых моментах во время обучения в Школе каллиграфии
- Музей белорусского книгопечатания (Полоцк, Беларусь) — музей, посвященный развитию книжного дела в Беларуси с древнейших времен до наших дней
Я очарована Вашим рассказом. Спасибо, Татьяна.
Элени, благодарю!