Школа каллиграфии «От Аза до Ижицы» в Санкт-Петербурге

Каллиграфия24 мая мы отмечаем День славянской письменности и культуры. И я хочу познакомить вас с удивительным местом, где бережно хранят традиции письменности. Не просто хранят, а развивают и передают всем, кто желает овладеть этим искусством. 

В марте 2020 года я прошла вводный курс в Школе каллиграфии «От Аза до Ижицы» в Санкт-Петербурге.

На самом деле, это не просто школа, а целый Центр искусства каллиграфии. Его основателем, руководителем и идейным вдохновителем является Пётр Петрович Чобитько, президент Национального союза каллиграфов. Преподает Пётр Петрович почти полвека. А курсы в Школе каллиграфии ведут его ученики. 

Курс «Знакомство с каллиграфией»

В Школе проводится немало самых разных курсов и мастер-классов. Поскольку последний раз я встречалась с каллиграфией в начальной школе, то было понятно, что начать лучше с азов. Поэтому выбор пал на интенсив «Знакомство с каллиграфией». 

В нашей группе было 12 человек со всей страны, от Калининграда до Якутска. Вместе со мной ездила моя старшая племянница Софья, которая увлекается рисованием.  

Программа курса была достаточно насыщенной, но очень интересной. Мы учились писать карандашом и кистью, ширококонечным и остроконечным пером. Выполняли так называемые каллиграфические гаммы, то есть упражнения. Знакомились с основными видами шрифтов и тренировались в их написании.  

Вот так выглядело моё рабочее место. Как видите, есть всё, что нужно для занятия: конторка, тушь, чернильница, инструменты (они лежат слева). 

Класс

Вы спрашиваете, почему на снимке мимоза? А потому что второй день занятий выпал на восьмое марта! 

Что мне понравилось на курсе  

Основной блок занятий вела Татьяна Степановна Петренко. Для меня это Педагог с большой буквы. Как говорится, от Бога. Я сама преподаю вот уже тридцать лет, поэтому прекрасно понимаю всю кухню этого ремесла.

Татьяна Степановна не просто делилась новой для нас информацией. Она буквально проживала то, о чем рассказывала. Учитель истории внутри меня просто млел от многочисленных экскурсов в историю и культуру.  

Вы не представляете, насколько филигранно Татьяна Степановна связывала воедино аспекты из самых разных сфер. С научной точки зрения это называется «межпредметные связи». Латынь и физика, числа Фибоначчи и система естественного оздоровления «Жива», готическая архитектура и древнеримская история гармонично переплетались через призму каллиграфии.

Pompei

Понравилось, что мы рассмотрели разные виды письма – и русское, и западноевропейское. Разумеется, со студенческих времен я знала, что есть вязь, устав и скоропись, но никогда не  присматривалась к особенностям написания. А здесь сразу стало понятно, что о древнеримских императорах можно было писать только шрифтом «итальянская антиква» и никаким другим. 

Мы последовательно двигались от простого к сложному. Точки и засечки, линии и спирали, полукружия и окружности — всё это мы осваивали постепенно, без напряга. 

Упражнение

Было много чисто практических советов по письму, которые можно передать только в личном общении, от учителя к ученику. О том, как контролировать нажим. Когда нужно писать на вдохе, а когда на выдохе. Почему важно простраивать вектор и многое-многое другое.

Разумеется, на занятиях звучало немало специальных терминов. Часть из них была знакома: спирали, вектора, интервалы, штрихи, арки. Другие я слышала впервые (например, тот же дукт), но понять их не составляло труда. 

Как я уже писала выше, один из дней курса выпал на восьмое марта. И было очень приятно получить вот такую открыточку.  

ОткрыткаПожелание

В Школе каллиграфии запрещено фотографировать работы учеников, вывешенные на стенах учебных классов. На мой взгляд, разумное требование. Поверьте на слово: там самые настоящие шедевры! 

Зачем заниматься каллиграфией  

На дворе двадцать первый век. Мы уже давно перешли на компьютерный набор текста. Некоторые напрочь забыли, как писать обычной шариковой ручкой.

Пару лет тому назад, одна из моих учениц, женщина лет двадцати пяти, выдвинула мне чудовищную претензию. Как я смею на занятиях по итальянскому языку давать студентам распечатки из учебников и рабочих тетрадей? Ведь в них нужно писать, а она уже несколько лет вообще не берет в руки ручку. Да-да, я не шучу. 

И возникает резонный вопрос: для чего нам нужна каллиграфия? Ведь это не просто письмо от руки. Это целое искусство красивого письма и овладеть им не так просто. 

В один из дней у нас вёл занятие сам Пётр Петрович Чобитько, основатель Школы. И мне откликнулась его мысль о том, что каллиграфия оттачивает струны нашей души. Что она влияет на наше физическое состояние, на здоровье, на психику, на энергетику, на эмоции. Каллиграфия позволяет чувствовать и слышать себя, свое тело, свои потребности и желания.  

Из личного опыта

Когда впервые в жизни берешь в руки остроконечное перо, то чувствуешь себя первоклашкой. Но выводя в прописях палочки и черточки, ты не просто пишешь. Ты сонастраиваешься с окружающим пространством, с лежащим перед тобой листом, со шрифтом, даже с самим инструментом.  

Ты начинаешь чувствовать разные ритмы. Вверх — вниз. Горизонталь — вертикаль. Широкая линия — узкая линия. Нажим — отпускание. Всё зависит от того, каким шрифтом и каким инструментом ты работаешь.  

Кисть

Твое состояние меняется даже от угла наклона шрифта. Один позволяет расслабиться и успокоиться. Другой держит в тонусе и заставляет максимально сконцентрироваться. 

Ты чередуешь широкие линии с тонкими. Идет расширение на бумаге — и одновременно ты расширяешься внутри. Ты учишься писать не пальцами, не кистью, а всем плечом, чтобы почувствовать движение всего тела

И ты понимаешь, что каллиграфия это не только искусство красивого письма. Это самая настоящая медитация. Это мощная оздоровительная система для тела и для души. Каллиграфия помогает не только почувствовать красоту через письменные практики. Она настраивает наш внутренний камертон, чтобы жить в гармонии с миром и с самим собой. 

Нашла в своих записях с курса одно высказывание: «Каллиграфия это осознанный, осмысленный, прочувствованный след на бумаге». В этой фразе чётко видно соединение трех элементов: Разума («осознанный»), Духа («осмысленный») и Души («прочувствованный»).  

Благодарю! 

Хочу от всей души поблагодарить Школу каллиграфии «От Аза до Ижицы», Петра Петровича Чобитько, Татьяну Степановну Петренко и всех, кто с нами работал на курсе. Было интересно, полезно и очень увлекательно. 

С Петром Петровичем

Если вы решите освоить каллиграфию, то рекомендую эту школу в Санкт-Петербурге. Я тоже пришла сюда по рекомендации своей давней знакомой и ничуть не пожалела. 

Вывеска

Вот официальный сайт Школы каллиграфии «От Аза до Ижицы» 

Желаю всем сотрудникам Школы каллиграфии крепкого здоровья, вдохновения, творческих успехов и благодарных учеников! 

© Татьяна Трунова, май 2020

Рекомендую почитать 

Публикации в моей лингво-студии «Подружись с итальянским!»

  • Biro — об истории изобретения и названия шариковой ручки  
  • Corsivo — о шрифте, которым мы пользуемся при письме

10 комментариев к статье Школа каллиграфии «От Аза до Ижицы» в Санкт-Петербурге

  1. Да здравствует мелкая моторика! sad
    Татьяна, спасибо за очередной интересный рассказ! Немного увлекаюсь каллиграфией и видела в сети разные обучающие ресурсы, но о существовании целой академии в Петербурге не знала!

    • Светлана, спасибо!

      А Вы зайдите на сайт Школы, там много чего интересного — и курсы, и интенсивы, и мастер-классы. Наверняка Вам что-нибудь откликнется. 

  2. Как человек, который так же прошёл весь курс, могу заверить, что всё написанное Татьяной — чистейшая правда, и что занятия действительно увлекательные, познавательные и интересные. Таня, ещё раз спасибо за приглашение присоединиться к тебе в этой замечательной поездке.

    P.S. Как делать кораблики из фантиков от конфет, я не забуду никогда angry

    • Соня, спасибо! Я очень рада, что тебе понравилось. В любом случае, если надумаешь освоить какой-то определенный шрифт, теперь ты знаешь, куда ехать :))) 

  3. Вот и можно представить, какой это был тяжкий и дорогой труд-создать рукописную книгу! Да для этого надо было быть просто здоровым и выносливым человеком!

    Очень интересный курс, я сделала такой вывод. А для тех, кто не берёт в руки даже простую шариковую ручку, будет намного сложнее учить язык. Ведь он тоже с моторикой связан! broken heart​​​​​​

    Спасибо за статью! laugh

    • Юля, спасибо! Да, курс очень интересный. Я не упомянула в очерке, что ещё мы смотрели видео, посвященное каллиграфии и каллиграфам. Тоже впечатляет. 

      А насчет связи моторики и изучения иностранного языка полностью с тобой согласна. Та ученица, про которую я упомянула, так и бросила учить язык буквально через несколько месяцев. 

  4. Татьяна, ух как здорово! Я бы сходила!

    Недавно пыталась поучиться леттерингу. Это не каллиграфия, но тоже есть свои законы, хитрости. Оказалась бестолковой, но намереваюсь вернуться к теме.

    Умница, что не перестаёшь учиться новому!

    А письмо от руки, рисование, вообще создание чего-то руками, кроме еды, мне кажется, очень важно для внутренних мозговых процессов. 

    • Ирина, благодарю! 

      Не думаю, что ты оказалась бестолковой при обучении леттерингу. Видимо, чего-то просто не хватило для полного понимания. И здорово, что есть желание к этому вернуться. 

      Мне кажется, любое занятие, связанное с мелкой моторикой, "вычищает"  и структурирует нас изнутри. 

    • Екатерина, скорее всего, там речь шла о ранней или венецианской антикве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда