В гостях у проекта «Дорогами Души» — победитель Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: традиции и инновации-2020», учитель истории из Владимира Сергей Курасов
«Вот идет по свету человек-чудак…» — это про меня.
Педагог, открывающий двери в миры прошлого, настоящего и будущего. Кому и где я их открываю? Детям в школе № 15 г. Владимира, в Центре поддержки одаренных детей «Платформа-33» и в лагере «Искатель». Студентам исторического факультета Владимирского государственного университета. Учителям, которые приходят на курсы во Владимирский институт развития образования. И всем хорошим людям.
Сам я родом из села Бутылицы Меленковского района Владимирской области. Сейчас живу и работаю во Владимире. До сих пор не представляю, что жизнь может быть такой насыщенной событиями, проектами и людьми. Спасибо судьбе.
— Сергей, добрый день! Я рада приветствовать тебя на своём авторском проекте «Дорогами Души». Очень символично, что наше интервью выходит в свет в Международный День учителя. И сегодня мне хотелось бы поговорить с тобой о радостях и сложностях этой удивительной профессии.
Вместо предисловия
Мы с Сергеем знакомы почти пятнадцать лет. Наши пути-дороги пересекались несколько раз, иногда самым неожиданным образом.
- 2007 год — мы познакомились на курсах внештатных экскурсоводов во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
- 2009-2010 гг. — Сергей был моим студентом. Я в то время работала на историческом факультете Владимирского государственного университета.
- 2010 год — как преподаватель-методист, я помогала Сергею готовиться к общеуниверситетскому конкурсу «Студент года-2010».
- 2011-2012 гг. — Сергей работал педагогом-организатором в той же самой общеобразовательной школе, где я раньше была учителем и завучем.
- Июль 2020 года — мы совершенно случайно встретились в одном из сёл Юрьев-Польского района. Об этой встрече можно почитать в очерке «Село Сима: усадьба Голицыных и П.И.Багратион».
Когда я составляла вопросы интервью, то меня серьёзно озадачил один момент: как обращаться к Сергею? С одной стороны, прекрасно понимаю, что он человек публичный и известный уже не только во Владимире, но на уровне России и даже мирового исторического сообщества.
С другой стороны, ещё со времён подготовки к университетскому конкурсу Сергей разрешил обращаться к нему на «ты». Поэтому и здесь мы приняли решение остановиться на этом варианте. Сейчас я вижу, что поступили правильно: так сразу снимается некая дистанция, а само интервью получается более тёплым и душевным.
Истоки
1. Что повлияло на твой выбор стать учителем?
Судьба. В школе я не думал, что могу стать педагогом, хотя мама и сестра посвятили себя педагогике. Сразу после школы я не смог поступить на юридический факультет: не сдал историю. Теперь я кандидат исторических наук (смеётся). На следующий год я оказался на историческом факультете.
2. Почему ты поступил именно на исторический факультет?
Я мог бы выбрать разные направления, потому что они давались мне в школе легко. Но увлечение историей и школьный музей, наверное, определили мой дальнейший путь. К тому же, произошла встреча с Виктором Алексеевичем Будниковым, который преподавал на подготовительном отделении в университете. Он и позвал на исторический факультет.
3. Кто помог тебе заложить фундамент твоих нынешних профессиональных успехов?
Много людей. Все вносят свой вклад — и мои учителя, и мои ученики, и коллеги, и авторитеты. Но больше всего я благодарен именно Вам, Татьяна Анатольевна: за то, что показали безграничность методики преподавания истории.
Грани мастерства
4. В школе ты работаешь с подростками, в университете – с молодыми людьми, в Институте развития образования читаешь лекции для коллег-учителей. Раскрой секрет: каким образом ты находишь «ключик» к разным возрастным категориям?
В одной восточной притче были заданы три вопроса. Какое время самое важное? Какой человек самый важный в нашей жизни? Какое дело самое важное? У каждого человека свой ответ на эти вопросы.
Но мудрость в том и заключается, что важно то время, в котором мы живем здесь и сейчас. Прошлое нам помогает в осознании настоящего, а будущее становится ориентиром. Важный человек это тот, с кем ты сейчас общаешься. А дело, которым занимаешься, должно быть добрым. Это и есть фундамент нашей жизни.
Если же говорить о тех группах, с которыми приходится общаться в профессиональной деятельности, то все они тесно связаны. Подросткам ты открываешь мир взрослых, а педагогам – мир детей. Ну, а студенты когда-то станут педагогами и будут учить детей. И не стоит забывать, что интересные факты прошлого и настоящего обогащают любого человека.
5. А как тебе удаётся совмещать работу сразу в нескольких местах?
Само получается. Я об этом и не задумываюсь. Просто занимаюсь тем, что нравится, и поэтому находятся силы.
6. Не секрет, что большинство учителей не жалуют ЕГЭ. В последнее время всё чаще говорят о его отмене. На твой взгляд, каков самый оптимальный вариант итоговой проверки знаний и умений учеников по истории?
Не в бровь, а в глаз! Это один из спорных моментов в современном образовании. Ответ будет непростым.
Взять и просто отменить экзамен нельзя. Здесь нужно понимать, как устроена система итоговой аттестации и поступления в вузы. ЕГЭ открыл дорогу многим выпускникам в ведущие университеты страны. Вопрос должен перейти из плоскости существования экзамена в плоскость способа проверки знаний и умений. Но и тут возникнет затруднение: не могут же все сдать на сто баллов экзамен. Как тогда зачислять выпускников в вузы?
Нужно помнить, для каких целей был введён этот экзамен: для поступления в вуз или для проверки знаний истории. Во втором случае любой экзамен будет субъективным. Мы должны понять, что экзамен проверяет лишь определенные умения и знания, а не картину исторического сознания.
Безусловно, историку необходимо умение работать с источником: атрибутировать его, понимать термины, исторический контекст, цели создания, находить информацию, аргументировать ту или иную позицию, сравнивать процессы, и, конечно же, знать ключевые даты и личности. Современный экзамен совершенствуется. Изъяны ещё остаются, но движение идёт в сторону добавления заданий, где ребята должны сформулировать развернутый ответ либо найти этот ответ в тексте или на иллюстрации.
7. Если бы ты был министром образования России, какие изменения внёс бы в школьное историческое образование?
Необходимо чётко поставить вопрос о конечных результатах обучения истории. Сегодня мы всё же проверяем конкретные знания. Причём, их объем постоянно увеличивается.
А где место личной истории или истории того места, в котором мы живём? Память, особенно историческая, очень подвижна и многогранна, поэтому её сложно приравнять к сумме знаний. Я считаю, нам нужно формировать культуру памяти.
Мы должны научиться обращаться со своей исторической памятью, понимать её многообразие (даже современные компьютерные игры, фильмы передают знания о прошлом), уважать её и себя, и, бесспорно, осознавать великую силу для развития народа. На мой взгляд, это одна из главных целей исторического образования.
8. Многие выпускники после педагогического вуза даже не думают идти в школу. А что тебе нравится больше всего в профессии учителя?
Совместное проживание и открытие новых миров. Уроки для детей должны быть как первая любовь: она не повторится, но чувства переполняют. Дети впервые сталкиваются с новой эпохой или событием, которые не должны пройти формально. Возбудить жажду познания и удивление порой сложно, но к этому стоит стремиться.
С детьми ты оказываешься в искреннем мире, где они учатся быть взрослыми. Если они и могут где-то увильнуть, приукрасить что-то, обмануть, то на это есть какие-то причины. И наша задача — их принять, понять и увлечь за собой.
Еще приятно видеть, как дети растут и меняются, проявляют свой характер, достигают чего-то.
9. Для учителей очень важно общаться с коллегами, чтобы обмениваться опытом. Я знаю, что ты сотрудничаешь с Ольгой Юрьевной Стреловой. Какие ценности объединяют сейчас учителей истории разных поколений?
Мы разрабатывали пособие по работе с киноновеллами для различных категорий зрителей, в основном, для школьников.
За основу был взят фильм Константина Фама о Холокосте – политике притеснения и уничтожения еврейского народа в годы нацистского режима. Это трагедия воплощена на экране через историю пары туфель, собаки и скрипки — немых свидетелей преступлений нацистов. В кадре только обувь и ни одного лица, ни одного диалога. Лишь музыка сопровождает нас в этой истории счастья и трагедии людей.
С легкой руки Ольги Юрьевны была найдена форма конструктора образовательных событий, объединяющая разные идеи и дающая множество возможностей для педагога. Эти «свидетели» наполняют нравственным смыслом прошлое, задевают разные струны человеческой души. Так историю в наши дни ещё не умеют преподавать .
Штрихи к портрету: Ольга Юрьевна Стрелова
Профессор, доктор исторических наук, одна из ведущих российских методистов в области преподавания истории в школе. Когда я работала в университете, то читала курс методики преподавания истории, составленный на основе её учебников и методических разработок.
Я тоже знакома с Ольгой Юрьевной. Меня восхищает в этой женщине широта кругозора, многогранность видения (как исторического процесса, так и системы школьного исторического образования), высочайший профессионализм в сочетании с открытостью и желанием поделиться своим опытом с коллегами.
Ольга Юрьевна опережает время, она глубже видит историческое образование на ценностном уровне, чему нам всем нужно научиться. У неё есть суперспособность задавать вопросы так, чтобы далекое прошлое становилось близким и своим – понятным и ценным. Наверное, эта цель и объединяет учителей разных поколений. А также желание вывести детей на новый уровень мастерства и открыть им необычайно интересный мир.
10. Ты уже вышел на международный уровень сотрудничества. С 4 по 7 октября 2021 года в Москве проходит Первый Всемирный конгресс школьных учителей истории, в котором принимают участие более 700 педагогов из 57 стран. Ты заявлен в качестве одного из выступающих. Каким опытом будешь делиться с зарубежными коллегами-историками?
Тема моего выступления — «Педагог на распутье: стратегии и риски углублённого изучения истории». Есть три пути, по которым педагог может пойти в своей деятельности. Первый путь это расширение знаний. Второй — это «ремесло историка», то есть его профессиональные умения. И третий путь, самый сложный — это историческая память.
11. В 2016 году ты успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Повседневность педагогических вузов в 1919 — начале 1950-х гг.: на материалах Владимирской области». Что могут взять на вооружение нынешние педагогические университеты из опыта вузов прошлого столетия?
Не только педагогические университеты. История показывает, что повседневность – это фон нашей жизни, который мы не замечаем, но оттого, как он устроен, зависит наша жизнь.
Поставьте в классе парты не рядами, а в форме «круглого стола», и вы увидите, что, изменив пространство, вы изменили и поведение ребят (они все открыты друг другу и не спрячешься за спиной товарища), и форму занятия (теперь диалог выстраивается лучше), и место педагога (не над учениками, а наравне).
Пространство, время, ритуалы, церемонии, занятия – всё это создает неповторимую атмосферу, тот самый мир, в который погружается школьник или студент.
В современных вузах важен ещё один аспект, о котором, к сожалению, мало задумываются, особенно в провинции. Я имею ввиду академическую культуру вузовского сообщества. Тот самый сплав традиций и принципов интеллигенции, который наполняет вузы высокой культурой общения и жизнью.
Мы теряем академическую культуру, превращаясь в бюрократов и технократов. Исчезают традиции. Мы гонимся за эффективностью, а не ищем смысл в высшем образовании. Я всё же верю, что, рано или поздно, мы вернемся к этой проблеме и задумаемся: а каков он, вузовский уклад жизни, позволяющий назвать университет высшей школой?
Страницы биографии:
победа на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства
В 2020 году Сергей стал победителем Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: традиции и инновации».
На конкурс было подано 506 заявок со всех концов страны. В финал вышли 24 участника, по три человека от каждого из восьми федеральных округов. Затем были отобраны трое финалистов. И по результатам выступления на итоговой онлайн-конференции в Москве первое место присудили Сергею.
12. Что для тебя оказалось самым сложным на этом конкурсе? А самым запоминающимся?
И сложным, и запоминающимся одновременно был урок. Передо мной стояла непростая задача: разработать такой урок, чтобы он затрагивал струны души каждого ученика и вместе с тем обогащал современных подростков.
Уже с первых минут урока ребята увидели, как мало мы знаем о жизни нашего региона в годы Великой Отечественной войны. Через сорок минут мы составили четыре тематических карты (медицина, экономика, образование и места памяти) и могли рассказать о Владимирской области много интересных фактов. А дома ребята разрабатывали макет памятника труженикам тыла.
Что ещё запомнилось? Маленькие открытия, которые ученики делали для себя прямо в ходе урока. Приведу один пример. В качестве исторического источника мы читали журнал 1941 года. И выяснили, что в сентябре из 46 учеников школу не посещали 8 человек. А через месяц, в октябре, только 10 человек регулярно приходили на занятия.
Урок – это маленькая жизнь. С поддержкой коллег и детей можно многого достичь.
Погружаясь в прошлое: зачем нам история?
13. Твоё выступление в Москве в финале Всероссийского конкурса было посвящено теме исторической памяти. Чем опасно для нас замалчивание и забвение событий Великой Отечественной войны?
Сейчас День Победы теряет свое значение у детей. Он может стать красным днём календаря со своими ритуалами, лишенными для новых поколений смысла: это было давно, мы живем в мире и не терпим острой нужды… Фильмы героизируют события, показывают экшн, а не передают ценности поколений, переживших войну.
Пропасть становится огромной и мы забываем: почему это произошло? Каковы масштабы трагедии? Почти 27 миллионов жертв – это просто абстрактная цифра, которая в голове ребенка не может уложиться. Сравним подход, который используют евреи, когда речь идёт о Холокосте. Они не говорят, что количество жертв среди народа составляет шесть миллионов граждан. Они подчеркивают, что было совершено шесть миллионов убийств, где имя каждого человека дорого. Имя каждого может рассказать о трагедии.
Нам проще говорить о цифрах, а не вспоминать своих предков. В школе хотят, чтобы ученик знал последовательность битв, имена героев. Безусловно, это важно. Но мы не задумываемся: а что должен чувствовать подросток при изучении этой темы?
Прошлое не должно быть обезличенным: забвение грозит «обнищанием души при обогащении информацией». Война показала пределы человеческого в человеке. Советский философ Мераб Мамардашвили постоянно повторял: «Человек – это постоянное стремление быть Человеком». Война нам показывает, как низко можно пасть и как высоко можно подняться в этом стремлении.
Об исторической памяти
У нас на проекте есть очерки, в которых затронута тема сохранения исторической памяти. Вот некоторые из этих публикаций.
- Прохоровка: третье ратное поле России − очерк о Танковом поле под Прохоровкой
- С 75-летием Победы! − 75 фотографий с монументами в память о Великой Отечественной войне
- Хатынь − очерк о белорусской деревне, жители которой были заживо сожжены фашистами в марте 1943 года
- «Душа находится в пробуждении» − интервью с Валерием Варовым о поездке на Танковое поле
- «Наша земля пронизана войной» − интервью с Валерием Варовым о важности сохранения исторической памяти
- «Я собираю материалы не только о своих прямых предках» − интервью с Виктором Дорошенко о его генеалогических исследованиях
14. На Всероссийском образовательном молодежном форуме «Таврида» ты получил грантовую поддержку на проведение летней исторической научно-практической школе «Латырь». Кто и чему обучается в этой школе? Почему у неё такое необычное название?
«Таврида» это отдельная история. В последний день мы с моим другом Александром Комковым зарегистрировались на образовательный молодёжный форум. Нас пригласили и предложили поучаствовать в конкурсе проектов. Так и родилась идея школы для молодежи, да не простой, а исторической и археологической.
Для школьников из Владимирской, Московской и Нижегородской областей мы показали историческое пространство Владимира. Несколько дней изучали наши памятники, посетили музеи, говорили о прошлом. А затем приняли участие в раскопках Суздальской археологической экспедиции под руководством академика Николая Андреевича Макарова. Ребята почувствовали романтику жизни археолога.
Потом на смену школьникам приехали те студенты исторического факультета, которые тоже захотели прикоснуться к прошлому нашей родной земли.
В славянской мифологии Латырь это камень в центре мира. На этом камне растет Мировое дерево. Говорят, в Суздальском районе где-то в болотах спрятан такой камень. А рядом находилось селение, которое называлось Латырево.
Богатое историко-культурное наследие России — такой же «камень» нашей нации. Сейчас в руках будущего поколения находится наше прошлое. И перед нами стоит задача не просто его сохранить, но и наполнить смыслами и ценностями.
Школа «Латырь» изменила свой формат, и теперь она существует как профильная школа Владимирского областного лагеря для одаренных детей «Искатель».
Советую почитать
У нас на проекте есть интервью с Ольгой Гусевой, старшим комиссаром владимирского областного педагогического отряда «Родник». Именно этот отряд работает в лагере «Искатель». В интервью Ольга как раз и рассказывает о том, что это за лагерь, каковы его особенности и чем он отличается от традиционных детских загородных лагерей.
15. Моя племянница Софья в восторге от твоих занятий в исторической школе «Латырь» на базе «Искателя». Чем занятия в этой школе отличаются от школьных уроков истории?
Атмосферой и многообразием тем. Для педагога разновозрастная школа может стать головной болью: на занятия приходят и те, кто только начал изучать историю (бывшие пятиклассники и шестиклассники), и те, кто готовится к поступлению в вуз и хорошо разбирается в прошлом нашей страны. У всех разные интересы.
На первом занятии спросил ребят: в какой эпохе вы хотели бы оказаться? Ответы были настолько разнообразны, что не знал, за что схватиться: I век до нашей эры (когда зарождалось христианство), античный Рим, монгольская империя, Англия XVIII-XIX веков, Россия того же времени, Средневековье, ХХ век, и даже XXI век («здесь весело») и 3048 год. В такой многоголосице надо обязательно найти точки соприкосновения − они и станут историческим источником!
Мы изучаем источники как тексты культуры со своим кодом. Я привожу кости мамонта, топор фатьяновской культуры бронзового века, газеты, старые книги, открытки, пули времен Крымской войны, средневековую керамику, монеты. Все хотят «потрогать» историю, и тут же появляются вопросы.
Кстати, я до сих пор помню то непередаваемое ощущение волшебства, когда в университете на одно из занятий по методике преподавания истории Вы принесли археологический материал, чтобы показать нам, студентам.
Небольшое пояснение
Когда я читала курс по методике преподавания истории для студентов истфака, то одной из моих любимых тем была «Наглядность в преподавании истории». Вы не поверите: на эту лекцию я приходила с набитым под завязку чемоданом!
В нём лежали альбомы по искусству и путеводители, буклеты и календари, плакаты, открытки, фотографии, которых у меня было видимо-невидимо после многочисленных поездок по всему миру. Это сейчас можно найти всё, что угодно, и показывать в режиме online. А 15-20 лет тому назад приходилось по крупицам собирать интересный материал.
Самый большой интерес вызывали археологические находки, предметы старины, макеты и модели. Я покупала их везде, где путешествовала, поэтому набралась приличная коллекция вот такого предметного наглядного материала. Фрагменты керамики, которых у меня было много благодаря работе в археологических экспедициях. Осколок бомбы. Ткацкие грузила. Пули времён Крымской войны. Египетские папирусы. Греческие сосуды. Римские монеты. Даже скандинавский шлем!
А затем источники усложняются. Вот уже мы и музыку слушаем (проект «Звуки истории» тоже берет начало из Вашей разработки, но уже на другом уровне), и кино смотрим, фантики от конфет рассматриваем и даже пробуем историю на вкус.
В этом году у лагеря «Искатель» была общая тема − космос. Мы много говорили об освоении космоса, но начали с космогонических мифов. Ребята не только инсценировали мифы о сотворении мира (Египет, Китай, Австралия), но и придумывали свои мифы о появлении «Искателя».
По возможности ходим в соседнее село Любец в Ковровском районе, где уже само пространство становится источником: храм, кладбище, дом художников Захаровых, дом писателя Сергея Голицына.
История раскрывается в повседневности, в том, что нас окружает. Мы учимся подмечать эти детали и разгадывать культурный код.
Страницы биографии:
общеуниверситетский конкурс «Студент года-2010»
Когда я готовила вопросы к интервью, то подняла материалы из своего личного преподавательского архива.
В ноябре 2010 года, когда Сергей был студентом пятого курса, он достойно представил исторический факультет на общеуниверситетском конкурсе «Студент года-2010». Мы с ним разработали интерактивный урок по теме «Русский дом». В течение 45 минут ученики, разбитые на «семьи», должны были «построить» свой собственный дом, как говорится, с нуля.
Сколько самых разных аспектов было затронуто в ходе урока! Выбор места для строительства дома. Инструменты и материалы. Элементы фасада. Предметы быта. Функции русской печи и современные устройства, которые сейчас заменяют печь. Кроме того, Сергей вышел с ребятами на этимологию, древнерусскую литературу, летописные источники, пословицы и поговорки.
16. Тот урок был конкурсным, поэтому мы с тобой его по максимуму «нафаршировали» занимательным материалом. Через прошлое мы выводили ребят на связь с настоящим. А как в повседневной жизни можно формировать у детей и взрослых уважение к истории своей страны?
С помощью личных историй и воспоминаний.
17. Несколько лет тому назад ты снялся в массовых сценах в фильме Павла Лунгина «Царь». Что для тебя стало самым запоминающимся на этих съемках?
Всё. Это потрясающее приключение. Ожидание нового, подбор костюмов, грим, сами сцены, работа режиссёра и актёров — Петра Мамонова, Олега Янковского. Осознание того, что ты песчинка истории фильма, истории памяти об Иване Грозном. В таких съемках стирается грань между прошлым и настоящим: ты в роли жителя XVI века пытаешься прочувствовать эпоху, но смотришь на всё глазами человека XXI века.
18. Уже более десяти лет ты работаешь внештатным экскурсоводом во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Понятно, что опыт работы учителем истории здорово помогает при ведении экскурсий. А если посмотреть с другого ракурса: чем работа экскурсовода полезна для тебя, как для преподавателя?
Экскурсовод, как и преподаватель, ведет по историческим тропинкам уже не учеников, а туристов. Каждый раз новая группа, каждый раз нужно уловить настроение и заинтересовать так, чтобы людям захотелось приехать ещё раз и привезти с собой друзей.
Экскурсовод рассказывает историю, выходя за границы учебника. Он говорит о том, что можно увидеть. Он увлекает так, что камни владимирских соборов приоткрывают свои тайны. А ещё гид должен быть мобильным и суметь перестроиться в любой ситуации. Всё это очень помогает и в преподавании.
19. Сейчас много говорят об эмоциональном выгорании учителей. Как ты восстанавливаешься, когда силы на исходе?
Мои друзья подарили мне принцип: не знаешь, что делать – начинай мыть полы и убираться. Мысли встают на место и мир становится чище.
Восстанавливаться можно сменой деятельности и поиском новых идей, проектов. Ценить каждый миг и людей, которые одной улыбкой или одним словом могут снять твоё напряжение и вернуть краски прекрасного мира.
Искатель – человек с большим горящим сердцем,
Его мечтам, его задору нет конца.
От искры может пламя разгореться,
Оно зажжёт товарищей сердца.
20. Давай представим, что существует машина времени. В какую историческую эпоху ты хотел бы попасть и с кем из исторических персонажей пообщаться?
Я был бы частым пассажиром этого временного транспорта и у меня бы был проездной. Мне часто задают такой вопрос. Все эпохи интересны. Главное, погружаться в них и не бояться искать ответы. «Времена не выбирают, в них живут и умирают…».
21. Что ты пожелаешь проекту «Дорогами Души»?
Искать и необычно смотреть на нашу жизнь. Проекту уже шесть лет, но каждый раз он удивляет: появляются новые дороги, которые ведут в Рим, то есть к Вам, Татьяна Анатольевна, или от него. Желаю Вашему проекту безграничности!
— Сергей, спасибо огромное за такое интересное интервью. Поздравляю тебя с нашим профессиональным праздником, желаю новых встреч и открытий на преподавательском пути. Очень рада, что мы продолжаем общаться и сотрудничать. Думаю, что это интервью — не последний наш совместный проект.
© Татьяна Трунова, октябрь 2021
Рекомендую почитать
- С Днём учителя! − зарисовки о жизни школьного учителя истории
- Учителю истории посвящается − стихотворение, посвященное моим коллегам-историкам
- Экскурсы в историю на занятиях по иностранному языку − как я использую свой опыт учителя истории в обучении итальянскому языку
Публикация в лингво-студии «Подружись с итальянским!»
- «Безземельные мыши» или зачем переводчику историческое образование − очерк о том, как историческое образование помогает в других сферах деятельности
Очень много мудрых мыслей, спасибо, Сергей! Передала ссылку сыну, он тоже учитель истории, в сельской школе. Очень задела за живое мысль о том, что отношение к истории с «парадного» должно меняться на «повседневное»!
Юлия, большое спасибо! Я искренне рада, что интервью откликнулось.
Сына — с профессиональным праздником, с Днём учителя! Здорово, что в современной школе есть учителя-мужчины.
Узнала много нового об очень уважаемом мной (и всей нашей семьёй) человеке! Благодарю его за откровенность, а проект «Дорогами Души» за то, что этой откровенностью поделился с народом))) Никакой, кстати, Сергей не чудак. Это понятно, очевидно с первого слова! (для тех, кто его не знает). Благодаря таким «чудакам» жизнь интересна и увлекательна. Это такой талант, жить такую жизнь, и заражать этим жизнелюбием и интересом к жизни других. Появилось много тем, которые хотелось бы обсудить. Одним словом, сплошной восторг и восхищение!
Юлия, благодарю! Очень приятно, что обычное интервью «запустило» новый виток тем для обсуждения. Понимаю, что это будет сделано не в рамках проекта, а в личном общении :))). Думаю, вы с Сергеем обязательно откроете новые горизонты сотрудничества.
С огромным интересом прочитала интервью в зале вылета в аэропорту Шереметьево. Знакома с Сергеем год, а сколько нового узнала о нем, о молодом учителе истории и об учительской профессии в современном мире.
Решила, что познакомлю с интервью учителей Хабаровского края, которых жду на свои авторские курсы в ноябре этого года.
Восхитительно многогранна, креативна и оптимистична «педагогическая поэма» Сергея Курасова! Пусть в ней появляются новые тексты, новые проекты, новые вершины!!
Вам, дорогая Татьяна Анатольевна, искренняя благодарность за таких учеников и ученичество…
«Полчаса до рейса»,
Ваша Ольга Юрьевна
Ольга Юрьевна, спасибо Вам огромное за такой душевный отзыв!
Спасибо! Очень интересно! Как много людей с широким кругозором, с такой большой любовью к своему делу! С нетерпением жду, Татьяна, Ваших новых интервью! Будьте здоровы!
Элени, большое спасибо за такой душевный отклик! Мне везёт на интересных людей . Так что буду постепенно знакомить с ними читателей проекта.