19 ноября в России отмечают День работников стекольной промышленности.
У нас в стране есть несколько музеев, посвященных стеклоделию. Один из них находится в Гусь-Хрустальном. Это всемирно известный Музей хрусталя имени Мальцовых. В этом очерке я расскажу об экспозиции музея и покажу фотографии с шедеврами гусевских стеклоделов.
Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате
Здание музея
Музей хрусталя располагается в Георгиевском соборе. Храм построен в русском стиле и смотрится очень нарядно за счет сочетания белого и красного кирпича.
Табличка на соборе гласит, что здание возвели в начале ХХ века по заказу и на средства владельца Гусевского хрустального завода, мецената Юрия Сергеевича Нечаева-Мальцова. Георгиевский собор построил известный русский архитектор Леонтий Николаевич Бенуа, а расписал — не менее известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов.
К храму ведёт уютная липовая аллея. Справа и слева от тротуара установлены стенды со старинными фотографиями.
На снимках можно увидеть, как выглядели заводские цеха, магазины, лавки и жилые дома гусевчан более ста лет тому назад.
Недалеко от входа в собор установлен памятник основателю завода Акиму Мальцову. А вот портреты И.С.Мальцова и Ю.С.Нечаева-Мальцова, владевших предприятием в XIX — начале ХХ вв., размещены уже в самой экспозиции музея.
На свитке, который держит в руке бронзовый Аким Мальцов, несложно разглядеть дату: 1756 год. Именно в этом году на реке Гусь был заложен первый стекольный завод и основан город Гусь-Хрустальный.
Информационные стенды подсказывают, что можно посетить как экспозицию в главном помещении собора, так и выставочный зал. Зал расположен в цокольном этаже, куда ведёт отдельный вход с противоположной стороны храма.
А теперь давайте полюбуемся экспонатами этого необычного музея.
Экспозиция музея
Заходишь в собор — и буквально застываешь на месте от непередаваемой красоты, которая перед тобой открывается. Стеклянные изделия разных форм, размеров и оттенков стоят в центральной витрине и в боковых галереях храма. Прямо над входом в храм на западной стене размещен «Страшный суд», выполненный В.М.Васнецовым. Полотно считается одним из лучших среди «церковных» произведений художника.
На противоположной стене в главной конхе алтаря мы видим композицию из мозаики.
Ю.С.Нечаев-Мальцов очень любил мозаичные панно. Он старался украшать ими все здания, на строительство которых выделял деньги. Эскиз мозаики «О тебе радуется, Благодатная» выполнил В.М. Васнецов, а собрали композицию в мозаичной мастерской Фроловых в Санкт-Петербурге. Чтобы мозаика была лучше освещена, в большом куполе над алтарной частью было прорезано большое окно.
Под мозаикой расположена композиция «Гимн стеклу». Она представляет собой металлический каркас, символизирующий древо. На нём «растут» цветы, птицы, колокола разного цвета и размера.
Я поражаюсь тому, как гармонично сочетаются между собой отдельные элементы экспозиции — центральная витрина, колонны храма, арки, алтарная мозаика. Кстати, шедевры мастеров Гусевского завода представлены не только на отдельных витринах. Так, справа от алтаря можно увидеть интерьер гостиной начала ХХ века. В него великолепно вписались вазы на столике и на тумбах, расположенных у окна и рядом с зеркалом.
В апсиде слева от алтаря представлен интерьер столовой середины XIX века. Здесь и напольные двухуровневые подсвечники, и люстра, и столовый набор из хрусталя.
Через экспонаты музея можно проследить основные вехи в истории российского стеклоделия. На этой витрине представлена посуда начала XIX века, когда в Гусь-Хрустальном начали выпускать хрустальные сосуды с разными типами гранения.
Некоторые техники обработки стекла стали на долгие годы своеобразным эталоном в стеклоделии, например, такие виды грани, как «мальцовская» или «светлое растение». А ещё мастера не боялись экспериментировать с цветом. Например, бордовые графины украшены нацветом «золотой рубин».
Набор для ликера выполнен из уранового стекла. Краситель был достаточно опасным, он погубил немало стеклоделов: опасаясь кражи, они хранили радиоактивное сырье в обычных холщовых мешках под своими рабочими стульями. А вот изделия из такого стекла — настоящие шедевры и любоваться ими можно до бесконечности.
В Музее хрусталя немало изделий из стекла, стилизованных под разные эпохи и культуры. Вот комплект декоративных сосудов «Фома и Ерёма». За ними чётко просматривается ангел — видите?
Штоф «Губернатор». Его крышка чем-то напоминает фуражку, цепь символизирует аксельбант на форменной одежде, а цветок — одну из наград «градоначальника».
Композиция «Вино Цезаря» в виде амфоры. Здесь просто стоишь и восхищаешься переливами, игрой цвета и света в разных частях амфоры.
В наборе «Китеж» несложно узнать белокаменные храмы с куполами.
А это уже «Древняя Русь, где купола и сами храмы слово позолочены изнутри.
На заднем плане — тарелка с портретом Наполеона Бонапарта, штофы, стопки и даже бокал с гербом рода Нарышкиных.
Есть в музее экспонаты с советской символикой. Необычно смотрятся жбаны «На посту» с замерзающим зимой часовым и «Пятилетка — в четыре года» с поднимающим флаг рабочим. Согласитесь, на современной стеклянной посуде нечасто встретишь подобные сюжеты.
Здесь без труда можно узнать Спасскую башню Кремля и купола одного из соборов.
А вот «литературная» витрина: вазы с изображением А.М.Горького, А.Н.Островского и памятника А.С.Пушкину.
В Музее хрусталя представлены изделия на любой вкус. Одному откликаются яркие и задиристые «Петухи», а другому — изящные хрустальные вазы.
Смотришь на витрины и не устаёшь изумляться. Иногда даже сложно понять, для чего предназначено то или иное изделие. Например, для меня осталась загадкой, как можно использовать элементы композиции «Навстречу». Скорее всего, это просто декоративное украшение.
В композиции «Космос» символически представлена галактика. В центре — яркое Солнце, за ним располагаются планеты. Более темные ободки, это, вероятно, орбиты планет.
Интересно, для кого были созданы хрустальные шлемы, большой и малый?
Представлены в экспозиции и хрустальные призы для различных турниров, спортивных или интеллектуальных Например, хрустальные совы для игры «Что? Где? Когда?», олимпийские кубки, приз «Юниоры-85» в виде футбольного мяча.
Как видите, экспонаты здесь самые разнообразные. Можно ходить по музею кругами — и каждый раз ты будешь видеть что-то новое. Или уже знакомое, но с другого ракурса.
Штрихи к портрету музея
Всё, что мы видим в Музее хрусталя, создано руками конкретных людей. О них можно узнать из информационных стендов и табличек. На стенде слева — фотографии архитектора собора Леонтия Бенуа, художника Виктора Васнецова и мозаичиста Владимира Фролова. На фото справа — одна из сопроводительных табличек к экспонатам музея.
Интересна сама архитектура храма. Над тёмными колоннами очень гармонично смотрятся белоснежные арки, в проемах которых закреплены висячие люстры. Понятно, что здесь не нужны ни росписи на стенах, ни витражи на окнах.
На полу собора выложен орнамент из плитки. Короткие желтые полосы — атрибут двух последних лет, та самая дистанция в полтора метра, которую рекомендовалось соблюдать посетителям.
При входе в собор рядом с кассой находится сувенирный киоск. Там можно приобрести изделия из стекла и хрусталя, как говорится, на любой вкус и кошелек.
В цокольном этаже храма расположен выставочный зал. Когда мы были в Музее хрусталя в июле 2021 года, в выставочном зале проходила выставка «По дороге в Гусь» заслуженного художника России Владимира Севостьянова .
На выставку мы зашли не просто так. За день до посещения Музея хрусталя мы были на «Ночи музеев-2021» в детском музейном центре «Палаты» во Владимире. Один из мастер-классов вёл Владимир Севостьянов. Он-то и рассказал о своей выставке в Гусе-Хрустальном.
Наматываешь вокруг центральной витрины круги — один, второй, третий… Грани хрустальных ваз переливаются на солнце. Такое ощущение, что здесь, в одном месте, собраны все цвета и их оттенки, которые существуют в природе.
Глядя на шедевры гусевских мастеров, понимаешь всю глубину фразы «Красота спасёт мир». Почему спасёт? Потому что она проникает внутрь, под кожу. Сердце твоё теплеет, а душа распахивается и начинает тихо трепетать от восторга, восхищения и гордости за Россию. Сколько же у нас талантливых мастеров!
Уже более ста лет стоит Георгиевский собор, словно ларец, в котором хранятся самые настоящие драгоценности. И вот это сочетание красоты внутренней (экспозиция музея) и красоты внешней (архитектура храма) создает совершенно неповторимое впечатление от Музея хрусталя.
Спасибо всем, кто создал этот удивительный музей и кто хранит его для будущих поколений!
© Татьяна Трунова, ноябрь 2022
Приглашаю на экскурсии по Владимирской земле
Хотите познакомиться с Владимиром, увидеть Успенский и Дмитриевский соборы, суздальский Кремль или храм Покрова на Нерли в Боголюбово? Как гид-экскурсовод с государственной аккредитацией, я готова стать вашим проводником. Мы полюбуемся шедеврами белокаменной архитектуры Древней Руси. Вы можете заказать любую экскурсию, которая вас заинтересует.
___________________________________
Другие достопримечательности Владимирской области
- Историко-художественный музей (Гусь-Хрустальный) — очерк ещё об одном музее Гуся-Хрустального
- Георгиевский собор (Юрьев-Польский) — последний белокаменный храм в Древней Руси, возведенный до начала татаро-монгольского нашествия
Советую почитать
- Музей истории камнерезного и ювелирного искусства (Екатеринбург) — один из «каменных» музеев Екатеринбурга. В экспозиции представлены изумительные по красоте вещи из уральских самоцветов.
Спасибо, Татьяна, и Вам за такое интересное путешествие по Музею!
Элени, благодарю!
Только фантазия может продолжить действительную красоту шедевров на снимках. Почему-то вспомнились детские годы, когда впервые видел те или иные завораживающие оттенки, например, на крыльях бабочек, на радуге, на лепестках цветов.
Поразил факт с радиоактивными красителями в холщовых мешочках, которые стеклоделы прятали под стульями … , но они ведь не знали об опасности … , а может, кто посоветовал это место? Мне же довелось знать человека, который с ехидным смехом выражал желание приклеить пластинку под фанерку стула … фон от неё на расстоянии 5 мм был 1 Рентген! Вспомнишь тут и про «дворцовые» отравления … и про «скрипалей» … и про выражение «Красота спасёт мир».
Спасибо, Татьяна! В юности увлекался изготовлением цветомузыки, поэтому информация этого очерка оставила в моей душе многогранные цветовые переливы …, в дополнение считаю, что напоминание про «Страшный суд», человек должен узнать как можно раньше, может, это кого-нибудь и убережёт от проступков.
Валерий, большое спасибо! Наверняка у каждого, кто любуется этой красотой, всплывают какие-то свои ассоциации и жизненные истории.
Кстати, нашёл картину «Страшный суд» Васнецова В.М. … , увеличив, например, до 300% … можно рассмотреть лица … «НА ЭТОМ СУДЕ» все равны – и юная дева, и нищий, и царь при короне …
Изображение «Страшного суда» обычно размещалось на западной стене храма, то есть там, где находился главный вход. Где-то это были фрески, где-то полотна, как в Георгиевском соборе Гусь-Хрустального.
Отстояв службу в церкви, человек поворачивался лицом к выходу — и сразу видел картину «Страшного суда». Она была своеобразным напоминанием о том, где можно оказаться и что испытать, если в мирской жизни не следовать Божьим заповедям.