15 декабря отмечают Международный день чая. И в этом очерке хочу рассказать об одном музее, в котором мне посчастливилось побывать в августе 2020 года. Это музей «Чайный путь» в Казани.
Он находится в самом центре столицы Татарстана, в Старо-Татарской слободе. В музее четыре тематических зала и небольшой магазин.
Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате
Зал первый
В этом зале представлены экспонаты, которые рассказывают об истории появления чая, о зарождении чайных традиций и о распространении этого чудесного напитка по всему миру.
Родиной чая считается Китай. По преданию, китайский император Шэнь-нун поднялся однажды на гору и уснул по время медитации под деревом. Проснувшись, он почувствовал себя не очень хорошо. И в тот же момент с дерева прямо в рот императору упала нагретая солнцем росинка, обладающая чудесными свойствами.
Легенда гласит, что силы императора сразу же восстановились. С тех пор в Китае чайное дерево считается царем растений. В музее можно видеть изображение Шэнь-нуна с чашечкой чая.
Под портретом императора находится витрина. В ней представлены основные виды чая (зеленый, байховый, красный, бирюзовый и другие), которые отличаются друг от друга в зависимости от типа ферментации. В настоящее время ученые насчитывают семь основных видов и более тысячи сортов этого целебного напитка.
Первоначально чай пили монахи, кельи которых находились рядом с чайными деревьями. Постепенно начала формироваться целая культура чаепития и возникли чайные церемонии. Так, в Китае каждый человек пил чай из отдельной пиалы.
Из Китая искусство заваривания чая и чаепития пришло в Японию. Там начали складываться свои традиции, которые отличались от китайской чайной церемонии. Например, японцы пили из одной чашки, передавая её по кругу. Кроме того, в Японии начали добавлять чай и в другие продукты, например, в тот же шоколад.
Постепенно о чае узнали кочевые племена монголов, которые жили по соседству с Китаем. В исторических документах сохранились упоминания о том, что в ставке ханов Золотой Орды пили напиток, напоминающий чай.
Его готовили в казане, смешивая обжаренную в бараньем жире муку, молоко и чайные листья.
В зале представлены самые разные способы транспортировки чая. Первоначально его переносили в высоких вязанках за спиной.
В 1689 году Россия заключила Нерчинский договор с Китаем. По «Великому чайному пути» потянулись верблюжьи караваны. Они перевозили чай в плетеных корзинах-цибиках из камыша. В такой корзине помещалось около 20 кг чая, завернутого в тонкую бумагу или фольгу. Для защиты от неблагоприятных погодных явлений корзины покрывали конской или воловьей шкурой.
В те времена настоящей «чайной Меккой» считался пограничный город Кяхта. Существовала даже присказка «Кяхтинский чай да муромский калач – полдничает богач». Кстати, у нас на проекте есть путевой очерк о достопримечательностях Мурома.
Великий чайный путь
«Он представлял собой цепь сухопутных дорог, водных путей и волоков. На первых порах, чтобы доставить чай из Китая в Москву, требовалось полтора-два года: сначала караванами из Китая через Монголию до Кяхты, а дальше в период навигации летом по рекам Сибири и Европейской части России. Он проходил по территории трех стран, через 150 населенных пунктов».
В музее есть весьма интересная карта «Главные пути русской чайной торговли и важнейшие рынки». По ней можно проследить, куда и как перемещался чай из Китая по территории Российской империи.
В Европу чай доставлялся морским путем, из Кантона. Однако такие перевозки занимали слишком много времени. В музее есть макет парусника «Катти Сарк», который доставлял чай из Китая в Лондон. Чайный клипер был создан по меркам, которые англичане сняли с зафрахтованного быстроходного американского корабля.
В начале ХХ века была введена в строй Транссибирская магистраль. Чай из Китая стали перевозить по ней, а также по Китайско-Восточной железной дороге.
В одной из витрин этого зала выставлены образцы китайской и японской чайной посуды. Кстати, не забываем, что фарфор тоже был изобретен в Китае.
У одной из стен стоят два ящика, напоминающих сундуки. Это так называемый словарь образцов натурального эталона китайского традиционного черного чая, переданный в дар музею чая китайской торговой компанией «Яньтун». А ещё мне понравился круглый столик с выдвижными табуретками. Компактно и красиво!
Второй зал
Во втором зале представлены традиции чаепития. Слева от входа воссоздан уголок трактира, обязательным атрибутом которого был самовар. Трактиры торговали так называемыми колониальными, то есть привозными товарами — чаем и кофе.
До сих пор историки не могут прийти к единому мнению о родине самовара. Я встречала разные версии: Древний Рим, Китай, Урал и Тула.
Раньше самовары широко использовались в походных условиях. Их внутреннее пространство было разделено перегородками и можно было одновременно приготовить целый обед — первое блюдо, второе блюдо и компот. Потом перегородки убрали и в самоварах стали только кипятить воду для чая.
На отдельной стене в нишах можно увидеть самые разные самовары. На фото слева — семейный самовар, а на фото справа — «Эгоист», поскольку рассчитан на одну чашку чая.
Рядом с трактирной стойкой стоит огромный ящик с рекламным лозунгом «Требуйте чай с кораблей». В таких упаковках перевозились товары знаменитого торговца чаем Вольфа Высоцкого.
Есть в этом зале уголок, посвященный русскому купеческому чаепитию. В купеческом доме на столе обязательно стоял самовар с фарфоровым заварочным чайником. Чай пили из блюдца, чтобы не обжечься. В качестве сладостей ели пироги, варенье, мёд или сахар вприкуску. В зажиточных семьях в чай добавляли лимон или сливки.
Нередко деловые переговоры тоже велись за чашкой чая. Вот почему в музее есть витрина, где рядом с пресс-папье и чернильницей соседствует чайная пара.
На фотографиях можно видеть огромные очереди, которые выстаивали горожане за сахаром.
На фото слева — самая настоящая фотозона, посвященная чаепитию в Англии. Все мы ещё со школьной скамьи знаем о «Five o’clock Tea», традиционном послеобеденном чае.
Это был даже не столько перекус между обедом и ужином, сколько возможность пообщаться. Чтобы слуги подливали чай, им давали монетки, которые и получили название «чаевых». Меня в этой экспозиции очень повеселило кресло с «ушками» — видите их? Оказывается, они сделаны для того, чтобы человек не простыл на сквозняке, если где-то открыто окно.
На фото справа — бульотка (от английского to boil – кипятить). В таких сосудах раньше кипятили воду для чая. Рядом с бульоткой можно увидеть экспонаты, рассказывающие о чайной фирме «Липтон».
А теперь мы переходим в следующий зал.
Третий зал
Третий зал посвящен чаепитию среди крестьян и простых горожан. Здесь несколько мини-экспозиций, которые перекликаются друг с другом.
В России во второй половине XIX века начали открываться чайные. Их было достаточно много, поскольку, в отличие от трактиров, их владельцы платили более низкий налог и арендную плату. В чайных было категорически запрещено распивать спиртные напитки. За этим следило Общество трезвости, под патронатом которого и находились данные заведения.
В зале воссоздан уголок чайной. Посетителям подавали чайник с кипятком, чайник с заваркой, пару кусочков сахара, который ели «вприкуску». Вместе с чаем посетителям приносили … полотенце. Как вы думаете, для чего? Да чтобы вытирать пот, когда выпьешь подряд несколько чашек чая.
В чайных и трактирах того времени можно было увидеть вот такие сахарные головы. Сахар от неё откалывали специальными щипчиками. Кстати, в нашем музее «Старый Владимир» можно увидеть специальную сетку, при помощи которой сахарные головы защищали от мух.
Есть в этом зале фотографии, которые рассказывают о чайных плантациях нашей страны в первые годы Советской власти. Эти плантации находились в Грузии, Азербайджане и Краснодарском крае.
На фото слева — гимнастерка, фляжка, кружка, походный котелок. Мы видим, как пили чай в военные годы. А на фото справа — травы, которые заваривали вместо чая.
Такие весы и ящики с чаем я помню ещё со времен своего детства.
Четвертый зал
В четвертом зале воссоздан интерьер коммунальной квартиры. Ты словно погружаешься в прошлое лет на пятьдесят-шестьдесят тому назад: клеенка на столе, веревка с бельем, радиоприемник… На полке слева стоят пачки с индийским, грузинским, цейлонским, краснодарским чаем.
На этой фотографии есть ещё один предмет, знакомый мне с детства. Это керосинка. У бабушки Любы, которая жила в Юрьев-Польском, был частный дом и готовила она именно на такой керосинке.
А рядом воссоздано купе поезда дальнего следования. Журналы «Огонёк» и «Крокодил», чтобы скоротать время в пути. Миска для продуктов, которые брали с собой в дорогу. Упаковка с двумя кусочками сахара. Знаменитый подстаканник, который мы чаще всего встречаем именно на железной дороге.
А вы знаете, что…
подстаканники появились лишь в XIX веке? Согласно правилам этикета, женщинам из высшего общества полагалось пить чай из фарфоровых чашек, а мужчинам — из стаканов. Было невозможно держать в руках стаканы с горячим чаем, поэтому и придумали подстаканники. Как видите, они дожили до наших дней.
У противоположной стены зала представлена комната татарской бабушки. У окна уютно разместился стол с самоваром и сладостями, рядом — сервант со старинной посудой и фарфоровыми фигурками.
А ещё есть два сундука, вышитые полотенца и даже пелерина на пуховых подушках. Такие вещи я тоже видела в детстве, когда гостила у своей бабушки Нины. Они с дедушкой Гришей жили в селе Вязовом в Белгородской области.
Знаете, что поражает в четвертом зале? Контраст двух миров, двух культур — коммунальной квартиры и частного дома. В этом помещении прекрасно уживаются и тумбочка на коммунальной кухне с разными пачками чая, и шкаф с чайными сервизами.
В этом зале меня напоили ароматным чаем и угостили чак-чаком. На снимке хорошо видно, что стол достаточно большой и рассчитан не только на индивидуальных посетителей, но и на целые группы.
Я часто обращаю внимание на детали, которые позволяют совершенно с другого ракурса взглянуть на достопримечательности и музейные экспонаты. Не стал исключением и казанский Музей чая.
Снимок слева сделан во втором зале, в том самом месте, где стоит английское кресло с «ушками». Смотрите, как за счет ниши и зеркала визуально расширяется пространство помещения. А на снимке справа — симпатичный дракон на боковой стенке того самого серванта из бабушкиной комнаты. Вы в курсе, что дракон считается одним из символов Казани?
Скажу честно: в Музей чая я зашла совершенно случайно, из любопытства, однако провела там не меньше часа. К сожалению, уже не помню имени девушки-экскурсовода, но рассказывала она классно.
Хочется от всей души поблагодарить сотрудников музея за такую интересную экспозицию. Загляните на официальный сайт музея, там немало интересного. Если будете в Казани, обязательно включите «Чайный путь» в свой маршрут!
© Татьяна Трунова, декабрь 2020
Советую почитать
- Музей ложки во Владимире — очерк об одном из самых интересных музеев нашего города
- Музей «Старый Владимир» — очерк об экспозиции, посвященной жизни губернского Владимира
Публикации в моей лингво-студии «Подружись с итальянским!»
Татьяна, благодарю за такую познавательную, интересную экскурсию! Как в живую побывала!
Ольга, большое спасибо!
Очень рада, что очерк Вам понравился. Если будете в Казани, очень рекомендую сходить в этот музей!
Очень подробная и полезная экскурсия! Благодарю за информацию!
Ирина, благодарю от всей души!