Ежегодно 8 ноября Православная церковь отмечает день памяти Дмитрия Солунского. В этом очерке я расскажу об архитектурном шедевре, который связан с именем святого. Это Дмитриевский собор во Владимире.
Я живу во Владимире, поэтому собрала здесь фотографии собора за несколько лет. Снимки были сделаны в разные сезоны года и при разном освещении храма.
Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате
- Страницы истории
- Архитектурные особенности собора
- Резьба Дмитриевского собора
- Интерьер Дмитриевского собора
- Смотровая площадка у собора
Страницы истории
Дмитриевский собор считается одним из шедевров белокаменного зодчества Северо-Восточной Руси. Он был возведен в конце XII века в период правления князя Всеволода Большое Гнездо.
Прежде всего, давайте посмотрим на название храма.
Почему собор назван Дмитриевским
Восьмилетний княжич Всеволод в 1162 году был изгнан старшим братом Андреем Боголюбским. Вместе с матерью и братьями Всеволод поселился в Константинополе при дворе императора Мануила Комнина, где святой Дмитрий почитался как покровитель императорской семьи. Будущий великий владимирский князь провел в изгнании семь лет.
После смерти Андрея Боголюбского Всеволод вернулся во Владимир. Он восстановил после пожара Успенский собор и построил дворцовый княжеский храм, посвященный святому Дмитрию. Вполне возможно, что создание храма могло быть задумано Всеволодом задолго до вокняжения на владимирском престоле.
По мнению историков и искусствоведов, собор был назван Дмитриевским по нескольким причинам.
- В честь святого Дмитрия Солунского, которого Всеволод считал своим небесным покровителем
- Имя Дмитрий было крестным именем самого князя Всеволода
- Строительство храма было приурочено к рождению сына Дмитрия
О постройке храма упоминают русские летописи. В Новгородской летописи говорится, что князь «постави церковь камену на своем дворе святаго Димитрия, в свое имя». Лаврентьевская летопись уточняет: «а иже не ища мастеров от Немец, но нашел мастеров из слуг святой Богородицы и своих». То есть этот храм строили русские зодчие, а не европейские мастера, как это было во время строительства Успенского собора при Андрее Боголюбском.
Для чего был построен храм
Во-первых, он воплощал идею могущества как Владимиро-Суздальского княжества, так и княжеской власти. Это можно увидеть через тематику рельефов на стенах собора. В годы правления Всеволода произошёл политический и экономический расцвет Владимиро-Суздальского княжества. Владимир стал одним из крупнейших центров ремесла и торговли. Он торговал с городами Средней Азии, Закавказья, Византией и странами Западной Европы.
Во-вторых, это был так называемый патрональный храм. То есть храм, построенный в честь Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Всеволода.
В-третьих, это был храм – реликварий. Всеволод прекрасно знал, что в городе Фессалоники (Солунь) находилась базилика святого Дмитрия Солунского. Там хранились реликвии, связанные со святым. Некоторые из них были перенесены в 1197 году в отстроенный владимирский храм.
Даже сама постройка напоминает по внешнему виду ларец для хранения драгоценностей. Вполне возможно, Всеволод хотел превратить Владимир во «вторые Фессалоники».
Архитектурные особенности собора
Дмитриевский собор является классическим образцом Владимиро-Суздальской архитектурной школы. Её особенности очень ярко проявились в архитектуре храма. Строительным материалом храма послужил известняк. Этот белый камень отличается прочностью, морозостойкостью и в то же время хорошо поддается обработке.
Мастера использовали технику полубутовой кладки, известную еще в Древнем Риме.
Полубутовая кладка
Зодчие вытёсывали из камня блоки размером 45-45-65 см, гладко их шлифовали и плотно пригоняли друг к другу. Каждая стена состояла из двух рядов кладки. Простенок между ними заполняли крошкой, толчёной керамикой, древесным углем и заливали известковым раствором.
Фундамент храма выложен из булыжника и опущен на глубину полутора метров. Базы колонн вырезаны в виде стилизованных звериных лап с когтями.
Дмитриевский собор представляет собой крестово-купольный храм в форме куба. Три фасада собора разделены на три вертикальных части – прясла, каждое из которых заканчивается полукруглыми сводами – закомарами.
На закомары опирается кровля, которая повторяет их форму и создает волнистую линию верха. На восточном фасаде храма есть три полукруглых выступа, это апсиды. Если помнить, что алтарь в храме всегда на востоке, то по апсидам можно безошибочно ориентироваться по сторонам света.
У собора узкие щелевидные окна, которые использовались также и в качестве бойниц.
Все своды и глава храма сделаны из пористого туфа, поскольку этот материал гораздо легче известняка. На кровле находится цилиндрический барабан, который увенчан шлемовидным куполом.
Купол заканчивается ажурным крестом, на вершине которого в качестве флюгера установлена фигурка голубя. Есть разные трактовки символики креста и полумесяца над куполом собора. Некоторые думают, что это победа христианства над мусульманством. Однако не забываем, что собор был построен в домонгольский период. Скорее, полумесяц это символ жертвенной чаши, в которую стекала кровь распятого на кресте Иисуса Христа.
Если вы будете любоваться Дмитриевским собором самостоятельно, обратите внимание на темно-розовую вымостку по периметру храма. Дело в том, что первоначально собор окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались в лестничные башни, которые появились (или были перестроены) чуть позже самого храма. Эти башни соединяли собор с княжеским дворцом.
В 1839 году по приказу Николая I галереи снесли, приняв их за более поздние постройки. Однако потом выяснилось, что они были построены одновременно с храмом. Поэтому уже в XIX веке вокруг храма сделали вот такую вымостку.
Резьба Дмитриевского собора
Отличительной особенностью Владимиро-Суздальской архитектурной школы является резьба по белому камню. На Дмитриевском соборе она органично сочетается с архитектурой храма.
Искусствоведы выяснили, что древние мастера учитывали естественное освещение храма. Например, южный фасад, обращенный к Клязьме, хорошо освещён, поэтому он украшен плоской резьбой.
А вот северный фасад был самым затемненным, поэтому рельефы на нём более объемные. Кстати, северный фасад и сейчас затемнён за счет прилегающего парка «Липки».
На стенах Дмитриевского собора около полутора тысяч резных рельефов. Они расположены построчно, ровными горизонтальными рядами. Зная символику изображений, эту каменную летопись несложно читать по строкам. Основную массу рельефов составляют изображения растений, птиц и зверей.
Растения в Древней Руси были символом процветания, жизни, чудесного райского сада. На фасадах собора можно без труда отыскать смоковницу (символ плодородия), лилию-трилистник (символ непорочности), виноградную лозу и даже «Древо жизни».
Животные, представленные на фасадах собора, тоже легко угадываются по характерным чертам. Это львы, грифоны, барсы, лани, кентавры. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть сцены охоты, а также борьбу зверей и грифонов.
Искусствоведы посчитали, что на фасадах Дмитриевского собора 125 изображений львов в самых разных видах. Это львиные маски, одиночные фигуры львов, львы с двумя туловищами и одной головой, парные львы с перекрещивающимися шеями, охотящиеся на лань или оленя и так далее. Обратите внимание на хвосты и пасти хищников.
Дело в том, что эти животные издавна считались символом власти и ассоциировались с сильным правителем. Вполне возможно, что на Дмитриевском соборе львы не только символизировали могущество великого владимирского князя, но и служили в качестве стражей либо оберегов. И здесь позволю себе небольшое лирическое отступление.
Герб города Владимира
На гербе нашего города тоже есть лев. Изображение льва, как личного знака владимиро-суздальских князей, восходит к XII веку, ко времени правления князя Андрея Боголюбского.
Вот описание герба: «В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест».
Птиц, изображенных на стенах Дмитриевского собора, легко узнать. Это гуси, орлы, фазаны, голуби, павлины. Разумеется, рельефы тоже несут в себе определенный смысл.
В древние времена человеку был понятен язык символов. И он умел читать рельефы на фасадах храма, как книгу. Например, он знал, что лев, орел или барс могли олицетворять князя.
На фасадах Дмитриевского собора немало сюжетных композиций — исторических, мифологических, библейских. Смысл многих уже расшифрован искусствоведами, другие ещё ждут своего часа. Давайте посмотрим на некоторые сюжеты.
В резьбе на стенах храма красной нитью проходит идея мудрого правителя. Она отражена в самых разных образах. В центральных закомарах каждого из трёх фасадов изображён библейский царь, псалмопевец и пророк Давид. В руках у него скрижаль, то есть доска с законами.
На южном фасаде собора представлена композиция «Сошествие Святого Духа на Давида». Видите сверху голубя, символ Святого Духа, который спускается на псалмопевца? По мнению исследователей, здесь чётко просматривается идея божественного покровительства княжеской власти.
На западном фасаде представлена композиция «Коронация Давида». Псалмопевец сидит на троне, в руках у него скрижаль со священным текстом. Над пророком — ангел, который уронил шапочку на голову Давида. Здесь хорошо видна надпись «ДА-ВЪ» слева и справа от псалмопевца. Давид окружен ангелами и музыкантами, которые олицетворяют так называемых начальников хоров.
«Вознесение Александра Македонского» на южном фасаде собора. Здесь изображена сцена из популярной средневековой повести «Александрии». Александр сидит в корзине, к которой привязаны крылатые чудища-грифоны. В поднятых руках он держит маленьких львят. Они служат приманкой для грифонов, которые тащат наверх корзину с полководцем. Эта символ прославления царской власти, тема победы и триумфа: «Что ты будешь делать на небе, когда не всё завершил на земле?»
В пятой строке в правом прясле на южном фасаде можно увидеть изображение всадников. Они олицетворяют Бориса и Глеба, сыновей Владимира Крестителя, предательски убитых их сводным братом Святополком во время княжеских усобиц. Борис был ростовским князем, а Глеб – муромским. Борис и Глеб были канонизированы и считаются первыми русскими святыми. На их примере церковь как раз и призывала прекратить начинающиеся междоусобицы между князьями.
На северном фасаде в восточной закомаре изображен великий князь Всеволод Большое Гнездо. Он сидит на троне в окружении детей и держит на коленях новорожденного сына Дмитрия.
Исследователи выяснили, что изображение Всеволода помещено выше, чем изображение Александра Македонского и Давида. Как видите, даже через архитектуру можно подчеркнуть тот факт, что князь избран Богом. Северный фасад собора обращён к городу. Видимо, не случайно Всеволод изображен именно здесь.
В аркатурно-колончатом поясе Дмитриевского собора представлены изображения святых, великомучеников, князей. Например, на этом снимке третий слева это князь Александр Невский, его можно узнать по одеянию и кольчуге. А справа от него — Андрей Боголюбский, старший брат Всеволода Большое Гнездо.
Вот так выглядят нижние части колонн в аркатурно-колончатом поясе. Вы представляете, сколько вложено души, сил и времени, чтобы вырезать из камня такую красоту?
Западный фасад собора считался парадным. На нём искусствоведы нашли много мифологических и библейских сюжетов.
Здесь можно увидеть рельефы, на которых изображены подвиги Геракла: борьба с Немейским львом, с Лернейской гидрой, с Симфалийской птицей. На этой фотографии представлен ветхозаветный богатырь Самсон, который раздирает пасть льву. По другой версии, это не Геракл, а сам царь Давид: будучи пастухом, он отгонял львов от своих стад. Как видите, рельефы позволяют выдвигать самые разные гипотезы.
Интерьер Дмитриевского собора
В настоящее время в Дмитриевском соборе открыт музей. В нём можно в деталях рассмотреть особенности крестово-купольной системы храма. Сферический или шлемовидный купол символизирует небесный свод. Купол опирается на четыре столпа, которые образуют так называемый подкупольный квадрат.
Подкупольный квадрат и кольцо купола соединяются друг с другом при помощи вогнутых прямоугольников, которые называются парусами. Боковые стены парусов носят название подпружных арок. Обратите внимание: здесь мы тоже видим мирно лежащих львов.
В соборе установлены стенды, рассказывающие о его реставрации и расположении некоторых рельефов на фасадах храма.
Дмитриевский собор служил местом хранения реликвий, связанных с Дмитрием Солунским.
Чем известен Дмитрий Солунский
Это один из самых почитаемых христианских святых. Дмитрий был воином и защищал город Солунь или Фессалоники (нынешние Салоники) от язычников, которыми был заколот в 306 году. Впоследствии он был канонизирован. Дмитрий Солунский считался покровителем знати и императорского двора в Византии, а также покровителем княжеских семей на Руси.
До недавнего времени в Дмитриевском соборе находились две иконы с изображением святого и ковчежец-мощевик. В конце 2024 года эти экспонаты были убраны в запасники музея, поэтому посетители Дмитриевского собора теперь лишены возможности их увидеть. Данный очерк написан в ноябре 2021 года, когда экспонаты ещё были в соборе. Я не теряю надежду, что со временем они вернутся в экспозицию.
На первом фото мы видим икону, которая датируется концом XII – началом XIII вв. Она была написана по заказу Всеволода Большое Гнездо для города Димитрова. А город этот основал его отец Юрий Долгорукий в 1154 году, когда родился Всеволод. В нашем соборе выставлена копия, а оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее.
На втором фото представлена так называемая «Доска гробная», византийская икона с изображением Дмитрия Солунского в полный рост. Она была привезена в Дмитриевский собор из города Фессалоники. Согласно летописям, это была одна из досок гроба Дмитрия Солунского.
Во Владимире икона находилась до конца XIV века, затем её перенесли в Москву. В 1701 году икону «поновил» мастер Оружейной палаты Кирилл Уланов. И сейчас та самая древняя «доска гробная» хранится в Успенском соборе Московского Кремля, а в нашем соборе представлена её копия.
В серебряном ковчежце-мощевике первоначально хранилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью великомученика Дмитрия.
Вот что говорит об этом Лаврентьевская летопись.
«…многи церкви созда по власти своей, ибо созда церковь прекрасну на дворе своем святаго мученика Дмитрия, и украси ю дивно иконами и писаньем, и принесе доску гробную из Селуня святаго мученика Дмитрия, миро непрестанно точащаюна здравье немощным, а той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи».
В соборе выставлен крест, которым в своё время был заменён древний крест на куполе храма. В северо-западном углу на хоры ведёт деревянная винтовая лестница.
На сводах Дмитриевского собора есть несколько фресок. В центральном своде под хорами в 1843 году была обнаружена композиция «Страшный Суд». На ней изображены 12 фигур судей-апостолов, шесть на южном своде и шесть на северном.
Позади апостолов стоят ангелы, которые олицетворяют Небесное воинство.
В соседнем малом своде представлены композиции «Лоно Авраамово» и «Шествие праведных в рай».
По мнению исследователей, артель художников возглавлял византийский мастер, которому принадлежал замысел всей композиции. Вполне возможно, что он прибыл как раз из Солуня (Фессалоник). Но в артели работали и русские живописцы. Искусствоведы определяют это по особенностям письма: византийские мастера более каноничны, а русские более свободны в привнесении декоративных элементов на фрески.
Надгробие Р.И.Воронцова. В Дмитриевском соборе сохранилось надгробие Романа Илларионовича Воронцова.
Роман Илларионович Воронцов
Граф, первый владимирский губернатор. Именно при нём в городе были открыты водопровод и первая аптека. Р.И.Воронцов получил прозвище «Роман — большой карман». Его дочь Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова («Екатерина малая») была президентом Российской Академии наук.
Надгробие установили в 1804 году сыновья графа Александр и Семен. Фигуры «Плакальщица» и «Мальчик с пеликаном» были изготовлены из каррарского мрамора в Англии, где служил сначала посланником, а затем министром один из сыновей графа Александр Романович Воронцов. Пирамида, символ вечности, была поставлена во время ремонта собора в 1841 году на средства внука, новороссийского губернатора Михаила Семёновича Воронцова.
Рядом с композицией находится надгробный камень с изображением Голгофского Креста. Исследователи полагают, что камень мог служить первоначальным надгробием, которое впоследствии заменили на мраморное.
Смотровая площадка у Дмитриевского собора
У Дмитриевского собора находится одна из смотровых площадок города. Давайте поднимемся туда и полюбуемся окрестностями.
Мы видим стену и постройки Богородице — Рождественского монастыря. Он был основан в XII веке, долго удерживал первенство среди русских монастырей и только в ХVI веке уступил его Троице-Сергиеву монастырю. Однако монастырь всегда оставался в ведении и под покровительством митрополитов и патриархов. Именно здесь был первоначально захоронен князь Александр Невский.
Промышленная зона Владимира. В своё время я работала внештатным экскурсоводом в нашем Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, водила экскурсии на итальянском языке. Бывает, приводишь туристов на эту смотровую площадку, начинаешь рассказывать о достопримечательностях, которые видны отсюда. Группа настороженно вглядывается в промышленную зону, где дымят две высоченных трубы. Только ленивый не задаст вопрос: «А это у вас атомная станция?»
С площадки прекрасно просматривается здание железнодорожного вокзала.
На первом плане — железная дорога на Москву и река Клязьма. И до самого горизонта тянутся леса. Не случайно в Северо-Восточной Руси Владимир называли Залесским («за лесами») или Владимиром-на-Клязьме, чтобы не путать его с Владимиром Волынским.
А это наш знаменитый Успенский собор и здание бывших Присутственных мест, где располагался административный аппарат Владимирской губернии.
Вместо заключения
Дмитриевский собор считают уникальным памятником Владимиро-Суздальского зодчества в период расцвета Северо-Восточной Руси. По количеству сюжетов на фасадах и технике выполнения белокаменной резьбы храм не имеет себе равных.
В 1992 году памятник был внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Приезжайте к нам во Владимир, чтобы своими глазами увидеть этот уникальный памятник древнерусской архитектуры.
© Татьяна Трунова, ноябрь 2021 − март 2025
Приглашаю на экскурсии по Владимирской земле
Хотите познакомиться с Владимиром, увидеть Успенский и Дмитриевский соборы, суздальский Кремль или храм Покрова на Нерли в Боголюбово? Как гид-экскурсовод с государственной аккредитацией, я готова стать вашим проводником. Мы полюбуемся шедеврами белокаменной архитектуры Древней Руси. Вы можете заказать любую экскурсию, которая вас заинтересует.
_____________________________
У нас на проекте есть публикации о других достопримечательностях Владимира и Владимирской области. Вот некоторые из этих очерков.
Храмы Северо-Восточной Руси
- Георгиевский собор (Юрьев-Польский) − последний белокаменный храм в Древней Руси, возведенный до начала татаро-монгольского нашествия
- Церковь Покрова на Нерли (Боголюбово) − первый архитектурный памятник Древней Руси, посвященный празднику Покрова Пресвятой Богородицы
Достопримечательности Владимира
- «Старый Владимир» − музей, расположенный в бывшей водонапорной башне, рассказывает о жизни губернского Владимира
- От Золотых ворот до Соборной площади − увлекательная прогулка по центральной улице нашего города
Сегодня месяц со дня публикации о городе Владимир, где Вы, Татьяна, проживаете. Архитектура и исторические факты, которым почти 1000 лет, полагаю, будут многим интересны. Такие тонкости, как — закомары, апсиды, что алтарь в храме располагается на Восток — не многие знают. А какое тут выложено мощное выражение – «Что ты будешь делать на небе, когда не всё завершил на земле». Вы так чудесно рассказали про нашу Чернушку, имеющую статус города всего 55 лет, так дайте ссылку и на свой город. Пусть люди узнают, по каким красивым историческим местам ежедневно передвигается автор.
Валерий, спасибо за теплые слова! Хорошо, в комментариях к очерку про Чернушку дам ссылку на эту статью.
На самом деле, у нас на проекте опубликовано несколько очерков о достопримечательностях Владимира. На эти статьи можно выйти через Путеводитель по сайту (раздел «Путешествия по России» — Владимирская область — Владимир — Рекомендую посмотреть).