Часовня Сент-Шапель в Париже

Витраж часовниВ самом сердце Парижа на острове Сите до наших дней сохранилась удивительная постройка. Это знаменитая королевская часовня Сент-Шапель. 

Её стены украшены великолепными витражами с самыми разными библейскими сюжетами. Смотришь на эту красоту и не устаешь восхищаться талантом  зодчих и художников Средневековья.

В этом очерке я не буду подробно рассказывать об истории строительства и реставрации Сент-Шапель. Давайте просто полистаем страницы истории и полюбуемся этим архитектурным шедевром.  

Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном размере

Страницы истории

В переводе с французского Сент-Шапель (Sainte Chapelle) означает Святая капелла. Она считается часовней-реликварием. Храм возвели в середине XIII века по приказу французского короля Людовика Святого прямо на территории королевского двора. Сент-Шапель была предназначена для хранения священных реликвий.

А теперь предлагаю совершить небольшой экскурс в историю.

Священные реликвии, для хранения которых была построена Сент-Шапель

В средние века рыцари-крестоносцы периодически совершали поход на Восток. В 1204 году под их натиском пал и был разграблен Константинополь. В 1237 году византийский император Бодуэн II де Куртеней решил продать так называемые Святые реликвии, хранящиеся в Византии. 

В 1239 году король Людовик IX купил у императора Бодуэна реликвии, которые упоминались в Ветхом и Новом Завете. Самыми известными и ценными были три: 

  • Терновый Венец, возложенный на голову Иисусу Христу,
  • частицы Креста Господня, на котором был распят Иисус,
  • наконечник копья, пронзившего Иисуса.

________________________

Возникает закономерный вопрос: для чего Людовик приобрёл эти реликвии? Историки считают, что причины были как религиозные, так и политические.

Во-первых, французский монарх хотел доказать свою преданность идеям христианства и стать примером для других европейских королей. Во-вторых, покупкой реликвий он финансово поддержал Византию, которая к тому времени уже начала приходить в упадок из-за крестовых походов западноевропейских рыцарей.

Для хранения реликвий требовалось специальное помещение. Для его строительства в Париж пригласили (я думаю, вызвали) известного зодчего того времени, который в документах упоминается как «Пётр из Монтрейля». Перед ним была поставлена задача построить часовню-реликварий. Архитектор возвел постройку в виде огромного ларца, который был украшен как изнутри, так и снаружи. 

На фото слева — скульптурное изображение короля Людовика Святого с крестом. А справа — портал Пречистой Девы в нижней церкви. Раньше в простенке между дверями на месте Мадонны была древняя статуя, считавшаяся чудотворной.

Изображение ЛюдовикаПортал

Часовня строилась в течение шести лет прямо на территории королевского двора. В документах сохранилась дата её освящения – 26 апреля 1248 года. Храм стоит почти восемь столетий! 

Разумеется, в истории часовни было немало печальных моментов: пожары и наводнения, разрушение шпиля, превращение в склад для архивов. В середине XIX была проведена так называемая Великая археологическая реставрация Сент-Шапель. Именно в этот период был изготовлен новый шпиль, но он стал точной копией шпиля XV столетия. А сейчас перед входом в часовню можно увидеть основания колонн. 

Основание колонны

По периметру внешних стен лежат фрагменты архитектурных деталей.

Фрагменты у собора_1

Чего здесь только нет! 

Фрагменты у собора_2

А теперь давайте посмотрим на интерьер часовни, которая состоит из двух ярусов. 

Нижний ярус

Нижний ярус часовни посвящен Деве Марии. Именно в нём проходили службы для придворных и гвардейцев, охранявших королевский дворец.

Здесь сразу обращаешь внимание на множество красно-синих колонн. Они делят помещение на три части – центральный и боковые нефы. Кроме того, колонны поддерживают своды, на которые опирается верхний ярус. Лично мне нижний храм чем-то напоминает крипту — и небольшой высотой, и приглушенным светом.

Нижний ярус

Низкие своды с золотыми звездами символизируют небесный свод. 

Арочный свод_1

Если посмотреть на цветовую гамму, то четко видны три преобладающих цвета — красный, синий и золотой. 

Арочный свод

На стенах можно увидеть так называемый трехлопастник. Это декор в форме листа клевера или трилистника.

Интерьер_1

Капители (верхние части) колонн украшены листьями хмеля. 

Капители колонн

На колоннах выдерживается то же самое сочетание цветов — синий, красный и золотой. Здесь очень хорошо просматриваются геральдические знаки. Лилии на лазурном фоне это символ французской монархии. А Кастильский замок это герб Бьянки Кастильской, матери Людовика IX. 

Колонны с лилией и замком

Смотрите, какое гармоничное сочетание цвета и света!

СкульптураИнтерьер_2

Колонны, украшенные перевитыми лентами с геральдическим орнаментом и увенчанные арками, размещены также и вдоль стен. Благодаря этому архитектурному решению пространство визуально расширяется. 

Колонны у стен

На фото слева уже другой декор колонны, но с теми же самыми геральдическими знаками — лилиями и Кастильским замком. На фото справа хорошо просматриваются колонны и стрельчатые арки, которые «прорисовывают» вертикаль любого готического храма. Под массивными плитами находятся места погребения хранителей часовни. 

Колонна_1Интерьер

Окна в нижней капелле небольшие. Они украшены парными витражами, в которых отражена жизнь Девы Марии. Не забываем, что именно ей посвящён нижний ярус. 

Двойные витражи

А теперь нас с вами ждёт самое интересное.  

Верхний ярус

По узкой винтовой лестнице можно подняться с нижнего яруса на верхний. И возникает резонный вопрос: зачем нужно было его строить? 

Для чего в Сент-Шапель был возведен второй ярус 

Второй ярус или так называемая верхняя капелла выполняла две функции. 

  • Она была предназначена для хранения реликвий, приобретённых Людовиком Святым. На специальном постаменте была установлена специальная рака (небольшой ковчег) для сокровищ.
  • Здесь проходили службы для членов королевской семьи. Раньше от дворца в верхний ярус вела наружная галерея, которая до нашего времени не сохранилась.

Главным украшением верхней капеллы являются огромные витражи. Благодаря им Сент-Шапель и заслужила мировую известность. Цветные стёкла создают в храме непередаваемую игру красок. 

Сложно поверить, но две трети витражей верхнего яруса часовни это подлинники, сохранившиеся с XIII века. Даже по фотографиям видно, что в цветовой гамме тоже доминируют красный и синий цвета.

Витраж_1

В чём уникальность витражей Сент-Шапель? Они созданы на основе библейских текстов. Тысяча сто тринадцать панно из цветного стекла с самыми разными сюжетами позволяют проследить историю человечества от сотворения мира до Апокалипсиса.

ВитражВитраж_2

Когда ты попадаешь на верхний ярус часовни, то оказываешься просто ослепленным, в прямом и переносном смысле, этой неземной красотой. Цвет и свет обволакивают тебя со всех сторон. Они бесшумно проникают в каждую клеточку тела и беззвучно растворяются в самых глубинах души…  

Туристам, которые посещают Сент-Шапель, рекомендуют знакомиться с сюжетами витражей в определенном порядке, перемещаясь от северной стены по ходу часовой стрелки. По моим наблюдениям, мало кто следует этому совету. Большинство посетителей двигается по капелле в режиме броуновской частицы в поисках самых удачных мест для съемки. 

Разумеется, непросто рассмотреть библейские и религиозные сцены, выложенные на окнах. Здесь на помощь приходят специальные экраны. 

Дисплей

В верхней капелле можно увидеть так называемые «розы», то есть круглые оконные проёмы. Это один из архитектурных элементов, характерных для средневековых европейских соборов.  

Витраж (роза)

Смотрите, какое гармоничное сочетание стрельчатых арок, трилистников, перекрытий и самой розы. Такое ощущение, словно огромный глаз наблюдает сверху за всем, что происходит в капелле.

Витраж (роза)_3

А эта роза выполнена в стиле, который получил название «пламенеющая готика». Присмотритесь: её лепестки чем-то напоминают языки пламени. 

Витраж (роза)_1

Роза называется «Апокалипсис». По мнению искусствоведов и историков, она является самым настоящим шедевром витражного искусства.

Роза в цифрах 

  • 3 концентрических круга из лепестков идут вокруг центрального окошка-«глаза» 
  • 9 метров — диаметр розы
  • 89 панно составляют композицию. 80 из них были выполнены в XIII веке.
  • 1485 — 1498 гг. — период создания витража из отдельных панно

Иконография

В розе отражен текст «Книги Откровения» Иоанна Богослова. В центре изображен Иоанн у ног Иисуса, окруженого семью светильниками и семью церквями.

В первом круге изображены двадцать четыре старца, снятие семи печатей, символы четырех евангелистов и изображения всадников. Во втором круге представлены семь ангелов с трубами, возвещающие о конце света. В третьем круге — бедствия, которые ждут человечество. Но есть здесь и Солнце, и битва между Царем Царей и Зверем, и Небесный Иерусалим.

На опорных колоннах между окнами установлены статуи апостолов. В руках у них диски с изображением креста, поскольку верхняя капелла как раз и посвящена Кресту Господню. 

Статуя_2Статуя_1

Очень интересен пол верхней капеллы. Он выложен плиткой из твердых пород камня и инкрустирован цветной мастикой. В качестве орнамента здесь использован тот же самый кастильский замок 

Мозаика (замок)_1

А ещё встречаются плитки с растительным и животным (анималистическим) орнаментом. 

Мозаика с птицей и растением

В глубине просматривается одна из винтовых лестниц. Эти лестницы вели к деревянному балдахину, под которым и находился ковчег с реликвиями. 

Помещение внизу

Колонны вдоль стен плавно перерастают в стрельчатые арки и трилистиники. В пространство между арками и трилистниками аккуратно вписаны четырехлопастники, то есть элементы в форме листа клевера из четырех лепестков. В них тоже изображены библейские сцены. 

Одна из стен часовни

Штрихи к портрету

Помимо архитектурных особенностей и витражей, в часовне Сент-Шапель есть немало интересного. Например, вот эти скамейки вдоль стен между колоннами нижнего яруса. 

Скамейка

Если вы желаете не просто посмотреть на витражи, а понять значение отдельных композиций, воспользуйтесь услугами аудиогида. На специальных информационных табличках указан номер отрывка, его название и обозначено соответствующее место на витраже.  

Аудиогид

Правила поведения в часовне достаточно просты и понятны.

Предупреждения

В Сент-Шапель много другой полезной информации. На фото слева — анонс выставки, посвященной королеве Марии-Антуанетте. На фото справа — специальные листы с пояснениями на разных языках к отдельным витражным композициям. Как видите, на русском языке нет. Так что иностранные языки нам в помощь. 

Афиша выставкиПояснения на разных языках

В магазинчике на первом ярусе можно приобрести сувениры, которые будут напоминать о красоте витражей Сент-Шапель. 

Пояснения к витражам

А это буклеты на разных языках с кратким описанием часовни. Насколько я помню, они в свободном доступе. В своё время привозила их своим коллегам-историкам, когда преподавала историю в школе

Буклеты

Ходишь по часовне и словно погружаешься в прошлое, на восемь столетий тому назад.  

Мозаика (замки)

Ты видишь геральдические знаки не только на плитках и колоннах, но и в виде каменных рельефов у входа в Сент-Шапель. 

Рельеф

Просто снимаю шляпу перед мастерством зодчих, которые возвели эту красоту.

Витраж с замкомФигура с копьем

Думаю, ни у кого не возникает вопрос, почему часовня Сент-Шапель включена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Ангел с коронами

Когда будете в Париже, обязательно съездите на остров Сите, чтобы полюбоваться этим уникальным архитектурным памятником.

© Татьяна Трунова, март 2021

Другие очерки о храмах 

  • Церковь Покрова на Нерли (Боголюбово, Владимирская область) — древнерусский храм, великолепно сохранившийся до наших дней
  • Храмы в окрестностях Каргополя (Архангельская область) — шедевры деревянного зодчества на Русском Севере
  • Храм Виракоча (Ракчи, Перу) — самый большой храм и единственная постройка с колоннами в империи инков. Он лежал на знаменитом Пути Инков, который вел из Куско в Мачу Пикчу. 

6 комментариев к статье Часовня Сент-Шапель в Париже

  1.   Удивительная красота! … даже через объектив фотокамеры!  Спасибо автору.  В тех местах вряд ли когда пришлось бы побывать… однако, ОНИ были у НАС …, и, это удивляет — нация, обладавшая такими шедеврами ещё в XIII веке, направилась в Россию в 1812 году, вероятно,… «спасать мир» …  

      Несколько лет назад я купил небольшую книжечку с цветными иллюстрациями… тоже много золота… название этой книжечки «Византийский урок». Вскоре повстречался небольшой фильм с аналогичным названием…, оказалось – одна тема – разграбление Византии европейцами…, и, намёк современникам…  Рекомендую… ознакомиться.  

      В часовне «Семь ангелов с трубами, возвещающие о конце света»… т.е. напрашиваются резонные вопросы: – ИСТОРИЯ людей не учит? …, а красота золота у некоторых затмевает разум?

    • Валерий, большое спасибо!

      А можете дать ссылку на фильм? Кто знает, вдруг он ещё кого-нибудь заинтересует? 

       

  2. … возвращаясь к изложенной теме, хочется отметить, что построен собор был на территории королевского двора…можно предположить, что в это хранилище драгоценностей вход был … ну…очень ограничен…, кстати, Мишель Нострадамус, насколько мне позволяет память, врачевал и сочинял «катрены», примерно, в 1500-1555 годах…, когда в тех краях свирепствовала «чума»… и, о причинах её возникновения тоже вскользь было указано…имеется ввиду образ жизни «простых» людей… не до «красоты» им было… Вывод – Ваш труд позволяет ПОДНИМАТЬ  КРАСОТУ из «подобных хранилищ»… вот так…виртуально… и, как результат – именно это и есть частичка вклада в выражение – «красота спасёт МИР»…

    • Валерий, спасибо!

      Да, первоначально вход в верхний храм, где находятся витражи, действительно, был лишь для короля и его приближенных. Для слуг и охраны дворца предназначалась нижняя капелла. Жители города посещали другие храмы. 

      А красотой, в любом её виде, я всегда рада поделиться. Повидала на своём веку немало интересного. Поэтому и публикую на проекте путевые очерки об удивительных местах и архитектурных шедеврах. Любой читатель может к ним «прикоснуться», пусть даже виртуально. Было бы желание читать и любоваться фотографиями 🙂

       

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда