В самом сердце Парижа на острове Сите до наших дней сохранилась удивительная постройка. Это знаменитая королевская часовня Сент-Шапель.
Её стены украшены великолепными витражами с самыми разными библейскими сюжетами. Смотришь на эту красоту и не устаешь восхищаться талантом зодчих и художников Средневековья.
В этом очерке я не буду подробно рассказывать об истории строительства и реставрации Сент-Шапель. Давайте просто полистаем страницы истории и полюбуемся этим архитектурным шедевром.
Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном размере
Страницы истории
В переводе с французского Сент-Шапель (Sainte Chapelle) означает Святая капелла. Она считается часовней-реликварием. Храм возвели в середине XIII века по приказу французского короля Людовика Святого прямо на территории королевского двора. Сент-Шапель была предназначена для хранения священных реликвий.
А теперь предлагаю совершить небольшой экскурс в историю.
Священные реликвии, для хранения которых была построена Сент-Шапель
В средние века рыцари-крестоносцы периодически совершали поход на Восток. В 1204 году под их натиском пал и был разграблен Константинополь. В 1237 году византийский император Бодуэн II де Куртеней решил продать так называемые Святые реликвии, хранящиеся в Византии.
В 1239 году король Людовик IX купил у императора Бодуэна реликвии, которые упоминались в Ветхом и Новом Завете. Самыми известными и ценными были три:
- Терновый Венец, возложенный на голову Иисусу Христу,
- частицы Креста Господня, на котором был распят Иисус,
- наконечник копья, пронзившего Иисуса.
________________________
Возникает закономерный вопрос: для чего Людовик приобрёл эти реликвии? Историки считают, что причины были как религиозные, так и политические.
Во-первых, французский монарх хотел доказать свою преданность идеям христианства и стать примером для других европейских королей. Во-вторых, покупкой реликвий он финансово поддержал Византию, которая к тому времени уже начала приходить в упадок из-за крестовых походов западноевропейских рыцарей.
Для хранения реликвий требовалось специальное помещение. Для его строительства в Париж пригласили (я думаю, вызвали) известного зодчего того времени, который в документах упоминается как «Пётр из Монтрейля». Перед ним была поставлена задача построить часовню-реликварий. Архитектор возвел постройку в виде огромного ларца, который был украшен как изнутри, так и снаружи.
На фото слева — скульптурное изображение короля Людовика Святого с крестом. А справа — портал Пречистой Девы в нижней церкви. Раньше в простенке между дверями на месте Мадонны была древняя статуя, считавшаяся чудотворной.
Часовня строилась в течение шести лет прямо на территории королевского двора. В документах сохранилась дата её освящения – 26 апреля 1248 года. Храм стоит почти восемь столетий!
Разумеется, в истории часовни было немало печальных моментов: пожары и наводнения, разрушение шпиля, превращение в склад для архивов. В середине XIX была проведена так называемая Великая археологическая реставрация Сент-Шапель. Именно в этот период был изготовлен новый шпиль, но он стал точной копией шпиля XV столетия. А сейчас перед входом в часовню можно увидеть основания колонн.
По периметру внешних стен лежат фрагменты архитектурных деталей.
Чего здесь только нет!
А теперь давайте посмотрим на интерьер часовни, которая состоит из двух ярусов.
Нижний ярус
Нижний ярус часовни посвящен Деве Марии. Именно в нём проходили службы для придворных и гвардейцев, охранявших королевский дворец.
Здесь сразу обращаешь внимание на множество красно-синих колонн. Они делят помещение на три части – центральный и боковые нефы. Кроме того, колонны поддерживают своды, на которые опирается верхний ярус. Лично мне нижний храм чем-то напоминает крипту — и небольшой высотой, и приглушенным светом.
Низкие своды с золотыми звездами символизируют небесный свод.
Если посмотреть на цветовую гамму, то четко видны три преобладающих цвета — красный, синий и золотой.
На стенах можно увидеть так называемый трехлопастник. Это декор в форме листа клевера или трилистника.
Капители (верхние части) колонн украшены листьями хмеля.
На колоннах выдерживается то же самое сочетание цветов — синий, красный и золотой. Здесь очень хорошо просматриваются геральдические знаки. Лилии на лазурном фоне это символ французской монархии. А Кастильский замок это герб Бьянки Кастильской, матери Людовика IX.
Смотрите, какое гармоничное сочетание цвета и света!
Колонны, украшенные перевитыми лентами с геральдическим орнаментом и увенчанные арками, размещены также и вдоль стен. Благодаря этому архитектурному решению пространство визуально расширяется.
На фото слева уже другой декор колонны, но с теми же самыми геральдическими знаками — лилиями и Кастильским замком. На фото справа хорошо просматриваются колонны и стрельчатые арки, которые «прорисовывают» вертикаль любого готического храма. Под массивными плитами находятся места погребения хранителей часовни.
Окна в нижней капелле небольшие. Они украшены парными витражами, в которых отражена жизнь Девы Марии. Не забываем, что именно ей посвящён нижний ярус.
А теперь нас с вами ждёт самое интересное.
Верхний ярус
По узкой винтовой лестнице можно подняться с нижнего яруса на верхний. И возникает резонный вопрос: зачем нужно было его строить?
Для чего в Сент-Шапель был возведен второй ярус
Второй ярус или так называемая верхняя капелла выполняла две функции.
- Она была предназначена для хранения реликвий, приобретённых Людовиком Святым. На специальном постаменте была установлена специальная рака (небольшой ковчег) для сокровищ.
- Здесь проходили службы для членов королевской семьи. Раньше от дворца в верхний ярус вела наружная галерея, которая до нашего времени не сохранилась.
Главным украшением верхней капеллы являются огромные витражи. Благодаря им Сент-Шапель и заслужила мировую известность. Цветные стёкла создают в храме непередаваемую игру красок.
Сложно поверить, но две трети витражей верхнего яруса часовни это подлинники, сохранившиеся с XIII века. Даже по фотографиям видно, что в цветовой гамме тоже доминируют красный и синий цвета.
В чём уникальность витражей Сент-Шапель? Они созданы на основе библейских текстов. Тысяча сто тринадцать панно из цветного стекла с самыми разными сюжетами позволяют проследить историю человечества от сотворения мира до Апокалипсиса.
Когда ты попадаешь на верхний ярус часовни, то оказываешься просто ослепленным, в прямом и переносном смысле, этой неземной красотой. Цвет и свет обволакивают тебя со всех сторон. Они бесшумно проникают в каждую клеточку тела и беззвучно растворяются в самых глубинах души…
Туристам, которые посещают Сент-Шапель, рекомендуют знакомиться с сюжетами витражей в определенном порядке, перемещаясь от северной стены по ходу часовой стрелки. По моим наблюдениям, мало кто следует этому совету. Большинство посетителей двигается по капелле в режиме броуновской частицы в поисках самых удачных мест для съемки.
Разумеется, непросто рассмотреть библейские и религиозные сцены, выложенные на окнах. Здесь на помощь приходят специальные экраны.
В верхней капелле можно увидеть так называемые «розы», то есть круглые оконные проёмы. Это один из архитектурных элементов, характерных для средневековых европейских соборов.
Смотрите, какое гармоничное сочетание стрельчатых арок, трилистников, перекрытий и самой розы. Такое ощущение, словно огромный глаз наблюдает сверху за всем, что происходит в капелле.
А эта роза выполнена в стиле, который получил название «пламенеющая готика». Присмотритесь: её лепестки чем-то напоминают языки пламени.
Роза называется «Апокалипсис». По мнению искусствоведов и историков, она является самым настоящим шедевром витражного искусства.
Роза в цифрах
- 3 концентрических круга из лепестков идут вокруг центрального окошка-«глаза»
- 9 метров — диаметр розы
- 89 панно составляют композицию. 80 из них были выполнены в XIII веке.
- 1485 — 1498 гг. — период создания витража из отдельных панно
Иконография
В розе отражен текст «Книги Откровения» Иоанна Богослова. В центре изображен Иоанн у ног Иисуса, окруженого семью светильниками и семью церквями.
В первом круге изображены двадцать четыре старца, снятие семи печатей, символы четырех евангелистов и изображения всадников. Во втором круге представлены семь ангелов с трубами, возвещающие о конце света. В третьем круге — бедствия, которые ждут человечество. Но есть здесь и Солнце, и битва между Царем Царей и Зверем, и Небесный Иерусалим.
На опорных колоннах между окнами установлены статуи апостолов. В руках у них диски с изображением креста, поскольку верхняя капелла как раз и посвящена Кресту Господню.
Очень интересен пол верхней капеллы. Он выложен плиткой из твердых пород камня и инкрустирован цветной мастикой. В качестве орнамента здесь использован тот же самый кастильский замок
А ещё встречаются плитки с растительным и животным (анималистическим) орнаментом.
В глубине просматривается одна из винтовых лестниц. Эти лестницы вели к деревянному балдахину, под которым и находился ковчег с реликвиями.
Колонны вдоль стен плавно перерастают в стрельчатые арки и трилистиники. В пространство между арками и трилистниками аккуратно вписаны четырехлопастники, то есть элементы в форме листа клевера из четырех лепестков. В них тоже изображены библейские сцены.
Штрихи к портрету
Помимо архитектурных особенностей и витражей, в часовне Сент-Шапель есть немало интересного. Например, вот эти скамейки вдоль стен между колоннами нижнего яруса.
Если вы желаете не просто посмотреть на витражи, а понять значение отдельных композиций, воспользуйтесь услугами аудиогида. На специальных информационных табличках указан номер отрывка, его название и обозначено соответствующее место на витраже.
Правила поведения в часовне достаточно просты и понятны.
В Сент-Шапель много другой полезной информации. На фото слева — анонс выставки, посвященной королеве Марии-Антуанетте. На фото справа — специальные листы с пояснениями на разных языках к отдельным витражным композициям. Как видите, на русском языке нет. Так что иностранные языки нам в помощь.
В магазинчике на первом ярусе можно приобрести сувениры, которые будут напоминать о красоте витражей Сент-Шапель.
А это буклеты на разных языках с кратким описанием часовни. Насколько я помню, они в свободном доступе. В своё время привозила их своим коллегам-историкам, когда преподавала историю в школе.
Ходишь по часовне и словно погружаешься в прошлое, на восемь столетий тому назад.
Ты видишь геральдические знаки не только на плитках и колоннах, но и в виде каменных рельефов у входа в Сент-Шапель.
Просто снимаю шляпу перед мастерством зодчих, которые возвели эту красоту.
Думаю, ни у кого не возникает вопрос, почему часовня Сент-Шапель включена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Когда будете в Париже, обязательно съездите на остров Сите, чтобы полюбоваться этим уникальным архитектурным памятником.
© Татьяна Трунова, март 2021
Другие очерки о храмах
- Церковь Покрова на Нерли (Боголюбово, Владимирская область) — древнерусский храм, великолепно сохранившийся до наших дней
- Храмы в окрестностях Каргополя (Архангельская область) — шедевры деревянного зодчества на Русском Севере
- Храм Виракоча (Ракчи, Перу) — самый большой храм и единственная постройка с колоннами в империи инков. Он лежал на знаменитом Пути Инков, который вел из Куско в Мачу Пикчу.
Удивительная красота! … даже через объектив фотокамеры! Спасибо автору. В тех местах вряд ли когда пришлось бы побывать… однако, ОНИ были у НАС …, и, это удивляет — нация, обладавшая такими шедеврами ещё в XIII веке, направилась в Россию в 1812 году, вероятно,… «спасать мир» …
Несколько лет назад я купил небольшую книжечку с цветными иллюстрациями… тоже много золота… название этой книжечки «Византийский урок». Вскоре повстречался небольшой фильм с аналогичным названием…, оказалось – одна тема – разграбление Византии европейцами…, и, намёк современникам… Рекомендую… ознакомиться.
В часовне «Семь ангелов с трубами, возвещающие о конце света»… т.е. напрашиваются резонные вопросы: – ИСТОРИЯ людей не учит? …, а красота золота у некоторых затмевает разум?
Валерий, большое спасибо!
А можете дать ссылку на фильм? Кто знает, вдруг он ещё кого-нибудь заинтересует?
… возвращаясь к изложенной теме, хочется отметить, что построен собор был на территории королевского двора…можно предположить, что в это хранилище драгоценностей вход был … ну…очень ограничен…, кстати, Мишель Нострадамус, насколько мне позволяет память, врачевал и сочинял «катрены», примерно, в 1500-1555 годах…, когда в тех краях свирепствовала «чума»… и, о причинах её возникновения тоже вскользь было указано…имеется ввиду образ жизни «простых» людей… не до «красоты» им было… Вывод – Ваш труд позволяет ПОДНИМАТЬ КРАСОТУ из «подобных хранилищ»… вот так…виртуально… и, как результат – именно это и есть частичка вклада в выражение – «красота спасёт МИР»…
Валерий, спасибо!
Да, первоначально вход в верхний храм, где находятся витражи, действительно, был лишь для короля и его приближенных. Для слуг и охраны дворца предназначалась нижняя капелла. Жители города посещали другие храмы.
А красотой, в любом её виде, я всегда рада поделиться. Повидала на своём веку немало интересного. Поэтому и публикую на проекте путевые очерки об удивительных местах и архитектурных шедеврах. Любой читатель может к ним «прикоснуться», пусть даже виртуально. Было бы желание читать и любоваться фотографиями 🙂
Набрал в поисковике так: фильм Византийский урок
… вот и фильм:
https://www.youtube.com/watch?v=dkShRaW5_K0
… начинаю смотреть – Гибель Империи — Византийский урок
Да…это тот фильм.
Валерий, большое спасибо!