Александр Малофеев: «Экскурсовод создает атмосферу»

Сегодня в гостях у проекта «Дорогами Души» — профессиональный гид из Владимира Александр Малофеев

Александр Малофеев«Добрый день, меня зовут Малофеев Александр. Я живу во Владимире. Я не коренной владимирец, родился в городе Гусь-Хрустальный, но с 1993 года живу и работаю во Владимире.

Уже более 20 лет провожу экскурсии по Владимиру и Суздалю. Несмотря на столь долгий срок занятости в профессии, мне до сих пор это нравится и я до сих пор получаю от этого удовольствие».

Интервью опубликовано в двух форматах — в аудиозаписи и в текстовой версии

— Саша, добрый день! Очень рада приветствовать тебя на проекте «Дорогами Души». Наше интервью выходит в твой профессиональный праздник — Международный день экскурсовода. И сегодня я хотела бы поговорить с тобой о радостях и сложностях этой непростой, но очень интересной профессии. 

Аудиоверсия интервью

Текстовая версия интервью: 

1. Ты окончил исторический факультет Владимирского государственного педагогического университета. Почему ты решил стать гидом? 

Надо же было мне где-то работать! (Смеётся).

После службы в армии я искал себе работу. Во время учебы в университете у меня была хорошая знакомая, которая проводила экскурсии по Владимиру и по Суздалю. И я подумал: почему бы и мне не попробовать?

Так я оказался во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, куда пришел просто с улицы. «Нужны ли вам экскурсоводы?» — спросил я. Мне ответили: «Конечно, берем!» Так всё и началось. Как говорила тогдашний директор музея Алиса Ивановна Аксенова, в музей приходят либо на пару месяцев, либо на много-много лет. Я «задержался» в музее на 20 лет.

2. Базовое академическое историческое образование является огромным подспорьем для любого гида. Помимо основных курсов истории, которые ты изучал в университете, какие другие вузовские дисциплины оказались для тебя полезными в нынешней работе?  

Может быть, я открою страшную тайну, но большинство экскурсоводов не имеют исторического образования. И это, наверное, не очень важно. Хотя, когда мои гости узнают, что я окончил исторический факультет, наверное, они немного по-другому ко мне относятся. Потому что понимают, что человек не с улицы и определенная база у него есть. 

Чем помогает историческое образование? Работой с информацией. А это очень важно. Исторический факультет учит критическому мышлению, чтобы не воспринимать всё на веру. Все надо перепроверить. В моём случае историческое образование дает даже минимальные знания по археологии. 

Зачистка

Я не копал столько, сколько ты. Тем не менее, знаю эту сферу не в теории, а на практике. А во время экскурсии всегда возникают вопросы о раскопках. Я могу рассказать, как это происходит во Владимире и в Суздале, поскольку всё это видел. 

Что касается других вспомогательных исторических дисциплин. Перед маленькими детьми я могу блеснуть знанием и прочитать надписи старославянским шрифтом на стенах Успенского собора. Я им говорю: «Да вы тоже можете!», но они не верят.

Информация об Александре на сайте «Personal guide» 

«Я профессиональный гид. Профессионал же, по-моему, тот, кто отвечает за свою работу. Я не обещаю ничего «авторского», ничего «эксклюзивного». Покажу то, без чего невозможно представить Владимир и Суздаль….

Экскурсия — это не лекция, это общение, это атмосфера! Но если вы хотите фактов и цитат — пожалуйста. А можем просто поболтать, гуляя по городу». 

3. В чём ты ощущаешь свою ответственность за то, что ты предлагаешь туристам?

Мне никогда не хочется врать и придумывать. Хотя в моих экскурсиях есть истории, о происхождении которых я не знаю, или забыл. А, может, и то, и другое. Такие истории всегда появляются во время общения с коллегами. Когда экскурсоводы собираются на какой-нибудь профессиональный праздник, разговор же всё время идет об экскурсиях, о туристах. Во время подобных бесед и рождаются весёлые истории, которые потом оказываются в экскурсии и ты не знаешь, откуда эта история взялась – то ли она придумана, то ли ты её где-то у кого-то подслушал или сам сочинил. 

Но в большинстве случаев я отвечаю за то, что я рассказываю. Я знаю, кто это сказал, где это написано, где это можно проверить, на кого сослаться. Зачастую людям это даже не очень нужно и проверять никто не будет. Это больше для себя. Если я чего-то не знаю, я не боюсь сказать, что этого не знаю, чтобы не врать, не сочинять. Я — за достоверную информацию. 

Единственный момент: наверное, понятие «достоверная информация» не совсем корректное, особенно сейчас, когда море информации. Есть очень много историков, много специалистов. Когда меня спрашивают: «Вы историк?», я отвечаю: «Нет не историк, я экскурсовод. Я не веду никакой научной деятельности».

Работа историка

Но есть люди, которые занимаются этим профессионально. У них разные взгляды на те или иные проблемы. И если во время экскурсии есть возможность дать несколько вариантов, осветить несколько мнений, я с удовольствием это делаю. То есть моя информация это не истина в последней инстанции. Если есть такая возможность, я пытаюсь предоставить выбор: есть такой ответ на Ваш вопрос, есть такой, а есть ещё вот такое мнение. Так что выбирайте, какое Вам ближе. Вот такой подход мне нравится.

4. Ты не обещаешь ничего «авторского» и «эксклюзивного». На каком материале и каким образом ты выстраиваешь свои экскурсионные маршруты?

На мой взгляд, мы, экскурсоводы, все рассказываем о Владимире и Суздале одно и то же. Кто-то более эмоционален, кто-то менее. Один льет поменьше «воды», другой рассказывает «от сих до сих». Это уже индивидуальные особенности. Мы говорим об одном и том же и информацию черпаем из одних и тех же источников: это Интернет, книги. 

О работе экскурсовода в музее давным-давно написано. И написал об этом Сергей Довлатов в своём «Заповеднике». Там чётко сказано: за информацию возьмите методичку. И есть склад методичек, где написано столько, что только сиди и выбирай.

5. Как ты относишься к концепции «альтернативной истории», которую пишут не историки-профессионалы?

Я сам обожаю канал Рен ТВ. Мне нравятся их шокирующие гипотезы. Под их версиями всегда что-то есть. Но во всех этих альтернативных историях даже если люди правы, они ничего не доказывают. Ведь история это не просто описание последовательности событий, это причинно-следственная связь: почему данное событие произошло тогда-то и тогда-то, там-то и там-то.

А авторы «альтернативных» версий этого ничего не объясняют. Они просто бросают версию и считают, что так и было. А версия зачастую возникает на каком-нибудь созвучии. Например, Самара — Самарканд. Правда, похоже? Значит, это один город. И ерунда, что между ними несколько тысяч километров.

Это не история, это истории.

О Самарканде

У нас на проекте есть несколько публикаций о достопримечательностях этого древнего города. Вы можете почитать очерки о мавзолее Гур-Эмир (фамильной усыпальнице Тимуридов), обсерватории Улугбека и комплексе мавзолеев Шахи-Зинда.

6. Ты говоришь, что экскурсия это общение, особая атмосфера. При помощи чего ты создаешь эту атмосферу?

Я даже не знаю, за счёт чего она создается, как она создается. Иногда возникает сама собой. Я же не всё время говорю, это не монолог. Экскурсия это, действительно, общение. Во время такого общения и возникает эта атмосфера. Либо ты находишь контакт с людьми, а они с тобой, либо не находишь. 

Порой бывают ситуации, когда я вообще не понимаю, зачем люди приехали на экскурсию. Зачем вам это нужно? Вам бы вполне хватило пройтись по городу, пофотографироваться и уйти. Зачем вам нужны мои рассказы? Такое бывает и сейчас. И это не тот случай, когда об этом заявляет один человек в группе.

Бывает, люди целенаправленно едут, хотят экскурсию, но зачем – я не знаю. И это всё происходит само собой. Этот контакт либо есть, либо нет. Либо вы нашли друг друга, либо вам сразу что-то не нравится. И бывает, что установить этот контакт очень сложно. 

Что ещё хорошо влияет на создание этой атмосферы? Попытка вовлечь гостей в экскурсию. Это не квесты. Это дать людям самим понять, что они что-то знают. Когда ты спросишь банальную вещь, которую все знают с четвертого класса, со школы, и они её вспоминают – ого, здорово, мы тоже знаем! – и уже всё налаживается. И всё происходит само собой.

7. Тебе приходилось показывать Владимир и Суздаль многим известным политикам и деятелям культуры, например, Олегу Митяеву, Максиму Аверину. В чём особенность работы с этой категорией туристов?  

У меня нет никаких категорий туристов. Они все для меня одинаковы. У меня нет особых гостей. Мне всё равно – медийная это личность или школьники непонятно откуда – я со всеми буду одинаково работать. У меня из-за этого были сложности, когда я работал в музее. 

В музей часто обращаются с запросами на экскурсию всевозможные городские и областные администрации. И так получалось, что я работал с этими гостями и проводил им экскурсии. А после этого коллеги мне говорили: «Саша, ты поаккуратнее, на тебя там жалуются». 

Причем, жалуются, естественно, не сами гости. Жалуются люди, которые их окружают. Это, как правило, менеджеры среднего звена из той же областной администрации и ниже. У меня складывается такое ощущение, что они и служить, и прислуживать готовы всё равно — кому. А я этого не делаю.

Я общался с ними, как с людьми, которые приехали на экскурсию и хотят что-то узнать. Мне всё равно, является ли этот человек членом правительства или у него сегодня вечером большой концерт во Владимире или Суздале. На мой взгляд, такие  люди сами видят подобную показуху. 

Шахматы

Когда ты общаешься с ними на равных (помня, что всё-таки они живут на другом уровне, там совершенно другая жизнь), ты перед ними не лебезишь и не пытаешься продемонстрировать свою покладистость, не выслуживаешься, я думаю, им самим это нравится. Потому что, в большинстве случаев, они грамотные, адекватные люди.

Я заметил, что чем человек влиятельнее, по-настоящему влиятельнее, а не депутат сельсовета, который решил, что он царь и бог, тем с ним проще. И с этими людьми необыкновенно интересно. Они много, где были. Они много чего знают. И они готовы этим поделиться. Это к вопросу о создании атмосферы. 

Сами туристы зачастую создают эту атмосферу. Их интересно слушать. У них очень большой опыт – и жизненный, и творческий. И с такими гостями очень интересно. Однако случается, что со школьниками третьего класса из сельской школы ты получаешь столько удовольствия просто от того, что провел с ними несколько часов, что никакие особые гости не нужны.

8. Поделись самой запомнившейся или комичной ситуацией, которая у тебя была во время экскурсии.

Естественно, за 20 лет работы ситуаций было много, забавных и не очень. У меня получается уже, как у Майка Науменко: я начинаю забывать в силу возраста. Возможно, это какая-то защитная реакция организма. Каждый день – новые люди, новые ситуации. Вспомним позицию Шерлока Холмса: не надо забивать чердак всяким мусором (улыбается). 

Я помню свои ощущения, когда начал работать. Уже, как говорится, вработался, пять дней в неделю, каждый день экскурсии как раз в сезон, к лету. Я заканчивал экскурсии на Соборной площади и шёл на остановку общественного транспорта, чтобы ехать домой. И мне казалось, что все люди, которые попадаются мне навстречу, на меня смотрят. Абсолютно все! Более того, они на меня не просто смотрят, они меня узнают, они меня знают! А я не знаю никого. Меня долго преследовало это ощущение. 

Или когда долгое время работаешь на языке. То есть несколько дней подряд у тебя идут экскурсии на иностранном языке. А потом ты едешь в общественном транспорте и возникает ощущение, что все кругом говорят на том самом иностранном языке, с которым ты работал. Причем, об этом говорил не только я, но и многие мои коллеги. Я же прекрасно понимаю, что в троллейбусе номер восемь во Владимире никак не могут все пассажиры говорить по-немецки!  Но они говорят и я это слышу, мне нужно только прислушаться и понять. 

Немецкий язык

И был у меня ещё один опыт на немецком языке, когда я только-только начинал водить экскурсии. Я ждал группу на Соборной площади. Приезжает большой автобус. Из него выходит господин и начинает мне что-то говорить. Он уже знал, что я гид и что я буду с ними работать. Он мне что-то говорит. Я понимаю, что он говорит по-немецки, но не понимаю ни единого слова. Вообще ни-че-го! И у меня культурный шок: я должен работать с этой группой, сегодня экскурсия по Владимиру, завтра по Суздалю. Я им должен что-то рассказывать, они, наверное, будут что-то спрашивать. А я вообще ничего не понимаю. 

Видимо, моё недоумение и растерянность отразились у меня на лице. И этот, не побоюсь этого слова, herr, тоже всё это увидел. И тут ко мне подходят другие люди из группы и говорят: «Расслабься, это какой-то диалект, мы его тоже не понимаем». Их-то я понимаю. Тут сразу и облегчение, и радость… Сейчас это вспоминать смешно. А в тот момент это было просто ужасно.

9. Тебе приходилось водить экскурсии не только на русском, но и на немецком языках. Как выходишь из ситуации, когда из памяти «вылетает» нужное слово на иностранном языке?

Бывают такие ситуации, когда некоторые слова «привязаны» к тексту экскурсии. И я помню это слово. Я помню, где его использую, и пытаюсь по-быстрому прокрутить этот текст, который я говорю. Иногда слово всплывает. Либо просто использую описание: это то-то и то-то для того-то и того-то. И дальше вполне возможно, что тебе подскажут слово. Ты слышишь знакомое слово – о, вот это оно и есть!

10. Сейчас информацию о самых известных достопримечательностях легко найти в Интернете. Кроме того, существуют виртуальные туры: не вставая с дивана, можно посетить самые отдаленные уголки планеты. Почему люди продолжают ездить «живьем» и пользоваться услугами гидов?

А поговорить? Ни аудиогид, ни какая-то картинка в Интернете не заменят общения. Кроме того, если у тебя возникает вопрос, кому ты его адресуешь? Аудиогид тебе ничего не ответит. У тебя может возникнуть вопрос даже не по чему-то конкретному, что ты видишь здесь и сейчас, а вопрос может возникнуть о чём угодно. Он может быть косвенно связан с ситуацией.

Аудиогид

А аудиогид и любая записанная экскурсия это, как говорится, от сих до сих. И из этих 10-20 предложений ты пытаешься делать какие-то выводы. Вот почему живое общение всё равно никуда не исчезнет. 

Кроме того, смотреть фильм по телевизору и смотреть его в кинотеатре – это совсем разные вещи. Посмотреть спектакль в компьютере или пойти в театр – согласись, что с театром ничто не сравнится? Либо я, большой любитель всевозможных спортивных соревнований, с удовольствием посмотрю хоккей по телевизору, но с еще бОльшим удовольствием поеду на стадион. 

Возможно, с точки зрения просмотра матча, на стадионе даже будет хуже. По телевизору тебе покажут с десяти камер, с пятидесяти ракурсов, там будет замедленный повтор, ускоренный повтор. Всё будет здорово, ясно и понятно. Но ничто не сравнится с живой атмосферой стадиона, театра, концертного зала. Вот за этим люди и будут ходить в театры и в кино, за этим будут ездить на экскурсии. 

11. Ты уже практически ответил на мой следующий вопрос. Сейчас многие туристы осматривают памятники, пользуясь услугой аудиогида. Не вытеснит ли со временем этот формат «живых» экскурсоводов?

Нет, я не думаю, что вытеснит. Когда появилось телевидение, все же говорили, что театр умрёт. Театр жив и слава Богу, что с ним всё хорошо. Здесь, я думаю, всё то же самое. Согласись, что просмотр фотографий это не то же самое, как увидеть это всё живьем. Посмотреть фильм совсем не значит побывать в этом городе. 

Да, сейчас есть чудесные путеводители. Они красиво иллюстрированы, там много разной информации. Но побывать в городе это испытать другие эмоции, другие впечатления, другие ощущения. Кроме того, когда ты сам на это смотришь, ты всё видишь немного по-другому. 

Храм в Ярославле

У меня была ситуация. Я приехал из Ярославля и начал показывать ярославские фотографии приятелю. Он спрашивает: «Это где?» — «Как где? Ты был там миллион раз, так же, как и я. Это церковь Ильи-Пророка, главная достопримечательность города». — «А откуда ты её сфотографировал?» — «А надо зайти вот туда и оттуда получается такой необычный вид».

Как правило, мы смотрим на этот храм с одной точки, с площади, и получается классический снимок. А тут немного поменялся ракурс- и церковь стала неузнаваема, она уже другая. И вот в этом ещё большой плюс именно живых путешествий: ты можешь увидеть то же самое, но немного по-другому. Не так, как видят все на фотографии.

12. Более двух десятков лет ты работал штатным экскурсоводом во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. А не так давно ушёл, как говорится, на вольные хлеба. В чём радости и сложности работы индивидуальным гидом?

Принципиально в работе ничего не поменялось. Как я проводил экскурсии, так и провожу. Но, будучи штатным экскурсоводом в музее, я никогда не искал себе работу, она сама ко мне приходила. Можно сказать, что мне эту работу навязывали. Я не мог от неё отказаться.

Я никогда не отказываюсь от работы, я получаю от неё удовольствие. Но когда тебе говорят, что вот 40 школьников, надо сегодня показать им Владимир, Боголюбово и Суздаль, ты думаешь: оно мне надо? Я даже знаю, что и им это не надо. Но показывать придётся. 

А сейчас я могу в любой момент отказаться. Однако работу мне приходится искать, она сама ко мне не приходит. Чтобы её найти, нужно что-то сделать. А всё остальное – как работало, так и работает. Принципиально никаких изменений.

Хотя, изменилось количество работы и свободного времени. Но теперь нет никаких начальников, никто мне не указывает, что и когда я буду делать. Если мне кто-то звонит, а я не хочу работать в этот день, то я отвечу, что не могу в силу определенных обстоятельств. Я могу отказаться, я могу согласиться. 40 школьников? Нет, я не поведу 40 школьников. Я не хочу, я уже «наводился».

Интернет-площадки, на которых можно найти Александра

Вы можете заказать у Александра обзорную пешеходную экскурсию по Владимиру и Суздалю, автомобильно-пешеходную экскурсию в Боголюбово. 

13. Какой совет ты дашь начинающим экскурсоводам?   

Не ходите в профессию! Сейчас нас так много. Это сложно. Это тяжело. Люди от вас всё время что-то требуют, что-то хотят. Нет-нет, ни в коем случае не ходите! Это не для всех, однозначно (улыбается). 

Ну, а если говорить серьезно, то вспоминается один анекдот. В работе экскурсовода есть три стадии. Первая это начинающие экскурсоводы, которые очень много знают. Они много прочитали и всем этим хотят поделиться. Они хотят высказать всё! И очень расстраиваются, когда у них это не получается.

Вторая группа это опытные экскурсоводы, которые отобрали материал и рассказывают то, что нужно. А есть заслуженные, матёрые представители профессии, которые рассказывают только то, что нельзя не рассказать. 

И начинающим экскурсоводам хотелось бы пожелать не задерживаться в первой стадии и не стремиться в третью, хотя там тоже хорошо бывает (смеётся). Я бы посоветовал найти золотую середину.

Гид

14. Что ты пожелаешь проекту «Дорогами Души»?

Дороги это вечный мотив, движение, путь. Чтобы вы все время по нему двигались. Чтобы никогда не останавливались на достигнутом. После одной дороги появляется другая, эта так влечёт и увлекает. По себе знаю, сам люблю ездить и путешествовать. Иногда даже просто дорога интересна.

И чтобы ты на этом пути никогда не останавливалась, чтобы всё время что-то искала, пробовала. И чтобы всё у тебя получалось из задуманного!

15. Какие места или достопримечательности ты сам хотел бы посмотреть самостоятельно или в сопровождении профессионального гида?

Мне очень хочется путешествовать по России. У нас огромная, интересная и красивая страна — и по архитектурным достопримечательностям, и по природным. У нас есть всё то, что люди едут посмотреть за много тысяч километров. Мне очень хочется съездить в Восточную Сибирь, на Дальний Восток – Владивосток, Камчатка, Чукотка, Северный морской путь и так далее.

Но зачастую путешествия по России оказываются гораздо дороже, чем путешествия по миру. И когда ты узнаёшь, сколько тебе будет стоить тур на Камчатку, ты подумаешь – и поедешь в Италию.

Я приглашаю тебя на наш проект. Здесь опубликовано немало путевых очерков о достопримечательностях России.

— Как только соберусь, сразу сяду читать.

Ссылки на очерки о достопримечательностях нашей страны вы можете найти в Путеводителе в разделе «Путешествия по России»

Фото России

16. Наверняка ты сам бывал на экскурсиях в качестве туриста. Чья экскурсия и где тебе запомнилась больше всего? Чем она тебя «зацепила»?

На самом деле, на отдыхе я ненавижу экскурсоводов (улыбается). Стараюсь обходиться без них. Мне самому нравится что-то почитать, посмотреть, узнать, а потом просто ходить и смотреть. Кроме того, под рукой всегда Интернет в любой точке мира. И в любой момент ты можешь найти информацию. Да, живое общение никто не отменял. Но, не дай Бог, если кто-то в автобусе возьмет микрофон, начнет что-то рассказывать о том, как космические корабли бороздят Большой театр… 

Но бывает, что и я сталкиваюсь с коллегами, как турист. Я точно такой же турист, как и все туристы, жутко подтупливаю, будучи на отдыхе. Экскурсовод представился, а через пять минут я уже забыл, как его зовут, это нормально (смеётся). И поэтому, когда туристы забывают, как меня зовут, не вижу в этом ничего страшного, я сам такой. 

У нас был чУдный экскурсовод во время поездки в Сирию, естественно, до войны. Сирия – потрясающая страна, там есть на что посмотреть. Экскурсоводом был сириец, но он учился, по-моему, в Харькове. А жена его была с Украины. Он говорит: «Мы дома разговариваем по-русски, у нас дети говорят по-русски, они билингвы». Поскольку он учился на Украине и жена украинка, они говорили по-русски с приятным южным акцентом. 

Соборная мечеть в Дамаске

Он проводил нам экскурсию по Дамаску. Мы оказались в их соборной мечети. Она одна из самых больших в мире. И одна из двух или трех, где хранится голова Иоанна Крестителя. Этих голов в мире, как известно, точно больше одной (улыбается). Мы сидим в этой огромной мечети, кругом ковры. И сириец-экскурсовод нам рассказывает историю убийства Иоанна, историю усекновения его главы, Саломея, танцы и так далее. Такого вульгарного пересказа Евангелия я не слышал никогда в жизни. Но было весело, ярко и эмоционально!

— Это опять та же самая атмосфера…

— Да, это к вопросу об атмосфере. Экскурсовод создает атмосферу. Он не читает лекцию по истории. Всё же экскурсия это отдых, это не научное познание, не лекция профессора. Согласись, и у тебя во время учебы, и у меня – всё же мы с тобой учились в одном вузе! – были преподаватели заслуженные, народные и признанные везде, с практикой и за рубежом и в России. Но на лекциях некоторых из них находиться было невозможно. Они не умели читать лекции. Можно много знать, но не уметь рассказать. А можно не знать ничего и провести шикарную экскурсию. 

Однажды мой коллега завершал экскурсию и его группа уезжала. Они меня подвозили. Я сидел в автобусе на заднем сиденье, чтобы не мешать, и краем уха слышал, что рассказывает коллега. Я понимал, что он говорит ни о чём. Но это было так здорово, мне так это нравилось. Он создавал вокруг себя атмосферу, делился эмоциями с гостями. Это всё передаётся. 

Ты человек подготовленный, сама водила экскурсии. Если мы с тобой пойдем к кому-то на экскурсию, то потом вспомним, в лучшем случае, четверть или треть того, что там было. Мы забудем бОльшую часть из того, что нам рассказывали. Но мы запомним – понравилось нам или не понравилось.

АнгелБаку

Мы вспомним, как было здорово или как было плохо, насколько была чудесная погода и как выглядели все эти архитектурные памятники — в солнечном свете, на закате, на рассвете. У нас останется минимум информации. У нас останутся только эмоции и впечатления. Экскурсовод как раз и создает эту атмосферу, эти впечатления. А знания больше идут фоном.  

На мой взгляд, важно, не ЧТО ты рассказываешь, а КАК ты это рассказываешь. Умеешь ты это рассказать или нет. Можно ничего не знать — и будет всё хорошо.  А можно многое знать – и ничего не получится. На мой взгляд, вот это главное. Это к вопросу о том, что пожелать начинающему экскурсоводу. Не надо знать всё, не надо много рассказывать, нужно что-то другое.

— Саша, спасибо тебе огромное! Поздравляю тебя с профессиональным праздником – Днем экскурсовода. Пусть у тебя будет больше туристов, которые приезжают не просто для галочки, мол, здесь был Вася, а чтобы восхититься нашими архитектурными шедеврами и другими достопримечательностями.

— Татьяна, спасибо за приглашение на твой проект. За то, что я оказался, наконец-то, на твоей дороге, во всех смыслах. Очень рад, что нас теперь связывает не только личное знакомство, но и деловое сотрудничество.

© Татьяна Трунова, февраль 2022

Очерки о достопримечательностях Владимирской области  

  • Дмитриевский собор (Владимир) — архитектурный шедевр белокаменного зодчества Северо-Восточной Руси. На фасадах храма изображено полторы тысячи резных рельефов. 
  • Церковь Покрова на Нерли (Боголюбово, Владимирская область) — древнерусский храм, великолепно сохранившийся до наших дней. Первый архитектурный памятник Древней Руси, посвященный празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда