Июль 2017 года, Вологда, дом-музей Петра Первого. Я сижу на скамейке рядом с музеем и размышляю — куда бы податься завтра? Рассчитывала посмотреть Вологду за пару дней, однако чудесным образом уложилась в один.
Из музея выходит директор, мужчина средних лет, который водил меня по экспозиции.
— Подскажите, что у вас на Вологодчине можно посмотреть?
— Да у нас много чего интересного — Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, Великий Устюг, Тотьма…
— Эх-х, путь туда неблизкий, обороткой точно не успею. А смотреть всё бегом и наскоком тоже не хочется.
И тут мужчина предлагает:
— А съездите в Семёнково, вам точно понравится!
Семёнково? Впервые слышу это название.
— Да вы что! — изумляется директор, — это наш этнографический музей. Туда свезены старые дома из разных районов Вологодской области. И недалеко, всего полчаса на рейсовом автобусе, до Молочного.
Вот так, совершенно неожиданно для себя, я оказываюсь в Семёнково. Официально он называется «Архитектурно-этнографический музей Вологодской области». А говоря простыми словами, музей деревянного зодчества под открытым небом.
Краткая справка
Семёнково, как архитектурно-этнографический музей, был открыт для посетителей в 1992 году. Он располагается в 12 км от Вологды, если ехать по Кирилловскому шоссе. Раньше эта территория исторически принадлежала селу Барское.
В настоящее время в Семёнково находится 10 домов, хозяйственные постройки (амбар, мельница, колодец, ледник, баня по-черному), Георгиевская церковь и часовня Ильи Пророка. В основном, это памятники второй половины XIX — начала XX веков.
Я бывала в этнографических музеях подобного типа. Самые запомнившиеся — «Малые Корелы» под Архангельском, Музей деревянного зодчества в Суздале, «Витославицы» недалеко от Новгорода и стокгольмский «Скансен».
Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате
Добро пожаловать в Семёнково
Друзья, приглашаю прогуляться вместе со мной по Семёнково. Вот наш маршрутный лист. Кликайте по фотографии, чтобы ее увеличить — и вы увидите, какие дома есть в этой «деревеньке».
Дом крестьянина. Дом зажиточного крестьянина. Дом рыболова. Дом охотника. И ведь в каждой экспозиции своя «изюминка».
Валенки
В одном из домов расположилась целая экспозиция, посвященная валенкам.
На фотографиях представлен весь процесс валяния. А рядом стоит настоящий валяльный станок. Я такой видела впервые.
Мастерица Елена (которая по совместительству работает смотрительницей) прямо у меня на глазах валяет крошечные сувенирные валенки-шептунки. Почему шептунки? Оказывается, в один валеночек нужно положить монетку, причем, обязательно с цифрой 5. А в другой нашептать своё желание и только потом подвесить валеночки над дверью.
— А мастер-классы для одиночных посетителей вы проводите? — интересуюсь я.
— Провожу, — улыбается хозяйка этого валяного царства, — когда нет групп по записи.
Что я знаю про валенки
Помню, вышла я из этого дома и задала сама себе вопрос: «Таня, а что ты знаешь про валенки? Вот прямо сейчас, не заглядывая ни в какие справочники».
Увы: оказалось, что знаю я совсем немного. Навскидку вспомнилось следующее.
- Поговорка «Тупой, как сибирский валенок». Интересно, а почему именно сибирский?
- Нижегородские мастера изготовили валенки для императрицы Елизаветы, у которой были больные ноги.
- В начале ХХ века были артели мастеров-катальщиков.
- В годы первой мировой войны в России была создана Чрезвычайная комиссия. Она называлась ЧЕКВАЛАП и снабжала русскую армию валенками и лаптями.
- В Великую Отечественную войну немцы любой ценой старались раздобыть себе на зиму валенки.
- И, разумеется, знаменитая песня «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.
На этом мои познания в области валенок закончились.
А вы что интересного знаете про валенки? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Блины
Есть в Семёнково своя «Молочная лавка». Заходишь туда — и словно попадаешь в прошлое столетие. Рукомойник с кадушкой. Русская печь. Вышитый рушник. И запах свежеиспеченных блинчиков с пылу, с жару…
Блины самые разные — с маслом, с медом, со сметаной, с ягодами. Глаза разбегаются, потому что хочется попробовать всё. Я заказываю с медом.
Через несколько минут хозяйка кафе, Наталья, подсаживается ко мне. Я уплетаю за обе щеки блинчики. Такие вкусные, просто пальчики оближешь!
— Наталья, поделитесь рецептом, если не секрет.
— Да какой тут секрет, — улыбается Наталья. — Всё как обычно: мука, молоко, яйца. Я люблю месить в керамической посуде. Деревянной ложкой. Обязательно по кругу, по часовой стрелке. А еще читаю «Отче наш»… И пока пеку, разговариваю со своими блинчиками. Вот они и удаются.
Наталья разжигает шишками самовар.
— Татьяна, а дальше куда путь держите?
— На север, в Каргополь.
— Там под Каргополем есть Кенозерский заповедник — такая красота, не передать!
— Наталья, я в Каргополе буду всего один день, вряд ли успею куда-нибудь еще съездить.
— Ну, значит, в следующий раз.
Кто же знал, что через день я «совершенно случайно» попаду в тот самый Кенозерский заповедник? Правильно говорят, что не стоит привязываться к своим желаниям. Помечтали — и отпускаем их в свободное плавание. А дальше всё выстраивается само собой, только успевай видеть возможности, которые открывает перед тобой Вселенная.
Постройки и архитектурные детали
В одном из домов обнаружила реконструкцию деревенской школы. Увидела счетную доску — и сразу же вспомнила бабушку Любу. Именно она в свое время научила меня считать на настоящих бухгалтерских счетах, с костяшками.
В Семёнково у каждого дома своё лицо и своя душа. Смотрите, какая красота!
Кстати, в дом на последней фотографии попасть не удалось. Смотрительница прямо перед моим носом закрыла входную дверь на огромный амбарный замок и ушла работать на огород перед домом. Удивлению моему не было предела. Писать в книгу отзывов не стала, но на выходе из музея, когда задали вопрос: «Все ли дома удалось посетить?» — честно призналась, что нет, не все.
Поразил самый яркий дом. Откровенно говоря, он здорово выбивается из общей картины именно своей пестротой и красочностью.
Рядом с домом оказался огромный камень с надписью. Прочитала — и вопросов стало еще больше…Решила не заморачиваться. В конце концов, дом восстановлен. А уж кем, когда, как и на чьи деньги это точно не тот вопрос, над которым я буду думать.
Вы никогда не задумывались, зачем нужны вот эти ступени? Всё просто: по ним поднималась в амбар лошадь с телегой.
Кстати, присмотритесь: сбоку к лестнице прикреплен рукомойник.
Есть в музее есть одна необычная экспозиция.
Интерактивная выставка
В одном из домов располагается интерактивная выставка под названием «Мы, собрались, постановили..». Экспозиция рассказывает об управлении крестьянской общиной. Можно идти по специально разработанному маршруту, выполнять задания и погружаться в прошлую эпоху. Давайте заглянем в маршрутный лист.
- «Сельский сход»: здесь можно узнать где и когда собирались сходы, какие темы там обсуждались и даже проголосовать за одного из кандидатов на должность сельского старосты.
- «Сельский староста»: этот раздел знакомит с заботами сельских старост и пишем прошение земскому начальнику о повышении жалованья.
- «Комната власти»: в этом пункте нашего путешествия мы произносим клятву на вступление в должность сельского старосты.
- «Кинозал»: из короткометражных фильмов мы узнаем о сельской полицейской службе.
- «Место для раздумий»: здесь мы видим различные документами крестьян.
- «Сбор податей»: в этом месте представлена информация о том, кто и как собирал подати. А также чего мог лишиться крестьянин, если он эти подати не платил.
Штрихи к портрету
Есть в Семёнково и душистый чай на травах, и собственный почтовый ящик.
Чем ещё мне откликнулось это место? Самой атмосферой. Цветом. Светом. Образами и деталями. Видишь знакомый предмет — и бац! — память тебя моментально забрасывает в детство, где была точно такая же швейная машинка. Такие же счеты, как в школьном классе. Валик с коклюшками для плетения кружева.
Дощатый стол. На нём лежит своеобразный «утюг». И ты просто мысленно представляешь, сколько усилий требовалось, чтобы выгладить даже обычный рушник.
В Семёнково красота таится в мелочах, которые, возможно, замечает не каждый.
Ты можешь сколько угодно гулять по территории музея. Никто не носится и не кричит. Или мне повезло, что в тот день не было экскурсионных групп?
А ещё там просто хорошо. Уютно, тихо, спокойно. Отдыхаешь душой.
© Татьяна Трунова, декабрь 2017
Другие достопримечательности Вологодской области
- Музей кружева (Вологда) — очерк о музее, в котором можно проследить всю историю кружевоплетения
Этнографические музеи
- «Этыр» (Болгария) — архитектурно-этнографический музей под открытым небом в восьми километрах от Габрова. В одном месте собраны старинные болгарские дома с ремесленными мастерскими.
- «Дудутки» (Беларусь) — музейный комплекс старинных народных ремёсел. В разных мастерских можно увидеть процесс работы ремесленников.
- «Дом мастеров» (Тобольск, Тюменская область) — музей посвящен мужским и женским ремёслам. Экспозиции рассказывают о традиционных занятиях жителей Сибири в XVIII-XIX вв.
Таня, спасибо за путешествие. Приятно, что в разгар зимы, нам удалось окунуться в летние воспоминания и красоты Вологодской области. Уютное место. Пронизано чем-то домашним, тёплым.
Поражают лица женщин на фото — светлые, лучистые, красивые.
Таня, мне интересно, сильно ли и чем отличаются дома крестьянина и зажиточного крестьянина? Что там внутри. Просто обожаю такие «походы в историю»…
Благодарна за очерк, от души. Так спокойно и умиротворённо после твоих рассказов. Спасибо!
Лена, благодарю. Очень рада, что очерк «откликнулся».
Отвечаю на твой вопрос. Как правило, в домах зажиточных крестьян находились предметы, которые говорили о благосостоянии их владельцев. Например, та же швейная машинка. Или ткацкие станки. А если станков было несколько? Это значит, что у такого человека могли работать наемные рабочие. Понятно, что платить им мог лишь тот, у кого были деньги.
Еще можно судить о «зажиточности» по величие скотного двора (это помещение в доме, где держали скот), количеству амбаров и т.д.
Да, женщины, изображенные на фотографиях, и в жизни очень душевные.
Таня, спасибо за ответ! Мое любопытство удовлетворено 🙂
:))) Очень рада это слышать!