Эльвира Альшина: «Мне везло со взрослыми людьми»

В гостях у нашего проекта — учитель русского языка и литературы из Владимира Эльвира Альшина

Эльвира Альшина«Меня зовут Эльвира Альшина. Работаю учителем русского языка и литературы в МАОУ «Промышленно-коммерческий лицей» города Владимира.

Лауреат городского конкурса «Учитель года» (1998). Победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках Нацпроекта «Образование» (2008). Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации (2021)».

Эльвира Анверовна, добрый день! Очень рада приветствовать Вас на проекте «Дорогами Души». В День учителя мне хотелось бы поговорить с Вами о радостях и сложностях в работе современного учителя литературы.

1. Хочу начать нашу беседу с известного высказывания Козьмы Пруткова «Зри в корень». Что повлияло на Ваш выбор стать учителем русского языка и литературы?

Здравствуйте. Ответ на этот вопрос лежит на поверхности! Во-первых, моя мама всю жизнь работает с людьми. На разных этапах своей жизни я постоянно слышала, как решаются чьи-то проблемы (по телефону и лично), к ней обращались и до сих пор обращаются с вопросами, на которые она всегда старалась найти ответы. И, что самое важное, продолжает этим заниматься до сих пор по мере сил (ей 80 лет). 

Во-вторых, в доме всегда были книги. Много. Мне читали вслух, пока я не научилась это делать сама (в 3 года). Так был решен вопрос с моим свободным временем, подарками, и как оказалось, будущей специализацией, ведь учителем я хотела стать, а вот предметы менялись. Но они всегда были гуманитарными.

Книги

Настала пора, и в мою жизнь вошли они — УЧИТЕЛЯ. Всегда и везде говорю, что мне везло со взрослыми людьми. С возрастом понимаешь, как это здорово! С подругами мы делились впечатлениями, как дома играем в школу. Кто рассказывал младшим, кто куклам, кто просто «вёл урок». Кстати, очень способствовало выполнению устных домашних заданий. Вот такой вот «корень» моей работы!

2. Все мы помним «Мои университеты» Максима Горького. Кто был Вашим наставником в профессии?

Я заканчивала школу в революционные 90-е годы, которые отразились на способах и средствах обучения, например, литературе. Нашим педагогам приходилось нелегко, наверное. Но они смогли! 

Все без исключения школьные учителя русского языка и литературы в памяти. Но особое место там занимает учитель, выпускавший нас в 10-м классе (а мы учились 10 лет) Федоров Николай Владимирович. У нас бывали разные периоды в отношениях, но то, что я в итоге выбрала литфак, а не иняз или истфак, во многом его заслуга.

Перечислять наставников в университете (именно при нас он стал таковым) придется долго. Это были преподаватели старой школы, образованнейшие, интеллигентнейшие, развитые невероятно, могущие и пошутить, и обрезать так, что оторопь возьмет. К сожалению, практически все покойные. А на 4 курсе началась она — полноценная работа. И стало неважно, какой предметник помогал усадить разбушевавшийся класс и научить тому, как пережить нападки администрации. Всё было. Почему повторяю всегда, что мне везло со взрослыми людьми!

«Что наша жизнь? Игра!»

В отечественной литературе есть немало произведений, посвященных играм и игрокам. Достаточно вспомнить «Пиковую даму» А.П.Пушкина, «Игрок» Ф.М.Достоевского или «Уроки французского» В.Г.Распутина.

В последние 20-25 лет в образовательном пространстве стала популярной геймификация, то есть применение игровых технологий. С одной стороны, она делает обучение более увлекательным. С другой стороны, в погоне за интересным форматом часто упрощается содержание изучаемого или закрепляемого материала.

Игровая деятельность

3. Исходя из Вашего личного опыта, что помогает сохранить баланс «форма – содержание» при подготовке и проведении обучающих игр?

Надо очень точно понимать, с кем ты играешь и зачем ты это делаешь. Это о целеполаганиях и учете возрастных особенностей учащихся. То, что интересно в пятом классе, будет странно выглядеть в десятом, и наоборот.

4. В некоторых языках есть так называемые «мертвые» суффиксы и приставки. Какие приёмы из Вашего личного методического багажа были актуальны в первые годы работы, но сейчас Вы уже перестали ими пользоваться при проведении уроков?

Таких приемов нет, так как мой любимый — эвристическая беседа — на литературе работает в любой исторический период, были бы желание и доверие. Но и консервативные методы сейчас не теряют своей актуальности. Часто становятся очень сложными для ребят. Например, пересказ.

5. В программу по литературе для старших классов включен практикум по анализу поэтического текста. Для чего старшекласснику нужно уметь анализировать стихотворение, если он не планирует в будущем связывать свою жизнь с литературоведением?

Во-первых, у нас не разговоры о литературе, а начальное литературоведение, поэтому какие-то азы теории дети должны усвоить (это под вопросом, но факт). Во-вторых, школа должна, ну, хоть немножечко развивать, навыки анализа этому способствуют. В-третьих, вопросы профилизации в старшем звене — это важная, но очень условная штука.

Анализ

Я знаю экономистов и математиков, поступивших на филологический, а несколько творческих людей ушли в архитектуру (кто-то скажет, что тоже творчество). Хотя, с другой стороны, важно помнить, что передо мной сидят математики, программисты, маркетологи, логисты, которым анализ поэзии в жизни не очень пригодится. Поэтому смотрите выше, про взрослых людей в моей жизни. А кому-то наоборот, неожиданно станет ясно, что он филолог. 

6. В эпоху Интернета школьникам стало гораздо проще готовить тематические сообщения. Когда Вы даёте подобные задания своим ученикам, то рекомендуете им какие-то определенные источники или этот поиск отдан на откуп самим ребятам?

В эпоху Интернета не соревнуйтесь с детьми в умении им пользоваться. Абсолютное их большинство переиграет вас. Сеть и так предполагает, что писать будут не сами, а если установить рамки, могу себе представить… Никаких ограничений я не ставлю. Зато потом всё сразу станет ясно.

Мысли вслух

Как автор и ведущая двух онлайн-проектов — «Дорогами Души» и «Подружись с итальянским!» — я прекрасно вижу, как себя ведут некоторые читатели.

Приходит человек на сайт с определённым поисковым запросом. Часто он указывает не только тему, но и цель поиска (доклад, реферат, сочинение, изложение, вступление или заключение и т.д.) и даже класс. Здесь диапазон широк: от младшей группы детского сада до редакций СМИ. Некоторые вводят фразу: «Скачать бесплатно и без регистрации». 

Открывается статья. Посетитель сайта не то, что не читает, а даже не просматривает текст, пытаясь скопировать его единым массивом («пытаясь», поскольку у меня на проектах стоит запрет на копирование). Создаётся впечатление, что главное для такого читателя — ухватить материал, утащить  и «захомячить» себе в норку. 

7. И здесь два взаимосвязанных вопроса: каким образом Вы обучаете ребят работать с электронными ресурсами и как противостоите плагиату в сочинениях по литературе?

Когда мы писали сочинения, был один учебник и одна-две критические статьи. Намечались два пути написания: либо ты пишешь абсолютно самостоятельную работу (не факт, что она понравится учителю), либо компилируешь материалы таким образом, чтобы твоя работа отличалась от других. 

В эпоху Интернета: либо ты пишешь сам (что редкость), либо ты открываешь сайт, материал которого тебе нравится, а твоему учителю — нет. Тогда ты открываешь сайт, где размещен материал, с которым не будет никаких проблем, ну, или просто пишешь по лекциям педагога… Поэтому домашние сочинения в прошлом: пишем в классе, проводя унизительную процедуру сбора телефонов.

Мобильный телефон

8. В апреле 2020 года российские школы были вынуждены массово перейти на онлайн обучение. В чём Вы видите плюсы и минусы данного формата?

Человек — существо социальное, поэтому минус один, но его роль велика: отсутствие личного контакта. То, что мы сделали в 2020 году, когда-нибудь, наверное, будет оценено всеми.

Онлайн обучение в МАССОВОЙ школе (особенно в младшем и среднем звене) при нагрузке среднего учителя — это КАТАСТРОФА. Хотя я понимаю, что в частных школах оно прошло достаточно спокойно (но это история про деньги и финансирование). Во всех остальных случаях, по-моему, один большой плюс. При проблемах со здоровьем и социализацией, при сформированной мотивации и желании что-то изучить, при освоении цифровых средств обучения все оказываются только в плюсе.

9. В 2008 году Вы стали победителем конкурса «Лучший учитель года» в рамках Нацпроекта «Образование» -2008. Поделитесь, пожалуйста, самым ярким впечатлением от этого конкурса.  

Я до сих пор не понимаю, как у меня хватило терпения и сил собрать тот объем документов, который полагается.

10. Вы являетесь участником программы «МГУ – школьному учителю». В чём суть этой программы и её практическая полезность для преподавателей?

МГУ очень давно и плотно работает со школьными учителями со всей страны, проводя для них как платные курсы, так и бесплатные Летние школы по предметам. Эти встречи похожи на глоточки воздуха: ты слушаешь лекции учёных, о которых читала. Хотя и там бывают разные ситуации.

Из личного опыта

Однажды со мной произошёл довольно комичный случай. Чтобы получить своевременную медицинскую помощь, пришлось в итальянской амбулатории читать наизусть «Стихи о советском паспорте» Владимира Маяковского. Об этом я рассказала в очерке «Взгляд из-за бугра: Россия глазами иностранцев».  

Стихи о советском паспорте

11. А в Вашей жизни бывали случаи, когда знание литературы выручало Вас в непростых житейских ситуациях?

Нет. Вот чтобы я представила, как поступил герой, и сделала так же? Нет: иначе речь пойдет о профессиональном кретинизме (улыбается).

12. Чингиз Айтматов в повести «Буранный полустанок» рассказывает о манкуртах. Пленникам надевали на голову железный обруч, который накалялся под палящим солнцем и врастал в кожу. Человек испытывал адские боли. А потом он терял память и становился манкуртом. Другими словами, он не помнил свою семью, свой род. Каким образом литература помогает нам не стать подобными манкуртами?

Здесь предлагаю ссылку на рассказ Гелприна «Свеча горела». В нём, кстати, и на предыдущий вопрос можно поискать ответ.

Стопки книг

13. Ваши хобби и увлечения как-то связаны с филологией и литературой?

У филологов есть потрясающая способность — читать несколько книг одновременно. Она формируется ещё в студенчестве.

14. Что Вы пожелаете проекту «Дорогами Души» и его читателям?

Так уж повелось у нас, литераторов, что в такие минуты мы обращаемся к великим за помощью.

Никогда ни о чем не жалейте

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.

Андрей Дементьев

Удачи вам. Исполнения всех желаний!

— Эльвира Анверовна, благодарю за такое интересное интервью! Поздравляю Вас с Днём учителя. Пусть всегда будут творческие задумки для уроков литературы, а также время и силы для их реализации. Всего Вам доброго!

© Татьяна Трунова, октябрь 2022

Другие публикации о работе учителей  

  • С Днем учителя! — зарисовки из жизни школьного учителя 
  • Интервью с Сергеем Курасовым (Владимир), учителем истории, победителем Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: традиции и инновации-2020»

О школе и учителях   

4 комментария к статье Эльвира Альшина: «Мне везло со взрослыми людьми»

  1. Потрясающее интервью и стихотворение! Большое спасибо

    • Екатерина, благодарю от всей души — мы старались! 

  2. С праздником всех Учителей. Вас, Татьяна, и конечно, Вас — Эльвира Анверовна. Интересное интервью. Здоровья вам и сил, терпения и мужества. Я, действительно считаю, что Ваша, Таня, специальность мужественная, особенно в наше время, когда школьники "вооружены" Интернетом, когда мало читают, хотя так много книг из тех, что в 70-е передавались из рук в руки, чтобы успеть прочитать за ночь или на лекции, прячась от преподавателя…

    • Элени, большое спасибо за поздравление и за теплые слова о нас, учителях. Да, Интернет это палка о двух концах. С одной стороны, он облегчает поиск информации; с другой стороны, отучает думать, анализировать, отбирать достоверную информацию, да даже просто читать книги. Будем надеяться, что со временем эта проблема решится.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда