Ботик Петра Первого в Переславле-Залесском

Ботик Петра20 октября 1696 года созванная Петром Первым Боярская Дума приняла решение о строительстве морского флота в России. В стране заложили судостроительные верфи, одна из них оказалась в Переславле-Залесском. 

В этом городе есть замечательный музей. Там можно полюбоваться знаменитым ботиком Петра Первого.

Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате

Музей-усадьба «Ботик Петра»

Музей-усадьба «Ботик Петра Первого» открыт в Переславле-Залесском уже более двухсот лет.

Вывеска

Дорожка в парке

Музей представляет собой целый комплекс зданий и сооружений, которые находятся на месте построек эпохи Петра. До наших дней сохранились «Ботный дом», Белый дворец, Ротонда и сторожка. О том, как они выглядели ранее и для чего предназначались, можно почитать на информационных стендах. 

Указатели

В этом очерке я расскажу о «Ботном доме», где хранится знаменитый петровский бот «Фортуна». Но прежде, чем мы зайдем в это помещение, предлагаю полистать страницы истории. 

Страницы истории

В конце XVII века во время пребывания в Переславле-Залесском Петр создал на Плещеевом озере целую флотилию. Наверняка вы помните с уроков истории, что эта флотилия получила название «Потешной». За пять лет под руководством голландских мастеров на верфях Переславля были построены самые разные суда.

1 мая 1692 году на воду был спущен фрегат «Марс». По мнению историков, именно это событие ознаменовало рождение российского военного флота. Вскоре будущий император уехал в Архангельск для строительства настоящих боевых кораблей на Белом море.

Однако Петр считал, что для потомков важно сохранить память о первых судах российского флота. Он приказал местным воеводам сберечь то, что осталось от «Потешной флотилии». Суда были собраны в центре города на левом берегу реки Трубеж. Однако в 1783 году пожар уничтожил всю петровскую флотилию. И уцелел один-единственный бот «Фортуна», который находился в другом месте. 

«Ботный дом»

«Ботный дом» считается одним из первых провинциальных музеев России. Он был основан в 1803 году по инициативе владимирского губернатора Ивана Михайловича Долгорукова. Спрашивается, при чем тут Владимир? Дело в том, что в начале XIX века Переславль-Залесский входил в состав Владимирской губернии.

И.М.Долгоруков объезжал с осмотром вверенные ему территории. В Переславле ему показали бот, который находился в одном из заброшенных амбаров. Губернатор составил записку на имя императора Александра I и попросил разрешения на постройку здания музея. Государь дал «добро». 

Деньги для строительства музея собирали местные жители. И не случайно на фронтоне здания красуется вот такая надпись. 

Надпись над входом

Для музея возвели специальное здание с портиком и шпилем на холме Гремяч. Дело в том, что именно здесь когда-то находился дворец Петра и тот самый амбар, где столько времени хранился ботик. 

Ботный дом

1 августа 1803 года музей-усадьба «Ботик» открыл двери для первых посетителей.

Ставни

Перед входом в «Ботный дом» установлен обелиск, увенчанный двуглавым орлом. В нижней части обелиска выгравированы строки петровского указа. 

Из «Указа воеводам переяславским» (1722 г.)

«Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры. А буде опустите,  то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ».

Недалеко от обелиска — подлинные кованые якоря, оставшиеся от кораблей «Потешной флотилии». 

ЯкоряОбелиск

На табличке — надписи на русском и английском языках. 

Якоря (табличка)

И вежливое предупреждение для тех, кто забывает, что это музейные экспонаты. 

Табличка у якорей

Ботик Петра 

По преданию, в строительстве ботика принимал участие сам Пётр Первый. Кстати, давайте уточним, что собой представляет бот.

Бот (от нидерландского «boot» — лодка) — в эпоху парусного флота всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооружённое 6—8 пушками малого калибра и служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывали палубные для морских плаваний или беспалубные для прибрежного.

Википедия

Ботик Петра

Как видим, бот не был военным кораблем. Он предназначался для того, чтобы подвозить к большим кораблям матросов и доставлять грузы. 

По мнению исследователей, петровский бот ходил как под парусом, так и на веслах. Как это выяснили? Очень просто. Во-первых, сохранились фрагменты мачты. Во-вторых, на бортах видны уключины — те самые места, куда крепятся для упора вёсла, их можно видеть даже на фотографии. На ботике могла быть команда до 10 гребцов, по пять человек с каждого борта. 

Ботик Петра

Современные специалисты считают, что бот управлялся навесным рулем со специальным железным рычагом, который называется румпель. Руль располагался на корме. Человека, который сидел у руля и вел судно, называли рулевым или кормчим. Вот после таких мини-экскурсов в истории как раз и становятся понятными переносные значения многих слов типа «кормчий», правда? 

Фрагмент ботика

Вдоль одного из бортов бота сделана своеобразная смотровая площадка — несколько ступеней и огражденный перилами сквозной проход. 

Общий вид ботика

Со смотровой площадки можно заглянуть внутрь ботика. 

Внутри ботика

Ещё при Петре бот был проконопачен, просмолен и окрашен.

Ботик Петра

Для меня осталось загадкой: почему бот сделан из дуба, а не из сосны?   

А вы знаете, почему корабли строили из сосен?

Высокие сосны имели прочную древесину и прекрасно подходили для изготовления корабельных мачт. Менее крепкие сосны использовались для строительства подручных средств, лесов. Сосновая смола применялась для пропитки ткани парусов, канатов, пазов. Вот почему сосновые рощи часто называли корабельными. 

На борту ботика сохранились несколько буквы от надписи с названием. Даже на фотографии можно различить «FOR» — три первых буквы от слова «FORTUNA», которое переводится как удача. Петровскому ботику, действительно, улыбнулась удача: он сохранился до наших дней. Более того, за 300 лет его ни разу не реставрировали!

Фрагмент надписи

Другие экспонаты

Кроме самого судна, в «Ботном доме» есть и другие интересные экспонаты. На одной из предыдущих фотографий мы видели бюст Петра работы известного российского скульптора А.М.Опекушина. 

На фото слева — корабельные снасти и двуглавый орел, символ Российской империи. На фото справа — копия памятника Петру, работа скульптора К.Растрелли. 

СнастиСкульптурное изображение Петра

Деревянная лестница ведёт на второй этаж. На одной из стен — информационная табличка с кратким рассказом о «Ботном доме». 

ЛестницаИнформационная табличка

Также в музее можно увидеть вот такие интересные чертежи бота в разрезе. На них указаны названия всех составных частей корпуса корабля. 

Корабль в разрезе

И всё-таки главным экспонатом в этом необычном музее является сам ботик. Обходишь его один раз, второй, третий — и понимаешь, что с каждым разом открываешь для себя что-то новое. 

Спасибо Петру Первому за саму идею сохранить первые корабли. Спасибо губернатору Долгорукову за строительство этого  удивительного музея. И большое спасибо тем, кто в наши дни хранит эту реликвию! 

© Татьяна Трунова, октябрь 2020

Статьи о морских музеях   

Советую почитать

6 комментариев к статье Ботик Петра Первого в Переславле-Залесском

  1. Татьяна, и вам большое спасибо, что пишете о заповедных местах, делитесь своими впечатлениями, находками. Всех вам благ!

  2. Присоединяюсь к словам о том, какой же замечательный и необычный этот музей и говорю «спасибо» за то, что благодаря этому очерку можно ещё раз «прогуляться» по экспозиции и также узнать для себя новые интересные факты 🙂

    • Соня, спасибо! А что нового ты для себя узнала из очерка? 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда