Подземный музей в Балаклаве

Балаклавская бухтаВ нескольких километрах от Севастополя на берегах извилистой Балаклавской бухты раскинулся уютный городок — Балаклава. Там можно попасть в музей, аналогов которому в мире нет.

В одной из скал скрываются секретные военные объекты СССР времен «холодной войны» — укрытие для подводных лодок и ядерный арсенал. Представляете?

Официальное название объекта — Балаклавский подземный музейный комплекс. Подземный док был построен для укрытия и ремонта субмарин, а также для хранения торпедного оружия и ядерных боеприпасов.

Достаточно увидеть изнутри сам комплекс — и ты понимаешь, что это самый настоящий шедевр военного и инженерного искусства!

Кликайте по фотографиям, чтобы они открылись в увеличенном размере

Страницы истории

  • В 1953 — 1963 гг. в Балаклаве был построен первый в СССР подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок. Он получил название «Объект 825 ГТС».
  • Подземный док находится внутри скалы — видите на схеме? Вход в док расположен на западном берегу Балаклавской бухты, а выход — со стороны моря.Схема комплекса
  • В док могут одновременно войти до семи подводных лодок.
  • Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м.
  • Общая площадь всех помещений и ходов завода составляет 9600 м², площадь подземной водной поверхности — 5200 м².
  • Завод по ремонту подводных лодок не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт. Он мог вместить до трёх тысяч людей и обладал развёрнутой системой жизнеобеспечения.
  • В апреле 2014 года на базе бывшего ремонтного завода был создан «Военно-исторический музей фортификационных сооружений».

По материалам Википедии

На схеме четко видна структура подземного комплекса, который состоял из двух взаимосвязанных друг с другом частей.

Объект 825 ГТС это ремонтный завод (ГТС расшифровывается как «гидротехническое сооружение»). Там был свой энергоблок, минно-торпедная часть и топливное хранилище.

Объект 820 РТБ (ремонтно-техническая база) служил для хранения и подготовки к боевому применению шести видов ядерного оружия. Другими словами, это был самый настоящий ядерный арсенал.

А теперь самое главное: оба объекта надежно скрыты от посторонних глаз (то бишь от шпионских спутников) в подземельях горы Таврос!

Схема комплекса

Это вход в морской канал со стороны Балаклавской бухты. По нему субмарины двигались до сухого дока, где вставали на ремонт.

Вход в док

А это коридор в бывший ядерный арсенал.

В подземном доке

Во время экскурсии ты узнаешь массу интересной информации. Например, что такое батопорт и какие строительные материалы использовались при создании этого уникального комплекса.

БатапортСтройматериалы

Меня очень впечатлили стальные двустворчатые двери. Весят они около 20 тонн и выдерживают давление в 20 атмосфер. Двери служили для защиты людей и самого объекта от поражающих факторов ядерного взрыва – ударной волны и проникающей радиации.

Двери

На стенах комплекса сохранились вот такие указатели. 

Указатель на стене

На объекте 820 РТБ хранились шесть видов ядерных боеприпасов для торпед и крылатых ракет. Можете представить, насколько была высока цена любой, даже самой незначительной ошибки?

В местах, где работают люди, никогда нельзя сбрасывать со счетов так называемый человеческий фактор. Вот почему в Арсенале были установлены строжайшие правила работы.

Техника безопасности

Вход в помещение был разрешен только трем офицерам одновременно.

Смена по проверке и сборке изделия длилась всего 4 часа. В зале, где проводились работы по обслуживанию и сборке боеприпасов, мог работать только один расчет.

Метод тройного контроля. Каждая проводимая операция сначала проговаривалась, затем выполнялась с озвучиванием действий, а затем регистрировалась в специальном журнале. После сборки каждый участник должен был расписаться в особом формуляре о проведенной работе.

Фраза на стене

Есть в музее интересные экспонаты, которые рассказывают о так называемых ПДСС — подводных диверсионных силах и средствах. Дело в том, что после Великой Отечественной войны на Черноморском флоте было создано особое подразделение боевых пловцов-разведчиков. Самый настоящий морской спецназ!

Для транспортировки разведчиков, грузов и снаряжения использовался специальный подводный буксировщик «Тритон-1М». Это аппарат так называемого «мокрого» типа. В нем есть пульт управления, аккумуляторный и электромоторный отсеки. По внешнему виду «Тритон» напоминает вертолет, только без лопастей.

Аппарат "мокрого типа"

Экспонатов в этом музее много, самых разных. Я совершенно не удивилась, увидев вагонетку.  Раз идет подземное строительство, то без неё точно не обойтись.

Но изумлению моему не было предела, когда на глаза попался автомат с газировкой. Такой автомат на закрытом военном объекте — вот это да! С другой стороны, работники ядерного арсенала тоже люди. И от того, насколько хорошо и комфортно они себя чувствовали в этом «каменном мешке», зависела ведь и наша с вами безопасность, согласитесь?

Вагонетка
Газировка

А вот макет ядерной боевой части. Если не ошибаюсь, это экспонат выставки «Ядерное оружие ВМФ СССР».  Вот скажите, кто и где вам покажет нечто подобное?

Ядерный арсенал

14-я дивизия подводных лодок

После войны в Балаклаве размещалась знаменитая 14-я дивизия подводных лодок. В её составе было 47 субмарин и она подчинялась напрямую командующему Черноморским флотом. Дивизия имела свою береговую базу, Дом офицеров в Балаклаве и даже собственный военный оркестр.

В бывших коридорах подземного комплекса сейчас размещаются тематические выставки. Они посвящены истории кораблестроения в СССР, минно-торпедного оружия, ядерных боеприпасов, подводных сил Черноморского флота.

Информационные стенды

Картины

Есть в балаклавском музее и отдельный раздел, посвященный строителям этого необычного объекта. Строительство подземного комплекса начал военный горно-строительный отряд Черноморского флота. Затем в Балаклаву прибыли метростроевцы из Москвы, Харькова и Абакана. Впоследствии было создано специальное «Строительное управление СУ-528». В одном из транспортных залов размещена экспозиция «История строительного управления СУ-528».

Доска Почета

На выходе из дока установлен вот такой крохотный самолет.

На выходе из дока

Прекрасно помню, что вышла из музея и просто села на набережной. В душе звучал целый оркестр из эмоций и впечатлений. Вы спрашиваете, каких?

Восторг — я побывала в бывшем ядерном арсенале СССР! Гордость. За свою страну. За людей, которые построили и запустили этот комплекс. За то, что собрались, мобилизовались и создали этот уникальный объект. Восхищение военными, работавшими в условиях повышенной опасности. Благодарность тому, кто нашел это неожиданное решение — создать ремонтный завод для подводных лодок в скале.

Но слышались в этом оркестре и не совсем веселые нотки. А что было бы, если кто-то хоть раз ошибется даже при такой суровой технике безопасности? Каково работать в закрытом помещении и жить в закрытом городе с кучей ограничений, от свободного общения до выезда за границу? Сколько сейчас тратится в стране средств на защиту от ядерной опасности? Эх, пустить бы эти средства на мирные цели…

Но мне хотелось бы завершить очерк на более оптимистичной ноте. Музей очень интересный и, действительно, уникальный. Так что, когда будете в Балаклаве, рекомендую туда сходить!

Музей в Балаклаве

© Татьяна Трунова, август 2019

Морские музеи

  • Ледокол «Ленин» (Мурманск) — легендарный советский атомный ледокол. Сейчас он пришвартован в порту Мурманска и туда можно сходить на экскурсию.
  • Музей лоцманов (Архангельск, деревня Пустошь, дельта Северной Двины) — единственный в мире музей лоцманов. Он находится на одном из островов в дельте Северной Двины.

Достопримечательности Крыма

2 комментария к статье Подземный музей в Балаклаве

  1. Татьяна! Вы настоящий НАШ патриот! Медаль Вам! … а как интересно подана информация … Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда