Ледокол «Ленин»

Ледокол Во времена СССР 22 апреля было особой датой. Вся страна отмечала день рождения Ленина, помните? Можно по-разному относиться к советскому периоду в истории страны. В любом случае, там было немало интересных страниц.

Именно сегодня, 22 апреля, я решила опубликовать очерк об одном из символов той эпохи. Это атомный ледокол «Ленин».

Ледокол считается одной из достопримечательностей Мурманска. По субботам и воскресеньям там проводятся групповые экскурсии, через каждые 3-4 часа. Как раз на такой экскурсии мне и посчастливилось побывать. И я приглашаю вас пройтись вместе со мной по легендарному ледоколу.

Краткая история ледокола «Ленин»   

1956 год — начато строительство корпуса корабля на Адмиралтейских верфях в Ленинграде. В строительстве принимали участие и другие предприятия. Судовые турбины собрали на Кировском заводе, гребные электродвигатели — на ленинградской «Электросиле», а турбогенераторы — в Харькове.

1957 год — ледокол спущен на воду, но  пока без атомного реактора

1959 год — на ледоколе запущена ядерная энергетическая установка

1959-1989 гг. — рейды в Арктику

1989 год — ледокол поставлен на вечную стоянку у Мурманского морского вокзала

Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате 

Попасть на ледокол «Ленин» достаточно просто. Нужно прийти на причал у Морского вокзала, занять очередь на экскурсию и подождать, когда она начнется.

Я на причале

Я гуляла по причалу, ждала начала экскурсии и разглядывала ледокол. Обратила внимание, что на борту рядом с флагом изображен символ мирного атома — видите? А под капитанской рубкой красуется изображение ордена Ленина, одной из наград атомохода.

Небольшое лирическое отступление   

Когда ты 15 лет преподаешь историю в школе, то в любом путешествии просыпается твой внутренний учитель истории (писала об этом в одном из очерков). Ты смотришь на любую достопримечательность не просто как рядовой турист. Ты видишь ее в контексте целой эпохи.

Так было и на этот раз. В ожидании экскурсии я бродила по причалу. Из глаз градом катились слезы, а в душе бушевал целый водоворот чувств.

Прямо передо мной стоял символ той самой эпохи, которую я застала в детстве и в юности. Эпохи, которая безвозвратно ушла в прошлое. Наглядный пример человеческого гения и научно-технической мысли. Образец силы духа людей, работавших на ледоколе по нескольку месяцев в суровых условиях полярной ночи.

Я видела перед собой мощь своей страны! Ту самую живую историю, из которой сейчас пытаются выдрать неугодные страницы и переписать их набело. Но это делать не так просто, пока жива человеческая память.

Вы понимаете, почему так важно, чтобы наши дети и внуки знали свою историю, свои традиции? Да чтобы не вырастали они Иванами, не помнящими родства. 

Вот и я пишу свои путевые очерки с той же самой целью. Рассказать об интересных людях и знаменательных событиях. Показать интересные места. И поделиться красотой, которую мы часто просто-напросто не замечаем в спешке и суете.

Я приезжала в Мурманск в июле 2015 года. Тогда экскурсии на ледокол «Ленин» были только групповыми и только в сопровождении одного из членов экипажа. Помню, перед подъемом на борт нас проинструктировали и строго-настрого запретили отставать от группы, чтобы, например, пофотографировать интерьер корабля. Потому что если потеряешься в коридорах или отсеках, то искать могут не один день. Вот почему на атомоход не пускают одиночных посетителей.

Вход на ледокол

По этой же причине на ледоколе закрыты все проходы вдоль бортов. Кстати, на фото слева виден Абрам-Мыс на противоположном берегу Кольского залива.

А на фото справа одна из кают старшего офицерского состава. Если честно, уже не помню, чья это каюта — самого капитана или его старшего помощника. Поразили две вещи: бюст Ленина на столе и настоящие бухгалтерские счеты — уж они-то зачем капитану?

КоридорКаюта капитана

А это кают-кампания. Мебель и отделка выполнены из кедра и карельской березы. Справа на стене — огромное резное панно из дерева с изображением Арктики.

Кают-кампания

И, разумеется, бюст Владимира Ильича. Это чтобы не забыть, что мы на ледоколе «Ленин».

Бюст Ленина

Был на атомоходе и свой собственный рояль.

Кают-кампания

А вот столовая. Обратите внимание, что стулья привинчены к полу. Кстати, на одной из стен столовой расположен огромный экран, а под ним пианино. Видите, какое многофункциональное помещение — и столовая, и кинозал!

Столовая

Экипаж атомохода насчитывал около 250 человек. Ледокол мог бороздить просторы Арктики в течение года, не приставая к берегу. На борту было все необходимое для повседневной жизни. Там действовали бассейн, библиотека и даже своя небольшая больница с рентгеновским аппаратом, операционной и стоматологическим кабинетом!

Вот макет атомного реактора. Сам реактор был демонтирован, когда ледокол вывели из действующего состава Северного флота.

Макет реактора

А это капитанская рубка. Сейчас уже жалею, что не измерила ее ширину шагами. Но размеры совершенно нереальные. Именно здесь можно почувствовать себя капитаном этого огромного корабля, постоять за штурвалом, подвигать рычаги управления.

В рубкеРубка

Есть в рубке карта Северного Ледовитого океана с обозначением морских путей. Читаешь названия и аж дух захватывает. Бухта Провидения. Новая Земля. Архипелаг Франца-Иосифа. Таймыр. Чукотка. Где только не побывал ледокол!

Из глубин памяти один за другим медленно всплывают мореплаватели прошлого, которых тоже манила Арктика. Норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен. Американец Роберт Пири. Наши соотечественники Георгий Седов, Иван Папанин, Дмитрий Шпаро. Вот она, сила и мощь человеческого духа!

А ещё почему-то вспомнился капитан Татаринов из «Двух капитанов» Вениамина Каверина.

Пишу сейчас эти строки и ловлю себя на мысли, что хочется перечитать эту книгу. На первый взгляд, странное желание — книга-то для подростков. Но заложены в ней те самые общечеловеческие ценности, для которых нет ни временных, ни возрастных ограничений.

На столике судоходная лоция Кольского залива. 

Лоция Кольского залива

На полке стоят вахтенные журналы. Попросили у экскурсовода разрешения полистать один из них. 6 ноября 1986 года: рейд в Арктику. Аккуратно фиксируется время работы — вплоть до минут, — позывные, радиочастоты, вахтенные записи.

Перелистнули страничку, и у меня аж дыхание перехватило. Сейчас кусаю локти: почему я тогда не засняла разворот страницы? Все записи в бортовом журнале за 7 ноября были сделаны красной пастой!

Для тех, кто не в курсе или просто подзабыл

В Советском Союзе 7 ноября каждый год праздновали годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Этот день всегда был нерабочим.

«День седьмого ноября — красный день календаря» — именно так начиналось одно из стихотворений, которое знал каждый советский школьник.

На мой взгляд, подобные «мелочи» типа записей красной пастой или вот этого предупреждения на электрощите как раз и позволяют окунуться в реальную атмосферу будней ледокола.

Бортовой журналРадиорубка

На ледоколе сохранились приборы для радиосвязи. Она была двух видов: внутренняя (для общения между членами экипажа) и внешняя (для переговоров с другими судами или портами).

Радиорубка

Вот такой вид открывается из капитанской рубки. Слева в сквере виден памятник портовикам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Справа — судоремонтный завод. А еще справа видно ограждение, на котором представлена краткая история ледокола. На фотографии изображен первый капитан атомохода Павел Пономарев. В честь него в Мурманске названа одна из улиц.

Вид с ледокола

Уже почти 30 лет ледокол «Ленин» не совершает рейдов в Арктику. Однако экипаж корабля по-прежнему несет вахту.

Кстати, есть на этой фотографии один неясный момент. Понятно, кто такие вахтенный штурман, механик, электрик и матрос. Но вот аббревиатуру ТР-МШ мне так и не удалось расшифровать. Кто знает, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Расписание вахт

Экскурсия завершена. Мы спускаемся по трапу на плавучий пирс.

Трап

Перед уходом в город я делаю еще один снимок.

Причал

Друзья, если будете в Мурманске, сходите на ледокол! 

© Татьяна Трунова, апрель 2018

О тех, кто в море 

Достопримечательности Мурманска

  • Кола — очерк о городе-спутнике Мурманска
  • Памятники Мурманска — обзор самых интересных памятников и скульптур современного Мурманска

4 комментария к статье Ледокол «Ленин»

  1. Даже не знал такую историю…поучительно.

    ТР-МШ, полагаю, тревожный машинист.

    Татьяна Анатольевна, спасибо за науку.

    • Валерий Владимирович, спасибо! 

      Ни разу не слышала о тревожных машинистах… 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда