Чем привлекают туристов памятники архитектуры? Я думаю, на этот вопрос нет однозначного ответа.
Одного интересует история создания, другого − архитектурные особенности, третьего − знаменитые люди, связанные с постройкой. Меня привлекает геометрия пространства. Давайте посмотрим, как она проявляется на памятниках Кремля в Суздале.
Кликайте по фотографиям − и они откроются в увеличенном формате
Необходимое пояснение
Постройки суздальского Кремля были возведены в разные исторические периоды. У каждой из них свой стиль, своё предназначение, своя история создания и воссоздания в ходе реставрационных работ. Но в этом очерке речь пойдёт немного о другом.
Хочу поделиться своими фотографиями и показать красоту геометрических форм, которые встроены в несущие конструкции и внешнюю отделку памятников. Мы увидим, насколько великолепно смотрится асимметрия и как тонко древние зодчие (а впоследствии и мастера-реставраторы) чувствовали гармонию окружающего пространства.
И.В.Гёте называл архитектуру «застывшей музыкой». Так что мы с вами послушаем игру огромного «оркестра», состоящего из разных музыкальных инструментов.
Геометрия архитектуры
В постройках суздальского Кремля сохранилось много элементов в форме арки. На фото слева − белокаменный аркатурно-колончатый пояс и одно из окон Богородице-Рождественского собора. На фото справа − арочные своды на крыльце Введенской церкви. На заднем плане видна проходная арка и окна в северном крыле Архиерейского дома.
А это западный корпус Архиерейского дома. Арочные окна расположены асимметрично, словно раскиданы по внешней стене. Присмотритесь: нижнее двустворчатое окно тоже сделано в виде арки. Просто тёмный наличник чисто визуально дополняет его до прямоугольника.
Целый ряд «арочных» окон тянется в галерее-переходе между Архиерейским домом и Благовещенской церковью. Снизу идет узор в виде двойных квадратов, а сверху − аккуратные ромбики припорошенной снегом зелёной кровли.
Взгляд выхватывает в постройках самые разные полукружия. Например, два окна на одной из стен Архиерейского дома.
Полукружия чётко видны в верхней части порталов Богородице-Рождественского собора.
Ещё один полукруг проступает над решеткой ворот, которые раньше вели на территорию Кремля.
Над полукружиями порталов и в верхнем ярусе храма выложены килевидные закомары.
Что такое закомара
Это полукруглое или килевидное (то есть в виде киля, с заостренным верхом над серединой дуги) завершение части стены церковного здания.
Давайте посмотрим на Богородице-Рождественский собор с южного фасада. На втором ярусе арки гармонично обрамлены полукружиями. И возникает ощущение, что закомары, словно поднявшись по невидимой лестнице на следующую ступеньку, превращаются в огромные главы-купола.
На территории Кремля к югу от собора расположена колокольня. Сейчас она стоит в лесах, поскольку ведутся реставрационные работы. Однако некоторые элементы хорошо видны, как говорится, невооруженным глазом. Квадраты изразцов и прямоугольники красного кирпича придают кладке размеренность и основательность. А вот полукружия киота, наоборот, немного смягчают эту строгость.
Решётка ворот под галереей-переходом восхищает своим чётким орнаментом.
Через бывшие въездные ворота можно увидеть немало интересного. И, смотрите, как по-разному архитекторы воплощают в двух решётках идею креста.
В вестибюле Крестовой палаты сохранилось окно в форме восьмигранника.
А это Введенская церковь. Цилиндр барабана. Конус главки. Сфера, переходящая в вертикаль креста. Широкий тупой угол между скатами кровли бережно поддерживает всю конструкцию. Кстати, присмотритесь к кресту: на поперечине и на самом верху вбиты небольшие гвоздики.
Тот же самый цилиндр с главкой, но уже с другого ракурса. Здесь меня просто очаровали углы и параллельные скаты крыш.
Стоят плечом к плечу треугольники кремлевской ограды.
В каждой постройке Кремля гармонично сочетаются самые разные геометрические фигуры. На фото слева − угловая часть Архиерейского дома, где можно видеть арки окон и полукружия ворот, треугольники наличников и квадраты орнамента.
На фото справа − вход в музейную экспозицию. Здесь в куб здания аккуратно вписаны арка и полукружие входа. Слева и справа от него идёт орнамент в виде крупных квадратов, а сверху − высокий шатёр в форме конуса.
Порталы Богородице-Рождественского собора опираются на стройные полуколонны. Их капители (верхние части) вырезаны в форме трапеции и покрыты резным растительным орнаментом. Нижнее основание двух капителей-трапеций опирается на кольцо, а верхнее покрыто резными плитами с геометрическим орнаментом. Капитель полуколонны справа, с изображением лежащего льва, выполнена в форме неправильного шестигранного прямоугольника или параллелепипеда.
Орнамент, которым украшены капители, особенно выразительно смотрится на фоне гладкой поверхности колонны. Чтобы это увидеть, достаточно сравнить левую и центральную колонны.
А ещё лучше − просто зайдите в Богородице-Рождественский собор: там светлые капители выделяются на фоне цветной росписи внутреннего портала храма.
Кстати, на полуколоннах порталов можно увидеть необычные округлые накладки, которые в искусствоведческих исследованиях были названы «дыньками».
Сверкает бирюзовой черепицей шатёр бывшей Богословской церкви. Чуть в стороне от каменных построек Кремля стоит Никольская церковь, один из шедевров деревянного зодчества. В её архитектуре тоже гармонично переплелись самые разные геометрические фигуры. Сколько же в этом храме легкости и изящества!
Когда в Суздале будете слушать увлекательную экскурсию на территории Кремля, просто вглядитесь в архитектуру пространства. Вы поразитесь мастерству и древних зодчих, и современных реставраторов, которые в архитектурном ансамбле создали неповторимый узор из разных геометрических фигур.
© Татьяна Трунова, декабрь 2022
Приглашаю на экскурсии по Владимирской земле
Хотите познакомиться с Владимиром, увидеть Успенский и Дмитриевский соборы, суздальский Кремль или храм Покрова на Нерли в Боголюбово? Как гид-экскурсовод с государственной аккредитацией, я готова стать вашим проводником. Мы полюбуемся шедеврами белокаменной архитектуры Древней Руси. Вы можете заказать любую экскурсию, которая вас заинтересует.
___________________________________
Другие достопримечательности Владимирской области
- Дмитриевский собор (Владимир) − архитектурный шедевр белокаменного зодчества Северо-Восточной Руси. На фасадах храма изображено полторы тысячи резных рельефов.
- Церковь Покрова на Нерли (Боголюбово) − первый архитектурный памятник Древней Руси, посвященный празднику Покрова Пресвятой Богородицы
- Георгиевский собор (Юрьев-Польский) − последний белокаменный храм в Древней Руси, возведенный до начала татаро-монгольского нашествия
Советую почитать
- Камертон для путешествий или как сонастроиться с местом − как научиться чувствовать энергетику любого места
Тема геометрии знакома всем, кто учился в школе, более того, мне лично этот предмет нравился, однако, не помню, чтобы в учебниках были параграфы о строительстве подобных сооружений. Татьяна, Вы всколыхнули порыв к новым знаниям. Спасибо. Пришлось обратиться к книге «Занимательная геометрия» Перельман Я.И. Просматриваю выпуски за 1958, 1950 и 1923 годы. О результатах расскажу в ближайшее время.
Поиски информации об архитектурных формах храмов, перевели меня от названных книг к другим источникам, которые и позволили узнать, что устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму-палатке (скинии), сооруженному пророком Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества Христова. В первые три столетия христианства, из-за постоянных преследований, христианские храмы были редким явлением. Только после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедания, в 313 г., христианские храмы начали возникать повсеместно.
Поначалу храмы имели форму базилики — продолговатого четырехугольного помещения с небольшим выступом при входе (портиком, или крыльцом) и закруглением (апсидой) на противоположной входу стороне. Базилики отличались обилием света и воздуха. Вот, оказывается, почему и в последующих строениях мы видим много окон, чтобы большое количество прихожан находились в достойных условиях.
Мне, человеку, воспитанному в системе атеизма, многое оказалось абсолютно новым познанием. Начиная с V столетия в Византии начали строить храмы крестовидной формы со сводом и куполом над средней частью храма. Редко строились круглые или восьмигранные храмы. Одновременно с принятием христианства на Руси возникает русская церковная архитектура. Ее характерной особенностью является устройство купола, напоминающего пламень свечи. Позже появились и другие архитектурные формы — на Западе, например, готический стиль: храмы с высокими шпилями. Такие элементы иногда мы видим и на храмах Руси.
На практике, например, арочное закругление перекрытия над оконными проёмами, над входными и коридорными дверями, создавалась кладкой клинообразных кирпичей на конструкцию из дерева, которая после затвердевания раствора убиралась. В особо ответственных местах строения использовались даже прутья из кованого металла. Подобными вспомогательными приёмами создавались формы треугольника, круга, конуса и других геометрических фигур, о которых я узнал сегодня из других Ваших очерков, переходя по ссылкам. Называется — век учись …
Валерий, вижу, что Вы всерьез заинтересовались архитектурой храмов :))).
По поводу арочных перекрытий. Приглашаю Вас заглянуть в мою авторскую лингво-студию «Подружись с итальянским!» и почитать очерк «Chiave di volta». Не смущайтесь, что название дано по-итальянски, сам очерк написан на русском языке. В статье рассказывается об одном итальянском речевом обороте, который берёт начало от одного из конструктивных элементов арки.
Кстати, Татьяна, есть небольшой видеоролик с моментом восхождения Солнца над храмом Петра и Павла в Прохоровке Белгородской области и несколько секунд колокольного звона. С Вашего разрешения могу поместить видео в очерке. Вот кульминация на фото.
Валерий, спасибо, что поделились такой необычной фотографией. Вижу, что очерк стал для Вас своеобразным трамплином в изучении архитектуры культовых сооружений. Тут столько интересной информации, что можно, как говорится, зарыться с головой :))).
Кстати, у нас на проекте тоже есть очерки, посвященные храмам. Эти публикации можно найти в Путеводителе в разделе «Достопримечательности» (страница «Храмы и монастыри»).
Таня, спасибо за такой необычный взгляд на архитектуру наших культовых построек. Я, пожалуй, впервые увидела настолько гармоничное сочетание геометрических элементов и форм, соединившееся в шедеврах нашего зодчества. Еще раз огромное спасибо за публикацию!
Лена, большое спасибо! Я очень рада, что очерк откликнулся. Кто знает, может, кому-то из туристов тоже окажется интересен подобный взгляд на наши памятники?
Поймала себя на мысли, что в очерке объединились два подхода, точнее, два типа восприятия окружающего пространства. С одной стороны, аналитический, когда взгляд выхватывает отдельные фигуры. С другой стороны, синтетический: например, когда ты видишь одну и ту же фигуру на совершенно разных объектах или чувствуешь, насколько же гармонично сплетаются друг с другом разнофигурные элементы.
Фотография — это только верхняя часть. В целом ситуация действительно необычная, поскольку «нечто» возвращало меня в комнату за 5 -7 минут два раза … то одно взять, то другое. Проходит ещё три минуты, и «нечто» снова возвращает меня с первого этажа в комнату. Вдруг, за окном я увидел, как утреннее Солнце приближается к вершине храма в зону креста. На несколько секунд от зрелища был ступор … первые два удара колокола … я очнулся и начал снимать. Мощный бой закончился. Пауза. Вдруг, увидел в башне фигурку человека … и, в следующий миг начался перезвон маленьких колоколов … это трудился звонарь. Три минуты незабываемых впечатлений, которые, думаю, не повторяются. Как думаете — где в эти минуты было «нечто» … может, рядом на подоконнике …
Валерий, благодарю, что поделились Вашей историей.