Был в моей жизни период, когда я работала в обычной средней школе учителем истории. Не преподаю этот предмет уже давно. Однако, как показывает практика, знания мои пока не выветриваются.
В нужный момент они непостижимым образом всплывают из самых глубин памяти и гармонично вписываются в текущие ситуации.
Наглядные исторические примеры ненавязчиво подталкивают к решению вполне конкретных проблем, которые далеки и от истории, и от политики.
Пример из преподавательской практики
Помните с уроков истории, кто такой Алексей Стаханов? Это забойщик из шахты «Центральная-Ирмино» в Донбассе. В 1935 году он установил рекорд, нарубив за смену 102 тонны угля вместо положенных семи.
Но все ли знают, что Стаханов только рубил уголь? За ним шли двое шахтеров-крепильщиков, которые крепили нарубленные Стахановым угольные пласты. Благодаря такой организации труда и был установлен трудовой рекорд – 14 дневных смен.
Зачем я вам об этом рассказываю?
На занятиях по итальянскому языку, которые я веду почти два десятка лет, постоянно наблюдаю одну и ту же картину. Многие студенты, независимо от возраста и уровня владения языком, наступают на одни и те же грабли: в своих собственных записях они не могут быстро отыскать нужную информацию.
Да, материалов много, из самых разных источников и в самых разных форматах. Мы читаем тексты. Слушаем аудиокниги. Смотрим видео. Обсуждаем отдельные темы. Переводим. По ходу урока постоянно всплывают новые слова и выражения. Открываются новые значения у давно знакомой лексики. Какая-нибудь грамматическая структура разворачивается к нам совершенно другой стороной.
И так хочется всё это записать, зафиксировать, «захомячить» себе в норку-тетрадку. Типа, теперь у меня это есть. Теоретически всё верно: ведь к записанному можно возвращаться хоть каждый день. А практически оказывается, что в таком безбрежном море-океане записей нет никаких ориентиров, никаких маяков, которые помогают быстро отыскать нужную информацию.
Решение проблемы
Предлагаю воспользоваться методом Алексея Стаханова. Присмотритесь повнимательнее к любому обучению. При освоении курса идет новая информация. Мы ее записываем — «рубим уголь». Пишем, пишем, пишем без остановки. А вот обрабатывать порой забываем. И наступает момент, когда мы оказываемся заживо погребенными под «тысячами тонн словесной руды».
Хорошая новость: этот «уголь» можно крепить. Другими словами, расставлять в записях для самих себя подсказки. Это могут быть ссылки, знаки, выделения другим цветом или другим шрифтом.
У меня за плечами 30-летний опыт преподавания. Поэтому я собрала, описала и проиллюстрировала на конкретных примерах основные способы систематизации материала. В результате в 2017 году на свет появилась электронная книга.
«Как систематизировать записи в тетради: 10 подсказок преподавателя». В течение шести лет книга находилась в открытом доступе по бесплатной подписке. В настоящее время книга изъята из общего доступа в связи с подготовкой её новой редакции.
Для своих учеников я провожу индивидуальные консультации, в том числе и по систематизации учебного материала. Если вам нужна помощь — обращайтесь! Не пугайтесь, что приведённая выше ссылка приведёт вас на другой проект: это моя авторская лингво-студия «Подружись с итальянским!».
© Татьяна Трунова, июль 2017 — март 2022
Советую почитать
- Экскурсы в историю на занятиях по иностранному языку — как и для чего мы с учениками совершаем на занятиях исторические мини-экскурсы
- Интервью с Сергеем Курасовым (Владимир) — учителем истории, победителем Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: традиции и инновации-2020»
Публикации в лингво-студии «Подружись с итальянским!»
- Как систематизировать распечатки из учебников — в статье представлены несколько вариантов систематизации печатного материала
- Как систематизировать материал с помощью карточек — мой деловой партнер Мария Черная на примере итальянского языка делится своим опытом составления карточек
Татьяна, спасибо за исторический пример (очень интересный и важный факт) и очерк!
Аня, благодарю!
Таня, мое поколение часто употребляет в речи фразы «вкалывать по-стахановцы», «я чувствую себя, как Стаханов после забоя» и т.д. Но то, что он за смену нарубил угля в 15 раз выше средней нормы удивило и заставило усомниться, что ему помогали всего 2 человека. Так и хочется воскликнуть «Ох, не верю я вам, Нестор Петрович!» 🙂
Историю знать, конечно, нужно. Иногда становится грустно, когда сталкиваешься с дремучей неосведомленностью людей в отношении истории своего народа, своей страны.
Недавно была на экскурсии и вдруг одна женщина (лет 45 или около того) задала вопрос «Откуда дворяне брали кормилиц для детей? Откуда бралось у этих кормилиц молоко?» Я сначала даже подумала, что мне это послышалось. Но нет. Дамочка была искренна в своем недоумении. Эхе-хе-хе.
Таня, спасибо за заметку
Людмила, большое спасибо! Очень рада, что отозвалось в душе. На первый взгляд, история не такой уж и прикладной предмет. На самом деле, оттуда можно столько всего почерпнуть и интересного, и полезного. Было бы желание 🙂
Таня, спасибо!
всегда интересно читать твои очерки, статьи
Юля, благодарю!