18 марта 2024 года исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Несколько лет тому назад мне довелось побывать в мемориальном музее-квартире композитора в Санкт-Петербурге. Поделюсь впечатлениями от этой удивительной экспозиции в самом центре города.
Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате
Необходимое пояснение. Я не ставлю перед собой цель рассказать подробную биографию Николай Андреевича или дать описание всех залов музея. Широкими мазками покажу экспозицию в целом и отдельными штрихами обозначу те детали, которые оставили в душе неуловимый шлейф приятного послевкусия.
_____________________________
Музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова располагается в дворовом флигеле дома №28 на Загородном проспекте в Санкт-Петербурге. Информационная табличка помогает понять, что в музее действует и мемориальная экспозиция, и концертные залы.
На стенах парадного выложены символические иллюстрации к операм Николая Андреевича, которые были написаны в этой квартире.
Вот так выглядит именная табличка на входной двери.
В одном из залов встретилась схема размещения жилых и подсобных помещений в квартире Римских-Корсаковых. Здесь семья композитора прожила 15 лет, с 1893 по 1908 годы.
Несколько стендов посвящены Воину Андреевичу, старшему брату Николая Андреевича. Воин был старше Николая на 22 года. Он служил на флоте, участвовал в экспедициях адмирала Г.И. Невельского на Дальнем Востоке и даже совершил кругосветное путешествие. Впоследствии Воин Андреевич руководил Морским корпусом, который считается старейшим военно-морским учебным заведением России.
В Морском кадетском корпусе начинал свой путь и Николай Андреевич. На фото справа − письмо девятилетнего Николая старшему брату. Посмотрите, какой каллиграфический почерк!
Самой большой комнатой в квартире Римских-Корсаковых была гостиная. Именно здесь по нечётным средам месяца проходили музыкальные вечера. За роялем сидели Александр Скрябин, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Александр Глазунов.
Участникам вечеров доводилось слушать оперные арии и романсы в исполнении Надежды Забелы-Врубель, Федора Шаляпина. По воспоминаниям современников, жильцы соседних квартир ложились на пол и прикладывали ухо к паркету, чтобы послушать знаменитый бас Шаляпина.
На нотном шкафчике под стеклом выставлена небольшая статуэтка. Это скульптурное изображение известного художественного и музыкального критика Владимира Васильевича Стасова. Он был участником всех музыкальных вечеров в гостиной Римских-Корсаковых.
А это столовая. Перед работой Николай Андреевич заходил сюда, чтобы выпить чашечку кофе со сливками (он сам заваривал себе напиток в спиртовом кофейнике), с мёдом или калачом. Здесь же семья собиралась на общие завтраки, обеды и ужины, на дни рождения, для общения с гостями в дни музыкальных вечеров и оперных постановок.
После чашечки кофе Николай Андреевич выходил в гостиную, подходил к роялю, брал ноту ля или аккорд в нужной ему тональности. Абсолютных слух позволял композитору именно так настроиться на работу. Затем Николай Андреевич шёл в кабинет и создавал симфонии, оперы, романсы уже без музыкального инструмента.
Диван у стены позволял композитору немного передохнуть после обеда. У окна − рабочий стол Николай Андреевича. Над карнизами и на стене закреплены ленты венков, полученных Римским-Корсаковым к 35-летию своей деятельности в качестве композитора.
По воспоминаниям сыновей, отцовский стол во время работы был завален партитурами и корректурами. Однако по завершении работы Николай Андреевич всегда приводил стол в порядок. Свои рукописи, а также рукописи своих друзей Модеста Мусоргского и Александра Бородина композитор хранил в старинном бюро, которое стоит между окном и диваном.
Над бюро на стене висит портрет Александра Глазунова, любимого ученика Николая Андреевича. Над диваном под лентой − поздравительный Адрес, созданный Михаилом Врубелем и преподнесённый Н.А.Римскому-Корсакову к 35-летию его творческой деятельности.
За вторым столом работала Надежда Николаевна, жена Николая Андреевича. Вы обратили внимание, сколько на стенах кабинета фотопортретов известных композиторов?
В экспозиции создан мультимедийный зал, который разделён на несколько тематических зон.
Фотографии на стенах и экспонаты в витринах рассказывают о преподавательской и творческой деятельности Николая Андреевича.
В этом зале можно вживую прикоснуться к музыкальному наследию выдающегося русского композитора. Согласитесь, не в каждом мемориальном музее увидишь кресла, оборудованные наушниками и специальными каталогами на планшетах для прослушивания музыкальных отрывков.
Вот зона, посвящённая основам оркестровки музыкальных произведений.
В витрине представлены учебные пособия по оркестровке, написанные Н.А.Римским-Корсаковым для студентов консерватории.
На специальной табличке указаны основные этапы знакомства с оркестровкой и даны инструкции для посетителей.
Вдоль стены располагаются небольшие ящички. Благодаря им, можно услышать «голоса» разных инструментов оркестра.
В зоне «Основы дирижирования» желающие могут встать за пульт дирижёра симфонического оркестра и исполнить фрагменты трех произведений Н.А.Римского-Корсакова.
Николай Андреевич обладал «цветным слухом»: каждая тональность для него была окрашена в определённый цвет. С помощью калейдоскопов и наушников, закреплённых на отдельной стене, можно увидеть и услышать, как композитор воспринимал музыку.
А эти лаконичные витрины располагаются перед выходом из мемориальной экспозиции.
На стендах представлены интереснейшие фотографии, которые позволяют поближе познакомиться с семьёй и ближайшим окружением композитора.
Штрихи к портрету музея
Ходишь по залам музея − и перед тобой словно оживает история. Обычные вещи типа тарелок, чайного сервиза, писем и фотографий позволяют окунуться в повседневную жизнь семьи Римских-Корсаковых.
Вероятно, монограмма НРК на вышитой салфетке расшифровывается как «Николай Римский-Корсаков».
В одном из концертных залов стройными рядами стоят изящные стулья. Казалось бы, это совсем не экспонаты. Однако и эти стулья, и каскадные французские шторы-«маркизы» прекрасно поддерживают ту самую атмосферу, которой пропитана вся квартира Римских-Корсаковых.
Произведения Николая Андреевича красной нитью проходят по всем залам музея. Фотографии на стенах, старинная мебель, предметы быта создают неповторимый уют типичной городской квартиры рубежа XIX-XX веков.
Даже если вы не увлекаетесь и не занимаетесь музыкой, то всё равно найдёте для себя в музее Н.А.Римского-Корсакова много интересного.
Фотографии, подлинные вещи, современные мультимедийные установки прекрасно уживаются друг с другом в интерьере мемориальной квартиры композитора.
Хочу от всей души поблагодарить сотрудников музея за такую интересную экспозицию. Всем, кому дорога память о Николае Андреевиче Римском-Корсакове, советую обязательно посетить музей и заглянуть на его официальный сайт.
© Татьяна Трунова, март 2024
Очерки о мемориальных музеях композиторов
- Дом-музей П.И.Чайковского (Клин, Московская область) − музейный комплекс, в который входят дом композитора, флигель, хозяйственные постройки и великолепный парк
- Музей А.П.Бородина (село Давыдово, Владимирская область) − музейная экспозиция в доме, где композитор жил три летних сезона с 1877 по 1879 гг.
Татьяна Анатольевна, продолжаю (первый сегодня отзыв о Струковском саде). Конечно, я предполагала, что дальневосточная тема в лице Воина Андреевича и здесь прозвучит \ прозвучала…
А Вы попробовали дирижировать? Как впечатления?..
На днях смотрела экскурсию видео блогера по усадьбе Римского-Корсакова "Вечаше" (кажется, Псковская обл.)
Ольга Юрьевна, экспозиция как раз и начинается с витрин, посвящённых Воину Андреевичу. Так что пройти мимо было просто невозможно.
Дирижировать — нет, не дирижировала. Но зато послушала и посмотрела кое-что другое. Дело в том, что у Николая Андреевича был так называемый «цветной слух». Я знакома с человеком, обладающим такой же особенностью. И в музее музыку можно не только слушать, но и видеть, как это получалось у Римского-Корсакова.
Спасибо, Таня. Действительно, ожившая история. Очень интересно.
Я с огромным удовольствием слушала и смотрела музыку — да-да, именно смотрела! — в калейдоскопах, размещённых на стене.
Татьяна, спасибо за очерк!
Анна, очень рада, что очерк откликнулся!