Игорь Кравченко: «Лучшая работа та, которая является твоим хобби»

Сегодня в гостях у проекта «Дорогами Души» — известный владимирский антиквар Игорь Кравченко

Игорь Кравченко«Здравствуйте, меня зовут Игорь Кравченко. Я антиквар, в профессии более 30 лет.

Занимаюсь этим во Владимире и в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург мне помогает в поиске старинных редких предметов. Владимир тоже в этой теме, поскольку связан с иконами, а это предмет моего интереса.

Первые антикварные вещи я приобрёл, ещё будучи студентом, и впоследствии это увлечение переросло в профессиональную деятельность».  

Интервью опубликовано в двух форматах — аудиозапись и текстовая версия. В текст включены снимки из наших личных фотоархивов.   

_____________________________

— Игорь, добрый день! Приветствую тебя на своём авторском проекте «Дорогами Души». Сегодня, 9 апреля, ты отмечаешь профессиональный праздник — День антиквара. И мне хотелось бы побеседовать с тобой о радостях и сложностях этой удивительной профессии. 

Аудиоверсия интервью

 

Текстовая версия интервью

1. Когда и почему ты занялся коллекционированием антиквариата?

Всё было связано с любопытством. Я чётко помню свои первые детские находки. Мне было лет шесть или семь, когда я нашёл серебряный рубль 1924 года, и для меня это было поразительно. Потом запомнилось, как в детских играх кто-то принёс целую пачку старинных денег. И со школьных времён я начал собирать старинные монеты и монеты СССР, что тогда было доступно. Впоследствии из детского увлечения вырос уже более профессиональный интерес в целом на предметную среду прошлых времён. А потом это стало профессией. 

2. У тебя базовое историческое образование и опыт работы руководителем Центра пропаганды изобразительного искусства во Владимире. Каким образом это помогает тебе в нынешней работе?

Мне это здорово помогает. Историческое образование даёт представление и ориентацию в исторических событиях. Когда попадается какая-то вещь, ты представляешь период, когда она могла бытовать; ты её связываешь с конкретными событиями, и это упрощает понимание природы данного предмета. 

Предметы старины

Работа в Центре пропаганды изобразительного искусства тоже не прошла даром. Приходилось работать с разными владимирскими художниками, в том числе и с такими мэтрами владимирской школы, как Ким Бритов, Валерий Кокурин. С ними даже складывались дружеские отношения. Валерий Кокурин подарил несколько своих работ. И этот опыт погружения в живопись, в её особенности – цвет, композицию, стиль – стал практическим знанием, потому что с этими работами, то есть с художественными произведениями, приходилось каждый день сталкиваться.

Я считаю, что в коллекционировании самым высоким уровнем собирательства является коллекционирование живописи. Так что опыт общения с художниками тоже оказался полезным.  

3. Ты специализируешься на коллекционировании предметов русского быта и старины, живописи, графике, иконах. Почему ты остановил свой выбор именно на этих предметах?

Почему русское искусство? Оно более доступно, чем европейское или искусство стран Африки и Америки. Конечно, можно собирать ритуальные африканские маски, но где брать материал? Русское искусство является национальным, поэтому оно более доступно. И есть темы, которые лучше представлены.

Так, в прошлые времена икона занимала важное место в каждом доме, в каждой семье. Соответственно, такого материала сохранилось достаточно. Есть сегмент дорогих заказных икон, художественно исполненных. И это очень интересно.

4. В 2006 году ты создал галерею «Русская старина», в 2020 году – вторую галерею под названием «Старая столица». Это два разных проекта или один и тот же, но модифицированный?

Я бы сказал, что это один и тот же проект. «Старая столица» это наше возвращение на Владимирскую землю из Суздальской земли. Мы вернулись под этим названием, поскольку предполагаем вести не просто торговлю антиквариатом, как это было в «Русской старине», но ещё и проведение небольших выставок, в том числе из частных собраний, если будут желающие, и собственных коллекций. А также хотим проводить не широкоформатные, а камерные выставки с небольшим количеством работ по определенным темам. 

Баннер

5. Следующий вопрос связан с моим личным опытом. У меня за плечами 18 лет работы в трёх археологических экспедициях. В археологии после каждого сезона нужно обязательно публиковать результаты проведенных раскопок. Дело в том, что любая находка может дать импульс для интерпретации событий, фактов, явлений. Например, если в двух разных местах найдены образцы одинаковой посуды, это позволяет говорить о торговых связях между этими местами. Действует ли подобный подход в антикварной отрасли?

Нет, не действует, потому что здесь разные цели. Археологические экспедиции проводятся с научной целью – найти новые знания. Конечно, в работе антиквара тоже есть возможность найти новые предметы, но в центре находится коммерческая деятельность. 

У нас стоит задача довести предмет до коллекционного состояния, если он имеет значительные утраты или находится в непригодном виде. Другими словами, дать ему вторую жизнь. И сделать это таким образом, чтобы предмет обрёл своего нового хозяина, своё новое место и приносил радость. А вот публикация информации о таких предметах уже зависит от желания нового владельца: захочет ли он показать его потом, как часть коллекции, или нет. То есть это приобретение не выливается в научное открытие. 

Но если владелец – человек активный, он хочет делиться своим собранием и участвовать в различных выставках, в том числе музейных, то вполне могут быть и научные открытия. Владелец, чтобы лучше узнать свой коллекционный предмет, захочет собрать о нём как можно больше информации. И это будет не формальный подход, а его личное участие. И тогда, действительно, могут быть и открытия. 

6. Можешь привести пример подобного мини-исследования из своей личной практики?

Да, такое у нас бывает. Вот недавний случай. Я владею Музеем Владимирской иконы. Мы подбирали материал для музея, и нам попалась створка складня от иконы Владимирской Богоматери с чудесами. На этой створке были изображены чудеса иконы Владимирской Богоматери в нескольких клеймах. Каждое клеймо представляет собой отдельный сюжет из истории этого образа. 

Одно из клейм было не очень хорошей сохранности, но интересное по сюжету. В центре стоял храм. Два персонажа, Андрей Боголюбский и митрополит, держали икону Христа Спасителя. И было не очень понятно, почему на доске, где основным образом является икона Владимирской Богоматери, вдруг появляется икона Спаса. Мы даже предположили, что на каком-то этапе иконописец или тот, кто поновлял икону, мог ошибиться, и вместо иконы Владимирской Богоматери изобразить икону Христа Спасителя. 

КлеймаКлеймо иконы

Но потом в процессе изучения, собирания материала мы выяснили, что, действительно, это клеймо очень интересное. Оно повествует о том, как Андрей Боголюбский в Новом городе (так называлась часть Владимира в XII веке) строит и освящает Спасо-Преображенский собор. Вот этот момент как раз и запечатлён на данном клейме. 

Но опять же, это должно было быть каким-то образом связано с иконой Владимирской Богоматери. И мы предположили, что до того, как был построен Успенский собор, куда поместили икону, она находилась в Спасо-Преображенском соборе. Упоминаний об этом мы не нашли. Но иконописец XVIII века, который повторял икону с более раннего образца, это клеймо написал. 

Соответственно, есть основание утверждать, что икона Владимирской Богоматери, когда попала во Владимир, первоначально находилась в Спасо-Преображенском соборе. Вот это, на мой взгляд, значимое открытие. Мы можем это пока только предполагать, а не утверждать.

КлеймоСпасская церковь

Поскольку сама икона Владимирской Богоматери является национальной святыней, её история хорошо изучена. Но «белое пятно» мы обнаружили. Конечно, это и нас вдохновляет, и оставляет возможность даже сейчас, в XXI веке, когда много исторических материалов поднято, совершать какие-то открытия. 

7. Замечательный пример! Он как раз показывает, что антиквар это не просто коллекционер. Он должен знать базовые основы реставрации, хранения, систематизации, музееведения плюс разбираться в той отрасли, с которой он связан, будь то ювелирное дело, изготовление мебели или живопись. Ты владеешь этими знаниями сам или при необходимости привлекаешь специалистов?

Как ты глубоко копаешь в профессию антиквара! Есть люди, которые считают себя антикварами и таковыми являются, но во все эти сложности не погружаются. Их задача – просто найти предмет и перепродать его. То, о чем ты спрашиваешь, предполагает уже какую-то более широкую деятельность, связанную с работой большого аукционного дома или антикварной организации, где есть несколько специалистов и каждый ведет одно из направлений. В этом случае можно говорить о глубоком погружении. 

На самом деле, для какой-то небольшой работы таких знаний не требуется. Но и существенного успеха тогда тоже не будет. Конечно, антиквар сталкивается и с реставрацией картин, произведений живописи, икон, мебели, ювелирных украшений. Ведь предметы, имеющие большой возраст, требуют внимания и приведения в экспозиционный вид. Тогда да, эти знания требуются. 

Но по всем этим направлениям мы, конечно же, привлекаем специалистов, потому что самому невозможно заниматься и реставрацией ювелирных изделий, и реставрацией живописи. У нас есть круг реставраторов, мы к ним обращаемся и они нам профессионально восстанавливают предметы. Вот пример одной и той же иконы до и после реставрации.

Икона до реставрацииИкона после реставрации

А минимальные работы, например, просто перевести вещь из грязного состояния в чистое, конечно, мы способны выполнить сами. Однако этого бывает недостаточно для тех же произведений живописи. Их надо раскрывать, укреплять, и, возможно, переносить на новую основу. Это трудоёмкий процесс, которому надо учиться. Люди этому учатся не один год, потом подтверждают свои знания в процессе работы. Так что это профессиональная деятельность.  

8. В сфере антиквариата принцип «Чем больше предметов в коллекции, тем она лучше и богаче», видимо, не работает. Богатство коллекции определяется не количеством предметов, а их ценностью. Где антиквары ищут вещи для своих собраний?

На самом деле, количество тоже имеет значение. Тот, кто только начинает этим заниматься, стремится собрать как можно больше предметов по определённой теме, которую он для себя выбрал. И на этом этапе работает количество. Но потом человек уже начинает понимать, что из всего этого количества ценными могут быть всего несколько вещей по определенным признакам. Например, если это картина, то по качеству живописи, по талантливости художника, исполнившего данное произведение. 

О коллекции судят по очень хорошему предмету и, скажем так, по самому низкому по качеству. Задача коллекционера – «чистить» своё собрание, убирать из коллекции предметы низкого уровня исполнения и значимости. И тогда коллекционер начинает обменивать или реализовывать предметы, которые, как он считает, уже не вписываются в его собрание. Коллекция это живой организм, который и пополняется, и из него устраняются предметы, оказавшиеся случайными. 

9. Ответ на следующий вопрос уже частично прозвучал в ходе нашей беседы. Насколько часто между антикварами бывает не продажа предметов старины, а бартер?

Достаточно часто. Есть специалисты, которые очень любят обмен. На самом деле, когда ты владеешь информацией по своей теме, другой антиквар, другой владелец, не собирающий предметы по этой теме и не погружённый в неё, может пропустить какое-то значимое произведение, не придать ему значения и, соответственное, невысоко его ценить. И тогда с помощью обмена можно этот предмет заполучить в коллекцию.

Фигурка

Таким образом, антиквары или коллекционеры – здесь лучше говорить о коллекционерах – меняются друг с другом коллекционными предметами. И обмен как раз и есть один из способов пополнения собрания.

10. Каким образом антиквары определяют подделки? 

А это часть профессиональной работы. То, что мы называем учёбой, которую ты оплачиваешь своими ошибками. Если ты приобрёл фальшивую вещь, фальшивое произведение искусства, заплатил за него деньги, то ты на эти деньги «попал». Потом, выясняя, в чём же здесь подделка, ты изучаешь это за те деньги, которые заплатил. И не всегда есть возможность вернуть фальшивую вещь. 

Помню, в прежние времена бытовало мнение, что если в результате обмена или покупки ты приобретаешь вещь фальшивую, её редко удаётся вернуть. Была такая фраза: «Ну, ты же смотрел её? Ты же её видел, держал в руках? Почему ты её хочешь сейчас вернуть, когда прошло столько времени? Ничего не знаю, надо было смотреть».

Вот так нас учили старшие товарищи по цеху, которые обладали бОльшим знанием. А в то время, когда не существовало Интернета, когда были труднодоступными специализированные книги, а порой их вообще не было, было очень сложно определять свойства предмета.

11. Антикварам приходится общаться с частными коллекционерами, галереями, музеями, бывать на аукционах. Наверняка у вас существуют особые термины, понятные только вам. Можешь привести несколько примеров слов или выражений, которые в среде любителей старины имеют немного другое значение, чем в повседневной речи?  

Да, такие слова, конечно, есть. Сложно вспомнить их с ходу. Они появляются, когда идёт сам процесс работы. Подобные жаргонизмы употребляются практически в каждой теме собирательства, и они понятны именно собирателям. Человек со стороны даже не поймёт, о чём идёт речь.

Например, когда речь заходят о картинах, то их называют «холстами» или «работами». В дилерской среде храмовые иконы называют «плотами» за их размер. Когда хотят сказать о времени написания иконы, то говорят «шеснарь» или «семнарь». О собирателях средневековых русских монет говорят, что они собирают «чешую» (чешуйками монеты называют за их маленький размер и визуальную схожесть с рыбьей чешуёй).

С посетителями выставки

12. Поделись, пожалуйста, самой комичной ситуацией из своего опыта работы антикваром.

Да, такие ситуации порой происходят. На самом деле, владельцы предметов, обыватели, не сильно представляют, чем владеют. Иногда, когда они характеризуют свой предмет, это выглядит комично. 

Бывали случаи, когда нас привлекали для того, чтобы дать определенную информацию по предметам, которые были похищены. К нам обращались сотрудники милиции и часто у них в описании украденных предметов, в частности, икон, идёт не описание сюжета, а говорится о том, что есть икона, на которой изображён старик с бородой. И они просят оценить такой предмет. Но вся информация, которую они нам дают, ограничивается тем, что это доска, на которой изображён пожилой человек с бородой.  

Если говорить языком этих людей, то это равносильно следующей фразе: украден автомобиль, у него есть четыре колеса. И есть уточнение, что автомобиль зелёного цвета. Скажите нам, пожалуйста, стоимость этого автомобиля. Конечно, такой информации недостаточно и она не может являться предметом обсуждения.

13. Есть ли в сфере антиквариата гендерные предпочтения? Например, что чаще коллекционируют мужчины, а что – женщины?

Да, такое есть. Вообще в коллекционировании больше мужчин в таких темах, как живопись, иконы. Женщины коллекционируют предметы прикладного искусства, фарфор, стекло, ювелирные украшения, бижутерию, открытки, ткани, то есть то, что входит в круг их интересов. И они просто расширяют этот круг до каких-то предметов прошлых эпох.

14. Как на антикварную отрасль повлияли цифровые технологии последнего десятилетия?

Они её изменили. Вся торговля и коллекционирование переходят в Интернет. Сейчас поиск предметов происходит через Интернет, чего не было пять или десять лет тому назад. Через Интернет распространяется и сама информация, например, по стоимости предметов. Это здорово упрощает получение информации и владельцам предметов, и коллекционерам. Да, цифровые технологии очень глубоко вошли и в нашу профессию.

15. В октябре 2021 года ты стал одним из организаторов «Барахолки-Фест» в Суздале. Насколько я поняла, ярмарка была рассчитана на коллекционеров, антикваров и дилеров отрасли. Как ты оцениваешь результаты этого праздника?

На самом деле, мы не хотели привлекать только профессионалов, было бы интереснее привлечь обывателей владеющих старинными или винтажными предметами и желающими их реализовать. И конечно приезжих туристов, дать им возможность в качестве развлечения посмотреть на старинные предметы. Ведь это форма отдыха, когда ты не просто гуляешь, а можешь прийти на такую «толкучку — барахолку» и среди каких-то предметов найти то, что тебе могло бы быть интересно, и приобрести это за уместные деньги. В этом заключалась наша задача. 

Барахолка-фест в Суздале

Она была реализована. Приехало достаточное количество антикварных дилеров, которые занимаются продажей «с колёс» антиквариата, прежде всего, предметов старины. Они раскладывают клеёнку на асфальте, выкладывают свои вещи. Это вещи разных эпох, прежде всего, советской, и за них просят какие-то деньги. Для людей, которые пришли на эту барахолку, тоже есть тихая охота, когда из этого количества разнородных вещей вполне реально найти то, что тебя может поразить, стать памятным сувениром. Не китайским сувениром, который продают лоточники, а находкой, которую ты увезёшь домой, будешь ей наслаждаться и вспоминать о своём пребывании в Суздале. Такие люди были и вещи они покупали. 

Некоторые дилеры очень хорошо расторговались и продали практически весь свой товар. И людей, которые пришли на эту барахолку в качестве гостей и туристов, тоже было достаточно. Праздник стал для нас интересным опытом, который хотелось бы продолжить. К нам и в прошлом году активно обращались с предложением повторить такой формат. 

Здесь есть одна сложность: это уличная торговля и она зависит от погодных условий. Надо выставлять конкретную дату проведения мероприятия, но нет гарантии, что в этот день не пойдёт дождь. Поскольку это улица, то, конечно, сложнее будет собрать людей во время непогоды – как продавцов, так и покупателей. Это единственное препятствие, которое перед нами встаёт. Мы определяли для себя дни, когда возможно было провести это мероприятие. Слава Богу, что мы его в не проводили в тот день, когда была самая непогода. И наоборот, стояли очень солнечные дни, однако в короткие сроки было невозможно всё это организовать. 

Барахолка-фест

16. Какие другие «подводные камни» в работе антиквара не видны обычным покупателям предметов старины, посетителям галерей и выставок?

На самом деле, это хорошая традиция. Я бы даже сказал, не только для антикваров, а вообще для людей, которые владеют какой-то стариной. Даже может быть, это не старина, а предметы совсем недавних эпох, то, что называют винтаж. Это могут быть даже вещи семидесятых, восьмидесятых или девяностых годов прошлого столетия. И такие ярмарки-барахолки интересны тем, что кто-то может принести предметы, и, как правило, их продают очень дёшево. 

Можно найти интересный предмет за небольшие деньги. И с этого может начаться коллекция. На самом деле, задача подобных мероприятий это привлечь не столько антикваров в качестве продавцов, сколько обычных людей, которые хотят избавиться от каких-то старинных или старых вещей. Но не просто их выбросить, а найти нового владельца за небольшие деньги. И новому владельцу будет приятно, и прежний получит за это определенную сумму. К тому же, будет взаимное общение. 

Порой владельцы даже не подозревают, какие вещи могут быть ценными. И только придя на эту барахолку, они увидят, что, оказывается, обычный графин или кувшин, который пылится в чулане и которому они не придают значения, может быть интересен, стоит денег. И его можно не выбросить, а реализовать на этой барахолке. 

Старинные предметы

Так бывает не только с утилитарными вещами, но и с произведениями искусства. Известна история владимирского художника Наполеона Шерышева. После смерти художника родные все его работы, которые хранились в домашней мастерской, вывезли и выбросили в овраг. И сейчас найти работы этого автора очень сложно. А была бы барахолка, можно было бы распорядиться всем архивом  художника совсем по-другому и его взял бы человек, который отнёсся бы к этому профессионально. 

17. Какие три совета из личного опыта ты дашь начинающему антиквару?

Давайте уточним: начинающему антиквару или начинающему коллекционеру? Всё-таки антиквар это особая профессия. 

Например, можно захотеть стать компьютерщиком и получить образование, потому что знаешь, что в этой сфере такая работа хорошо оплачивается. У тебя есть к этому технические склонности. Да, можно сделать такой выбор. 

Насчет антиквара: я бы сказал, что это немного романтическая профессия, это призвание. И формально заниматься этим и достичь успеха не получится. Это выбор, который исходит из интереса, либо вырастает из коллекционирования. Человек начинает не просто тратить деньги на свою коллекцию, а начинает что-то реализовывать и становится антикварным дилером, а потом продавцом. А впоследствии, если ему это будет интересно, если у него будет получаться, если он получит дополнительные знания, то сможет уже профессионально работать на этом рынке. 

Какой совет? Сначала изучать тему коллекционирования, читать книги по этой теме, ходить на выставки. Если это будет интересно, тогда можно уже уходить в профессию. По крайней мере, пытаться делать это, продавая что-либо из старинных вещей.

18. В предыдущем ответе уже прозвучало слово «призвание». То, чем ты сейчас занимаешься, это хобби, которое удалось успешно монетизировать, или всё-таки работа, которая приносит удовольствие?

Самая лучшая работа та, которая является твоим хобби. Это занимает больше личного времени, но и даёт результат и радость, потому что ты занимаешься тем, чем ты хочешь заниматься. И тебе это даёт средства для жизни. Да, это и хобби, и работа. Есть темы, которые я собираю, как коллекционер, и есть темы, которые я не собираю, но реализую предметы этих тем.

19. Где во Владимире можно познакомиться с твоими коллекциями и приобрести понравившиеся вещи?

У нас есть несколько таких мест во Владимире. На улице Сакко и Ванцетти в доме №50 располагается частный Музей Владимирской иконы. Там мы показываем иконы XVI – начала XX вв.

Музей Владимирской иконы

А ещё приглашаем заглянуть в дом №39 по улице Большой Московской. Там у нас открыта галерея «Старая столица». В ней можно посмотреть предметы, приобрести старинную мебель, ювелирные украшения, произведения живописи, прикладного искусства, стекло, фарфор для того, чтобы это наполняло дом красотой и приносило радость.

Вход в галерею

20. Что ты пожелаешь проекту «Дорогами Души» и его читателям?

Всё делать с любовью и с душой. Это в каждой сфере принесёт какой-то результат, прежде всего, морально-нравственный. Это удовлетворение от того, чем ты занимаешься, и что ты даришь определённые чувства. Люди получают частичку тепла, и это наполняет их положительными эмоциями.

Игорь, большое спасибо за такое интересное интервью. Ещё раз поздравляю с профессиональным праздником, Днём антиквара. Желаю новых коллекций, интересных приобретений и приятных встреч. Всего тебе доброго!

— Большое спасибо за такие тёплые пожелания. Идём дорогами Души!

© Татьяна Трунова, апрель 2023

Очерки о музеях, в которых представлены коллекции произведений декоративно-прикладного искусства 

4 комментария к статье Игорь Кравченко: «Лучшая работа та, которая является твоим хобби»

  1. Спасибо, Татьяна. Очень интересное интервью. Здоровья и творческого успеха Игорю.

  2. Татьяна, Игорь, спасибо за знакомство с необычной, редкой профессией. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда