Барельеф «Железные дороги в истории России» в Екатеринбурге

Центр (левая часть)Во второе воскресенье августа в России отмечают День железнодорожника. В 2023 году праздник выпадает на 6 августа. И в этом очерке речь пойдёт о железной дороге.  

Мне довелось увидеть скульптурную композицию, которая посвящена российским железным дорогам. Это огромный барельеф «Железные дороги в истории России» в Екатеринбурге.

Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате

Барельеф установлен у здания Управления Свердловской железной дороги.

Здание Управления СвЖД

Скульптурная композиция отражает историю и основные этапы развития железнодорожного строительства и железнодорожного транспорта в России.

Общий вид памятника

Памятник-барельеф (честно говоря, впервые увидела такое интересное наименование) был открыт в июле 2018 года во время проведения XIV Ассамблеи начальников железных дорог России. На фото справа 16 клейм означают 16 действующих на тот момент российских железных дорог. 

Название барельефаОткрытие памятника

На отдельной вставке указаны авторы памятника − художник Сергей Титлинов и архитектор Александр Медведев.

Авторы барельефа

Это интересно   

Барельеф состоит из трех частей. С одной стороны, они логически взаимосвязаны друг с другом. Если внимательно присмотреться, через всю композицию по диагонали проходит рельс. Это символ того, что железные дороги объединяют разные регионы страны.

С другой стороны, барельеф разделён разломами на три части, в которых без труда прослеживаются основные этапы истории страны и строительства отечественных железных дорог.  

Левая часть памятника рассказывает о начале железнодорожного строительства в России. Первый паровоз братьев Черепановых (кстати, музей братьев Черепановых тоже находится на Урале, в Нижнем Тагиле). Император Николай Первый, при котором была открыта первая в России железная дорога общего пользования. Пуск Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой. Строительство Транссибирской магистрали, которая соединила Москву и Петербург с Восточной Сибирью и Дальним Востоком. А справа − первый разлом, как олицетворение Октябрьской революции. 

Левая часть

На барельефе очень много так называемых «говорящих» деталей. Например, те же рельсы со знаменитых демидовских заводов.

Рельс

Я не так часто вставляю видеоролики в свои путевые очерки. Однако в этой публикации предлагаю посмотреть две небольших видеоэкскурсии по памятнику. Их ведёт Светлана Одиноких, директор Музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги.  Мне очень нравится её рассказ: ёмко и информативно с акцентом на отдельных деталях монумента. Эта видеоэкскурсия как раз посвящена первой части памятника.

Центральная часть барельефа рассказывает о развитии железных дорог в СССР. Через образы и детали памятника великолепно передан дух эпохи: ритм первых пятилеток, вагонетки с углём, «Широка страна моя родная», Уралмаш, Феликс Дзержинский и Лазарь Каганович. А справа − следующий разлом: Курск и Сталинград, «теплушки» и фронтовые эшелоны в годы Великой Отечественной войны.  

Центр (левая часть)

Далее на барельефе представлены послевоенные годы: это освоение Западной Сибири, строительство Байкало-Амурской магистрали, даже развал СССР. Я думаю, старшее поколение узнало строчку из песни: «Мой адрес − не дом и не улица, мой адрес − Советский Союз». К сожалению, у меня нет снимка крупным планом. Но если вы кликните по фото, чтобы его увеличить, то в нижнем левом углу увидите традиционный подстаканник. В таких подстаканниках пила в поездах чай вся страна, помните? 

Центр (правая часть)

Правая часть барельефа символизирует наши дни. Это скоростные поезда типа «Ласточка» и «Сапсан», космодромы Байконур и Восточный, семейные династии железнодорожников. Фигуры мужчины и мальчика это символ преемственности поколений на железной дороге. 

Правая часть

И ещё одна видеоэкскурсия, она посвящена правой части барельефа. 

На памятнике указан QR-код, который поможет самостоятельно познакомиться с барельефом.  

Мобильный гид

А теперь давайте посмотрим на некоторые детали, которые прекрасно дополняют памятник.  

Штрихи к портрету памятника

Рядом с барельефом располагается небольшой уютный сквер. В нём установлена скамейка со скульптурным изображением Константина Тимофеевича Бабыкина. 

Бобыкин К.Т (на скамье)

Информационная табличка рядом со скамейкой оповещает, что К.Т. Бабыкин был заместителем начальника службы пути Пермской железной дороги. 

Указатель рядом со скамейкой

Перед входом в Управление СвЖД установлены вот такие часы и модель глобуса. Недалеко находятся Дворец культуры железнодорожников и железнодорожный вокзал Екатеринбурга.  

ЧасыУказатель

Прямо напротив входа в здание − небольшой фонтан и самые обычные фонари. Вот она, красота в простоте!  

ФонтанФонари

На территории Управления СвЖД стоят ограждения с узнаваемым логотипом РЖД.

Логотип

И цветут на клумбах перед зданием великолепные гортензии с огромными бело-розовыми шапками. 

Гортензии

Поздравляю с Днём железнодорожника всех, кто отмечает сегодня этот праздник! 

© Татьяна Трунова, август 2023

Приглашаю почитать 

  • Постой, паровоз! − эссе о поразительном сходстве школы и железнодорожного вокзала 

Другие достопримечательности Екатеринбурга 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда