Во второе воскресенье августа в России отмечают День железнодорожника. В 2023 году праздник выпадает на 6 августа. И в этом очерке речь пойдёт о железной дороге.
Мне довелось увидеть скульптурную композицию, которая посвящена российским железным дорогам. Это огромный барельеф «Железные дороги в истории России» в Екатеринбурге.
Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате
Барельеф установлен у здания Управления Свердловской железной дороги.
Скульптурная композиция отражает историю и основные этапы развития железнодорожного строительства и железнодорожного транспорта в России.
Памятник-барельеф (честно говоря, впервые увидела такое интересное наименование) был открыт в июле 2018 года во время проведения XIV Ассамблеи начальников железных дорог России. На фото справа 16 клейм означают 16 действующих на тот момент российских железных дорог.
На отдельной вставке указаны авторы памятника − художник Сергей Титлинов и архитектор Александр Медведев.
Это интересно
Барельеф состоит из трех частей. С одной стороны, они логически взаимосвязаны друг с другом. Если внимательно присмотреться, через всю композицию по диагонали проходит рельс. Это символ того, что железные дороги объединяют разные регионы страны.
С другой стороны, барельеф разделён разломами на три части, в которых без труда прослеживаются основные этапы истории страны и строительства отечественных железных дорог.
Левая часть памятника рассказывает о начале железнодорожного строительства в России. Первый паровоз братьев Черепановых (кстати, музей братьев Черепановых тоже находится на Урале, в Нижнем Тагиле). Император Николай Первый, при котором была открыта первая в России железная дорога общего пользования. Пуск Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой. Строительство Транссибирской магистрали, которая соединила Москву и Петербург с Восточной Сибирью и Дальним Востоком. А справа − первый разлом, как олицетворение Октябрьской революции.
На барельефе очень много так называемых «говорящих» деталей. Например, те же рельсы со знаменитых демидовских заводов.
Я не так часто вставляю видеоролики в свои путевые очерки. Однако в этой публикации предлагаю посмотреть две небольших видеоэкскурсии по памятнику. Их ведёт Светлана Одиноких, директор Музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Мне очень нравится её рассказ: ёмко и информативно с акцентом на отдельных деталях монумента. Эта видеоэкскурсия как раз посвящена первой части памятника.
Центральная часть барельефа рассказывает о развитии железных дорог в СССР. Через образы и детали памятника великолепно передан дух эпохи: ритм первых пятилеток, вагонетки с углём, «Широка страна моя родная», Уралмаш, Феликс Дзержинский и Лазарь Каганович. А справа − следующий разлом: Курск и Сталинград, «теплушки» и фронтовые эшелоны в годы Великой Отечественной войны.
Далее на барельефе представлены послевоенные годы: это освоение Западной Сибири, строительство Байкало-Амурской магистрали, даже развал СССР. Я думаю, старшее поколение узнало строчку из песни: «Мой адрес − не дом и не улица, мой адрес − Советский Союз». К сожалению, у меня нет снимка крупным планом. Но если вы кликните по фото, чтобы его увеличить, то в нижнем левом углу увидите традиционный подстаканник. В таких подстаканниках пила в поездах чай вся страна, помните?
Правая часть барельефа символизирует наши дни. Это скоростные поезда типа «Ласточка» и «Сапсан», космодромы Байконур и Восточный, семейные династии железнодорожников. Фигуры мужчины и мальчика это символ преемственности поколений на железной дороге.
И ещё одна видеоэкскурсия, она посвящена правой части барельефа.
На памятнике указан QR-код, который поможет самостоятельно познакомиться с барельефом.
А теперь давайте посмотрим на некоторые детали, которые прекрасно дополняют памятник.
Штрихи к портрету памятника
Рядом с барельефом располагается небольшой уютный сквер. В нём установлена скамейка со скульптурным изображением Константина Тимофеевича Бабыкина.
Информационная табличка рядом со скамейкой оповещает, что К.Т. Бабыкин был заместителем начальника службы пути Пермской железной дороги.
Перед входом в Управление СвЖД установлены вот такие часы и модель глобуса. Недалеко находятся Дворец культуры железнодорожников и железнодорожный вокзал Екатеринбурга.
Прямо напротив входа в здание − небольшой фонтан и самые обычные фонари. Вот она, красота в простоте!
На территории Управления СвЖД стоят ограждения с узнаваемым логотипом РЖД.
И цветут на клумбах перед зданием великолепные гортензии с огромными бело-розовыми шапками.
Поздравляю с Днём железнодорожника всех, кто отмечает сегодня этот праздник!
© Татьяна Трунова, август 2023
Приглашаю почитать
- Постой, паровоз! − эссе о поразительном сходстве школы и железнодорожного вокзала
Другие достопримечательности Екатеринбурга
- Музей истории камнерезного и ювелирного искусства − один из «каменных» музеев Екатеринбурга. В экспозиции представлены изумительные по красоте вещи из уральских самоцветов.
- Уральский Геологический музей − музей при Уральском горном университете. В экспозиции представлены коллекции геологических образцов Урала.