Виктор Цымбал: «В моделизме главное это новый взгляд на привычные вещи»

В гостях у проекта «Дорогами Души» − моделист широкого профиля из города Киржача Владимирской области Виктор Цымбал 

Цымбал Виктор«Меня зовут Виктор Цымбал, я по образованию историк и юрист. В настоящее время работаю адвокатом.

Моё хобби это моделизм. К нему я шёл с детства, пронёс через юношеские годы, дошёл до зрелого возраста, когда уже сам могу выбирать те модели, которые покупаю, а не те, которые дарят; ездить в те места, которые могу и хочу посмотреть, и общаться с теми людьми, с которыми мне интересно». 

− Витя, добрый день! Приветствую тебя на своём авторском проекте «Дорогами Души». Чтобы у читателей и слушателей не возникало вопросов, почему я обращаюсь на «ты», поясню: мыс Виктором знакомы уже более 30 лет. Вместе учились в институте, закончили исторический факультет, поэтому можем друг друга называть на «ты». 

Уже не один десяток лет ты увлекаешься моделированием. Сегодня, 20 августа, у вас, моделистов, профессиональный праздник − День моделиста. Мне хотелось бы побеседовать с тобой о той самой «кухне» любителя-моделиста, благодаря которой мы можем любоваться шедеврами мастеров.

Интервью опубликовано в двух форматах − в аудиозаписи и в текстовой версии. Почти все фотографии предоставлены Виктором Цымбалом. 

_____________________________

Аудиоверсия

 

Текстовая версия

1. Когда и в связи с чем началось твоё увлечение моделизмом?

Увлечение начиналось, как у многих (думаю, практически, у всех) с детства, когда родители приобрели первую пластиковую модель, которую я склеил.

По-настоящему серьёзное увлечение пришло уже в зрелые годы, когда увидел работы профессиональных моделистов и понял, что модели можно не только склеивать, но ещё и красить и что за каждой моделью есть своя история. Вот тогда уже просыпается определённый интерес, хочется делать более тщательно, красиво и более аутентично для полного сходства с реальным прототипом.

2. На чём ты специализируешься и в каких масштабах создаёшь модели?

Я отношусь к любителям бронетехники или «брони». У нас есть масштаб 1:72, он считается «слепым», поскольку все детали мелкие, танчики настолько маленькие, что помещаются в спичечный коробок. Есть масштаб ещё меньше − 1:100. 

Мой любимый масштаб это более стандартный − 1:35. Это широко распространённые пластиковые наборы, их выпускают как отечественные производители, так и зарубежные. Но мне особенно нравится авиационный масштаб 1:48, который позволяет делать бронетехнику − танки, бронетранспортёры, грузовики − в одном масштабе с моделями самолётов, которые тоже достаточно широко распространены.

Макет танка

Масштабы 1:48 и 1:72 являются основными для авиации. Соответственно, укладываясь в эту линейку, мы делаем танки, машины и бронетранспортёры, которые можно поставить рядом с самолётом и сравнить их габариты между собой на одной полке. 

3. Ты собираешь модели из уже готовых наборов или из собственных отдельных элементов?

Первоначально все моделисты собирают из готовых наборов. Все проходят через покупку и так называемую «сборку из коробки». Постепенно они приходят к пониманию того, что некоторые детали в пластике изображены немного не аутентично тому, что могло бы быть в этом масштабе. 

Коробка

Например, листовой пластик достаточно толстый, поэтому со временем его приходится заменять металлическими деталями из тонкой фольги. Некоторые детали выпускают отдельные производители. Есть целые системы, целые институты производителей, которые занимаются изготовлением так называемого «афтермаркета» или дополнений: металлические стволы, металлические гусеницы, всякие решётки, сетки, канистры и так далее. Их делают как из тонкого пластика, так и из металла и смолы. Сейчас очень популярна 3D печать. 

Соответственно, первоначально собираешь из коробки, а потом постепенно понимаешь, что некоторые элементы надо переделывать. Отдельные детали ты не находишь в продаже в хорошем качестве и начинаешь их делать сам: берёшь тонкий пластик, начинаешь вырезать, подгонять, зачищать. И приходишь к тому, что у тебя модель наполовину из коробки, наполовину из деталей, которые либо сделаны самостоятельно, либо где-то позаимствованы. 

4. Как ты хранишь мелкие детали, чтобы они не терялись, не ломались, не пачкались и не смешивались друг с другом?

Как правило, все проекты начинаются с того, что ты приобретаешь модель, а к ней покупаешь все дополнения. Потому продумываешь, что будешь делать самостоятельно из листового пластика или из так называемого «пластика Доширак». У моделистов очень популярно это выражение: коробочки из-под «Доширака» сделаны из тонкого пластика, что позволяет вырезать из него любые мелкие детали и потом их склеивать. 

К той модели, которая у тебя уже сложилась в голове, ты добираешь все необходимые детали. У тебя это всё в коробке. Как правило, после сборки остаётся много деталей, которые могут пригодиться в будущем. Например, некоторые масштабные или металлические детали не пригодились.

Детали

Ты покупаешь отдельную пластиковую коробочку. Постепенно таких коробочек становится много. У людей, которые увлекались ремонтом автомашин, обычно в гараже всегда было много банок с гаечками. У тех, кто занимается ремонтом дома, всегда есть коробочки с шурупчиками разного размера. Постепенно подобные коробки занимают определённый объём шкафа. Но без них никуда, поскольку без этих мелочей практически невозможно собрать более или менее достойную модель. 

Вся модель смотрится хорошо, когда на ней очень много мелких деталей, которые где-то выступают, где-то создают иллюзию объема и тогда глазу есть за что зацепиться.

5. Какие основные этапы включает в себя процесс сборки модели?

Как правило, это «новая коробка» (смеётся). Это сленг, где есть такое понятие − «новая коробка». У моделистов ещё бытует выражение «борьба жабы и хомяка». Как хомяк всё тащит в норку, так и моделист со временем тоже тащит к себе все новинки. Например, вышел новый танчик, у него лучше детали, проработка − надо взять, а соберу его я потом. 

С другой стороны, «жаба», которая тебе говорит, что моделей у тебя уже очень много, из шкафа всё вываливается. И вот эта борьба «жабы» и «хомяка» идёт постоянно. 

Сборка

Начинается всё с того, что ты видишь какую-то интересную модель или хочешь собрать интересную модель. Например, очень популярен в сборке танк Т-34. Соответственно, ищешь производителя и смотришь, где лучше сделано. Потом ищешь к нему дополнения: металлический ствол, металлические гусеницы, сетки, решётки и так далее.

Модель в сборке

Затем представляешь, как это будет выглядеть после сборки, как ты будешь это красить. Берёшь «химию». Перед этим читаешь море литературы, проходишь в Интернете на форумах по сборке танка все споры, если не сказать более грубо, о том, что этот зелёный цвет не такой зелёный, который является аутентичным. Краска, которой красили танк Т-34, называлась 4БО. И вот какая она была на самом деле, ломают копья до сих пор. 

Зелёная краска

Проходишь все эти этапы, затем начинаешь собирать. Показываешь недоделанное друзьям. Они тебе говорят, что всё это неправильно. Ты ссоришься с друзьями и доделываешь так, как ты хочешь, а потом где-то выставляешься. 

Существуют онлайн платформы, где ты можешь выставить работы. Например, сайты Каропка.ру и Скала.ру. Это старейшие сайты. «Скале» только что исполнилось 18 лет. Там выставляешь работы и получаешь должную критику. Моделисты называют это «кидание табуреткой»: дескать, «лови свою табуретку». Ты исправляешь что-то в модели или, наоборот, встречаешь понимание, мол, хорошая модель. Ты получаешь аплодисменты, призовые очки или баллы за участие в конкурсах. 

Можно участвовать в офлайн мероприятиях, которые тоже проводятся по всей стране. Там ты выставляешь работу и она получает оценку профессионального жюри. А зрители ходят, цокают язычком: «Как это интересно!».

6. Моделистам приходится работать с «химией», то есть лакокрасочными составами, растворителями и другими реагентами. Наверняка здесь есть своя техника безопасности?

Среди моделистов бытует шутка: «Я стал моделистом не от того, что люблю собирать модели, а от того, что я токсикоман». Есть краски на нитрооснове, которые разбавляются растворителями и имеют достаточно ядовитую отдушку. В том числе есть клеи, которые имеют достаточно ядовитый запах. Никому бы не рекомендовал нюхать цианакрилаты или секундные клеи, те же «Моменты». Но ими приходится пользоваться, потому что они более крепкие при сборке между собой металлических деталей. 

Краска для колёс

Что касается краски. Кроме красок на нитрооснове, сейчас на рынке представлено много красок на водной основе. Много алкидных эмалей, которые созданы с использованием водно-спиртовых растворителей и имеют меньшую отдушку. Есть чисто водные краски. Сейчас представлена широкая гамма красок, которые позволяют заниматься этими работами. Особенно они интересны для миниатюристов. 

Что касается техники безопасности. Эта краска позволяет красить фигурки даже людям, у которых аллергические реакции на все ядовитые вещества. В детстве у меня тоже была аллергия. Для тех людей, у которых есть аллергия на определённые запахи и растворы, всегда можно подобрать краску, которая будет удовлетворять всем гигиеническим нормам. 

Окрашивание

А если красишь более крупные изделия, например, полноразмерный корабль или танк в больших масштабах 1:35 или 1:16, там, несомненно, применяется и нитрокраска, и краска из баллончиков, которая имеет запах. Тут, конечно, безопасность в первую очередь, для этого существуют вытяжки. На банках всегда написано, что данную краску следует применять на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. 

Для начинающих я бы рекомендовал краски на водной основе, которые имеются в продаже. Профессиональные продавцы могут вас всегда проконсультировать с точки зрения безопасности. 

7. В моделизме есть такой приём, как «старение», то есть придание модели изношенного вида. Ты этим пользуешься? Или для тебя важно, чтобы модель выглядела как новенькая, словно только что сошла с конвейера?

Очень интересный вопрос. Тут тоже сломано много копий. В моделизме есть несколько направлений. Например, существуют парадные или музейные модели. На параде вся техника блестит, она вся помыта и отдраена, колеса неоднократно покрыты смесью воды и керосина (поэтому они и блестят), проведены белые полосы. Конечно, в бой машины в таком виде не ходят. 

И есть второе направление в моделизме, оно гораздо шире. Это любители моделизма, которые делают технику аутентичной той, которую они видят на фотографиях времён Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, Первой мировой войны. Сейчас это направление популярно.  

В моделизме процесс старения называется везерингом. Термин пришёл к нам с Запада. Известный моделист Мигель Хименес запустил эту методику и ряд известных моделистов компании «Верлинден» начинали эту практику. Параллельно для этого сразу предлагается своя «химия», то есть имитация подтёков масла, подтёков ржавчины, грязь. Кстати, грязь не только европейская. Отдельно в гамме красок испанской фирмы «MIG» представлена курская земля. Эта тема тоже очень популярна. 

Грязь

Так что есть те, кто «старит» модель и те, кто делает парадные модели. Как говорится, на все вкусы.

8. В одном из предыдущих ответов ты уже упомянул профессиональный сленг моделистов. Я слышала, что слово «каток» у моделистов-«танкистов» обозначает колесо, а «бабочка» это деталь для крепления. Какие ещё интересные, забавные или смешные слова популярны в вашей сфере уже с другим, переносным значением?

Как я уже сказал, «коробка», то есть коробочная модель. Для многих это просто ящик, а у нас это ящик с деталями. Это сборка, для которой ты не приложил никаких дополнительных усилий, а просто взял и собрал. Есть японская компания «Тамия», у них такое качественное изготовление моделей, что бытует выражение: «Чтобы собрать модель фирмы «Тамия», достаточно бросить в коробку бутылёк с клеем, потрясти эту коробку и само всё соберётся». 

Есть специальные термины − везеринг, прешейдинг, − которые пришли из европейского моделизма любителей. Оттуда же к нам пришли термины, связанные с подачей модели с точки зрения источника освещения. 

Это как раз прешейдинг? 

Нет, это не прешейдинг. Например, мы делаем самолёт, а у него есть тонкая расшивка, когда листы железа соединяются между собой швом. Сначала модель грунтуется, закрашивается, чтобы на неё хорошо легла краска. Потом все места, которые будут углублениями, обрабатываются чёрной краской. И затем, когда тонкими слоями ложится основной цвет, например, зелёный, то углубление или ниша уже затенены этим чёрным. То есть здесь ты уже не заливаешь основным цветом. 

Сейчас ещё любят выветривание, когда сверху пыли больше, чем на вертикальных поверхностях. Мы видим, как на лобовом стекле машины работают дворники. Та часть, где они работают, чистая, а остальное стекло пропылённое. Или грязь на колёсах, как она распределяется.

Модель

Все эти нюансы нашли отражение в терминологии, поэтому останавливаться на этом вопросе для широкого круга наших слушателей, наверное, не имеет смысла. Но это можно найти в специальной литературе. Выходит много российских журналов, например, ежемесячный «М-Хобби». Есть много иностранной литературы, которую тоже можно найти в модельных магазинах.

9. С какими сложностями ты сталкиваешься при сборке моделей?  

Прежде всего, это мелкие детали. Как мы знаем, по закону Мерфи или по закону подлости, если есть мелкая деталь, которая очень ценна именно для монтажа данной конструкции, то она почти всегда, с вероятностью 99,9% в самый ответственный момент или потеряется, или выскочит из рук.

Мелкие детали

Ты держишь пинцетом маленькую круглую деталь. В тот момент, когда она вылетает в неизвестном направлении, ты уже чертыхаешься и соображаешь, чем можно её заменить. Как правило, она находится уже после того, когда уже всё собрано и всё заменено.

Вот это и есть основная сложность, то есть продумывание работы с мелкими деталями. Ты понимаешь, что их утрата будет иметь печальные последствия ввиду того, что ты их не поменяешь на аутентичные и просто замучаешься изготавливать замену из самодельных подручных материалов.

10. Тебя больше вдохновляет сам процесс сборки или всё-таки результат?

Больше, конечно, сам процесс, потому что иногда «остываешь». И у меня в портфолио есть много пластиковых ящиков с недоделанными моделями, к которым я потом могу вернуться и уже тогда доделать. Начал работу, потом закончился запал. Тогда модель откладывается в долгий ящик. 

Модель в процессе сборки

Через какое-то время что-то у тебя срабатывает, происходит какое-то событие. Например, юбилей Курской битвы. А у тебя есть незаконченная модель танка Т-34-76. А почему бы не собрать к этой дате?  

Конечно, не менее интересно, когда модель закончена. Но когда она завершена, ты уже понимаешь, что многое бы сделал по-другому. Интереснее, конечно, пока собираешь. 

11. Сколько и каких моделей сейчас хранится в твоей личной коллекции? Наверняка ты их каким-то образом учитываешь и систематизируешь?

Получается так, что некоторые модели даришь, некоторые уходят у тебя в подарок, некоторые модели выпрашивают знакомые. У меня есть два-три десятка моделей. Есть моделисты, у которых целые комнаты заставлены их моделями, особенно самолетами. И ты приходишь к ним, как в музей. У меня больше несобранных моделей, их примерно две или три сотни.

Коробки

12. На мой взгляд, увлечение моделизмом имеет и чисто прикладной аспект. Модели могут интересовать коллекционеров, музейных работников, учителей истории, руководителей модельных и исторических кружков. Ты делаешь модели на заказ?

Было пару раз по просьбе знакомых. В основном я делаю модели для себя, для удовлетворения собственного мелкого тщеславия. Для музеев не делал, но для одного из школьных музеев просто отдал коллекцию солдатиков и самолётов, которая у меня параллельно образовалась, когда я их покупал уже в готовом виде.

У нас есть журнальные серии или так называемые «Партворки» с солдатиками, с самолётами. Вот такие и отдаёшь в музей, стараешься куда-то пристроить.

13. В одной из соцсетей прочла твоё высказывание: «В моделизме главное это новый взгляд на привычные вещи». Почему это так важно?

Когда ты что-то делаешь, то бывает так, что простые предметы тебе очень помогают в моделизме. Например, ты решил сделать небольшую диораму. Ты задумался, о том, что нужно купить. Сейчас есть компании, которые выпускают наборы со старыми зданиями, сооружениями, площадями. Но всё это ты можешь придумать сам. Какая-нибудь розетка или пластиковая деталь из строительного магазина тебе подсказывает, что это готовый дот или фрагмент оборонительного сооружения. 

Солдаты на танке

Многое можно найти и сделать, по меткому выражению моделистов, из говна и палок. Есть немало умельцев, которые приспосабливают простые вещи и собирают из них старинные замки, полуразрушенные здания. Они просто подставляют фигурки солдатиков − и вот уже получилась диорама или виньетка, уже какой-то сюжет. А сюжет в моделизме, на мой взгляд, очень важен. 

14. У тебя базовое историческое и юридическое образование. Они как-то помогают в твоём увлечении?

Безусловно! Историческое образование вдохновляет на новое прочтение тех или иных исторических мемуаров. За этими страницами ты видишь уже не просто события, но и сюжеты. Как только появляется в голове сюжет, вокруг него формируется всё остальное. Ты можешь собрать танк, можешь сделать бойцов вокруг пушки и так далее. 

Юридическое образование тоже помогает, поскольку в моделизме имеются определённые ограничения. Учитываем тот факт, что моделизм всё-таки направлен на воспитание патриотических чувств.

Танк 435

Несомненно, он направлен на то, чтобы воспитывать негативное отношение к таким явлениям, как фашизм. Поэтому у нас в юридической практике существуют определённые ограничения, в том числе на демонстрацию запрещённой символики.  К ней отнесены и элементы фашистской символики. Например, свастика или обозначение эсесовских дивизий, которые официально признаны Нюрнбергским трибуналом военными преступниками. 

Соответственно, за этим следят. На крупных выставках, особенно детско-юношеских, есть модели, которые полностью аутентичны оригиналам. На немецких самолетах имеется свастика в качестве государственного обозначения, но она, как правило, закрывается бумажечками, наклеечками и широкому кругу непосвящённых зрителей не демонстрируется. 

На слёте моделистов

Поэтому есть определённые нюансы, поскольку моделизм это ещё и воспитание. За каждым танком стоит не просто танк, а чья-то судьба и жизнь. Мы собираем даже немецкие танки не потому, что нам это очень нравится, а потому мы хотим видеть, кого мы победили, какую страшную машину победил советский народ. Мы показываем, какой огромный потенциал был у гитлеровцев и какую разнообразную технику победил русский солдат.

15. Чтобы собирать точные модели, очень важно представлять, как выглядит сам оригинал, верно? Ты бываешь во многих экспозициях, где выставлена военная техника. Какие музеи по данной тематике ты рекомендуешь посетить не только тем, кто занимается моделизмом, но и всем желающим?

Если мы говорим о европейской части России или о территории, близкой к Москве, то это, несомненно, музей Вадима Задорожного в районе Красногорска. Чуть подальше на западе от Москвы есть музей в Падиково, там тоже интереснейшие экспонаты. Есть музей недалеко от нас в районе Черноголовки, собранный стараниями энтузиастов. 

Из крупных музеев за Уралом это, конечно, Верхняя Пышма. Там открыт крупнейший музей, в котором собрана в том числе и железнодорожная, и авиационная техника.

Верхняя ПышмаВоенная техника

В Пышме даже воссоздали известный довоенный советский танк «Линкор». Это новодел, но внешне очень похож: танк Т-35, пятибашенный, с тремя башнями с пушками, двумя башнями с пулемётами, на гусеничном ходу. Экипаж порядка десяти человек и у них в штате даже был свой собственный комиссар. 

Так что я рекомендую посетить эти музеи. Конечно, ещё и Центральный музей Вооруженных Сил в Москве. Правда, там не всегда пускают в экспозицию, где представлена стоящая на улице техника. Но её в этой экспозиции значительно меньше, чем в музеях, которые я назвал ранее.

Рекомендую почитать  

На проекте «Дорогами Души» есть очерки о музеях, в которых представлена военная и автомобильная техника. Вот некоторые из этих публикаций.

  • Музей пермской артиллерии: открытая площадка (Пермь) − краткий обзор русских, советских и российских артиллерийских орудий, представленных на территории музея
  • Музейный комплекс УГМК: военная техника (Верхняя Пышма, Свердловская область) − краткий обзор военной техники, представленной в павильонах «Парадный расчет», «Музей военной техники» и на открытой площадке
  • Музейный комплекс УГМК: автомобили  (Верхняя Пышма, Свердловская область) − краткий обзор автомобилей, представленных в павильоне «История автомобильной техники», в уличных павильонах и на открытой площадке
  • Прохоровка: третье ратное поле России (Прохоровка, Белгородская область) − мемориальный комплекс, посвященный крупнейшему танковому сражению в истории Второй мировой войны. Оно произошло в июле 1943 года под Прохоровкой. 

16. В твоём личном портфолио немало наград, полученных на международных и всероссийских конкурсах моделистов. Что тебе даёт участие в этих мероприятиях помимо завоёванных наград?  

Я называю это Музеем своего личного тщеславия (смеётся). Не секрет, что взрослые люди, которые занимаются моделизмом, вызывают у окружающих лёгкую иронию: седой дядечка в годах, с животиком, сидит и клеит самолётики или играет в игрушки. То ли дело рыбаки или охотники, которые занимаются делом. 

Виктор за работойДиплом

Поэтому подобные общественные мероприятия позволяют не только себя показать, но и, самое главное, других посмотреть. Посмотреть новые идеи. Посмотреть, насколько твой уровень моделизма соответствует российскому или европейскому. И, помимо новых идей, познакомиться с новыми людьми.

Как правило, именно на таких мероприятиях проходят интересные встречи, мастер-классы и ты заводишь друзей, с которыми потом уже общаешься онлайн. Оказывается, в стране и за рубежом очень широкий круг моделистов. До этого я думал, что только я один такой дурачок (смеётся).

17. А на конкурсах ты ведь выступаешь не только в качестве участника, но и как член жюри?

Со временем приобретаешь опыт. На некоторых мероприятиях тебя уже просят участвовать в работе жюри. Как правило, у нас все мероприятия проводятся вокруг определённых клубов, которые находятся в разных городах − Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Калининград (откуда я вернулся не так давно). Мой любимый клуб, в котором я состою, это клуб историко-технического стендового моделизма «Патриот» в городе Ступино Московской области. 

Клуб «Патриот»

Есть много других клубов, особенно за Уралом, которые проводят ряд слётов моделистов. Как правило, лучших моделистов привлекают для судейства. Обычно работаем командой в составе 2-3 человек, чтобы были взгляды нескольких людей. Как правило, наши взгляды совпадают и поэтому у людей, которые участвуют в подобном мероприятии впервые, не возникает вопросов типа «Почему мой танк оценили так, а другие модели оценили по-другому?». Всегда объясняешь, почему поставлена та или иная оценка.  

18. У тебя огромный опыт в изготовлении моделей. Я слышала, что ты проводишь мастер-классы. На кого они рассчитаны и где их можно найти?

Помимо сборки бронетанковой техники, мне ещё очень нравится фантастика. Когда я был подростком, мой мир буквально перевернули «Звёздные войны» Лукаса и весь последующий мир «Звёздных войн». А когда уже подрос, то появилась возможность купить за хорошие деньги более или менее адекватные модели этих звёздных истребителей и звёздных разрушителей. 

Мне понравилась идея, навеянная японскими мастерами, вводить туда светотехнику. В настоящее время у меня есть несколько мастер-классов. Я пропагандирую использование светодиодов для «оживления» тех или иных моделей.

Советую почитать 

У Виктора есть замечательная статья «Светодиоды в моделизме» − со схемами, с подробным, понятным и доступным объяснением базовых понятий и особенностей использования светодиодов при сборке моделей. 

Помимо фантастических летательных аппаратов, у меня, например, есть полицейская машина, в которой на крыше мигает её «люстра»,  приборы, светотехника, поворотники и так далее. 

То же самое применяют моделисты, которые занимаются автомоделизмом. Фары светятся, поворотники включаются − и к модели уже совсем другое внимание. Приходишь на выставку, где стоит десятка два грузовиков. И если у одного что-то светится, он уже привлекает к себе больше внимания. 

На официальном сайте клуба «Патриот» города Ступино у меня есть лекции в разделе «Наши модели».

Итальянская бронемашина

БМП

Они оформлены в виде статей, потому что видео в YouTube я пока не выкладываю и пока не дорос до Вашего, Татьяна, профессионализма, чтобы делать такие интересные программы.

19. Как педагог, я понимаю, что в моделизме заложен огромный развивающий и воспитательный потенциал. Это увлечение развивает мелкую моторику, пространственное, логическое и творческое мышление. Оно формирует такие черты характера, как терпение и настойчивость, умение доводить начатое до конца и не опускать руки в том случае, если что-то получается не сразу. Ты не задумывался о том, чтобы открыть собственную школу моделизма для тех же подростков?

Татьяна, правильный вопрос. Несомненно, моделизм развивает все навыки, которые развивали у нас в советское время в школе на уроках труда. Я, например, в то время научился шить, пришивать себе пуговицы. Для мальчиков это умение работать с любым инструментом − дрелью, напильником; это умение сверлить, шлифовать, клеить, пользоваться бытовой химией. Кстати, в моделизме девушек не меньше, чем парней, и они не уступают по настойчивости и умениям.  

Работа с детьми требует большой настойчивости, упорства и определённых профессиональных навыков. По нашему законодательству это направление регулируется в том числе и нормами СанПиНа, программами и тому подобное. У нас есть много клубов, где профессиональные дипломированные преподаватели занимаются с детьми. 

Я пока не готов, потому что моей основной деятельностью является юриспруденция. Кроме того, заниматься сложно, это я знаю по опыту детских кружков. Там в начале года приходит сто человек, а к концу года остаются пять. Зато эти пятеро смогут потом пройти все номинации на конкурсах: детскую до 14 лет, юношескую с 14 до 18 лет и далее.    

20. Семья поддерживает твоё хобби?

Несомненно! Без поддержки жены я бы этим заниматься не смог. Нужно выделять время. Смотреть без иронии на то, что ты проводишь время за сборкой моделей. С пониманием относиться к твоим поездкам в другие города и страны. 

Екатерина Цымбал

Иногда я стараюсь брать с собой жену, где возможно. Она знает многих моделистов, сейчас уже владеет профессиональным сленгом, умеет отличать хорошие модели от очень хороших, имеет свой взгляд на это дело.

21. Что ты пожелаешь проекту «Дорогами Души» и его читателям?

Я относительно недавно узнал о проекте «Дорогами Души». Мне нравится вот этот подход, человеческий, от людских историй к осознанию больших понятий и каких-то явлений в жизни. То есть, программа идёт от человека через его видение определённых вещей. 

Особенно мне откликнулась статья, связанная с Курской дугой и Прохоровкой, когда мужчина нашёл отцовский танк. Это трогает до глубины души, потому что когда ты собираешь танк, ты его тоже собираешь не бездушно. Ты его собираешь под какой-то прототип, за которым стоит своя история. И как раз на «Дорогами Души» есть истории, которые трогают. 

У меня даже зародилась идея собрать модель танка, на который приезжал посмотреть сын участника Курской битвы, вокруг которого «размоталась» вся история поиска и через который прошли исторические события. Вот это мне очень интересно в данной программе.

Вот так выглядит та самая машина, о которой говорит Виктор. Это танк Т-34 с гвардейским знаком и бортовым номером 213, установленный на постаменте на Танковом поле под Прохоровкой в Белгородской области.

Танк 213 на пьедестале

Витя, большое спасибо за такое интересное интервью. Поздравляю тебя с профессиональным праздником, Днём моделиста!

Кстати, в этом году исполняется 61 год движению моделистов. 20 августа 1962 года в СССР вышел первый номер журнала «Моделист-конструктор». Именно тогда появилась неофициальная дата праздника для всех любителей моделизма.

Пусть будет больше новых моделей, интересных знакомств, творческого общения, успехов на международных и всероссийских конкурсах и чисто человеческого удовольствия от этого увлечения. Всего тебе самого доброго и до новых встреч!

__________________________

Если Вы хотите задать Виктору вопрос или поделиться своими впечатлениями, пишите прямо под этим интервью, в поле для комментариев. 

© Татьяна Трунова, август 2023

О важности сохранения исторической памяти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда