Великий Новгород. Памятник «Тысячелетие России»

Рюрик12 июня мы отмечаем День России. И в этом очерке я хочу рассказать об одном удивительном монументе, в который «вплетены» несколько веков русской и российской истории. 

Это памятник «Тысячелетие России». Он находится в Великом Новгороде на территории Кремля, недалеко от Софийского собора. 

Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате

Страницы истории

Монумент «Тысячелетие России» был установлен в 1862 году, в год тысячелетия призвания варягов на Русь. 

В 1857 году был объявлен сбор средств для памятника. Жители страны собрали чуть более 72 тысяч рублей, правительство выделило еще 400 с лишним тысяч из государственной казны.

Очень много времени потребовалось для составления «списка видных людей», который утверждался самим императором. Было много споров и обсуждений. Например, новгородцы выступили против изображения на памятнике Ивана Грозного. Почему? Да потому что жители прекрасно помнили так называемый Новгородский погром.  

Новгородский погром — поход опричного войска на Новгород в 1569—1570 годах под личным руководством Ивана Грозного, сопровождавшийся массовыми убийствами. Жертвами погрома стали по разным оценкам от 2 до 15 тысяч человек. Кроме того, вследствие погрома в городе начали свирепствовать голод и болезни. (По данным Википедии) 

В 1859 году при Императорской Академии художеств был создан Конкурсный совет с участием архитекторов и инженеров. Он рассмотрел 52 представленных эскиза будущего монумента. В итоге остановились на проекте 24-летнего художника Михаила Микешина. 

Информационная табличка

В связи с большим объемом и сложностью работы над изготовлением памятника работала целая группа скульпторов и архитекторов. 

Строительство монумента

Для памятника требовались разные строительные материалы. Для фундамента использовали гранит. Его привозили из Сердобольских каменоломен, которые находились на Ладоге. Бронзовые детали памятника изготавливались в Санкт-Петербурге, а затем переплавлялись  сначала по Неве, а затем по Волхову в Великий Новгород. Готовые фрагменты памятника осматривал и одобрял сам император Александр II.

Памятник был открыт 8 сентября 1862 года. Торжества по этому поводу длились целых три дня. 

После Октябрьской революции 1917 года большевики стали рассматривать монумент как символ самодержавия. Сносить его не стали, но со всех сторон закрыли досками и фанерой. Правда, через некоторое время их убрали. 

КолоколОбщий вид

В годы войны Великий Новгород был оккупирован фашистскими войсками. Немцы разобрали памятник, скульптуры нижнего яруса упаковали в ящики для отправки в Германию. К монументу даже подвели узкоколейку, чтобы увезти решетку и бронзовые фонари.

20 января 1944 года город был освобожден советскими войсками. Власти Новгорода приняли решение восстановить памятник «Тысячелетие России». На тот момент у него был полностью уничтожен верхний ярус и не хватало многих деталей, таких как посохи, копья, щиты в руках у отдельных фигур. К монументу вновь подвели узкоколейку, возвели леса. В ноябре 1944 года отреставрированный памятник был вновь открыт. 

Памятник в цифрах 

Монумент сделан в форме колокола. По мнению историков и искусствоведов, это своеобразный звон-благовест потомкам о героических страницах истории России. Общая высота памятника — 15,7 м. Кроме того, в землю уходит 10-метровый фундамент.

На гранитном основании высотой 6 м размещены 129 фигур. Они по периметру окружают монумент и подразделяются на несколько тематических групп. На памятнике чётко видны три яруса.

Верхний ярус 

Он представляет собой шар-державу как олицетворение верховной власти. На державе установлен трехметровый ажурный крест, поддерживаемый ангелом. Ангел благословляет коленопреклоненную женщину. Левой рукой она поддерживает щит с изображением двуглавого орла и надписью «1862». 

Тысячелетие России

Держава и крест символизируют единство власти и православной церкви. Помните так называемую «теорию официальной народности»? Её столпами были православие, самодержавие и народность. По периметру державы идет лента с надписью:  «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование императора Александра II-го лета 1862».

Центральный ярус 

На этом ярусе размещены 17 фигур высотой чуть больше трех метров. Скульптуры разбиты на шесть групп, которые чётко ориентированы по частям света.

Символика центрального яруса

Скульптуры исторических персонажей этого яруса олицетворяют символические этапы российской истории: призвание варягов, крещение Руси, начало освобождения от монголо-татарского ига, зарождение самодержавия на Руси, появление династии Романовых и образование Российской империи.

Мы видим фигуру великого киевского князя Владимира Святославича, Владимира-Крестителя, с восьмиконечным крестом в руках. Слева от него женщина, которая подносит ребенка для крещения. А справа от князя киевлянин низвергает языческого идола. Эти фигуры обращены на юго-запад, в сторону Византии, откуда и было заимствовано христианство.

Рюрик

Справа от князя Владимира мы видим фигуру Рюрика, первого правителя Древней Руси. Он смотрит на юг, в сторону Киева. Рюрик изображен в кольчуге, остроконечном шлеме и наброшенной на плечи звериной шкуре. 

Владимир Креститель

Возникает вопрос: что означает загадочная надпись на остроконечном щите Рюрика? 

Надпись на щите Рюрика

На щите выбита надпись «ЛЪТА STO». Это летописная дата призвания варягов, выполненная на кириллице. Достаточно вспомнить, что раньше в алфавитах буквы имели свои цифровые соответствия. 

  • «ЛЪТА» означает год
  • S — «зело» со значком слева внизу обозначает шесть тысяч
  • Т — «твердо» обозначает триста
  • О — «он» обозначает семьдесят

Получается 6370 год, подразумеваемый от сотворения мира. Чтобы перевести в другое летосчисление (от Рождества Христова) используем несложный математический расчет: 

6370 — 5508 = 862 год от Рождества Христова. Согласно летописным источником, это год призвания варягов на Русь и создания Древнерусского государства.

Третья скульптурная группа олицетворяет период освобождения от монголо-татарского ига. В центре изображен стоящий в кольчуге и шлеме князь Дмитрий Донской. Он держит в руках знаки власти у татар — бунчук и шестопер. А ногой он попирает поверженного татарского воина. Фигура князя обращена на юго-восток, в сторону Золотой Орды, откуда шло монголо-татарское войско.  

Дмитрий Донской

В этой скульптурной группе несложно узнать Ивана III, носившего титул «государь всея Руси». Скипетр, держава, шапка Мономаха — всё это символы царской власти. Слева от него изображен мурза Золотой Орды, подносящий в знак покорности бунчук, а справа — поверженный рыцарь. Иван III смотрит на восток, в сторону Москвы, которая стала центром сбора русских земель в единое государство. 

Следующая скульптурная группа посвящена образованию Российской империи. Петр Первый в мундире офицера Преображенского полка с лавровым венком на голове. А над ним — ангел, указывающий России новый путь. Эти фигуры обращены на север, в сторону Санкт-Петербурга. 

Иван Третий и Петр Первый

Ещё одна группа фигур посвящена началу царствования династии Романовых. Там изображены Михаил Федорович Романов, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Эта группа ориентирована на северо-запад, в сторону Польши, которая претендовала на русский престол. 

Нижний ярус 

На нижнем ярусе монумента «Тысячелетие России» размещены 109 скульптур. Они сгруппированы в тематические разделы.

Как сгруппированы фигуры нижнего яруса

«Просветители» (31 персонаж) – проповедники, основатели монастырей, монахи, историки, летописцы

«Государственные люди» (26 персонажей) – великие князья, цари, императоры, патриархи, дипломаты, общественные деятели

«Военные люди и герои» (36 персонажей) — князья, военные деятели, адмиралы и полководцы

«Писатели и художники» (16 персонажей) — ученые, поэты и писатели, драматурги, архитекторы, музыканты, художники

Давайте посмотрим на две тематических группы нижнего яруса. Отдельных персонажей можно узнать благодаря иллюстрациям из школьных учебников истории. 

Итак, мы идём слева направо. Слева от чаши сидят Кирилл и Мефодий, создатели славянской азбуки. За ними стоит княгиня Ольга и князь Владимир Святославич, крестивший Русь. Справа от чаши — преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основатели Киево-Печерского монастыря. Рядом с ними — летописец Нестор, один из авторов знаменитой «Повести временных лет».

Справа от Нестора стоит преподобный Кирилл Белозерский, основатель Кирилло-Белозерского монастыря. Перед ним — святой Алексий, митрополит Киевский и всея Руси. Рядом с Алексием изображен преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря. И на переднем плане с раскрытой книгой сидит Максим Грек — афонский монах, философ, писатель и переводчик. 

Нестор-летописец

Взгляд сразу выхватывает две фигуры с посохами. Слева — патриарх Московский и всея Руси Никон, который провел церковную реформу. Рядом с ним — митрополит Дмитрий Ростовский. Справа от него виден Феофан Прокопович, писатель, историк, первый вице-президент Священного Синода, созданного при Петре Первом. 

Патриарх Никон

В левой части снимка мы видим великих киевских князей. Ярослав Мудрый держит в руках «Русскую правду», первый свод законов Древней Руси. Рядом с ним сидит Владимир Мономах. Справа от него — великие литовские князья Гедимин, Ольгерд и Витовт. Честно говоря, я была изумлена, увидев их фигуры на этом фризе. 

Персонаж со щитом, скипетром и державой это Иван III, великий князь Московский, «государь всея Руси». Здесь мы тоже видим и двуглавого орла на щите, и шапку Мономаха. 

Иван III

Справа от Ивана III стоят сподвижники Ивана Грозного — священник Сильвестр, первая жена Анастасия Захарьина-Юрьева и воевода Алексей Адашев. Затем идёт патриарх Гермоген. А справа от него сидит Михаил Федорович Романов, основатель династии Романовых, со своим отцом, патриархом Филаретом.  

Михаил Романов

За патриархом Филаретом изображены дипломаты Афанасий Ордин-Нащокин, глава Посольского приказа, и Артамон Матвеев. Справа от них сидит второй царь из династии Романовых Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим. А за ним стоит со скрещенными на груди руками его сын Пётр Первый с одним из своих сподвижников Яковом Долгоруковым. 

На заднем плане — Иван Бецкой, президент Академии художеств, и Александр Безбородько, который несколько лет был канцлером Российской империи. 

Петр Первый

Слева без труда можно узнать сидящую на троне императрицу Екатерину Вторую  и её фаворита, генерал-фельдмаршала Григория Потёмкина. Позади него — министр иностранных дел Виктор Кочубей и император Александр Первый. За императором — его сподвижники: государственный секретарь Михаил Сперанский и генерал-фельдмаршал Михаил Воронцов. Замыкает группу «Государственных людей» император Николай Первый, прозванный современниками «жандармом Европы».  

Александр Первый

Как вы понимаете, фигур на памятнике гораздо больше. Мы посмотрели только две тематических группы — «Просветители» и «Государственные люди». 

Вместо заключения

Туристы обходят монумент либо с путеводителем, либо с аудиогидом, либо с экскурсоводом. Рядом с памятником есть информационные стенды, на которых рассказана история его строительства и реставрации на русском и английском языках. 

Табличка у колокола

У меня от памятника «Тысячелетие России» целый веер впечатлений. Я бы сказала, многоголосие. В нём я слышу голоса учителя истории, россиянки и просто женщины. 

Во-первых, гордость за нашу страну и за нашу историю. Сразу захотелось привезти в Великий Новгород знакомых иностранцев и показать им этот «колокол». 

Во-вторых, восхитила сама идея памятника. Здесь есть символика государственности. Здесь чётко просматривается внешняя политика Руси-России через ориентацию больших фигур по сторонам света. Понравилось тематическое деление по группам. Исторические деятели разных эпох прекрасно «уживаются» друг с другом во времени и в пространстве.  

В-третьих, немного удивил выбор персонажей для размещения на нижнем ярусе. Я уже упоминала великих князей Литовских. 

В-четвертых, у меня даже вылезла небольшая обида за женщин. Я увидела на нижнем ярусе только четверых: княгиню Ольгу, Марфу-Посадницу, Анастасию Юрьеву и Екатерину Великую. Разве в истории России больше не было выдающихся женщин? 

___________________________

Всё-таки хочется завершить очерк на светлой ноте. Памятник, действительно, уникальный. Величественный и неповторимый. Такой своеобразный учебник истории в камне, где на небольшом пространстве спрессовалось несколько столетий. Огромная благодарность и низкий поклон создателям этого шедевра!

© Татьяна Трунова, июнь 2021

Другие публикации о России

Интервью с моим учеником-итальянцем, который жил в России (опубликовано на проекте «Подружись с итальянским!»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда