29 января считается днём рождения автомобиля. Согласитесь, что современная жизнь уже немыслима без этого транспортного средства.
Данный очерк посвящен автомобилям, которые находятся в крупнейшем техническом музее на территории России. Это музейный комплекс УГМК в Верхней Пышме, городе-спутнике Екатеринбурга.
Необходимое пояснение
Впервые о городе Верхняя Пышма я услышала в 2018 году. А довелось мне там побывать летом 2022 года вместе с Валерием Владимировичем Варовым. В музее мы провели целый день, с открытия и практически до самого закрытия.
Именно сегодня, в день рождения автомобиля, мы решили поделиться своими впечатлениями об автомобилях, представленных в музее. Мы решили включить в очерк фотографии с машинами, которые находятся в разных экспозициях — в крытом тематическом павильоне «История автомобильной техники», в уличных павильонах, на открытых площадках.
Разумеется, у Валерия Владимировича опыта взаимодействия с автомобилями разных марок и моделей в разы больше, чем у меня. Поэтому вполне объяснимо, что основная часть текста написана им.
Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате
Автомобили в экспозициях музея
Валерий Варов: Что это? Похоже на театр. Однако, судя по нижнему поясу и трем рядам окон, это здание четырёхэтажное. Что же находится внутри? По схеме это ведь павильон музея автомобильной техники. Странно…
Татьяна Трунова: Вот так выглядит самый крупный павильон комплекса. В нём располагается Музей автомобильной техники ХХ века.
Татьяна Трунова: Переходя от одной экспозиции к другой, несложно проследить историю автомобилестроения в прошлом столетии и эволюцию машин. Здесь столько автомобилей, что просто глаза разбегаются! Хорошо, что есть пояснительные таблички, которые помогают сориентироваться в таком многообразии машин.
Валерий Варов: На входе в павильон — турникеты и вежливая охрана. Мы вошли на первый рубеж. От сверкания никелированных изделий и качественно окрашенных в разные цвета экспонатов зарябило в глазах. Первый шок проходит. Справа мы видим транспортное средство на конной тяге. Оригинально.
Валерий Варов: Экспонатов в павильоне много и рассказать обо всех в рамках отдельного очерка просто немыслимо. Предлагаю рассматривать автомобили и другие экспонаты по группам и не обязательно в хронологическом порядке. На мой взгляд, так будет интереснее.
Итак, начнём с отечественных автомобилей. Комплектующие для них производились в разных республиках Советского Союза, а сборка происходила на нескольких заводах в крупных городах.
Валерий Варов: На фото слева мы видим шины, выпущенные на одном из московских заводов. До сих пор удивляюсь: как же мы ездили зимой без шипов? Мой водительский опыт начался более 45 лет назад и есть возможность сравнить. Кстати, всё ведь зависит от манеры езды, погодных условий, дорожного покрытия, а не только от импортной резины. Рядом аналогичная линейка комплектующих. Например, инструменты и водяной насос – Белорусская ССР, Гродно; радио – РСФСР, Муром; хром – Узбекская ССР, Алмалык; ремень привода генератора – РСФСР, Свердловск.
На фото справа при увеличении легко читаются детали и место их изготовления. Например, ткань – Молдавская ССР, Кишинёв; подшипники – РСФСР, Куйбышев; лампы накаливания – РСФСР, Северо-Осетинская АССР, Орджоникидзе; приборная панель – Латвийская ССР, Рига.
Валерий Варов: В павильоне есть целый сектор малолитражек. По видимой протяжённости выставочного зала можно представить количество автомобилей, разместившихся на одном уровне на этаже. На переднем плане — машины из малого класса, но вес каждой их них будет в пределах 500 — 600 килограммов. Вот таков гигантский размах и возможности музея, созданного под управлением УГМК (Уральской Горно-Металлургической Компании).
Валерий Варов: Это «Запорожец ЗаЗ-965», мой первый друг! Сердце трепетно отреагировало, ведь впервые мне позволили сесть за руль такого автомобильчика в 16 лет. Он был с ручным управлением. Минуты две я исполнял зигзаги от одной обочины к другой. Вдруг, в зеркале заднего вида появился лесовоз … и я моментально научился давить на газ.
Валерий Варов: Гараж был излюбленным местом многих мужчин с середины 60-х до конца 80-х годов прошлого столетия. В тот период автомобиль стал уже доступен многим, однако автомехаников и автосервисов было мало даже в крупных городах. Мне повезло: у знакомых был именно такой вариант итальянского «родителя» — «Фиат». Так я познакомился и с коленчатым валом, и с вкладышами.
Валерий Варов: На фото слева — шасси и кузов «легковушки». Подобную картинку увидеть удастся, пожалуй, лишь в автосервисе, да и то не целиком, поскольку при ремонте современных переднеприводных автомобилей опускается весь блок мотора, коробки перемены передач с полуосями. Здесь же для ознакомления доступна вся трансмиссия классики и днище.
На фото справа — изображённый на стене образец плаката с рисунком мотора в разрезе и спецификацией. Для понимания устройства такие иллюстрации были весьма полезны. Более того, приходилось видеть цветные варианты, где в разрезе чётко просматривались «внутренности» навесного оборудования: генератор, стартер, карбюратор, редуктор моста, коробка перемены передач и прочего. Мне особенно нравились электрические схемы.
Валерий Варов: Это ключи-«рогачи». В настоящее время в автомагазинах можно встретить такие наборы инструментов, каких во времена моей юности просто не было. Помню популярный анекдот о том, что когда иностранцы не могли справиться с ремонтом, то русские приехали и «при помощи кувалды, ломика и вспомогательных слов починили самолёт за пару часов».
Татьяна Трунова: Такие миниатюрные машины предназначались для людей с ограниченными возможностями.
Валерий Варов: Малютка завораживает своим изяществом! В совокупности с назначением автомобильчика понимаешь: «Да, были люди в наше время … ». Наверняка, не все встречались с техникой подобного класса. Я думаю, такие шедевры создавали люди с бескорыстной и добрейшей душой.
Валерий Варов: Перед нами линейка «Москвичей», которые выпускались достаточно долго, в 1970-80-х годах на московском заводе АЗЛК. Также «Москвич» собирали и на автомобильном заводе в Ижевске. Мне довелось иметь две машины Ижевского завода. Спереди «Москвичи» АЗЛК имеют прямоугольные фары, а машины из Ижевска светят на дорогу через круглую оптику. Есть мнение, что мотор «Москвича» является половинкой авиационного: у авиационного было восемь цилиндров, а у автомобильного стало четыре.
Валерий Варов: «Жигули» были мечтой многих автолюбителей с начала 1970–х годов. На фото мы видим ВАЗ-2103, а перед ней была «копейка» или ВАЗ-2101. Кстати, около 500 автомобилей было произведено совместно с итальянскими специалистами. Считалось, что это машины с самыми «неубиваемыми» распредвалами. Более того, на нижние части кузова наносили стойкое антикоррозионное покрытие. Вскоре пошли ВАЗ-2102 с кузовом, где можно было перевозить даже холодильник.
Валерий Варов: Перед нами — «Нива» или ВАЗ из линейки 21 с хорошей проходимостью по бездорожью. Этот отечественный полноприводный автомобиль до сих пор пользуется популярностью, поскольку легко преодолевает и снег на поле, и грязь. Первые экземпляры были «прожорливыми». Однако, как говорится, «время лечит». И авто с новой комплектацией ДВС (двигателя внутреннего сгорания) стало значительно экономичнее в плане потребления топлива.
Валерий Варов: А вот линейка из «старших братьев». На переднем плане — Москвич-402 выпуска 1956 года. Из ранних моделей мне довелось видеть Москвич-403, и если память не изменяет, он был полноприводным.
Валерий Варов: Та самая чёрная ВОЛГА ГАЗ-24, которая вскружила голову многим кавказцам. На фото экземпляр вообще особенный, поскольку установлены даже противотуманные фары. Помню, что у таких автомобилей наблюдалась вибрация при высоких скоростях из-за того, что кардан был составным, то есть крутился через промежуточную подвесную опору.
Валерий Варов: А вот и предшественница Волги ГАЗ-24 — Волга ГАЗ-21. Плавные контуры придают этому автомобилю особое изящество. На капоте олень, возможно, прыгающий через овраг, а «волки остались позади». Такая машина была доступна только очень обеспеченным. Кстати, сейчас вновь можно встретить такую Волгу на дорогах. К припаркованному автомобилю тянет, как магнитом.
Валерий Варов: «Нисса» — отличное транспортное средство для многодетной семьи. Всем составом можно поехать на берег водоёма или в лес по грибы-ягоды. С этой машиной у меня связаны чисто технические воспоминания по её восстановлению. А ещё был один интересный случай. Подъехали мы на такой машине к лесу на охоту. Достаю ружьё из чехла, разговариваем, план обсуждаем. Вдруг из-под куста, метрах в десяти, появляется заяц и спокойными метровыми прыжками скачет в лес. План узнал — и сразу же тикать…
Валерий Варов: На это необычное автомобильное творение я удивляюсь уже в который раз. Во-первых, машину можно найти на обложке одного из номеров журнала «За рулём». Во-вторых, на снимке — герои из фильма «Кавказская пленница». Героиня, как и полагается, в автомобиле, а Шурику достался ослик. Самый трогательный момент: как мне рассказал знающий человек, эта самоделка полностью исправна. Более того, хозяин иногда берёт её для поездки на море.
Валерий Варов: В секторе служебных автомобилей — самое настоящее кино! «Волга», как хамелеон, меняет внешность по мановению «электронной руки». Здесь мы видим милицейскую машину.
Валерий Варов: Через пару секунд она становится VOLKSPOLIZEI со значком ПРАВОСУДИЯ на борту.
Валерий Варов: Ещё секунда — и перед нами такси 024 с рекламой УГМК, основателя этого музея. Здесь не забыты МОТОСПОРТ, LADA и другие логотипы.
Валерий Варов: Такой дорожный набор нужно обязательно иметь в багажнике. Мои тёплые воспоминания связаны с «кривым стартером», поскольку с его помощью получалось и правильно устанавливать момент зажигания, и заводить мотор «с полпинка». Кстати, на простом шоферском языке это изогнутое изделие называлось «заводилка».
Валерий Варов: Здесь можно осветить сразу несколько моментов, но расскажу об одном. Мимо дома пролетели «Жигули», подняв пыль выше проводов. У нас так не ездят, подумал я. Не успел посмотреть вслед пыльной мгле, как через пару секунд в ста метрах раздался «хлопок». Ещё несколько секунд — и всё стало понятно. Я метнулся к своей машине и, схватив аптечку, побежал к перекрёстку. Этот бокс я и сейчас вожу с собой, правда, в нём уже запасные лампочки. Рядом с аптечкой лежат красные корочки — международные водительские права. Сейчас они выглядят скромнее.
Валерий Варов: От взгляда на эту фотографию повышается «градус» адреналина, поскольку реально слышится рёв моторов и мелькающие деревья по обочинам. Иногда соперники сталкиваются и переворачиваются. Бывает, что машины вылетают за пределы трассы. Шум, свист. Здесь же, на ровном подиуме, под крышей УГМК всё тихо и уютно.
Валерий Варов: Перед нами автомобили–снаряды на участке трека. На этой трассе кустики не мелькают, поскольку всё обустроено только для достижения максимальной скорости. Профиль трека не горизонтальный, а под углом, чтобы болид не выбросило за борт от взаимодействия скорости и центростремительных сил. Следует отметить, что кувырки и столкновения, при которых колёса разлетаются в разные стороны, на таких гонках случаются достаточно часто.
Валерий Варов: Спортивный автомобиль «Багги» напоминает средневекового рыцаря в доспехах. Даже стёкла имеют сетчатую защиту. Прочные трубы со всех сторон опоясывают место водителя, чтобы при опрокидывании он остался невредим. Колёса массивные и готовы к встрече с любой поверхностью. Подвеска сделана для преодоления различных ям и кочек. Короче, монстр.
Валерий Варов: А вот и награды победителю! Разумеется, кубок, будет вручён на память и займёт достойное место в коллекции призов. Другое дело — шампанское. Существует обычай, когда победитель раскупоривает бутылку и, зажимая горлышко пальцем, направляет фонтаны во все стороны. Вероятно, эмоции в такой момент перекрывают все преодолённые трудности.
Валерий Варов: В секторе «Международная выставка автомобилей» собрано достаточно много старинных экземпляров. Слева стоит автомобиль выпуска 1915 года, а справа — выпуска 1913 года. Шик и блеск одновременно впечатляют и удивляют, как изяществом исполнения замысла дизайнера, так и практичностью. Просторный кузов и широкие подножки свидетельствуют, что такая «тачка» весьма удобна в пользовании. Глядя на резину бежевого цвета, создаётся впечатление, что автомобиль и на дороге никогда не был! И вообще, подходить к такой технике надо в белых стерильных перчатках.
Валерий Варов: Это кабриолет 1906 года, то есть в пересчёте на возраст ему 117 лет. Всё на виду и всё сделано с достойным качеством. Детали из латуни, начищенные до блеска, создают впечатление, что автомобиль наполовину из золота. Умели инженеры той поры, что называется, подать товар лицом.
Валерий Варов: А вот и тяжеловесы. На переднем плане — Cadillac 353, всего-то 1929 года выпуска. Вид у машин «серьёзный». Чёрные, скорее всего, служили для крутых мужчин, а красные — для высокопоставленных особ. Все автомобили этой линейки имеют огромные фары, что сразу бросается в глаза. Впрочем, как и у людей: глядя в глаза, можно разглядеть и душу.
Валерий Варов: На этом передке закреплена, пожалуй, вся визитная карточка автомобиля. Над номерным регистрационным знаком U 393 здесь есть знак фирмы с флагом государства и изображением королевы, на голове которой корона с бриллиантами. Слева позолоченная эмблема с орлом и логотипом. Более того, выбит и заводской номер 7152104, который сейчас называется VIN. Интересно бы узнать его расшифровку! Удивительно, но закреплена каждая из таких дорогих и значимых деталей всего лишь на двух болтиках под обычную шлицевую отвёртку.
Валерий Варов: Эти регистрационные знаки не сохранили заводской блеск и форму. Вполне вероятно, что время их создания относится к началу XX века, а откопали их современные археологи или искатели кладов, терпеливо сканирующие металлодетекторами тысячи квадратных метров.
Валерий Варов: Эти изделия невозможно назвать навесным оборудованием, поскольку ювелирная работа просматривается в каждом завитке. На мой взгляд, на стеклянных полочках мы видим произведения искусства, а уже потом осветительные приборы!
Татьяна Трунова: Инструмент, который мы видим на фотографии, называется клаксон. Это устройство для подачи звуковых сигналов.
Валерий Варов: Вот когда была свобода! Высовываешься в окно, нажимаешь на резиновую грушу — пешеходы расступаются и автомобиль катит дальше. Скорости при движении были не те, что сейчас. Разрешалось рулить одной рукой, не получая за это штраф.
Валерий Варов: На снимке — салон малолитражки. Просто и удобно. Вероятно, это вариант для тёплого климата, когда у автомобиля нет дверей. Перемахнуть через борт в лёгкой одежде и сандалиях в салон автомобиля не составит труда. Кондиционер не предусмотрен. Автомобиль выпущен в 1947 году. При увеличении на панели видны часы — вот это да! На перекрестии руля надпись Rovin.
Татьяна Трунова: Вот так выглядит сам автомобиль снаружи.
Валерий Варов: Вот чего не доставало в автомобиле Rovin – автомагнитолы! Что-то уже встречалось на эту тему? Да, на карте СССР было указание, что для автомобиля «Москвич» радиоприёмники производились в городе Муроме, если не подводит память.
Мне тема «радио» особенно близка, поскольку приходилось заниматься ремонтом. Кстати, на отечественной Волге ГАЗ-21 был ламповый радиоприёмник. Надо сказать, что качество звучания ламповой аппаратуры превосходит транзисторные схемы, поскольку нет шумов, которые свойственны p – n переходам. Впрочем, это уже отклонение от автомобильной темы.
Валерий Варов: О, какое чудо! В сельской местности я бывал, но трактор ДТ 75 на лыжах не видел. Стоп! Откуда в тракторе руль? Так это и не ДТ 75, а, судя по табличке, Ford 1931 года выпуска. Задняя часть имеет гусеницы с катками. Мне вспомнился журнал «Моделист-конструктор», где была статья про самоделку. Теперь понятно, что в начале XIX века конструкторы и инженеры разных стран пытались решить вопрос по снижению удельной нагрузки на снег. Выходит, что Россия ещё тогда была впереди планеты всей! Наш изобретатель в 1912 году представил на соревнования модель, где в гусенице установил лыжу вместо катков.
Валерий Варов: Сначала я подумал, что это «Чайка». Оказалось, ошибся: это «ЗиЛ» 111В 1960 года выпуска, а «Чайка» имеет литеру ГАЗ-113, если мне не изменяет память. А как похож «ЗиЛ» на «Чайку»! Плавные, изящные формы радуют глаз. Особую нарядность придают белые кольца на колёсах. Помню парады с маршалами, стоящими и в «Чайке», и в «ЗиЛ 117», а вот о других моделях и не знал.
Валерий Варов: В отдельном секторе замерли правительственные автомобили и мотоциклы эскорта. Выглядят, как на параде. На стене слева — плакат с изображением здания, а сверху надпись «Слава рабочему классу». Точная формулировка, поскольку, не в обиду другим категориям трудящихся, всю неквалифицированную и высококвалифицированную работу выполняли простые люди — рабочие. Представьте себе, например, многоэтажное учреждение, где бы поздним вечером и ранним утром не наводили уборку.
Валерий Варов: Марку автомобиля предположить не могу. Но он очень похож на машину, которую предоставили В.И. Ленину в служебное пользование, если вспомнить фильмы о том времени. Правда, не совпадает цвет, поскольку у Владимира Ильича автомобиль был чёрным.
Валерий Варов: В зале с правительственными автомобилями есть даже макет кремлёвской стены.
Татьяна Трунова: В зале стоят экраны. При помощи одного клика можно поближе познакомиться с любым правительственным автомобилем.
Валерий Варов: А это уже автобусы. Вот экземпляр, часть которого от шасси и выше почти вся изготовлена из дерева. Да, в те далёкие времена даже у многих самолётов и фюзеляж, и крылья были из дерева. Технология достаточно простая, поскольку детали склеивали с учётом правил геометрии для жёсткости. Сверху накладывалась ткань. Конструкция получалась и лёгкая, и имела достаточную прочность, чтобы не развалиться от вибрации.
Татьяна Трунова: Автомобильную технику музея можно увидеть не только в тематическом павильоне. Немало экземпляров установлено в уличных павильонах, и на открытой площадке.
Валерий Варов: Автобусы стоят в уличном павильоне на бетонке, поскольку удельная нагрузка на метр квадратный несравнима с легковушками.
Даже издалека могу предположить, что это ПАЗ-672, поскольку в его очертаниях облицовки, по сравнению с ПАЗ-652, были добавлены контрастные цвета. Спереди автобус смотрится как реальное «лицо» — с глазами, носом и ямочками на щеках. В детстве мне приходилось на таком автобусе проезжать 250 километров. Сейчас трудно поверить, но почти все шесть часов пути я стоял возле водителя. Выезжали зимой очень рано, и до рассвета я наблюдал не только за дорогой в свете фар, ожидая перебегающего зайца, но и за магическим зелёным цветом приборной панели.
Валерий Варов: Снова вижу старых знакомых. В середине — ЛАЗ (Львовский автомобильный завод), в котором в 60-х годах ХХ века билет стоил 5 копеек. На дальнем плане — ЛиАЗ (Ликинский автомобильный завод). У этого автобуса даже коробка перемены передач была полуавтоматической, а момент переключения частенько отдавался характерным рывком. В часы «пик» внутрь входило столько народу, что этот автобус называли «резиновым». На переднем плане мы видим более современный ЛАЗ. Кстати, на таком мы сдавали экзамен на получение квалификационной категории управления автотранспортом.
Валерий Варов: ГАЗ-51 с фургоном. «Газики» выпускал Горьковский автомобильный завод (Горький это бывшее название Нижнего Новгорода). По современным меркам автомобиль простой, как мотовелосипед. Одна катушка зажигания на шесть цилиндров и контактный прерыватель – распределитель. Даже стартер не имел втягивающего реле и нужно было нажимать ногой на специальный шток возле педалей.
Над лобовым стеклом установлена фара-искатель. В тёмное время можно было посветить на дом, чтобы посмотреть номер. На таких служебных машинах милиция приезжала по вызову, чтобы усмирить разбушевавшегося дебошира или отвезти его в отделение. Рядом с автомобилем — бортовой «газик». Такой же «газик» бежевого цвета был в нашей автошколе для занятий по вождению.
Валерий Варов: По внешним очертаниям кабин грузовики ЗиС-151 (цвета хаки) и ЗиЛ-157 (синего цвета) трудно отличить, если не считать количество зеркал заднего вида. А вот колёса существенно отличаются, поскольку ЗиЛ-157 имеет более широкую резину с протектором для повышенной проходимости по бездорожью. Мотор надёжен и неприхотлив, и, если не изменяет память, имеет 120 лошадиных сил. На дальнем плане уже знакомый нам «газик» (ГАЗ — 51), а пожарная машина собрана на базе ЗиС–164.
Валерий Варов: Есть в музее и машины аварийно-спасательных служб. Если не ошибаюсь, пожарная машина собрана на базе знаменитой «полуторки» или ЗиС–5. На таких ездить за рулём не приходилось, но на дороге пару – тройку раз встречал. За ней виден моторный отсек и часть кабины малолитражного вездехода ЛуАЗ (Луцкий автомобильный завод). По проблесковому маячку и соответствующей окраске видно, что и он относится к специальной технике спасателей. Этот неказистый, угловатый с виду автомобильчик пользуется уважением до сих пор, поскольку даже на лесных направлениях, где ямы, лужи и колеи, он идёт уверенно. На дальнем плане — автомобили скорой помощи, сделанные на базе легковой «Волги» и микроавтобуса РАФ.
Валерий Варов: Вот ещё автомобили спецтехники: удачно продуманное соседство двух ГАЗ – 53. Один с цистерной «ОГНЕОПАСНО», а другой предназначен для тушения огня. На этих автомобилях, насколько помню, установлены уже V-образные восьмицилиндровые моторы.
Валерий Варов: Наши знаменитые «Уазики»-вездеходы. В армии это «командирский» УаЗ-469 (слева), а на гражданке — «буханка» (справа); здесь автомобиль представлен в качестве «скорой помощи». Над лобовым стеклом — аналогичная фара-искатель, как и на милицейской машине, чтобы посмотреть номер дома в тёмное время.
Валерий Варов: На этой фотографии — военная техника на базе ЗиЛ-131 и Урал-375. Мощные автомобили высокой проходимости, к тому же способные перевозить грузы в несколько тонн. Рассказывать про эти образцы можно долго, но это выходит за тему данного очерка. До сих пор помню удивительный момент, когда ЗиЛ-131, выбираясь из мокрого песка на берегу реки, «свечкой» встал на дыбы.
Валерий Варов: Военная техника на базе КрАЗ-255. С этим монстром под сленговым именем «лаптёжник», но с записью в паспорте «КрАЗ-255», мне довелось познакомиться в юности. Правда, те автомобили перевозили не элементы для понтонной переправы, а различное спецоборудование для нефтяников. Заменить большое колесо в одиночку было непросто. Тут запаска вообще на кабине. А вот управление на дороге у этого тяжеловеса лёгкое, поскольку есть гидроусилитель.
Штрихи к портрету
Татьяна Трунова: В павильоне автомобильной техники, помимо самих машин, есть немало интересных деталей. Возможно, не все посетители обращают на них внимание. Но именно эти мелочи и служат той самой «вишенкой на торте», которая придаёт особый настрой всей экспозиции.
Перед каждым экспонатом установлены пояснительные таблички на русском и английском языках. Обратите внимание, что старинные автомобили стоят на своеобразной «брусчатке».
Татьяна Трунова: В случае, когда автомобиль на какое-то время забирают из экспозиции (например, на реставрацию или для пользования), обязательно ставят поясняющие таблички.
Валерий Варов: Скамейка, стилизованная под GAZ-24, с пометкой Castrol, оказалась на нашем пути очень вовремя, поскольку ноги уже давно «гудели» от многочасовой экскурсии. Только немного передохнув, мы отметили креативное решение с местом для отдыха.
Татьяна Трунова: Вот ещё одна подобная скамейка, которая отлично вписывается в интерьер экспозиции.
Татьяна Трунова: Оформление стен, простенков и даже окон позволяет погрузиться в эпоху, представленную в зале. Если смотреть не только на сам транспорт, но ещё и по сторонам, то в поле зрения обязательно попадут и стилизованная обочина дороги (растительность, ограждение, километровый столбик), и телефон-автомат.
Татьяна Трунова: На следующем снимке мне откликнулась даже не столько газета «Правда», сколько вид городской улицы за окном. Вот это и есть дух той эпохи!
Валерий Варов: Газета «Правда». Так и я с позиции посетителя музея попытался правдиво и кратко рассказать о своих впечатлениях.
Татьяна Трунова: На огромном экране — сменяющие друг друга фотографии с изображениями самых разных автомобилей.
Татьяна Трунова: Если что-то заинтересовало, то можно нажать на фотографию и внимательно рассмотреть все детали.
Татьяна Трунова: По тексту этой таблички сразу видно бережное отношение к экспонатам: «Именно в облупившейся родной краске, растрескавшейся коже сидений и расслоившемся триплексе лобового стекла заключена настоящая жизнь автомобиля, его история». Чувствуется, что в музее работают профессионалы, которым важно не навести лоск, а сохранить оригинал.
Валерий Варов: Если «с чувством, с толком, с расстановкой» рассматривать каждый экспонат в этом музее, то и дня не хватит. Могу заверить, что посещение это собрания автомобильной техники не оставит равнодушным никого. Кстати, в павильоне есть и велосипеды, и мопеды, и мотоциклы, однако это уже тема другого очерка. Всем водителям в День рождения автомобиля мы отправляем виртуальные поздравления. Удачи на дорогах!
Татьяна Трунова: Хочется поблагодарить всех, кто вкладывает деньги, силы, время, душу в поддержание и пополнение экспозиций этого уникального музея. А тем, кто приезжает в Екатеринбург в качестве туриста, советую съездить в Верхнюю Пышму. Уверяю, в Музейном комплексе УГМК вы точно найдёте для себя немало интересного!
© Татьяна Трунова, Валерий Варов, 2023
Другие очерки о музеях, где представлены транспортные средства
- Технический музей (Нижний Новгород) — в экспозиции можно увидеть различные инструменты, приборы, станки, технические приспособления, транспортные средства, которыми люди пользовались в прошлом
- Музей пермской артиллерии: открытая площадка (Пермь) — экспозиция из артиллерийских орудий, которые находятся на территории музея
- Гранд-макет «Россия» (Санкт-Петербург) — частный музей, где в миниатюре представлены все регионы России и сценки из повседневной жизни
Татьяна Анатольевна, как интересно!
Столько истории и интересной информации!
Как будто сама побывала в музее и увидела экспонаты своими глазами!
Спасибо!
Кстати VIN это, думаю, значит Vehicle Identification Number.
Оля, благодарю и за такой душевный комментарий, и за подсказку с VIN! Спасибо Валерию Владимировичу, что откликнулся и поделился своим опытом и знаниями. Он специалист по автомобилям и это сразу чувствуется по тексту, правда?
Да, по тексту заметно, что человек с опытом и знает толк в автомобильной промышленности. По истории машин, их моделям, аксессуарам можно проследить в какой-то степени и историю страны. Мне сразу вспомнился и музей в Турине.
Думаю, что посещение таких мест точно не оставит никого безразличным!
Ещё раз спасибо Вам и Валерию Владимировичу за такую замечательную экскурсию!
Оля, спасибо! Я в Туринском музее не была, но могу представить, сколько там интересного. А в Верхней Пышме, действительно, через автомобили можно проследить историю страны. Кстати, у нас на проекте есть очерк, посвященный 100-летию образования СССР.