23 февраля в России один из главных праздников — День защитника Отечества.
Данный очерк тоже посвящён военной теме. Речь пойдёт о военной технике, которую можно увидеть в музее Уральской горно-металлургической компании в Верхней Пышме под Екатеринбургом. Техника стоит как в тематических павильонах, так и на открытых площадках на территории музея.
Необходимое пояснение
Мне посчастливилось побывать в этом удивительном музее вместе с Валерием Владимировичем Варовым. Он разбирается в технике гораздо лучше, чем я. Поэтому мы решили написать совместный очерк и опубликовать его в День защитника Отечества. Мы отобрали несколько десятков фотографий, согласовали их последовательность, а дальше уже пустились, как говорится, в свободное плавание.
Сразу оговоримся, что мы не претендуем на полноту и всеохватность рассказа. Это не путеводитель по музею, а обычный путевой очерк, в котором мы делимся своими личными впечатлениями.
Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате
Валерий Варов: Я неоднократно слышал название УГМК и знал, что Уральская горно-металлургическая компания создала в городе Верхняя Пышма шикарный Музей техники. И сегодня в честь Дня защитника Отечества давайте посмотрим на некоторые музейные экспонаты.
Татьяна Трунова: Административное здание УГМК располагается как раз перед входом на территорию музея.
Татьяна Трунова: Так выглядит один из входов в музей. Когда мы приезжали в Верхнюю Пышму минувшим летом, этот вход был закрыт на реконструкцию (или на ремонт).
Татьяна Трунова: На территории музейного комплекса поражает огромное количество самой разной военной техники.
Татьяна Трунова: У входа замерли в почётном карауле старинные орудия.
Валерий Варов: Это, конечно, не Царь-пушки, но их возраст вызывает уважение. Более того, артиллерия Красной Армии на первых порах имела арсенал, оставшийся от царской армии.
Экспонаты в павильонах
Татьяна Трунова: Один из музейных павильонов имеет необычное название — «Парадный расчёт». Сотрудники музея объяснили, почему павильон так называется. Мы об этом скажем чуть позже.
Валерий Варов: Размах павильона впечатляет! Следует отметить, что оба крыла наполнены не только «уснувшими» образцами, но и действующей техникой. Ежегодно 9 мая она проходит по улицам Верхней Пышмы во время Парада Победы. Вот почему павильон и называется «Парадный расчёт».
Валерий Варов: Первое впечатление, что это бокс, где недавно работал мотор, поскольку запах дизеля не спутаешь ни с чем. У стены — ряд автомобилей, напротив — ряд танков, в середине зала — несколько мотоциклов. На дальнем плане светится экран монитора, где можно посмотреть познавательный фильм.
Валерий Варов: Для кого как, а я в этот павильон вхожу каждый раз с особым волнением. Дело в том, что изначально мне было известно о танке Т-34, который стоит в павильоне. Танк открыт и при желании посетителям разрешено присесть на боевые места танкистов. У меня с этим моментом связана одна личная история.
Татьяна Трунова: Этой историей Валерий Владимирович поделился в интервью «Душа находится в пробуждении». Интервью опубликовано у нас на проекте в мае 2021 года.
Валерий Варов: Так выглядит внутренняя часть танка Т-34-76. Угол слева, окрашенный в красный цвет, это видимая часть вырезанной брони. Через проём взору открыт достаточно большой объём. Прямоугольные серые контейнеры наполнены снарядами боезапаса. Левее находится мотор, его в затемнённой части не видно.
Валерий Варов: На снимке видны места механика-водителя и стрелка-радиста. Это тот самый момент, когда мои нервы возле танка доходят до максимума напряжения. В апреле 2021 года мне довелось побывать на Танковом поле в Прохоровке, где на постаменте стоит танк Т-34 под номером 213. Там все доступы внутрь заварены, а я так хотел попасть в танк. Здесь же всё открыто, а я не смог.
Валерий Варов: Это трак, часть гусеницы танков Т-34, грохот которых был слышен на боевом пути нашей армии с территории СССР до Берлина и Праги. Иногда трак был перебит снарядом врага и танк останавливался. Вспоминается фильм «На войне, как на войне» об уральских танкистах, которые сражались в армии маршала Советского Союза Павла Семёновича Рыбалко.
Валерий Варов: Тяжёлый танк Т-35 образца 1933 г. Единственный в мире серийный пятибашенный танк с двухъярусным пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием. На табличке указано, что в первый месяц войны 47 таких танков участвовали в обороне Киева, 4 танка — в боях за Харьков и два танка — в битве за Москву.
Валерий Варов: В этом же павильоне находится установка БМ 13-16. Расшифровать название не так сложно. БМ это боевая машина, а числа 13-16 указывают на калибр ракет (диаметр трубы), равный 132 мм. Ракеты заряжали в два ряда по 8 штук. По виду направляющих, форме, количеству и диаметру ракет орудие соответствует реактивному миномёту с ласковым названием «Катюша».
Первые реактивные установки появились на вооружении Красной Армии уже летом 1941 года на машинах ЗИС. 14 июля на берегу Днепра враг испытал настоящий страх от летящих огромных огненных стрел. Согласно информационной табличке, установка размещена на шасси автомобиля Studebaker US6 от 1944 года. Известно, что такие автомобили поставлялись в СССР по программе ленд-лиза.
Валерий Варов: На фотографии мы видим реактивный миномёт БМ-31-12. Согласно пояснительной табличке, установка тоже стоит на шасси автомобиля Studebaker US6, поставленного по ленд-лизу. Приведена информация о том, что в данной комплектации было 12 х 300 мм реактивных снарядов М-31 (то есть 12 ракет диаметром 300 мм каждая).
Стоит отметить, что ракеты имели своеобразную форму, вследствие чего установка получила название «Андрюша». Заряжались ракеты по 6 штук в два ряда. Вставляли их в направляющие сразу с упаковками. Бывали случаи, когда при залпе всё улетало вместе с упаковкой. Так среди врагов появились шокирующие легенды о летающих русских огненных ящиках.
Валерий Варов: В экспозиции представлен первый советский дизельный трактор «Сталинец-65». Его выпускали на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 гг. Число 65 означает мощность в лошадиных силах. Эта техника была незаменима и у артиллеристов, и у сапёров, и во всех тех местах, где трактор можно было применить для транспортировки или перемещения тяжестей. Кстати, кроме дизельного топлива, двигатель работал и на смеси автола с керосином.
Татьяна Трунова: Немало орудий и транспортных средств можно увидеть на нескольких этажах в павильоне «Музей военной техники».
Валерий Варов: Вот орудийные передки. Они представляют собой двухколёсные повозки, предназначенные для обеспечения транспортировки буксируемых артиллерийских орудий и перевозки боеприпасов. Следует отметить, что на этом снимке зафиксированы изделия, выпущенные в период с 1910 по 1937 годы. Передки применялись для транспортировки лёгких пушек калибра от 31 мм до гаубиц калибра 122 мм. Буксировка осуществлялась как конской тягой, так и механическими средствами.
Валерий Варов: В павильоне представлены орудия XX века. 76-миллиметровая полковая пушка образца 1927 года была спроектирована на основе 3-дюймовой пушки, бывшей на вооружении уже в 1913 году. Пушка считается первым советским серийным орудием, которое служило и для поддержки пехоты, и для поддержки кавалерии, и в противотанковых дивизионах.
Орудие стало прототипом первых танковых пушек. Уверен, что многие слышали выражение «артиллерия – Бог войны». А калибр размером 76 мм очень часто упоминался и в книгах, и в фильмах о войне.
Валерий Варов: А это так называемая пушка-«сорокопятка», то есть 45-мм противотанковая пушка 19-К образца 1932 года. Она создана путём наложения ствола калибра 45 мм на лафет 37-мм противотанковой пушки 1К образца 1931 года. До 1934 года пушка устанавливалась на деревянных спицованных колёсах. А мы в фильмах о Великой Отечественной войне видели, как эту малютку на резиновом ходу легко катали и буквально переносили на руках.
Валерий Варов: Аэросани РФ-8 (ГАЗ-98) относятся к скоростным зимним транспортным средствам. По шоссе они могут развивать скорость до 50 км/час, по пересечённой местности — до 15 км/час. На первый взгляд, красота и лёгкость.
Однако параметры, указанные в сопроводительной табличке, заставляют задуматься: масса без нагрузки 892 кг при длине 5,1 метров и высоте 1,84 метра. Места для двух человек, а это ещё 200 кг. Плюс топливо, которое «съедает» двигатель мощностью 110 л/с, добавляет ещё 50-100 кг. А вот и главный ответ: толщина брони лобового корпуса 10-15 мм! Кстати, это не прогулочный «агрегат», поскольку комплектацию дополняет пулемёт ДТ (Дегтярёва) калибра 7,62 мм и 3000 патронов.
Валерий Варов: Легковой полноприводный автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67. Это модернизированный вариант ГАЗ-64. На информационной табличке указано, что масса составляет 1300 кг, грузоподъёмность — 400 кг. В кабине места для 4 человек. Двигатель 4-х цилиндровый мощностью 54 л/с. Автомобиль использовался как штабной и разведывательный, а также в качестве лёгкого артиллерийского тягача для буксировки 45-мм пушек.
Татьяна Трунова: В музее воссозданы отдельные элементы быта наших солдат и офицеров на фронте. В одной из экспозиций находится макет блиндажа.
Валерий Варов: В павильоне «Музей военной техники» представлены образцы полевых кухонь. Их названия расшифровать легко: например, КП-42М это кухня полевая модернизированная образца 1942 года.
Кухни предназначалась для приготовления пищи в походных условиях. Объём бака на 250 литров позволял приготовить еду для 250 человек. Имелось отделение для дров и крепления для термосов, в которых тёплую пищу можно было перенести до передовой. Двухколёсную базу перевозили при помощи гужевого транспорта.
Техника на открытых площадках
Татьяна Трунова: Кроме тематических коллекций в павильонах, огромное количество техники выставлено на открытых площадках музея.
Татьяна Трунова: Меня поразило разнообразие танков.
Татьяна Трунова: Именно здесь я впервые узнала, что к танкам прикреплялись брёвна со стволом определённого диаметра. Оказывается, в распутицу или в болотистой местности бревно привязывали к гусенице, и это позволяло танку выбраться из грязи или трясины.
Татьяна Трунова: Есть в музейной коллекции и танки с надписями.
Татьяна Трунова: На открытых площадках установлены двуязычные информационные стенды. Они здорово помогают ориентироваться в многообразии представленной техники.
Татьяна Трунова: Один из разделов открытой площадки посвящен специальным и инженерным машинам. Там стоят тягачи и средства управления огнем, машины связи и разведки, машины технической помощи, транспортёры и другая техника.
Татьяна Трунова: Отдельным блоком показаны зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) и другие пусковые установки.
Татьяна Трунова: Если не ошибаюсь, это РСЗО, реактивные системы залпового огня.
Татьяна Трунова: На площадке можно встретить настоящих «силачей». Например, вот так выглядит тягач-вездеход «Витязь».
Татьяна Трунова: Ну, где я ещё увижу подобную технику, как не в музее? Объект УХО означает «объект по уничтожению химического оружия».
Татьяна Трунова: На открытых площадках между павильонами представлен не только наземный, но также водный и воздушный транспорт.
Валерий Варов: Основным типом якоря для советских кораблей служил втяжной якорь с качающимися лапами, изобретённый в 1885 году английским инженером Холлом.
Татьяна Трунова: Рядом с торпедным катером лежит настоящая торпеда.
Валерий Варов: А это гальваноударная якорная мина образца 1908-1939 годов. Весит она около 700 кг, из которых 115 кг это взрывчатка. Такие мины ставили в годы Первой и Второй мировых войн.
Татьяна Трунова: На открытой площадке представлены и образцы воздушного транспорта. Видите крохотный вертолет на переднем плане? Можно подняться по ступеням и заглянуть в кабину пилота.
Валерий Варов: На мой взгляд, не случайно на одной из открытых площадок железнодорожной теме отведена центральная часть. Паровозы грациозно замерли, но в любой момент в их топках можно разжечь дрова, уголь и прочее, чтобы создать давление пара в цилиндрах. На этот вид транспорта не влияет ни дождь, ни холод, ни отсутствие электричества.
В военные годы по рельсам обеспечивалась доставка всего необходимого фронту. Историки подсчитали, что для перевозок было задействовано более 443 тысяч поездов и 19 миллионов вагонов.
Валерий Варов: Смотрю на перрон, а перед глазами сотни людей, которые, толкая друг друга, стремятся забраться внутрь вместе с котомками и чемоданами. Рядом у заборчика мужчина в солдатской форме и женщина. Они прощаются, возможно, навсегда.
В таких вагонах в детстве мне довелось переезжать по полтора-два часа. Особенно запомнились очень гладкие поверхности, окрашенные в светло-коричневый цвет. Без пассажиров вагон весит 42 тонны. Он оборудован водяным отоплением и электрическим освещением, поскольку под вагоном есть генератор тока. Конкретно этот вагон выпущен в 1930 году на Тверском вагоностроительном заводе, а с 2012 года находится в коллекции Музея военной техники ОАО «Уралэлектромедь».
Штрихи к портрету
Татьяна Трунова: Я побывала в музее в Верхней Пышме пока только один раз. Спасибо огромное Валерию Владимировичу за то, что он меня туда свозил, всё показал, рассказал, объяснил. Из окна одного из павильонов сделала вот такой снимок. Впечатляет даже сам вид открытой площадки со стоящей на ней техникой, согласитесь?
Татьяна Трунова: Порой туристы за главными достопримечательностями или экспонатами не видят деталей. А детали эти бывают не менее значимыми и «говорящими». Многие ли посетители обращают внимание, что ограду музея в Верхней Пышме венчают символические изображения ордена Отечественной войны?
Татьяна Трунова: На самом ограждении «завязаны» георгиевские ленточки. И даже на этом снимке чётко видна полоса орнамента из пятиконечных звёзд.
Татьяна Трунова: За любой техникой всегда стоят люди. И вот эти детали — изображение Ордена и георгиевской ленточки, — напоминают нам о тех, кто не вернулся домой с полей Великой Отечественной. Вот почему у входа на территорию музея горит неугасимо Вечный огонь.
Татьяна Трунова: На двух стелах — взметнувшиеся ввысь белые журавли. Ком подступает к горлу. А в душе звучат первые строки пронзительной песни Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…
Татьяна Трунова: Завершить очерк я решила вот этой фотографией. Она, на мой взгляд, очень символична — здание под защитой орудий. Так и наши мужчины сейчас плечом к плечу стоят на передовой, защищая наш общий дом. Огромная им благодарность и низкий поклон! И скорейшего возвращения домой — живыми, здоровыми и невредимыми.
Татьяна Трунова: Хотим от всей души поблагодарить основателей и сотрудников музея за уникальную экспозицию военной техники. А всем, кто приезжает посмотреть Урал, рекомендуем съездить в Верхнюю Пышму, чтобы увидеть музей своими глазами!
© Валерий Варов, Татьяна Трунова, февраль 2023
Советую почитать
- Музей в Верхней Пышме: автомобили (Свердловская область) — очерк об автотранспорте, представленном в тематическом павильоне «История автомобильной техники», в уличных павильонах и на открытой площадке музея
- Музей пермской артиллерии: открытая площадка (Пермь) — экспозиция из артиллерийских орудий, которые находятся на территории музея
В Пышму сейчас ретро-поезд ходит.
А откуда он отправляется из Екатеринбурга и куда прибывает в Пышме?
Вот куда прибывает в Пышму я не знаю — не ездил, а из Екатеринбурга с жд вокзала, как обычный поезд. Делает по пути остановку на станции Шувакиш (сделали ретро-станцию)
Поезд сообщением "Екатеринбург-Верхняя Пышма музей." Станция Шувакиш-шестая (Екатеринбург-пасс, ВИЗ, Электродепо, Екатеринбург-сорт, Огородная, Шувакиш)
Алексей, спасибо за информацию.
фонтан в парке УГМК.
Фонтан
Какой необычный фонтан! А где этот парк располагается?
Недалеко от музея, около университета УГМК. в нем есть памятник рудокопу.
Университет УГМК виден за фонтаном. Около него стоит памятник инженеру с трудно выговариваемой фамилией-Грум-Гржимайло.
Вот до парка и до университета мы, к сожалению, не дошли. А памятники интересные, спасибо!
Еще есть скульптуры "Лось"и "Медведь"-достаточно далеко от музея и парка.
А вот эта фотография великолепно подходит к январскому поздравительному очерку «Год Тёмного Лося».
А возле военкомата есть памятник со словами Александра Невского.
Меч
Вам понравилась военная техника? тогда съездите в Оренбург, в сад Фрунзе. Там тоже интересная выставка техники.
Алексей, спасибо и за фотографии, и за рекомендацию сада в Оренбурге.
Вот например сад Фрунзе
Есть и памятники- "Кавалерист"…."Возвращайся с Победой!"
Танки
Самолеты…
В общем сад Фрунзе — это целый музей военной техники под открытым небом!
Алексей, спасибо, взяла себе на заметку. Когда буду в Оренбурге, обязательно схожу в этот сад!
Ну и сам город Оренбург тоже интересный!
Даже не сомневаюсь!
Можно пару фото Оренбурга поставить? Чтобы Вы знали куда приедете. Это Чкаловская лестница.
Площадь у дома Советов.
Алексей, спасибо.
Памятников интересных тоже в Оренбурге хватает:
Впервые вижу памятник донору!
И красивых церквей:
Спасибо! А что там за башенки позади храма?
Что то тоже к храму относится.
Памятник донору находится на пешеходной Советской улице,(а напротив него-памятник учительнице) до собора доехать надо,он не в центре города.
Ну а если пройти Советскую до конца,можно выйти на набережную Урала ( к Чкаловской лестнице)
Алексей, большое спасибо за фотографии и за такие подробные пояснения. Единственный момент: мне не очень удобно, что Вы размещаете фотографии и комментарии по Оренбургу в данной ленте. Причин две.
Во-первых, это тематический очерк. На страничку приходят читатели из разных городов и стран по конкретному поисковому запросу — музей военной техники в Верхней Пышме. А в комментариях они видят фото достопримечательностей Оренбурга, никак не связанных с военной техникой. Фактически это уже частная переписка, которую я на проекте вести точно не буду. Для этого есть альтернативные каналы общения и мы с Вами об этом уже говорили.
Во-вторых, на данный момент на «Дорогами Души» почти шестьсот публикаций. И через какое-то время я могу просто забыть, в какой ленте находятся те самые фото с Оренбургом, которые Вы мне отправили.
Мне очень приятно, что проект Вам откликнулся и вызвал желание поделиться своими фотографиями и впечатлениями. Но я за то, чтобы публичное общение в комментариях всё-таки шло по темам публикаций. Наверняка есть немало городов или музеев, в которых бывали и Вы, и я. Поэтому можем обменяться впечатлениями, поделиться фотографиями, порекомендовать к посещению те или иные места.
Вижу, что Вы уже пробежались по первым страницам разделов в меню. Думаю, Вам будет гораздо удобнее Путеводитель по сайту — там сразу виден весь масштаб проекта. В разделах, посвященных путешествиям, просто открывайте папки или страницы, которые заинтересуют.
Очень надеюсь, что Вы меня поймёте правильно и не расцените этот комментарий как отказ от дальнейшего общения.
Татьяна,договорились.)