В Калининграде сохранилось немало интересных построек военного времени. Хочу рассказать об одном из таких сооружений. Это бомбоубежище, в котором сейчас располагается подземный музей «Бункер».
Именно в этом бункере 9 апреля 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции города Кенигсберг и его сдаче советским войскам.
Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате
Страницы истории
Музей «Бункер» является филиалом Калининградского областного историко-художественного музея. Иногда музей называют не бункером, а «блиндажом Ляша», поскольку именно здесь весной 1945 года находился комендант Кенигсберга, немецкий генерал Отто фон Ляш.
Укрытие из монолитных цементных блоков было построено на Парадной площади в феврале 1945 года. С марта здесь находился штаб немецкого командования, которое руководило обороной города. Бункер располагался на глубине семи метров, на поверхности земли находились лишь две наблюдательные башни.
Длина бункера составляет 42 м, ширина — 15 м. В бомбоубежище было всё, что необходимо для жизни: электричество, отопление, водоснабжение, система связи, канализация, кондиционеры для подачи свежего воздуха. От попадания отравляющих веществ бункер защищали четыре герметичных двери.
Спустившись по лестнице, попадаешь в подземный коридор. По бокам коридора расположены небольшие комнаты. В 1945 году четыре помещения служили в качестве комнат специального назначения, а семнадцать предназначались для личного состава гарнизона. Сейчас эти комнаты (на фотографии видно, что они пронумерованы) используются в качестве экспозиционных залов.
После войны бункер был затоплен водой. В 50-х годах ХХ века его отремонтировали и здесь разместились военнослужащие штаба противовоздушной обороны. Во второй половине 60-х годов помещение отреставрировали. И в 1968 году в нём открыли музей «Бункер».
Давайте пройдемся по этому необычному музею и познакомимся с его экспонатами.
Экспозиция музея
В бывшем немецком бункере создано несколько экспозиций. Они рассказывают о жизни горожан в последние дни войны, обороне и штурме Кенигсберга, судьбах военнопленных и многом другом. Фотографии, подлинные документы, листовки, плакаты, цитаты из книг и газет погружают в атмосферу неспокойных апрельских дней 1945 года.
В этом очерке я не ставлю перед собой целью последовательно «пройти» по всем комнатам бункера. Покажу экспозиции и экспонаты, которые запомнились больше всего.
Отдельный зал посвящен легендарному советскому военачальнику, маршалу Советского Союза Александру Михайловичу Василевскому. Именно от него немецкому командованию поступило предложение о сдаче города и крепости.
Для меня настоящим открытием стала цитата А.М.Василевского.
Вы только представьте: человек мечтает окончить семинарию, поработать три года учителем (рожденные в СССР помнят, что раньше нужно было отработать по распределению три года), а потом связать свою жизнь с сельским хозяйством. Однако «неожиданно для себя и родных стал военным…».
Что же должно было произойти, чтобы так кардинально поменялись планы на жизнь? Догадаться несложно: началась первая мировая война. «Война опрокинула все мои прежние планы и направила мою жизнь совсем не по тому пути, который намечался ранее», — пишет маршал в своих воспоминаниях. Кстати, именно после посещения Калининграда захотелось прочесть книгу А.М.Василевского «Дело всей жизни».
В следующих залах размещены документы, которые рассказывают о штурмах советскими войсками форта №5 и центральной части Кенигсберга.
В витринах можно увидеть карты военных действий, фотографии, оружие, немецкие наградные знаки.
Очень впечатляют диорамы. На них изображены отдельные улицы и фортификационные укрепления, которые были штурмом взяты советскими войсками. В этой композиции четко виден красный флаг, поднятый над башней Дона
На самом деле, диорамы было не так просто сфотографировать, чтобы получился хороший кадр. В залах приглушенный свет, у самих экспонатов сделана цветная подсветка да ещё бликует стекло, за которым они находятся. Поэтому композиции с диорамами на снимках выглядят как сюрреализм. Но здесь, как говорится, важна не форма, а содержание.
В одном из помещений воссоздан интерьер комнаты радиста. В ней запечатлен тот самый момент, когда немецкому радисту передают листовку с обращением маршала А.М.Василевского к командованию и войскам немецкого гарнизона Кёнигсберга. Им было предложено сдаться, сложить оружие и прекратить сопротивление.
К концу дня 9 апреля 1945 года бои уже проходили лишь в центре Кенигсберга. Поэтому советское командование направило в бункер одну за другой две группы парламентёров для переговоров с комендантом гарнизона фон Ляшем. В музее представлена карта, на которой обозначены маршруты движения обеих групп.
В состав первой группы вошли офицеры 11-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии: начальник штаба подполковник Петр Яновский, артиллерийский разведчик капитан Александр Федорко и инструктор политотдела по работе с противником капитан Владимир Шпитальник.
Поскольку от первой группы долго не поступало никаких сведений, в штаб немецкого командования направили вторую группу парламентёров-разведчиков 9-й гвардейской разведывательной роты 11-й гвардейской дивизии. Эту группу возглавлял майор Александр Круглов.
Обе группы вступили в переговоры с Отто фон Ляшем. По воспоминаниям парламентеров, генерал долго не решался принять условия советской стороны и согласиться на капитуляцию. В закрытой комнате № 13, где происходили переговоры и был подписан заключительный акт, сохранился и сам интерьер, и многие вещи с того памятного вечера 9 апреля 1945 года.
В залах музея немало фотографий и документов, которые рассказывают о Дне Победы в Кенигсберге и о ситуации в городе после его штурма советскими войсками.
На стендах представлены фотографии участников штурма форта № 5. Страна должна знать и помнить своих героев!
За взятие Кенигсберга была учреждена особая медаль. А ещё в бункере есть экспозиция «Загадки Черной комнаты. Клады подземелий».
В этой комнате немного страшновато: низкие давящие своды, приглушенный свет.
В витринах представлены вещи, которые в своё время были спрятаны в подземельях.
В одном из залов на большом экране, который закреплен прямо на стене, можно посмотреть небольшой документальный фильм о штурме и взятии Кёнигсберга. А на стенах — всем нам знакомые агитационные плакаты военных лет.
А теперь предлагаю посмотреть на некоторые экспонаты, которые напрямую не связаны с военными действиями.
Штрихи к портрету музея
Помимо документов, рассказывающих о штурме города и капитуляции немецкого гарнизона, в витринах можно найти немало других, не менее интересных экспонатов. Через эти своеобразные штрихи раскрываются другие, более глубинные слои и смыслы всего произошедшего.
Видите схему слева? Оказывается, существовал специальный тоннель, который связывал это помещение с другим бункером, в которым укрывался глава Кенигсберга. Тоннель, проходивший прямо под университетом, обнаружили только в 60-е годы.
Вот пластина, принадлежавшая генералу Ляшу, как напоминание о его участии в Первой мировой войне.
Помимо постоянных экспозиций, в «Бункере» бывают тематические выставки. Например, я застала выставку «Письма с фронта».
А вот ещё одна выставка под названием «Кенигсбергский альбом».
В одном из помещений встретилась зеркальная надпись на латинском языке.
«Ex nihio nihil fit»
«Ничто не возникает из ничего». Это высказывание древнеримского поэта и ученого Лукреция из его знаменитого трактата «О природе вещей». В чём смысл фразы? Ничто не происходит просто так. У всего в этом мире есть своя первопричина.
Я была в «Бункере» в июне 2019 года. Так получилось, что очерк о музее публикую только сейчас. И понимаю, что некоторые экспонаты заиграли совершенно новыми гранями. В них невооруженным глазом видны прямые исторические параллели с нынешней геополитической ситуацией.
У меня в архивах есть фотография одного экспоната. Это фрагмент рассказа о военном Кенигсберге. Уже не помню, почему захотелось тогда сделать этот снимок. Видимо, затронул текст какие-то внутренние струны. В рассказе речь идёт о бункере.
Прочтите эти строки — и вы изумитесь. Вы поймёте смысл фразы о том, что история крутится по спирали. Очередной виток мы все наблюдаем сейчас в одном из городов. Да-да, изнанка под землей. Подземные лабиринты, в которых находится немалое количество людей. Удивительные совпадения! Неожиданно, правда?
Любопытный факт
В музее есть особый экспонат — массивные ворота из кованого железа, которые раньше располагались у входа в убежище. На металлические решетки ворот нанесены рунические символы. По мнению историков, немецкое командование верило, что эти магические знаки способны защитить бункер от разрушения.
Акт о капитуляции города был подписан поздно вечером 9 апреля 1945 года.
Уже на следующий день, 10 апреля 1945 года, на одной из башен крепости было водружено Знамя Победы. Эту табличку можно увидеть на башне Дона, в которой сейчас располагается Музей янтаря.
Не скрою: для меня атмосфера музея оказалась тяжелой, давящей, гнетущей, несмотря на обилие интересных экспонатов. Тем не менее, я советую сходить в «Бункер», если вы окажетесь в Калининграде. Почему? Потому что это одна из страниц, вписанных в книгу нашей Победы.
© Татьяна Трунова, май 2022
Другие достопримечательности Калининграда
- Форт № 5 «Король Фридрих-Вильгельм III» — один из 12 фортов бывшего Кенигсберга. Именно здесь шли кровопролитные бои за город в апреле 1945 года.
- Музей янтаря — в очерке рассказывается о постройке, в которой размещается музей, и самых интересных экспонатах
Что ещё можно почитать о подземных музеях
- Подземный музейный комплекс (Балаклава, Крым) — секретные военные объекты СССР периода «холодной войны» — бывший ядерный арсенал и укрытие для подводных лодок
Да, место и правда тяжёлое, но знать и помнить о тех событиях нужно.
Тань, как не странно, я когда-то сама поняла, что история движется по спирали. Много лет назад. Наверное потому что любила читать исторические романы и сравнивать события, которые нанизываются на многовековые события.
Наблюдая нынешнюю ситуацию понимаю, что избежать её, конечно, можно было, но усилия приложили к этому не все. Спасибо за экскурсию. Ближе к холодам постараемся добраться.
Оля, спасибо! Кстати, именно в таких местах понимаешь, как рисковали наши военные. Ведь у немцев было принято убивать любых парламентеров, и наши это прекрасно знали. Тем не менее, пошли, целых две группы.