Фрески Кносского дворца

Фреска на Северном бастионеКносский дворец на Крите считается одним из самых известных памятников археологии. Согласно легенде, в давние времена именно в этом дворце-лабиринте жил Минотавр.  

Мне посчастливилось побывать в Кноссе и увидеть его красоту собственными глазами. И в этом очерке хочу рассказать о фресках, которые были найдены в Кносском дворце.  

Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате

Что представлял собой Кносский дворец

Это было огромное сооружение с множеством самых разных построек. Дворец служил резиденцией царя, административным, религиозным, политическим, культурным и хозяйственным центром. В Западном крыле дворца археологи обнаружили святилища и помещения для проведения церемоний, в Восточном – жилые комнаты, мастерские и хозяйственные постройки.

Макет Кносского дворца можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона. Смотрите, это был самый настоящий лабиринт!

Макет дворца

Со временем я напишу очерк о помещениях и постройках этого удивительного сооружения. А сейчас предлагаю полюбоваться его фресками. 

Фрески Кносского дворца

В Кноссе было найдено немало фресок в самых разных частях комплекса. Некоторые фрески можно увидеть на стенах в помещениях дворца, другие — в качестве экспонатов в Археологическом музее города Ираклиона. 

Указатель

Все найденные фрески исследователи делят на две группы. К первой группе они относят изображения с декоративными или геометрическими композициями. Во вторую группу включены так называмемые сюжетные фрески. На них мы видим сцены из повседневной жизни минойцев, их религиозные праздники и священные ритуалы.

Вот пример фрески с растительным орнаментом. 

Растительный орнамент

Смотрите, как гармонично она вписывается по цветовой гамме в интерьер дворцового зала. 

Растения

А вот примеры сюжетных композиций. На фото слева — фреска, найденная в так называемом Коридоре процессий. Древний художник изобразил юношей, которые несут дары царице. Обратите внимание, что фигуры окрашены в темно-красный цвет. Это говорит о том, что изображены мужчины или юноши.  

На фото справа — очень известная фреска, которая получила название «Принц с лилиями» или «Царь-жрец». На ней изображен юноша в юбке с широким поясом и в короне с павлиньими перьями. Правой рукой, сжатой в кулак, принц касается груди. Левой рукой, отведенной назад, он сжимает жезл. Принц проходит среди растущих белых лилий с красными тычинками и порхающих бабочек. Как видите, на фреске красной нитью проходит тема лилий. Они есть и в короне, и в ожерелье из бусин, и в нижней части изображения.  

Фреска с принцем была обнаружена в поврежденном виде. От неё сохранились лишь часть перьев султана, грудь, ноги и одна рука принца. Но посмотрите, как филигранно поработали реставраторы!

Фрески (дары царице)Принц с лилиями

Вот ещё одна известная фреска — «Игры с быком». Она была найдена в Восточном крыле Кносского дворца. Я помню эту фреску ещё из своего школьного учебника по истории древнего мира.  

Игры с быком

Тавромахия

Тавромахия это игра-состязание юношей и девушек с быком. Обратите внимание: фигура юноши, который перепрыгивает через быка, выкрашена в темно-красный цвет, а вот фигуры девушек по бокам — в белый.

Если внимательно посмотреть на фреску, то становится понятной суть игры. Нужно было схватить бегущего быка за рога, сделать двойной переворот в воздухе над его туловищем и спрыгнуть сзади. Здесь от участников требовались и ловкость, и смелость, и сноровка. 

Ещё один интересный момент: юноши и девушки, изображенные на фреске, одеты одинаково. У каждого из них на бедрах тонкая повязка, на талии — металлический пояс. Широкая груда, тонкая талия, гибкость, мускулистость считались в то время признаками мужской и женской красоты. 

По мнению искусствоведов, это была не просто игра, но и особый сакральный ритуал. Мы же с вами прекрасно знаем, что на Крите бык считался священным животным. Вот два рельефных изображения быка. Первое можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона, а второе — на северном бастионе Кносского дворца. 

БыкФреска с быком

Одно из сакральных помещений дворца — Тронный зал. В нём до сих пор сохранился небольшой каменный трон. На нём восседал царь, который считался верховным жрецом. Остальные жрецы сидели на скамьях вдоль стены. 

А теперь давайте посмотрим на фрески. На всех стенах четко видны изображения грифонов среди тростниковых растений. Это мифологическое животное появилось здесь неспроста. Минойцы верили, что грифон объединяет в себе три божества: божество небесное с головой орла, божество земное с телом льва и божество подземное со змеиным хвостом. 

Чаша и трон

От южной стены Тронного зала вниз идёт так называемая Большая лестница. Она ведёт на веранду, где изображены щиты.   

Зал с колоннами

Щиты представлены парами, в виде восьмёрок. Каждая пара словно нанизана на общую спираль, которая хорошо просматривается на фотографии.  

Щиты

Вот изображение фрески со щитами в Археологическом музее Ираклиона. 

Щиты

Древние жители Крита были мореходами и рыбаками. Они прекрасно знали море и его многочисленных обитателей. Об этом свидетельствует фреска, которая сохранилась в мегароне царицы.

Что такое мегарон

Это тип дома, состоящего из прямоугольного помещения, боковые стены которого продолжены в сторону входа и образуют портик, иногда колонный.

Археологический словарь

На фреске, которая относится к раннему периоду истории минойской цивилизации, изображены дельфины, рыбы, медузы и морские ежи. В более поздний период изображение частично закрыли другой фреской, где тянется пояс со спиралями.

Обратите внимание на пилястру (внутреннюю часть колонны) справа. Там ещё одна фреска, которая получила название «Танцовщица». Мы видим танцующую женщину с черными, развевающимися на ветру волосами. На танцовщице — длинная разноцветная юбка и блузка с рукавами, украшенная вышивкой.   

Дельфины

Фрагментом фрески можно полюбоваться в Археологическом музее Ираклиона. 

Дельфины

Реставрационные работы

На территории дворцового комплекса профессиональные раскопки вёл известный британский археолог Артур Эванс. В ходе работ экспедиция обнаружила немало фресок в самых разных частях дворца. Изображения сохранились фрагментарно, однако Эванс провел большие реставрационные работы.

Под руководством Эванса над реставрацией минойских фресок работали опытные швейцарские художники, отец с сыном. У них были одинаковые имена  — Эмиль Жиллерон (Émile Gilliéron). Вот почему художников впоследствии стали называть Эмиль Жиллерон Старший и Эмиль Жиллерон Младший. 

В Археологическом музее Ираклиона можно увидеть копии фресок Кносского дворца. На верхнем фрагменте — собрание людей на открытом пространстве дворца, возможно, на Центральном дворе. На нижней фреске — танец в священной роще Кносса. Мы с вами уже знаем, что фигуры белого цвета изображают женщин.  

Фрагменты фресок

Мне понравилось размещение экспонатов в витринах музея. Сверху представлены фрески, снизу — их фрагменты.

Фреска и фрагменты

Если вы не связаны напрямую с реставрацией изображений, то наверняка у вас возникает закономерный вопрос: каким образом специалистам удается понять сам сюжет фрески? Здесь подключаются и хорошее знание истории, и воображение, и наметанный глаз профессионального художника.

Взгляните на нижний ряд. Если бы в вашем распоряжении были лишь фрагменты, смогли бы вы дорисовать недостающие части? 

Фрагменты фресок

Экспонат из музея наглядно демонстрирует, каким образом реставраторы восстанавливают целые композиции по отдельным фрагментам.  

Дары

Вот ещё одна отреставрированная фреска, с куропатками и удодом. Она украшала комнату для гостей в Западном крыле Кносского дворца.  

Птицы

В этом очерке представлены далеко не все фрески Кносса. Если вы интересуетесь более подробно этим вопросом, то без труда найдете информацию и о «Дамах в голубом», и о знаменитой «Парижанке».  

Разумеется, фрески это не единственная достопримечательность Кносского дворца. В одном из следующих очерков я расскажу о постройках и самых интересных местах этого уникального комплекса.   

Фрески на Южных пропилеях

© Татьяна Трунова, сентябрь 2020

Другие достопримечательности Крита 

Что ещё можно почитать о фресках

6 комментариев к статье Фрески Кносского дворца

  1. Татьяна, спасибо! Увлекательно, интересно, позновательно…. Особенно поразило мастерство реставраторов!

    • Ольга, благодарю! Да, там работали реставраторы-профессионалы. Это сразу чувствуется и по фрескам в самом дворце, и по фрескам, которые выставлены в Археологическом музее в Ираклионе.  

  2. Танечка, большое спасибо. Я там была в прошлом году. Хотела и в этом еще раз побывать, но увы… благодаря тебе побывала прямо сейчас!❤

    • Светлана Андреевна, очень рада, что Вам откликнулось! Я поначалу хотела сделать один большой очерк про Кносский дворец. Но потом поняла, что статья получается десятикилометровой :))) И решила писать отдельными постами.

      Эту публикацию я готовила к 15 августа, ко Дню археолога. Но жизнь распорядилась иначе…

  3. Спасибо,Таня! Ещё раз побывала с Вами во Дворце и в Археологическом музее. Как всегда, интересно. Думаю, что это далеко не последний Ваш приезд в Грецию. Здесь много интересного, красивого и вкусного… Афины, МетЭора, Салоники, острова Корфу и Родос, Санторини и многое-многое, что Вас влюбит в мою страну. С уважением, Элени.

    • Элени, большое Вам спасибо за такой душевный отклик! Да, Греция манит с детских лет. С тех самых пор, когда впервые узнала о ней из школьного курса истории древнего мира. Начала знакомиться с Вашей удивительной страной с Крита, с крито-микенской цивилизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда