15 августа я всегда отмечаю День археолога. Обычно в этот день на проекте «Дорогами Души» выкладываю публикацию, связанную с археологией — путевой очерк, эссе или интервью с археологом.
Несколько лет тому назад я побывала в археологическом музее города Ситии на острове Крит. В этом очерке покажу самые интересные, на мой взгляд, экспонаты.
Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате
Сития – небольшой портовый городок с населением около 10 тысяч человек в восточной части Крита.
Археологический музей Ситии считается одним из самых значимых не только на острове Крит, но и в Греции в целом. Он был открыт в 1984 году известным критским археологом Никосом Пападакисом ровно через 100 лет после начала работы на Крите Итальянской археологической школы.
Экспозиция музея включает в себя четыре раздела. В них представлены находки, которые относятся к двум периодам крито-минойской цивилизации (минойскому и архаическому), находки из города Закрос, а также несколько экспонатов, относящихся к истории Древней Греции и Древнего Рима. На одной из стен музея можно увидеть сводную хронологическую таблицу.
Поскольку это путевой очерк, то позволю себе не придерживаться хронологии в представлении экспонатов. Покажу находки, которые меня заинтересовали больше всего. В этом очерке я сгруппировала их тематически.
В музее Ситии достаточно большая коллекция пифосов.
Наверняка не все представляют, что это за сосуд. При подготовке очерка я просмотрела несколько специализированных словарей — по историческим терминам, по античности, по искусству. Оказывается, самое понятное и доходчивое определение даёт Википедия.
Что такое пифос
Это большой керамический сосуд для хранения и перевозки зерна, вина, мёда, оливкового масла и солёной рыбы. Пифос мог быть в форме шара или яйца, обращённого острым концом вниз.
В отличие от амфоры, у пифоса чаще встречается не острое дно, а плоское, позволяющее ему стоять, и часто в верхней части имеются приспособления для транспортировки, через которые протягивались тросы для передвижения сосудов.
У пифосов могло быть от четырёх до шести ручек. Поверхность пифоса может быть гладкой или украшена ленточным узором. По цвету пифосы встречаются в гамме от бежевого, песочного и до коричневого и красноватого.
Все упомянутые выше характеристики пифоса можно увидеть в археологическом музее Ситии.
У некоторых пифосов не сохранились ручки, но сосуды от этого не стали менее привлекательными.
Более светлые части пифоса это гипс. Когда археологи находят фрагменты сосуда, то после их промывки и просушки идёт работа по сборке и склейке. Если какие-то части сосуда не найдены или не подлежат восстановления, то такие места часто загипсовывают. Это общепринятая археологическая практика.
Здесь хорошо видны ленточные орнаменты, которые опоясывают пифосы. Обратите внимание: у пифосов могли быть ручки не только сверху, но и снизу. На фото справа на стенке пифоса чётко просматривается боевой топорик.
А вот пифосы из разной глины и разной формы.
Мне очень понравились высокие кувшины с двумя ручками.
В музее есть целая коллекция саркофагов. Спираль и волны это символы крито-микенской цивилизации.
Саркофаги могли быть как в форме ванн, так и в форме больших ларцов. Видите, что у них тоже есть ручки для переноски?
Часть саркофагов имеет росписи на боковых стенках.
В Археологическом музее Ситии представлено немало посуды для приготовления пищи. Удивительно, но многие предметы по форме напоминают современные. Например, вот такой бак с ручками.
На этой фотографии мы видим ещё два античных бака. Один, красноглиняный, находится на переднем плане, а второй, из светлой глины, расположен в конце ряда.
На заднем плане на подставках представлены достаточно узнаваемые экспонаты. Справа нельзя не узнать сковороду. Слева тоже какой-то предмет, предназначенный для жарки. А вот находка на переднем плане слева больше похожа на дуршлаг, согласны?
Присмотритесь к пифосу: у него в нижней части отверстие. Значит, сосуд точно использовали для перевозки и хранения жидкостей, а не сыпучих продуктов (например, того же зерна). Рядом с ним — кастрюля. Видите, что у неё, кроме горизонтальной ручки (которая немного наклонена вверх), есть ещё и вертикальная?
Понятия не имею, как назывались эти резервуары. Но они явно использовались для слива воды или другой жидкости. Вполне возможно, даже вина, если сверху загружался виноград.
А это изящные греческие вазы с чёрнофигурным орнаментом.
Невысокие сосуды с широким туловом и боковыми отверстиями, чем-то напоминающие детскую игрушку-«неваляшку».
Есть в музее целые «сервизы» столовой посуды.
Крохотные чашечки предназначались, скорее всего, либо для соусов и приправ, либо для благовоний и ароматических масел.
У крито-микенской цивилизации существовал культ быка. Со школьной скамьи мы помним легенду о Минотавре. Поэтому неудивительно видеть в витринах орнаментированные рога для вина.
У критян и греков было принято ухаживать за телом. Аромалампы, различные сосуды для массажных масел тоже представлены в экспозиции музея.
По некоторым находкам можно сразу понять, чем занимались жители. Вот рыболовные или ткацкие грузила. Насчет рыболовства сомнений нет, островитяне всегда этим промышляют. А вот было ли развито ткачество? Для ответа на этот вопрос нужны дополнительные подтверждения.
Вот оно, подтверждение, в соседней витрине. Слева — ткацкие грузики, которые насаживаются на веретено при прядении. Справа — иглы и крючки.
А это изделия из кости и рога.
Есть здесь даже фрагменты стеклянных сосудов.
А это не что иное, как клейма. Их мастера ставили на свою продукцию.
На амфорах и других древнегреческих сосудах клеймо обычно ставилось на ручке.
В музее есть предметы, которые служили для проведения ритуалов и религиозных церемоний. Обратите внимание, что в витринах даны пояснения на двух языках — на греческом и на английском.
А это уже сосуды, поднятые со дна моря подводными археологами.
О предназначении некоторых предметов, которые выставлены в музее, можно только догадываться. Я в таких случаях предпочитаю просто любоваться их внешним видом. Смотрите, даже днища украшены орнаментом!
Как вы думаете, где и для чего использовались эти подставки?
Долго вглядывалась в лицо мужчины на этом фрагменте из камня. У него раскинуты в стороны руки или расправлены крылья? И ведь снизу есть какая-то надпись.
Судя по внешнему виду и обугленным шарикам, это форма для литья (но это лишь моё предположение).
И ещё одной загадкой остался для меня этот домик.
Возможно, у кого-то Археологический музей в Ситии не вызовет особого восхищения. Мол, подобных музеев немало, в том числе и у нас в России.
Видимо, здесь срабатывает уже личный интерес. Мне нравится античность, материальная культура Древней Греции, поэтому я стараюсь не пропустить ни одного музея по этой тематике.
Много ли из представленной здесь утвари сохранилось до наших дней? Только кувшины, светильники и блюда.
Витрина музея может запросто служить иллюстрацией и для учебника по археологии, и для энциклопедии по античному искусству. Лекифы, кратеры, скифосы, стамносы, канфары — целая коллекция древнегреческой посуды!
Ходишь по музею Ситии и тебе открывается удивительный мир древних греков. Чем они занимались, в чём хранили продукты и готовили еду, из чего пили и ели — обо всём рассказывают экспонаты, стоящие в витринах. И ты можешь даже не быть ни историком, ни археологом. Просто включаешь воображение и логику, внимательно смотришь на находки и подмечаешь в них «говорящие» детали.
А вы бывали в археологических музеях? Буду рада, если поделитесь своими впечатлениями в комментариях к этому очерку.
© Татьяна Трунова, август 2022
Археологические достопримечательности Крита
- Археологический музей в Ираклионе — один из самых крупных и известных археологических музеев мира
- Гортина — один из древних и могущественных городов Крита эпохи дорийцев. В городе можно увидеть сохранившийся собор Святого Тита и «царицу надписей», знаменитый Гортинский кодекс.
Об археологии и археологах
- Археологические раскопки в Италии — очерк о работе в итальянской археологической экспедиции на острове Сант-Андреа недалеко от озера Гарда
- Все мы чуть-чуть археологи — эссе о том, что общего между рабочим коллективом и археологическим раскопом
Спасибо, дорогая Таня. Была на Крите трижды, и в восточной части острова. А о музее узнаю от Вас. С удовольствием прочитала статью, а позже залезла в Интернет и уже прочитала на греческом всё, что нашла о музее.
Элени, большое спасибо! У меня такое тоже случается: всю жизнь живешь в одном городе и кажется, что знаешь его вдоль и поперек. А потом приезжает друг, коллега или знакомый и открывает для тебя совершенно новые места :))).
Приезжайте в Салоники, здесь тоже много интересного и в самом городе, и в округе.
Элени, большое спасибо за приглашение! Да, думаю, в Салониках немало интересного.