В наши дни слово «репетитор» стало обыденным и привычным. Услугами репетиторов пользуются школьники самых разных возрастов в силу тех или иных причин.
Довольно часто репетиторством занимаются преподаватели. Оно и понятно: хорошее владение материалом, опыт, знание методики обучения предмету.
Хочу поделиться своим видением того, где проходит грань между репетитором и преподавателем. Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, просто излагаю свою точку зрения.
Репетитор
Не секрет, что частного преподавателя нередко называют репетитором. Меня тоже постоянно спрашивают: «Вы репетитор?». Я всегда отвечаю, что нет, не репетитор, я преподаватель. Но опыт работы в качестве репетитора у меня тоже есть.
Всем нам знакомо слово «репетиция». Это отработка определенных навыков путем их многократного повторения. Ученик повторяет материал в разных вариациях. И если мы применим слово «репетировать» к процессу преподавания, то чётко увидим цель репетитора: дать студентам или школьникам определенный набор знаний и научить ими пользоваться.
Однако в слове «репетитор» мне слышится оттенок какой-то обязаловки. Получается, что ученика нужно «натаскать», заставить вызубрить для того, чтобы он смог где-то перед кем-то отчитаться. Например, для написании контрольной работы, сдачи итогового или вступительного экзамена.
На мой взгляд, при таком подходе изучаемый материал по предмету выступает как цель, к которой нужно привести ученика. Здесь идёт работа на видимом уровне, который чётко прослеживается через три ключевых слова: ЧТО (учебный материал), КАК (методы) и КОМУ (ученики) мы преподаём.
И встаёт вопрос: что, в таком случае, делает преподаватель?
Преподаватель
Дать знания и научить приемам работы с ними это лишь верхушка айсберга. Лично для меня любой учебный предмет является многофункциональным инструментом. С его помощью можно выводить учеников на совершенно другой уровень мировосприятия, мироощущения, осознания собственных, возможностей, нравственных ценностей и жизненных убеждений.
Наверняка старшее поколение учителей хорошо помнит, что раньше при составлении конспекта урока всегда рекомендовали прописывать три основных цели — образовательную (на этом уровне как раз и работает репетитор), развивающую и воспитательную. Кстати, всё это прописано и в современных образовательных стандартах. И настоящий преподаватель, на мой взгляд, как раз и бежит по всем этим дорожкам, помогая ученикам раскрыть их собственный потенциал, а не просто «накачать» знаниями.
Как это выглядит на практике? Ты видишь, что у твоего ученика расправляются крылья и он уходит с занятия более умиротворенным. Или более вдохновлённым. Когда он готов горы свернуть, чтобы приблизиться к заветной мечте. Когда тихо (или, наоборот, бурно) радуется своим успехам: «Ого, сколько мы выучили за эти пять занятий!». Или молча переваривает то, что увидел в своем личном «зеркале», на которое, как известно, неча пенять…
Я считаю, что настоящий преподаватель видит не только вширь, но и вглубь. Он в состоянии прочувствовать, ощутить не столько разумом, сколько душой и сердцем те пласты, которые фоном идут на уроке и проявляются не сразу, а постепенно.
Часто ли на подобных вещах фокусируются репетиторы?
Если у преподавателя хватает профессионализма, жизненного опыта, эмпатии и искреннего желания помочь, он делает учебный процесс не линейным, а многогранным. Он легко встраивает приемы психологической поддержки или межпредметные связи в любой урок, не называя эти вставки в занятия модным сейчас понятием «коучинг» и не поднимая за их счет цену курса или отдельного занятия.
Из личного опыта
- Молодая женщина, после того, как с пятого или шестого раза не может запомнить новое слово на иностранном языке, в сердцах швыряет тетрадь на стол: «Боже, да что я требую от своего сына, если сама такая тупая!». Нет, не тупая. Просто у каждого своя скорость и свой потолок. И это здорово, что приходит вот такое осознание. Что мы становимся более терпимыми и понимающими. И начинаем чуточку по-другому относиться даже к своим родным и близким.
____________________________
- Занимается мужчина лет сорока. Звёзд с неба не хватает, учится в меру своих сил и возможностей. Каждый раз, когда ему удается сформулировать самостоятельно несколько связных фраз или написать крохотный текст на итальянском языке, он гордо смотрит на меня и произносит одну-единственную фразу: «Татьяна, я просто круть!». Подобные моменты ценны ничуть не меньше, чем количество выученных слов или разговорных фраз.
____________________________
- Когда работаешь с группой, очень интересно наблюдать, кто и чему пришел научиться. Не в плане знаний по предмету, а в плане личностного развития. Один в процессе обучения учится делать ошибки и не испытывать от этого чувство вины. Другой постепенно прислушивается к коллегам, чтобы услышать их мнение, отличное от своего собственного. Третий начинает охотно помогать своим однокурсникам.
Душа беззвучно поет, когда наблюдаешь подобные моменты. Потому что в этом я вижу одну из основных целей преподавания.
Ты идешь в качестве проводника рядом с учеником. И в какой-то момент он вдруг обнаруживает, что не просто движется вперёд в том предмете, который изучает с тобой. Человек понимает, что у него изнутри, подспудно, начинают прорастать совершенно новые качества, ценности, взгляды, убеждения. А это вряд ли возможно, если просто транслировать знания и обучать умениям, согласитесь?
Вместо заключения
Часто люди по-разному трактуют понятия «репетитор» и «преподаватель». Считается, что преподаватель работает в учебном заведении, а репетитор обучает в частном порядке. И получается, что в школе ученик занимается с преподавателем, а дома (при необходимости) уже с репетитором.
Может ли преподаватель быть репетитором? Да, может, за примерами далеко ходить не надо. Не секрет, что в наше время некоторые учителя подрабатывают в качестве репетиторов.
А репетитор обязательно должен быть преподавателем? Нет, не обязательно. Он может не работать ни в школе, ни в техникуме, ни в вузе. Но если у человека большой опыт работы в качестве репетитора, хорошие знания по предмету и отличные результаты учеников, то всегда есть очередь из желающих позаниматься именно с ним.
Репетитор незаменим, когда нужно в короткий срок «залатать» пробелы в знаниях, «подтянуть» тему, которая не усвоена, не совсем понятна или подзабыта. А вот к преподавателю лучше обратиться в том случае, когда планируется «забег» на длинную дистанцию, например, для освоения нового курса или подготовки к экзамену.
___________________________
Мой преподавательский стаж уже более 30 лет. Посчастливилось работать и в школе, и в университете, и со взрослыми учениками. Так что приглашаю вас на свои занятия!
© Татьяна Трунова, ноябрь 2022
Мои занятия, курсы и консультации
- Дополнительные занятия по истории для школьников — разбираем непонятные вопросы в изученных ранее темах по истории, а также осваиваем простые и эффективные приёмы работы с текстом учебника, картами и наглядностью
- Консультации по методике преподавания истории — подсказки, советы, рекомендации студентам старших курсов и начинающим учителям истории
- Творческие занятия на стыке истории культуры, археологии и лингвистики
- Курсы, занятия и консультации по итальянскому языку — для начинающих, для продолжающих, для подготовки к экзамену CILS