14 июня 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения известного советского писателя Владимира Солоухина.
Владимир Алексеевич родился во Владимирской области. В его родном селе Алепино открыт музей, посвященный жизни и творчеству писателя. Мне довелось побывать в Алепино. И в этом очерке речь пойдет об экспозиции музея.
Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате
Вместо вступления
Мы ехали в Алепино из Владимира. Село находится в стороне от трассы и указатель подсказывает, где и куда нужно свернуть.
В этом очерке я не ставлю перед собой задачу рассказать биографию писателя или проследить все этапы его творчества. Просто поделюсь своими фотографиями и впечатлениями от посещения Алепино и музея Владимира Солоухина.
Некоторые снимки я буду сопровождать цитатами из повестей Владимира Солоухина «Владимирские просёлки» и «Капля росы». Эти произведения вошли в книгу «Лирические повести. Рассказы», изданную в 1964 году в Издательстве художественной литературы. Поскольку моя публикация это не научное исследование, а обычный путевой очерк, позволю себе не указывать номера страниц, с которых взяты цитаты.
Музей В.А.Солоухина
Двухэтажное здание с кирпичным низом и деревянным верхом встречает гостей прямо при въезде в Алепино. Это и есть музей В.А. Солоухина.
Владимир Алексеевич улыбается нам с фотографии на огромном стенде во дворе дома. Уже здесь можно познакомиться с основными вехами творческой биографии писателя.
Экспозиция располагается на первом и втором этажах. На стене первого этажа крупными буквами выложены строки: «Я шёл по родной земле, я шёл по своей тропе…». И здесь под «тропой» подразумевается не только маршрут путешествия Владимира Солоухина по Владимирской области, но и жизненный путь писателя.
Зал первого этажа знакомит нас с историей села Алепино. В первой половине XVI века оно принадлежало московскому Новодевичьему монастырю, затем селом владели братья Салтыковы. На фотографии − старая колокольня, которая стоит в Алепино до сих пор.
На стендах, посвященных истории села в XIX веке, можно найти немало любопытной информации. На первом снимке в правом нижнем углу обратите внимание на численность населения Алепино: 1859 год − 235 человек, 1905 год − 270 человек, 2010 год − 16 человек.
На втором снимке приведен фрагмент карты, составленной под наблюдением генерал-лейтенанта А.В.Менде. Взгляд выхватил две вещи: во-первых, названия сёл, которые упоминаются в произведениях В.Солоухина, и, во-вторых, фраза «составлена под наблюдением» в подписи к карте. Это прекрасное подтверждение, что топографы всегда работают командой и перепроверяют полученные данные.
Под лестницей на второй этаж можно увидеть вещи, которыми пользовались жители Алепино ещё в первой половине ХХ века.
Экспозиция второго этажа рассказывает о жизни и творчестве Владимира Алексеевича. Здесь представлены документы и личные вещи писателя.
На первом снимке − свидетельство об окончании школы. Обратите внимание на шапку документа: Народный Комиссариат Просвещения. Рядом выложена автобиография писателя.
Вот справка из Алепинского сельсовета. Читаешь её и не покидает ощущение, что перед нами разворачиваются живые страницы истории. Мы видим, что в 1939 году Алепино относилось к Ивановской области, что крестьяне-середняки Солоухины вступили в колхоз. Вот они, живые источники, прекрасная иллюстрация учебника истории!
Факты биографии помогают увидеть активную гражданскую позицию Владимира Алексеевича. Солоухин был избран председателем комиссии по восстановлению храма Христа Спасителя в Москве. Именно он стал первым человеком, которого отпели в возрожденном храме в апреле 1997 года.
В напольной витрине можно увидеть награды Владимира Алексеевича.
Крупными штрихами в экспозиции представлены интересные факты из биографии Владимира Алексеевича. Например, немногие знают, что военную службу он проходил в полку специального назначения в Московском Кремле. А со своей будущей женой Солоухин познакомился во время командировки в заполярный Нарьян-Мар, где Роза Лаврентьевна работала врачом.
Над столом писателя − образа перед лампадкой в красном углу, пастушеские рожки. Рядом на стене − портрет императора Николая Второго.
Вот что пишет о рожках Владимир Солоухин.
«Вот он у меня в руках − немудреный инструмент, сделанный из куска пальмы.
Длины в нём не больше двух четвертей. Толщиной он с узкого конца − в большой палец, а в раструбе — с донышко бутылки. Пожалуй, и поуже. Дырочки вдоль него − ладить, кое-где вокруг резным украшением опоясан: или зубчики вырезаны, или просто луночка к луночке пущена. Весь он до темноты отполирован за долгие годы. Звуки, льющиеся из этой деревяшки, могли изумлять заграничный люд (ездили и в Лондон владимирские рожечники), заставили плакать Горького, наводили отраду на русских баб потому, что по окраске звука, по его колориту и своеобразию нет больше ничего, подобного этому».
«Владимирские просёлки»
В письменном столе лежат документы и рукописи Владимира Алексеевича.
Владимир Алексеевич вместе с женой Розой совершил многодневное путешествие по Владимирской области. На одной из стен зала на карте показан маршрут следования Солоухиных. Результатом этого увлекательного путешествия как раз и стала повесть «Владимирские просёлки».
Под крышкой шахмат − рассказ Владимира Алексеевича «Российский вечер в Вермонте».
В 1951 году Владимир Солоухин заканчивает учёбу в Литературном институте им. Горького в Москве. На стене в рамке приведён список его однокурсников. Вчитайтесь: сколько здесь знакомых фамилий! В конце пятидесятых годов выходит в свет сборник повестей В.А.Солоухина «Владимирские просёлки».
В коридоре второго этажа стоят несколько стеллажей с книгами. Арочный проём ведёт в гостиную.
В гостиной проходят концерты, поэтические и творческие вечера.
Висят на стене берестяные туески, над ними закреплена удочка. Владимир Алексеевич любил порыбачить. В своих повестях он с особой теплотой пишет о рыбаках и о рыбалке.
«Рыбалки неповторимы так же, как, например, и шахматные партии и футбольные матчи. У каждой рыбалки своё лицо и своя изюминка, свой гвоздь. И через десять лет вспомнив, не спутаешь одну рыбалку с другой. И так же как «болельщики» футбола говорят на двадцатой минуте второй половины игры, когда счет четыре − один в чью-либо пользу, что «игра сделана», так и рыбак на самом заходе солнца, натаскав с полсотни ершей (не давали ловить на три удочки, а приходилось все на одну, да на одну), может сказать, что вечерняя заря определилась».
«Владимирские просёлки»
Цветы на окнах придают особый уют залам музея.
И мы вновь оказываемся на первом этаже.
Рядом с печью стоит овальный стол. На нём выложены произведения Владимира Алексеевича Солоухина.
В стоящем напротив стеллаже можно увидеть собрание сочинений писателя.
Есть в этой комнате и красный угол с образами, и высокая напольная витрина с предметами крестьянского быта.
На подоконнике − корзина с сухоцветами, изящная герань и старинный патефон с грампластинкой.
А теперь предлагаю немного прогуляться по селу Алепино.
Алепино: штрихи к портрету
Владимир Солоухин с любовью рассказывает о своем родном селе.
«Официально во всех современных документах село называется Алепино. Старики же его называют не иначе, как Олепино… В царской жалованной, да ещё не судимой грамоте от 1662 года стоит «село Олепино». Правда, дьяк патриаршего казенного приказа примерно в те же годы пишет «Алепино» и даже «Алипино», но такое разночтение говорит лишь о том, что всё дело перепутал упомянутый дьяк.
… Если же вам нужно отправить в наше село письмо или если вы будете расспрашивать у жителей, как вам проехать, то можете писать и Алепино и Олепино, как вам больше нравится. Никакой беды не случится, и письмо дойдет, и сами вы в конце концов доедете».
«Капля росы»
В селе сохранился двухэтажный дом, в котором жила семья Солоухиных.
Мемориальная табличка в простенке между окнами сообщает, что в этом доме родился Владимир Алексеевич.
Прямо напротив дома стоит Покровская церковь. Кстати, смотрителем храма был дед писателя Алексей Дмитриевич Солоухин.
Рядом с храмом находится колокольня, которой тоже посвящено немало строк в произведениях Владимира Солоухина.
«Постоянным местопребыванием нашим в пору моей дружбы с Грубовыми мальчишками была колокольня. Место, где собрать тайный совет перед набегом на чужой огород, место, где тайно затянуться табачищем (прокашляешься − никто не услышит, и голова закружится − отлежишься), место, где набить серой самоделку, место, где скрыться от погони, отсидеться и спокойно съесть уворованные в чужом огороде яблоки, надежное, укромное, романтическое, благословенное место − колокольня».
«Капля росы»
По другую сторону от храма установлен небольшой скромный обелиск в память о тех, кто не вернулся с Великой Отечественной войны.
Достаточно пройти пару сотен метров в сторону сельского кладбища − и взору открываются небольшой холм и подлесок. Наверное, это и есть те самые владимирские просёлки, о которых так тепло пишет Владимир Солоухин в своих повестях и рассказах.
В селе существуют до сих пор нижний и верхний пруды. Разве можно не влюбиться в такую красоту?
Завершить очерк мне хочется снимком, который тоже сделан в Алепино. В этой фотографии четко просматриваются основные идеи творчества Владимира Солоухина: неброская красота деревни и мощь русских корней. Кстати, помните в самом начале очерка фотографию с дорожным указателем, где написано «К русскому писателю Солоухину»? Не к советскому, а именно к русскому.
На первый взгляд, Владимир Солоухин рассказывает о своей малой родине. А фактически он выводит читателя на глубинные философские вопросы.
«Каждое утро, каждая весна, каждая любовь, каждая радость неповторимы в жизни для человека.
Тогда-то и вспомнилась мне самая дивная из всех волшебных стран − страна моего детства. Ключи от неё заброшены так далеко, потеряны так безвозвратно, что никогда, никогда, хотя бы одним глазком, хотя бы одну пустяковую тропинку не увидишь до конца жизни. Впрочем, в той стране не может быть пустяковой тропинки. Всё там полно значения и смысла. Человек, позабывший, что было там и как было там, человек, позабывший даже про то, что это когда-то было, − самый бедный человек на земле».
«Капля росы»
От всей души хочу поблагодарить директора музея Ольгу Владимировну Ланцеву за интереснейшую экскурсию, за сохранение памяти о В.А.Солоухине. Всем, кто любит и ценит его творчество, рекомендую зайти на официальный сайт музея, съездить в Алепино, посетить могилу писателя и полюбоваться теми самыми владимирскими просёлками, которые воспел в своих произведениях Владимир Алексеевич Солоухин.
© Татьяна Трунова, июнь 2024
Другие очерки о музеях писателей
- Дом-музей А.П.Гайдара (Клин, Московская область) − «домик-крошечка в три окошечка», в котором представлены мемориальная и литературная экспозиции
- Мемориальный дом-музей П.П.Бажова (Екатеринбург) − музейная экспозиция в доме, где жила семья Бажовых
- Музей «Лавка Чеховых» (Таганрог, Ростовская область) − музейная экспозиция в доме, где в течение нескольких лет проживала семья Чеховых
Добрый день, Татьяна Анатольевна!
вместе с Вами бродила по дому-музею В. Солоухина, а вспоминался его ровесник — Виктор Астафьев. Ему тоже в этом году 100 лет, он тоже родом из деревни Овсянки, сейчас там несколько мест памяти Виктора Петровича и огромный культурный центр еще отгрохали, нарушив мир, собственно, Астафьева… А почему музей Солоухина открыли не в его родном доме?.. Чем занимаются 16 ныне проживающих на его родине сельчан?
Ольга Юрьевна, добрый день!
В этом году исполнилось бы 100 лет и Юрию Бондареву. Они с Владимиром Солоухиным вместе учились в Литературном институте и на фотографии, которая есть в очерке, в списке однокурсников Юрий Бондарев тоже указан.
Насколько я поняла, ещё живы родственники Владимира Алексеевича. Они периодически приезжают в Алепино и живут в том самом доме, где прошло детство Владимира Солоухина. Вот почему для музея построили отдельное здание. Чем занимаются сельчане? Если не ошибаюсь, большинство жителей Алепино уже пенсионеры.
Татьяна Анатольевна! Спасибо за путешествие по владимирским проселкам. Мечтаю съездить в музей, но никак не получается. Был в Алепино с детьми в экспедиции и общались с его супругой Розой. Набрали материалов для исследования микротопонимов и прозвищ: Коровьи тропы, лес Осинничек, поле Журавлиха, врАги всевозможные, Лохань. А дома еще сохранили название по старым жильцам: Глафирин дом, Солоухин. Там еще Синичка живет — старушка юркая.
На тихом кладбище "под Останихой" могила писателя.
В пруды местные мужики рыбу запускают и ловят. А поля вокруг какие. Как не полюбить эту землю и не воспеть ее в своих рассказах?!
Живы еще дочери Владимира Алексеевича. Елена — директор музея.
Лирическое Алепино сохранятся и сегодня благодаря вашим путешествиям. У Вас свои Владимирские проселки.
Серёжа, большое спасибо! На могиле Владимира Алексеевича мы тоже были, просто я не стала упоминать об этом в очерке. А места там просто невероятные!