В нескольких километрах от Бухары находится достопримечательность, о которой знают далеко не все туристы. Это архитектурный комплекс Ситораи Мохи-Хоса, бывшая резиденция последних бухарских эмиров.
Мне довелось побывать в этом дворцовом комплексе, которому и посвящён данный путевой очерк.
Кликайте по фотографиям − и они откроются в увеличенном формате.
Страницы истории
Резиденцию начали строить в 1822 году в период правления эмира Нусруллы. Именно при нём Бухара перешла под протекторат России. К сожалению, постройки того периода до нашего времени не дошли.
В конце XIX века при эмире Абдуллахаде возводится второй комплекс. В архитектуре дворца было решено использовать европейские традиции. Для этого группу бухарских усто (зодчих) отправили для обучения в Санкт-Петербург и Ялту. В 1890-х году местные зодчие во главе с усто Ходжа Хафизом возвели Старый дворец.
«Ситораи Мохи-Хоса» переводится как «Луноподобная» или «Звезда, подобная Луне». Это название резиденция получила уже в начале ХХ века при последнем бухарском эмире Саиде Алим-хане в честь его любимой, но рано ушедшей из жизни жены Ситоры.
Дворцовый комплекс
Главный главный вход в резиденцию выполнен в традиционном восточном стиле.
Новый дворцовый комплекс, построенный при Алим-хане и сохранившийся до наших дней, возведён в стиле буквы «П». Это парадный дворик, который вымощен плитами, с небольшим фонтаном в центре.
С севера находится айван (веранда). К нему примыкают постройки, в которых располагались различные залы. На фотографии видно, что наружные стены здания украшены рельефным орнаментом по ганчу. По крыше идет балюстрада, которая украшенная стоящими на краю вазами.
Скульптуры львов из нуратинского мрамора охраняют выход из дворца.
На широкой террасе (она называлась «саломхона» или «место для приветствий») эмир по утрам принимал с докладами своих подданных.
В Белом зале проходили приёмы и встречи. Зал получил своё название благодаря интерьеру, который выполнен в белых тонах в традиционном бухарском стиле и считается одним из архитектурных шедевров Бухары.
В зале сочетаются такие разные элементы декора, как огромные зеркала в виде панно и резьба по гульганчу (смеси гипса и глины для отделки помещений). Здесь зодчий Ширин Мурадов впервые применил изобретённую им технику резьбы по ганчу на зеркальном фоне. Кстати, именно в Белом зале появились первые зеркала в интерьерах Бухары. В самых торжественных случаях красный ковёр зала заменяли на белый.
В интерьерах дворца причудливо переплетаются восточный и западный стили. Стены украшены мозаичными панно с восточными орнаментами, а вот мебель точно европейская. Кстати, и зеркала с люстрами для дворца тоже заказывали в России.
Приёмные залы дворца были расположены на европейский манер в виде анфилады, то есть вереницы следующих друг за другом комнат: зал ожидания, гостиная, банкетный зал.
Что меня поразило в интерьерах дворца, так это потолки. Глаз невозможно оторвать от такой красоты!
Потолок Банкетного зала напоминает огромный купол западноевропейского собора. Вполне возможно, что эта конструкция была предусмотрена для лучшей циркуляции воздуха.
В Банкетном зале были раздвижные стены, на которых меняли орнаменты в зависимости от сезона. До наших дней дошли голландские изразцовые печи (на фото слева), которые великолепно вписываются в интерьер комнат. На фото справа − небольшие шкафчики-ниши для посуды.
На фото слева − орнамент на потолке в одном из залов. А на фото справа мы видим небольшой стеклянный шкафчик. Оказалось, это холодильник! Из горных районов страны в специальных мешках привозили лёд и закладывали его на верхнюю полку. Лёд таял, холодная талая вода спускалась по трубкам в угловых рёбрах. В таком холодильнике можно было хранить и мороженое, и напитки.
На стене взгляд выхватывает орнамент в виде восьмиконечной звезды.
Вот ещё одна мозаика на стене. Если присмотреться повнимательнее, то можно обнаружить, что в орнаменте скрыты звёзды с разным количеством лучей. Вспоминаем название резиденции − «Звезда, подобная Луне». Вот они, звёзды, как на ладошке!
Экскурсоводы рассказывают, что в росписи стен и потолков мотивы не повторяются. И это не столько в плане красоты, сколько в плане заботы о гостях, чтобы у них не уставали глаза при многочасовых ожиданиях аудиенции у эмира.
В исламе запрещено изображать животных, поэтому мастера создавали самые настоящие шедевры из растительного и геометрического орнамента.
В резиденции была летняя чайная комната. Верхняя часть помещения по всему периметру украшена витражами. В небольших напольных витринах выставлены китайские и японские фарфоровые вазы. Коллекция эмира насчитывала 500 ваз, но до нас дошли лишь 120. Легенда гласит, что у эмира Алим-хана даже была ваза (по другой версии − чаша), способная менять окраску, если в ней содержался яд.
«Сервант», − именно так экскурсовод назвала шкафчик с посудой в чайной комнате.
На территории резиденции сохранилось вот такое двухэтажное здание с аркатурой. Это бывший гарем. На первом этаже жил сам эмир и его жены, на втором − наложницы. Перед зданием гарема был разбит Ситораи-хауз или Звёздный пруд.
Сейчас в здании гарема располагается Музей декоративно-прикладного искусства, открытый ещё в 1927 году. Там можно увидеть самые разные экспонаты, даже южные фрукты и восточные специи.
Корзина с хлопком, инструменты для шиться, фотографии на стендах рассказывают о занятиях женщин Узбекистана в первой половине ХХ века.
В экспозиции представлены не только готовые вещи, но и эскизы орнаментов для ручной вышивки.
Если внимательно присмотреться к вышитому полотну, то можно заметить, что в некоторых частях фрагменты рисунка не совпадают. Это объясняется тем, что раньше большие полотна разрезали на отдельные части, которые раздавали разным вышивальщицам. Потом их работы собирали в единое полотно, но не всегда удавалось точно подогнать детали рисунка.
В экспозиции представлена различная мебель и предметы быта жителей Бухары начала ХХ века.
На берегу пруда, недалеко от гарема, находится резная беседка, которая соединена переходом со стоящим позади минаретом. По всей видимости, беседка служила в качестве мечети.
Штрихи к портрету дворцового комплекса
Для меня красота любого места часто раскрывается через детали. Например, как на фото слева, когда створки окна удивительным образом гармонично сочетаются с арками стоящего напротив айвана. На фото справа − бюст Ширина Мурадова, одного из узбекских зодчих, возводивших резиденцию Ситораи Мохи-Хоса.
Рядом с беседкой было немного странно видеть вот такой киоск. Судя по всему, в нём продают прохладительные напитки.
Я приезжала в Бухару в июле. В саду, который окружает постройки резиденции, уже начинал поспевать виноград.
Ещё одна достопримечательность Ситораи Мохи-Хоса это павлины. Самих птиц сфотографировать не удалось, но их изображение на ограде говорит о том, что павлины здесь в цене и в почёте.
Если вам доведётся побывать в Бухаре − съездите в Ситораи Мохи-Хоса, чтобы полюбоваться резиденцией последних бухарских эмиров и восхититься мастерством бухарских усто (зодчих).
© Татьяна Трунова, январь 2024
Другие достопримечательности Бухары
- Торговые купола − крытые рынки, которые служили крупными торговыми центрами средневековой Бухары в период правления Абдуллы-хана II.
- Крепость Арк − цитадель в историческом центре города. Считается самым древним историческим и археологическим памятником Бухары.
Здравствуйте, Таня. Как интересно! Прожила в Узбекистане 30 лет, а в Бухаре не побывала. Как много интересного узнаю в Ваших очерках, будто с Вами хожу по территории этого дворца. Спасибо Вам за всё!
Элени, добрый день, спасибо Вам! Даст Бог, ещё побываете в Бухаре и в других местах, которые хочется посмотреть. А в очерках я специально размещаю фотографии, чтобы читатели могли почувствовать атмосферу тех мест.
Уважаемая Татьяна, спасибо огромное за столь интересный рассказ о тех местах, куда еще с самого детства мечтаю побывать… КАК же Вы все успеваете?!
Обязательно поедем в Бухару!
Анжела, большое спасибо! Да, если будет возможность, съездите в Бухару, там очень много интересных мест.