24 ноября я провела в режиме онлайн необычный мастер-класс. Это было занятие по теме «Работа археолога на раскопе» для участников творческой студии «Мастерская словесности».
Мои собеседники, 16 школьников с первого по шестой класс, находились в детской библиотеке города Сельцо Брянской области. А я была дома во Владимире.
За плечами 18 лет работы в трех археологических экспедициях. Опыта и практики раскопок хоть отбавляй! Поэтому для меня мастер-класс стал своеобразным возвращением в молодость.
Мы заранее согласовали время и тематику встречи — работа археолога на раскопе. И подготовились к занятию очень основательно. Прежде всего, решили показать ребятам вживую основные инструменты, которыми пользуются на раскопках археологи. Анне Ворониной, главному организатору встречи, удалось найти всё из того списка, который я ей заблаговременно отправила.
Мы договорились и организовали своеобразный демонстрационный стол. Там лежали инструменты, которыми пользуются археологи на раскопе: ведро, рабочие перчатки, совок, шпатель, щетки, секатор, бечевка, рулетка, миллиметровка, канцелярские принадлежности. На столе были даже нивелир и лопата! В целях безопасности мы решили обойтись без ножей, хотя археологи их тоже используют для зачистки поверхностей.
Сначала мы с ребятами рассматривали предметы на столе. Что за предмет? Как он называется? Для чего используется на раскопках? С некоторыми инструментами проблем не возникало. Например, с ведром, совком и щёткой. Были ребята, которые знали, что такое нивелир и как он работает.
Высказывались и весьма интересные гипотезы о назначении некоторых предметов. Например, один мальчик предположил, что шпателем можно не только выравнивать поверхность и очищать от грязи, но и раскалывать камни.
Мне искренне жаль, что политика конфиденциальности моего проекта не позволяет выложить здесь некоторые атмосферные фотографии с нашей встречи. Нужно было видеть неподдельный интерес и горящие глаза ребят у стола с инструментами! Обычные и привычные с детства вещи неожиданно приобрели особый статус, «археологический».
А потом мы перешли в другой формат. Я открыла презентацию, которая транслировалась в читальном зале на большом экране.
В презентации шли кадры с изображением археологов. Был и снимок со мной. У археологов в руках инструменты, о которых мы как раз и говорили в начале встречи. Таким образом, ребята смогли увидеть собственными глазами, как и с помощью чего ведутся раскопки в настоящей экспедиции.
На занятии ребята открыли для себя немало интересных моментов из работы современных археологов. О таких вещах вряд ли задумаешься, если сам никогда не занимался раскопками. Например, о том, что любая экспедиция в начале работы очищает раскоп от грязи и сорняков. Что если приходится копать на камнях, то можно использовать наколенники. Что иногда приходиться работать в купальнике, а иногда в куртке, резиновых сапогах или защитной маске. Что порой для работы нужны самый обыкновенный веник, совок и ведро.
Мы с ребятами не просто смотрели презентацию. Мы очень активно общались. Разговор наш шел в формате эвристической беседы. Я показывала детям фотографии и задавала вопросы. А правильный ответ открывала лишь после того, как были высказаны все возможные гипотезы.
В ходе нашей работы для ребят прояснились некоторые вопросы, которые в начале встречи были не совсем понятны. Например, зачем археологу нужны ручка и карандаш. Эти предметы тоже были выложены на демонстрационном столе. И кое-кто решил, что они вполне взаимозаменяемы. Ничего подобного! После просмотра фотографий всем стало ясно, что карандаш и миллиметровая бумага нужны для чертежей, а блокнот и ручка — для ведения полевого дневника.
Ребята мастерски выдвигали самые немыслимые гипотезы, когда не знали верного ответа. Так, небольшое замешательство вызвал снимок с дирижаблем. Ну, откуда дети могут знать, что в итальянской экспедиции мы использовали этот аппарат вместо квадрокоптера для панорамной съёмки всего раскопа?
Версии насчет того, что это за штука и для чего она нужна в экспедиции, высказывались самые разные. От растяжки квадратов до подсветки, когда на раскопе бывает темно. Вот это и есть креативность и нестандартное мышление!
При подведении итогов было очень приятно услышать, что занятие понравилось. Одна участница даже уточнила, что именно понравилось: «подробно объяснялось название и предназначение каждого инструмента».
Открою секрет: на самом деле, я мало что объясняла. Просто путем различных вопросов аккуратно выводила ребят на верные ответы. Данный прием хорош для развития логического мышления. Это я знаю с тех пор, когда работала в школе учителем истории.
Хочу поблагодарить всех, кто помог организовать эту встречу и принял в ней участие. Прежде всего, ребятам, которые пришли на занятие. Большое спасибо детской библиотеке города Сельцо за предоставленный зал, а Константину Воронину – за техническую поддержку. Особая благодарность Анне Ворониной, которая смогла отыскать необходимые инструменты и согласилась принести весь этот «джентльменский набор археолога» на нашу встречу. А встреча получилась познавательной и очень душевной!
Буду очень рада, если участники нашего занятия поделятся в комментариях своими впечатлениями. И до новых встреч!
© Татьяна Трунова, ноябрь 2019
Приглашаю на творческое занятие «Работа археолога на раскопе»
Мы увидим основные и вспомогательные инструменты, которыми пользуются археологи во время раскопок. Узнаем, какие виды работ проводятся на раскопе. Занятие проходит в формате онлайн в виде эвристической беседы. Цена — 2800 рублей.
У нас на проекте есть самые разные публикации по теме археологии: путевые очерки, эссе и даже интервью с профессиональным археологом.
Советую почитать
- Археологические раскопки в Италии — мой опыт работы в итальянской археологической экспедиции
- Интервью с археологом Светланой Андреевной Науменко — рассказ о радостях и сложностях в работе археолога
- Все мы чуть-чуть археологи — эссе о том, что любой коллектив чем-то напоминает археологический раскоп
- Археологический музей в Ираклионе — очерк об одном из самых известных археологических музеев мира
Татьяна Анатольевна, большое спасибо Вам за такое интересное занятие. Мне было очень интересно узнать, как работают археологи, какие инструменты им нужны и для чего.
Софья, большое спасибо за отклик! Очень рада, что занятие тебе понравилось и запомнилось.
Кто знает, может, в будущем у тебя тоже появится желание поработать в экспедиции. Например, летом на каникулах, в качестве волонтера. Правда, это разрешается только с определенного возраста. Если не ошибаюсь, с 14 лет.
Придешь на раскоп — и археологи будут приятно удивлены тем, что ты знаешь инструменты и представляешь, как ими пользоваться.
Татьяна, большое спасибо за замечательное занятие!
Всем очень понравилось. Такие встречи позволяют расширить кругозор, познакомиться с новыми профессиями.
Детская логика, как всегда, великолепна. Который раз в этом убедилась.
Аня, благодарю от всей души!
Я представляю, какую огромную подготовительную работу ты проделала, чтобы наше 45-минутное занятие прошло на одном дыхании. Здорово, что всё получилось именно так, как мы задумали. Большое спасибо!