Школьный музей 22-го Отдельного батальона ВНОС в Сызрани

Интерьер музея20 октября − День военного связиста. И в этом очерке речь пойдёт о музее, который как раз посвящён военным связистам.  

В августе 2024 года мне довелось побывать в одном из школьных музеев Сызрани. Экспозиция рассказывает о 22-м Отдельном батальоне воздушного наблюдения, оповещения и связи (сокращённо − ОБ ВНОС). 

Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате

Музей находится в средней общеобразовательной школе № 4 Сызрани. Он был создан 8 мая 1982 года по инициативе коллектива школы и Совета ветеранов Сызрани. 

Здание школы

На стене у входа в экспозицию располагается стенд, где указаны основные направления деятельности музея. 

Музей боевой славы

Документы и фотографии, личные вещи и награды, «парты героев», стенды с пояснительными текстами − всё экспонаты уместились на стенах и напольных витринах в небольшом помещении.    

Интерьер музея

Первый стенд рассказывает об истории создания 22-го Отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи. Батальон был сформирован в июле 1937 года в Житомире для ведения воздушной разведки наземными средствами и своевременного оповещения пограничных войск об обнаруженных самолётах. Следующий стенд посвящён боевому пути этого воинского формирования.

История создания батальонаБоевой путь батальона

Под заголовком представлена картосхема передвижения батальона. У меня не получилось всё уместить на одном снимке, пришлось сделать две отдельные фотографии. Присмотритесь к названиям указанных населенных пунктов: Харьков, Полтава, Кременная, Купянск, Белгород сейчас тоже фигурируют в военных сводках.  

Боевой путь (из Полтавы)

В ноябре 1941 года батальон был направлен в Куйбышевскую область. Он охранял один из важнейших стратегических объектов того времени, знаменитый Сызранский мост через Волгу. 

Боевой путь (из Самары)

В послевоенный период прошло немало встреч бывших фронтовиков. Их воспоминания и фотографии легли в основу школьного музея. Его история подробно представлена на отдельном стенде.

Послевоенный периодСтенд у входа (музей)

Сызранская школа, где находится музей 22-го Отдельного батальона ВНОС, носит имя Героя Советского Союза Дмитрий Левина. На стене напротив входа размещены военные снимки, награды, подробный рассказ о подвиге Дмитрия. 

Дмитрий ЛевинДмитрий Левин (текст)

В напольной витрине под стендом − указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Дмитрию Левину звания Героя Советского Союза.

Звание героя СССР

На соседнем стенде − знакомая строчка из песни 80-х годов прошлого столетия: «Это парни, которым будет вечно по двадцать…». Наши соотечественники, которым сейчас за пятьдесят, прекрасно знают, что это воины-«афганцы». Память о них жива как в Сызрани, так и в самой школе (об этом я расскажу в конце очерка). 

Афганистан

В напольных витринах музея выставлены личные вещи бойцов легендарного батальона. Здесь есть и радиотелеграф для передачи сообщений при помощи азбуки Морзе, и наушники с огромными воронками. А рядом с наушниками − интересная радиограмма в записной книжке.  

Личные вещи

На развороте приведена запись фразы азбукой Морзе и дешифровка послания: «Шути любя, но не люби шутя». 

Расшифровка

Рядом с шифровкой лежит фляжка в чехле, на котором вышиты стихотворные строки: «Когда в бою тебе придется из этой фляги воду пить, ты вспомни о бойцах радистах, которые могли тебя ценить». У соседнего стенда стоит самый настоящий самовар, принадлежавший начальнику связи батальона А.Я. Явлинскому.

ФляжкаСамовар

История батальона красной нитью проходит через фронтовые фотографии и личную переписку бойцов.   

История в письмах и фотографиях

Отдельным блоком представлены юбилейные награды фронтовиков. 

Юбилейные награды бойцов ОБ ВНОС

«Вспомним их поимённо»

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…». Есть в музее своеобразный альбом, собранный нынешними учениками. Ребята рассказывают о своих прадедах-фронтовиках.  У одного прадед служил связистом, у другого − десантником, у третьего − автомехаником. 

Деды и прадеды _ разворот 2

«Мой прадед, Уваров Пётр Иванович,  во время войны был председателем горисполкома Сызрани. Он делал всё, чтобы сызранцы не умирали с голоду, чтобы не прерывалась работа на заводах и стройках», − пишет пятиклассник Владимир Уваров. И кто скажет, где легче было − в тылу или на фронте? 

Деды и прадеды _ разворот 1

У окна стоят три «Парты героев». Именно так называется всероссийский образовательный проект, который реализуется во многих учебных заведениях страны.  

Парта Героя_1

Парта Героя_2

Не зря говорят, что страна должна знать своих героев. Одна из парт посвящена Герою Российской Федерации, военному летчику, полковнику Андрею Валентиновичу Воловикову. Это выпускник Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков, один из шести кавалеров четырех орденов Мужества. 

Воловиков Андрей Валентинович

На фасаде школы закреплены четыре мемориальные доски в память об учениках-«афганцах». Две доски висят слева от входа, они посвящены Михаилу Серову и Сергею Арефьеву. 

Серов и Арефьев

Другие две доски находятся справа от входа, они посвящены Александру Плотникову и Игорю Рассоленко. Вот это и есть патриотическое воспитание, которое идёт в фоновом режиме, безостановочно, без лишних затрат, специальных мероприятий и обязательной отчетности в вышестоящие инстанции. Сотни учеников ежедневно читают таблички и уж точно знают, что это за люди.  

Плотников и Рассоленко

В 2015 году школе было присвоено имя Герою Советского Союза Дмитрия Левина. Об этом напоминает отдельная мемориальная табличка у входа. Внизу − логотип всероссийского проекта «Я помню − я горжусь!», посвящённого Великой Отечественной войне. Прекрасный пример преемственности поколений и памяти об учениках, грудью вставших на защиту от врага и отдавших свои жизни в ходе боевых действий.

Кстати, эта преемственность видна и в экспозиции музея. Слева от входа развёрнут российский триколор с надписью: «Детям школы № 4 г. Сызрань. Мы сражаемся за вас и за ваше светлое будущее. Заря. 04.04.2023». А под ним − флаг военной разведки российских Вооруженных Сил с благодарностями школьникам от бойцов.  

Мемориальная доска (Дмитрий Левин)Военная разведка

Рядом на отдельном столике выложены образцы вещей, которые шьют сызранские ребята и отправляют на фронт. 

Помощь участникам СВО

Вместо заключения

Может ли посетить этот музей любой желающий? Нет, не может. Сейчас все школы стали режимными объектами, куда посторонний человек попадает только по специальному разрешению с предъявлением документа. Вот почему мне пришлось напрямую связаться с директором школы № 4 Светланой Юрьевной Титовой. 

Я сама работала учителем и прекрасно понимаю, как непросто директору школы во второй половине августа, накануне учебного года, найти свободное время и принять совершенно незнакомого человека. Однако Светлана Юрьевна откликнулась на мою просьбу. Она подробно объяснила, как добраться до школы. Расспросила, кто я такая и почему хочу посетить музей. Провела краткую обзорную экскурсию по экспозиции. Рассказала и показала немало интересных вещей (например, ту самую шифровку). Светлана Юрьевна, огромное-преогромное Вам спасибо! 

Информационный стенд с расписанием и дипломами говорит о том, что музей работает и работает очень успешно. Многие учащиеся школы входят в юнармейский отряд имени героя России Сергея Чернявского. 

Юнармейский отрядИнформация

Хочу поблагодарить всех, кто связан с музеем 22-го Отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи. Спасибо всем, кто пополняет и обновляет экспозицию, проводит экскурсии, ведёт поисковую, исследовательскую и культурно-просветительскую работу. Тот факт, что с 1982 года музей посетили свыше двухсот тысяч человек, говорит о многом.

Рекомендую заглянуть на страницу музея, которая размещена на сайте школы № 4 города Сызрань. Мне на этой страничке очень понравилась презентация, где собраны и раскрыты самые разные аспекты деятельности музея.

_________________________

Сейчас в России развёрнуто немало крупных федеральных проектов, нацеленных на патриотическое воспитание школьников в самых разных форматах. Но давайте будем помнить о том, что даже самый обычный школьный музей способен «зацепить» ребят до глубины души. Он может стать тем самым катализатором, который подтолкнёт школьников к более глубокому изучению истории семьи и истории страны.  

© Татьяна Трунова, октябрь 2024

Приглашаю почитать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваш комментарий будет опубликован на сайте после предварительной проверки модератором.

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда