В современной Бухаре сохранилось немало архитектурных памятников. Меня просто заворожила одна небольшая постройка, о которой я расскажу в данном очерке.
К западу от крепости Арк находится знаменитый мавзолей Саманидов. По мнению исследователей, это самое древнее сооружение Центральной Азии, возведённое из жжёного кирпича.
Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате
Страницы истории
Учёные считают, что мавзолей был построен на рубеже IX−X веков. Амир Исмаил Самани, основатель династии Саманидов, возвёл его для своего отца Насра I, который умер в 892 году. Предположительно, здесь похоронен и сам Исмаил, и его внук Наср II, поскольку имя последнего было обнаружено над входом. Получается, что постройка стала фамильной усыпальницей Саманидов.
Что такое мавзолей
Мавзолей это монументальное надгробное сооружение. Обычно в нём есть камера, где находятся останки умершего.
Слово «мавзолей» происходит от имени карийского царя Мавсола, который правил в IV веке до н.э. После смерти Мавсола его супруга Артемисия приказала возвести в Галикарнасе огромный надгробный памятник, который и назвала мавзолеем. Кстати, мавзолей в Галикарнасе считался одним из семи чудес счета.
Давайте полюбуемся этим необычным памятником средневековой исламской архитектуры.
Архитектурные особенности
Фасады мавзолея поражают своим декоративным убранством. Это великолепная иллюстрация известной поговорки «всё гениальное − просто». Самые обычные геометрические фигуры и архитектурные элементы создают совершенно непередаваемый узор, которым можно любоваться до бесконечности.
Верх каждого фасада украшен арочной галереей. Над ней тянется цепочка «перлов»: так в архитектуре называют элементы в виде шаров или кругов, которые напоминают нанизанные на нитку жемчужины.
«Плетёнка» из вертикальных и горизонтальных перемычек похожа на ткань, где переплетаются нити основы и утка. На всех четырёх фасадах мавзолея расположены арочные входы. Над ними выложены знаки треугольника и «магических квадратов».
Каждый такой квадрат представляет символический план мавзолея, в котором воплощена идея модели мира. Центральный круг символизирует купол постройки и олицетворяет небо, а окружающие его квадраты − землю. Присмотритесь: в углах каждого квадрата чётко видны крылья ангелов. На внутреннем периметре большого квадрата выложены сорок «перлов». Они символизируют сорок святых, оберегающих человечество.
На стенах мавзолея можно увидеть не только геометрический, но и растительный орнамент. Как тут не вспомнишь про четырёхлистный клевер, который в западной культуре считается одним из символов удачи?
В интерьере мавзолея тоже немало интересного. В центре − огромный купол, который олицетворяет мир небесный. Это символ Божественной защиты, совершенства и гармонии мира.
В мусульманских постройках круговые композиции несут особый смысл. Достаточно вспомнить Каабу, огромный куб, который является для мусульман центром Вселенной. Во время хаджа паломник обходит вокруг Каабы несколько раз и касается рукой священного камня. Этот путь по кругу и воплощается в таких архитектурных элементах, как купола.
В подкупольном пространстве мавзолея тянется пояс в виде арок.
В исламской архитектуре арка это прямая аналогия с михрабом, то есть молельной нишей в мечети. В мавзолее Саманидов можно увидеть два вида подкупольных арок. Вот так выглядят арки, расположенные на фасадах.
А такие арки украшают стыки фасадных стен. Чёткая вертикаль кругов-«перлов» издали похожа на колонну.
Стены под арками выложены квадратами и ромбами. Эти фигуры встречаются в культуре разных народов. Квадрат символизирует идею незыблемости, стабильности, устойчивости, а ромб – идею изменчивости и подвижности. Смотришь на стены мавзолея и не покидает ощущение, что это знаменитые восточные ковры, перенесённые на стены.
Давайте ещё раз полюбуемся этим уникальным творением древних зодчих. Обычный куб, увенчанный куполом и фонарём. Ритм линий и форм на стенах создаёт гигантское полотно. И возникает ощущение величия, масштабности постройки. А ведь её высота всего 15 метров.
В Википедии есть страничка, посвящённая мавзолею Саманидов. И в этой публикации приведён фрагмент, который мне хотелось бы здесь процитировать.
«Чередование кирпича, положенного горизонтально и под углом, плашмя и вертикально, диагонально и «в ёлочку»… кирпич, тёсаный так, что из него выкладываются крупные диски, четырёхлепестковые розетки, сквозные фигурные решётки окон, кирпич, образующий выпуклые фигуры на заглубленном фоне кладки, выявленные глубокой теневой игрой, − подобного по виртуозности использования фактурных качеств этого материала не знал в ту пору ни один другой памятник мировой архитектуры».
Хмельницкий С.Г. Между Арабами и Тюрками. Раннеисламская архитектура Средней Азии. (Берлин − Рига, 1992)
В 1993 году мавзолей Саманидов был внесён в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Как видите, это памятник не федерального, а мирового уровня. И когда вы будете в Бухаре, зайдите в сквер, где находится эта удивительная постройка. Мне кажется, её красота никого не оставит равнодушным.
© Татьяна Трунова, июль 2024
Другие достопримечательности Бухары
- Торговые купола − крытые рынки, которые служили крупными торговыми центрами средневековой Бухары в период правления Абдуллы-хана II
- Крепость Арк − цитадель в историческом центре города. Считается самым древним историческим и археологическим памятником Бухары.
- Ситораи Мохи-Хоса − резиденция последних бухарских эмиров. Дворцовый комплекс соединяет в себе восточные и европейские традиции.
Не верится, что это настоящее здание!
Это рукоделие, но никак не 15-метровое сооружение, которому уже более 1000 лет.
Татьяна, спасибо за очерк-путешествие в Узбекистан.
Анна, благодарю! Я тоже была просто очарована этой постройкой.