Преподаватель-фрилансер: мифы и реальность

Книга с цветами5 октября у меня один из профессиональных праздников — День учителя.

В сфере преподавания я уже более 25 лет. Начинала работать со школьниками в качестве учителя истории, обществознания и экономики. Затем продолжила со студентами. Сейчас обучаю итальянскому языку взрослых. Это частные ученики и менеджеры одного из предприятий. 

Со стороны работа эта кажется несложной, «непыльной» и достаточно спокойной. На самом деле, это не совсем так. Вы думаете, африканские страсти, интересные перлы, комичные ситуации и просто запоминающиеся моменты встречаются лишь в школьном классе или университетской аудитории? Ничего подобного! В общении фрилансера с учениками их ничуть не меньше.

И сегодня прекрасный повод приподнять за краешек занавес и посмотреть на оборотную сторону медали под названием «учитель». А заодно развеять самые распространенные мифы о жизни частного преподавателя.

Расписание

Миф первый

Преподаватель работает всего несколько часов в день, а все остальное время волен заниматься, чем угодно.  

Реальность. Ты работаешь практически круглосуточно, без праздников, выходных и отпусков. Ведь взрослые, как правило, занимаются либо утром, до начала трудового дня, либо уже вечером после работы. Или по выходным.

Calendario

Расписание занятий сдвигается куда хочет и как хочет. Если твоя ученица живет в Сибири и у вас разница во времени 3 или 4 часа, то урок по скайпу может запросто начаться в воскресенье в шесть утра по московскому времени. Признайтесь: многие работают в таком режиме? Но здесь есть свои плюсы.

Однажды был у меня ученик, с которым мы встречались каждый день, с понедельника по пятницу, в семь утра. Вы не представляете, как здорово заниматься в это время! Голова свежая, материал воспринимается прекрасно. После занятий Олег подвозил меня в университет, а сам ехал на работу.

Через три месяца после начала занятий присылает мне сообщение из Италии: «Таня, большое Вам спасибо. Оказывается, я всё понимаю по-итальянски!» Что значит оказывается? Это вполне ожидаемый результат. Ведь мы же не чай пили по утрам!

Советую почитать 

На нашем языковом проекте «Подружись с итальянским!» опубликовано интервью с Олегом Дерием. И там Олег рассказывает, как можно личным примером замотивировать собственного ребенка на изучение иностранного языка.

Были у меня и другие ученики, которые занимались рано утром до работы. Ум не занят никакими мыслями, новая информация запоминается великолепно. Рекомендую всем «жаворонкам»! 

Подготовка к занятиям

Миф второй

Частному преподавателю совсем не обязательно готовиться к занятиям. Особенно если у него солидный стаж работы.

РеальностьНормальный преподаватель к занятиям готовится всегда. Независимо от стажа, настроения, самочувствия, опыта работы, атмосферного давления и кажущейся «простоты» предстоящего урока.

В чем заключается подготовка? Подобрать и систематизировать материал. Продумать последовательность работы. Проверить домашнее задание и написать к нему рекомендации, если занятие идет по скайпу или ученик занимается самостоятельно.

Manuali

В процессе подготовки приходится учитывать миллион факторов. Казалось бы, есть программа. Иди по ней, как по навигатору, и всё будет в шоколаде. Не забываем: все ученики разные. Один просит сделать упор на грамматику, другой на лексику, третьему важна корреспонденция на языке.

Сидит перед тобой группа. Полине хочется послушать аудиокнигу. Ирине потренироваться на упражнениях. Илье нужна устная практика. А Михаил просто пришел передохнуть от работы. И каждый раз ты ищешь этот баланс интересов, причем, в рамках учебной программы и конкретных запросов студентов.

Ты берешь в расчет и время занятия. Например, вечером восприятие идет сложнее, поэтому даешь больше «легкого» материала. Ты учитываешь психологическое и эмоциональное состояние ученика. Бывает, приходит топ-менеджер и говорит: «Татьяна, я сегодня после совещания как аквариумная рыбка. Давайте не будем делать упражнения, а лучше что-нибудь послушаем». Ты не сбрасываешь со счетов дедлайны — например, при подготовке к сдаче международного экзамена, — и многое-многое другое.

Миф третий

Подготовка к занятиям ограничивается ксерокопированием учебника. Или скачиванием нужной страницы с торрента.

Реальность. На занятиях используется не только учебник или рабочая тетрадь, но и видео, и аудиоматериалы, которые тоже нужно заранее найти.

Торрентами не пользуюсь принципиально, поскольку считаю не совсем корректным данный способ распространения информации. Предпочитаю приобретать различные учебные комплекты в печатном или электронном виде, поскольку один и тот же материал может объясняться разными способами и в разном формате.

Вообще моя личная подготовка к занятиям не ограничивается подбором стандартного учебного материала. Из любого путешествия, будь то отдых или деловая поездка, всегда привожу что-нибудь интересное, что потом можно использовать на уроках. В ход идет всё: железнодорожные и автобусные билеты, буклеты, флайеры, меню, программы, рекламные листовки, календари и другая печатная продукция.

Билеты

Помнится, будучи в Пизе, купила интересную открытку. На ней был размещен крохотный рассказ о Пизанской башне от  имени … Пизанской башни. Выглядело это примерно так: «Здравствуйте! Я знаменитая Пизанская башня. Моя высота 56 метров, диаметр башни 15 метров. Именно здесь Галилео Галилей проводил свои знаменитые опыты…» и т.д. Так мы потом со студентами в университете тренировались составлять рассказы о старинных вещах от имени этих вещей. 

Даже путешествуя по самым известным достопримечательностям, я делаю фотографии с прицелом на будущие занятия. Пример? Пожалуйста. Кто был в Ватикане, тот видел четыре ряда колонн на площади Святого Петра. Но не все знают, что здесь скрыт один секрет.

Колоннада (4 ряда)

Если встать в определенное место — оно называется «центр колоннады» — слева или справа от обелиска, то колонны четко выстраиваются друг за другом, в один ряд! 

Центр колоннады

Колоннада (1 ряд)

Ради интереса: напишите, пожалуйста, в комментариях, кто знал раньше об этом волшебном круге? 

Чем только не приходится заниматься, готовя материал для учеников! Например, последние два дня мой рабочий кабинет напоминает студию звукозаписи. Сижу с гарнитурой  и пишу короткие подкасты одному из своих учеников, который изучает русский язык. Пока из 750 записей готовы около 400. Планировала сделать больше, но «сломалась» на «-вшах», то есть на причастиях прошедшего времени с этим суффиксом.  

Материал достаточно своеобразный: беспросветная километровая таблица с разными глагольными формами. На первый взгляд, работа монотонная и совершенно бесполезная. С другой стороны, пока пишу, столько нового открываю для себя, именно в русском языке. В повседневной жизни мы даже не замечаем тех тонкостей, которые он скрывает. Воистину, великий и могучий!

Процесс обучения

Миф четвертый

Цель преподавателя – дать студентам определенный набор знаний и умений. То есть научить, как этими знаниями пользоваться.

Реальность. Дать знания это лишь верхушка айсберга. Здесь всё зависит от того, как учитель сам себя позиционирует и воспринимает свою деятельность.  

Не секрет, что частного преподавателя почти всегда называют репетитором. И меня тоже частенько спрашивают: «Вы репетитор?» Нет, не репетитор. Я преподаватель. Мне в слове «репетитор» слышится странный оттенок: «натаскать», заставить вызубрить, чтобы где-то перед кем-то отчитаться и благополучно забыть. А то, чем я занимаюсь со своими учениками, вообще не вписывается в эти рамки, ни под каким соусом!

Лично для меня итальянский язык служит инструментом, при помощи которого можно выводить людей на совершенно другой уровень мировосприятия. Когда у человека расправляются крылья. Когда он уходит с занятия более умиротворенным. Или более вдохновленным. Когда готов горы свернуть, чтобы приблизиться к своей мечте. Когда тихо (или бурно!) радуется своим успехам: «О, сейчас я знаю гораздо больше, чем две недели тому назад!»  

Занимался у меня мужчина лет сорока. Звёзд с неба не хватал, учился в меру своих сил и возможностей. Каждый раз, когда ему удавалось сформулировать самостоятельно несколько связных фраз или написать крохотный текст, он гордо смотрел на меня и произносил одну-единственную фразу: «Татьяна, я просто круть!» 🙂

Кстати, когда работаешь с группой, очень интересно наблюдать, кто чему пришел научиться. Не в плане языка, а в плане личностного развития. Один в процессе обучения учится делать ошибки и не испытывать от этого чувство вины. Другой приучается уважать чужое мнение, отличное от своего. Третий начинает охотно помогать своим однокурсникам.

Душа моя беззвучно поет, когда я наблюдаю подобные моменты. Потому что в этом, на мой взгляд, и заключается истинная цель любого обучения. Ведя своего ученика за руку по дороге итальянского языка, ты так выстраиваешь процесс, что у человека изнутри начинают прорастать какие-то новые качества. 

Росток

Однажды ученица, молодая женщина, после того, как с пятого или шестого раза не смогла запомнить новое слово, в сердцах швырнула тетрадь на стол:
— Боже, да что я требую от своего сына, если сама такая тупая!

Да не тупая. Просто у каждого своя скорость и свой потолок. И это здорово, что приходит вот такое осознание. Что мы становимся более терпимыми и понимающими. И начинаем чуточку по-другому относиться даже к своим родным и близким.

Миф пятый 

Взрослых обучать легко. Никто не нарушает дисциплину, нет грубости и хамства, с которыми можно столкнуться в школе или в вузе.  

Реальность. Временами тобой начинают аккуратно и ненавязчиво манипулировать. И если этого не видеть, то заводишься с пол-оборота. Я подобные вещи чувствую сразу, на уровне энергетики. И даже если не реагирую открыто, это совсем не значит, что я ничего не вижу и не слышу.

Всё прекрасно вижу и слышу. И не устаю изумляться: зачем совершенно взрослые люди это делают? Практика показывает, что обычно человек ведет себя подобным образом, когда ему в жизни не хватает любви, внимания, принятия таким, какой он есть. Со всем легионом его личных тараканов. И человеку самому порой очень сложно это признать и назвать вещи своими именами. 

Манипулирование

Занималась у меня ученица, молодая амбициозная женщина. У нее была развита кратковременная память. Изучаем новую тему, а она сразу же выветривается. И если человек это сам в себе не принимает, то начинает, как говорится, метать камни в огород преподавателя. 

Повторяем материал. Из того, что изучено, Ольга помнит процентов 10-15%. Такое бывает и здесь самый продуктивный путь это чаще повторять, встраивать в новые словосочетания и использовать на практике. Тогда материал отложится и закрепится в памяти.

Вместо этого мне моментально летит упрек:

— Татьяна, Вы мне этого не говорили!

— Ольга, мы изучали это на прошлой неделе.

— Нет, Вы ошибаетесь. Я этого не помню. Возможно, Вы изучали это с кем-то другим.

— Хорошо, давайте рассмотрим еще раз. Только делайте, пожалуйста, записи.

И вновь ситуация повторяется: «Вы мне этого не говорили».

Месяца через два терпение мое лопнуло. И однажды в качестве домашнего задания я предложила своей подопечной составить в тетради самое обыкновенное оглавление. Пронумеровать страницы и выписать все изученные темы. Все, до одной.

На следующее занятие Ольга пришла, как говорится, тише воды ниже травы, не поднимая глаз.

— Татьяна, как такое возможно? Оказывается, мы по 4-5 раз записывали одно и то же!

Ну, что ты скажешь? Неча на преподавателя пенять… 

Запоминание

Идет занятие в группе. Я предлагаю новое упражнение и задаю провокационный вопрос:

— Делаем вместе? Или дать несколько минут, а потом проверим?

— Вместе, вместе! – радостно соглашается группа.

Решаю провести маленький социологический опрос (разумеется, по-итальянски):

— Почему делаем вместе?

Ответы самые разные. Это быстрее. Это легче. Это проще. Это результативнее. Из каждой реплики торчат уши студента, который даёт ответ. И сразу становится ясно, кто будет делать сам, а кто терпеливо отсидится в ожидании правильного ответа. Под маской «я не хочу черкать в тетради, а предпочитаю сразу писать набело». Среди взрослых тоже хватает подобных сказочников!   

Миф шестой

Преподаватель «едет по накатанной», потому что из года в год преподает один и тот же материал. Неужели ему не скучно? 

Реальность. Нет одинаковых учеников и одинаковых групп!

Среди моих студентов, которые изучают итальянский, есть представители самых разных профессий и социальных групп. Веб-дизайнер, дизайнер одежды, стоматолог, владелица ресторана, судья, юрист, домохозяйка, преподаватель вуза, скрипачка, инженер, технолог, специалисты по планированию, по закупкам, по работе с персоналом.

Разные профессии

Возрастной диапазон тоже достаточно широк, от пяти до шестидесяти лет. Ну, разве можно преподавать язык таким непохожим людям в одном и том же формате? Конечно, нет!

Одну и ту же тему ты все равно преподносишь по-разному. Ты смотришь на ведущий канал восприятия. На контекст. На базовые знания. Бывает, человек приостанавливает занятия, а потом возвращается через год или полтора в другую группу. И ты с удивлением обнаруживаешь, что даёшь тот же самый материал, но с использованием других учебных пособий или в других комбинациях.   

А сколько нового я сама узнаю в ходе занятий!

Игорь варит пиво и в качестве устной практики рассказывает мне про особенности технологии, солод, ферментацию и прочие компоненты пивоварения. А ещё мы с ним читаем в оригинале итальянскую литературу. Это и «Приключения Чиполлино» Джанни Родари, и романы («Seta», «Novecento») современного итальянского писателя Алессандро Барикко.  

В декабре 2019 года Игорь дал интервью нашей лингво-студии «Подружись с итальянским!»

Людмила обожает смотреть видео. Благодаря этим совместным просмотрам я знакомлюсь с княжеством Монако, испанским монастырём Монтсеррат и островами Кампанского архипелага. А еще мы решаем итальянские кроссворды! 

Княжество Монако

С Наталией мы обсуждаем вопросы душевного здоровья и методики преподавания русского языка. Анжеле язык необходим по работе, поэтому ориентируемся на деловую корреспонденцию.

Михаил охотится на лосей. Александра увлекается сноубордингом. Анна делает броши и шьет оригинальные женские сумки. Наталия занимается вокалом, поэтому язык ей необходим для исполнения сольных партий. 

Читайте интервью с Наталией Дворниковой в нашей лингво-студии «Подружись с итальянским!»

Увлечения и интересы моих учеников красной нитью проходят через наши занятия. Так что скучать точно не приходится!

На прошлой неделе приходит Ирина и радостно сообщает:

— В октябре я еду в Верону, на концерт Андреа Бочелли. Давайте попереводим тексты его самых известных песен, я тоже хочу подпевать.

Начинаем с самой известной, «Vivo per lei».

Vivo per lei da quando, sai la prima volta l’ ho incontrata

non mi ricordo come ma m’é entrata dentro e c’è restata…

Я живу для нее с тех пор, как впервые встретил ее,

Я не помню как, но она вошла в меня и осталась там…

— Она вошла в меня… Интересно, как это возможно? – размышляю я вслух.

— Да легко! – отвечает Ирина. – Сейчас я Вам покажу!

Она моментально достает айфон. Пара кликов – и вот мы уже любуемся величественной «Статуей Любви» на батумской набережной. Невероятно!

Статуя Любви в Батуми

Дорогие коллеги-преподаватели, поздравляю вас с нашим профессиональным праздником! Пусть эта чудесная работа приносит вам радость, удовольствие и достойно оплачивается!

© Татьяна Трунова, октябрь 2016

Другие статьи, посвященные преподаванию 

Интервью с моими учениками, которые изучают итальянский язык, читайте на проекте «Подружись с итальянским!» в рубрике «Гости лингво-студии»

30 комментариев к статье Преподаватель-фрилансер: мифы и реальность

    • Наташа, благодарю! И тебя с этим замечательным праздником!

  1. Танечка!  Поздравляю с праздником и с очередным прекрасным эссе!!!  Замечательно, тонко и очень точно!

  2. Танечка, какое удовольствие читать то, что тобою написано! Спасибо за это огромное! И, конечно же, с праздником! Хороших учеников и немножечко больше свободного времени для творчества!

     

  3. Дорогая Татьяна, с праздником!!!

    Самым настоящим и заслуженным! С огромный удовольствием прочла очерк! Под впечатлением!

    Есть на кого равняться и куда расти! Очень рада, что знакома с таким невероятным человеком!

    • Аня, благодарю, и тебя с этим замечательным праздником! Думаю, в твоей педагогической копилке секретов ничуть не меньше :)))

  4. Дорогая Татьяна Анатольевна! как всегда трогательно, умно, лирично и оригинально! А еще и статуя необыкновенная, о которой раньше ничего не знала (другой конец Земли, если искать причину). Спасибо за такое чудесное поздравление-подарок всем нам и лично каждому! Вам — неисчерпаемого полета души и бескрайних дорог во все концы света!!!

    • Ольга Юрьевна, огромное Вам спасибо! Верю, что наши с Вами дороги еще не раз пересекутся.

  5. Таня, замечательная статья получилась.

    Действительно, каждая профессия, как айсберг. И непосвященный видит лишь верхушку.

    Желаю тебе, чтобы в "скрытой" части было поменьше негатива.

    Пусть подопечные радуют успехами, а сам процесс приносит только удовлетворение (и, по возможности, деньги )))

    Не останавливайся на достигнутом.

    С праздником!

     

    • Костя, огромное спасибо! Очень рада, что очерк отозвался в душе. 

      Мне кажется, учителя никогда не останавливаются, в прямом и в переносном смысле :)))

  6. С праздником, Татьяна Анатольевна!!!!

    Как всегда,  в мире мифов и реальности. Вот такой океан жизни. И плыть по нему — удовольствие. Особенно с такими Учителями, как Вы! Спасибо Вам от всех, кого привели в мир преподавания и научили уму-разуму.  

  7. Сергей, благодарю от всей души! Очень рада, что студенты мои уходят не только в бизнес и государственные структуры, но и в школы, и в вузы.

    Желаю успехов всем, кто стоит за учительским столом!!!   

  8. Таня, спасибо за статью.  Как много общего в наших, на первый  взгляд казалось бы столь разных профессиях. Читала, как смотрела со стороны на свою работу. Очень  неожиданно и интересно. Да, всегда кажется,. что если человек в свободном полете, то это легко и просто. Но во всем есть свои подводные камни. И когда ты их видишь и четко осознаешь, они уже становятся не преградой, а способ поиска новых путей и возможностей.

    Удачи!

    • Людмила, благодарю! 

      Мне кажется, если ты надумаешь "копнуть" в своей профессии, наверняка найдешь там свои специфические мифы. Полностью с тобой согласна: стоит взглянуть с другой стороны — и многое воспринимается гораздо проще и более осознанно. 

      Людмила, успехов тебе и адекватных клиентов :)) 

  9. Творческие люди — удивительные люди. Татьяна, творческих вам успехов и взаимопонимания с родителями учеников. У моего сынишки классный руководитель тоже Татьяна Анатольевна и тоже удивительный и умный человек. С прошедшим вас праздником и терпения.

    • Нина, благодарю! Обожаю, когда на сайт приходят новые люди и оставляют такие душевные комментарии))). Буду рада и впредь видеть Вас среди читателей блога!  

  10. Танечка, благодарю за посвящение в тайны твоей профессии!

    "Ради интереса: напишите, пожалуйста, в комментариях, кто знал раньше об этом волшебном круге?"

    Не знала! Столько интересных открытий! 

    С нетерпением жду следующих рассказов.

    Удачи тебе!

    • Ирина, спасибо! 

      По секрету: мне тоже интересно на своих собственных занятиях:)))  Обожаю, когда после чьей-нибудь реплики завязывается спонтанная дискуссия. Чего мы только не обсуждали! Снежный человек, результаты Олимпиады и Евровидения, особенности корпоративной офисной культуры, новости археологии… Студенты мои с изумлением слушают самих себя и поражаются тому факту, что им, оказывается, вполне хватает лексики, чтобы высказать и аргументировать (а если потребуется, то и отстоять) свою точку зрения. Для меня это один из самых ценных результатов — когда человек может общаться на языке. 

       

  11. Расскажу о своем   преподавателе. 
    В школе нам очень нравилась учительница словесности. Пришла она к нам после института и ездила из близлежащего городка. Как мы, дети,  любили ее! Она не была похожей на других учителей, преподавала очень искренне, с увлечением,    и сами мы  ей были тоже интересны! По прошествии времени и она ушла, и мы закончили школу. Не виделись много лет, хотя нет — однажды я ездила к ней в ее близлежащий городок. И вот потом, спасибо соцсетям, мы нашлись благодаря интернету! Радости не было границ! С тех пор я с Ольгой Дмитриевной общаюсь и в соцсетях, и пишем мы друг другу бумажные письма, и обмениваемся книгами… Ее страничка есть в моем блоге, там выдержки из ее писем. Моя учительница  снова незримо учит меня, образовывает и я тянусь за умным и достойным человеком: открыла для себя новых авторов, больше стала интересоваться поэзией, вслушиваюсь в ее рассказы, люблю ее манеру изложения — она для меня светлый, деликатнейший, добрый друг. 
    Счастье, когда в жизни нам везёт с учителями. Татьяна, и на встречи с другими учителями мне везёт, вот и с Вами, пожалуйста, тоже!!!

  12. Елена, благодарю от всей души за такой интересный рассказ! Обожаю, когда читатели делятся своими историями. На мой взгляд, это здорово сближает и настраивает на сходные вибрации ничуть не хуже камертона :).

    Полностью согласна, что испытываешь настоящий восторг (который может прятаться под видом тихой радости), когда по жизни встречаются Учителя с большой буквы. Да, с ними тоже бывает непросто, но зато ты открываешь столько интересных граней и жизнь начинает переливаться новыми оттенками.

    Елена, пусть в Вашей жизни будут новые встречи и новые открытия! 

  13. Чувствуется, что Вы — преподаватель от Бога. Не только великолепно знаете свои предметы и разбираетесь в тонкостях подачи материала, но и искренней любите свое дело!

    • Литта, благодарю! Да, Вы правы, преподавать мне нравится. Занимаюсь этим уже четверть века, с 1992 года. Меняются предметы, ученики, методики, но суть остаётся той же — научить, подсказать, поддержать, вдохновить и отправить в свободное плавание.

  14. Татьяночка Анатольевна! С праздником!!!! Очень интересный очерк, познавательный. Как всегда у вас это хорошо получается))))

  15. Вот уж точно учитель готовится всю жизнь и практически круглосуточно к своим урокам. И накатанного не бывает, потому что даже правила периодически изменяются в языках, не говоря уже о потоке использования слов, заимствовании из других языков.

    • Ольга, да, это правда! 

      Неважно, каков твой стаж и педагогический опыт. К каждому уроку ты всё равно готовишься. Потому что и студенты разные, и язык развивается, да и ты сам не стоишь на месте в плане методики преподавания. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 1 МБ. Вы можете загрузить: изображение. Перетащите файл сюда